Почему мы не всегда помним о том, что нам снилось?

– «В том, что ты называешь „сном“, присутствует лишь то, что есть не более чем отдых тела, ибо дух пребывает в постоянном движении; там он вновь обретает что‑то от своей свободы и общается с теми, кто ему дорог либо в этом мире, либо в мирах иных; но так как тело является производным материи тяжёлой и грубой, то оно с трудом удерживает впечатления, полученные духом, ибо дух получил их не через органы тела.»

Что следует думать о значении, которое приписывается снам?

– «Сны вовсе не так вещи, как то понимают самозванные оракулы, ибо нелепо верить, будто появление чего‑то во сне возвещает осуществление этого наяву. Сны верны в том смысле, что они представляют действительные для духа образы, но нередко никак не связанные с тем, что происходит в физической жизни; часто также, как мы сказали. это просто воспоминание; иногда, наконец, это может быть некоторое предчувствие грядущего, если того позволяет Бог, или видение того, что в данный миг происходит в каком‑либо ином месте и куда перенеслась душа. Разве нет у вас множества примеров того, как людям во сне являются их родственники или друзья, дабы предупредить их о том, что случится с ними? Что ещё такое эти появления, как не души, или духи, этих людей, приходящих общаться с вами? Когда вы убеждаетесь, что виденное вами во сне случилось действительно, то не служит ли это доказательством тому, что воображение здесь ни при чём, особенно если вещь эта никоим образом не была у вас в мыслях наяву?»

Во сне часто видятся вещи, похожие на предчувствия, но которые, однако, не исполняются; отчего это происходит?

– «Оне могут исполняться если не для тела, то для духа, т.е. дух видит вещь, коию он желает, потому что скоро он обретёт её. Не надо забывать, что во время сна душа всегда более или менее находится под влиянием материи и что, стало быть, она никогда полностью не освобождается от земных идей; из этого следует, что заботы предыдущего дня могут придать тому, что видится во сне, видимость желанного или того, чего опасаются; именно это и можно назвать действием воображения. Когда человека сильно занимает какая‑либо идея, то он увязывает с ней всё, что только видит.»

Когда во сне мы видим, как живые и здравствующие люди, коих мы прекрасно знаем, совершают действия, о которых они ни в коей мере не помышляют, не будет ли это чистейшим воображением?

– «Ты говоришь: о которых они ни в коей мере не помышляют – как можешь ты знать это? Их дух может навещать твой, равно как и твой навещать их, и ты не всегда ведаешь, о чём они думают. А затем также, вы часто приписываете во сне знакомым вам особам, согласно с вашим желанием, то, что произошло или происходит в других существованиях.»

Необходимо ли для высвобождения духа, чтобы тело было погружено в полный сон?

– «Нет, дух вновь обретает свою свободу, как только органы ощущений отключаются; чтобы высвободиться, он пользуется всеми мгновениями передышки, которые только ему предоставляет тело. Как только наступает упадок жизненных сил, дух высвобождается, и чем тело слабее, тем дух свободнее.»

Примечание. Поэтому‑то полусон или просто притупление чувств часто вызывают те же образы, что и сон.

Иногда нам кажется, будто мы слышим слова, с отчётливостью произносимые внутри нас, и они никак не связаны с тем, что нас в данную минуту занимает; отчего это происходит?

– «Да, и даже целые фразы, в особенности это случается, когда внешние ощущения начинают притупляться. Иногда это слабое эхо слов духа, желающего общаться с тобой.»

Часто в состоянии, которое ещё не является полусном, когда глаза у нас закрыты, мы видим отчётливые образы, лица, мы схватываем их малейшие детали; действие ли это зрения либо же воображения?

– «Поскольку тело обездвижилось, дух стремится разбить свои цепи: он перемещается и видит; если бы сон был полным, то это было бы сновидением.»

410. Иногда во время сна или полусна возникают мысли, представляющиеся очень хорошими, но которые, несмотря на все усилия их припомнить, всё‑таки стираются из памяти; откуда приходят эти мысли?

– «Оне являются вследствие высвобождения духа, коий с большей полнотой пользуется в это время своими способностями. Зачастую это также советы, подаваемые другими духами.»

– Чему служат эти идеи или эти советы, если воспоминание о них теряется и ими нельзя воспользоваться?

– «Идеи эти иногда принадлежат более к миру духов, чем к миру физическому; но чаще всего бывает так, что если тело и забывает, то дух вспоминает, и идея возвращается в нужный миг как минутное озарение.»

Наши рекомендации