Есть ли мертворождённые дети, которые не были предназначены для воплощения духа?

– «Да, есть такие, которые никогда не имели духа, который должен был воплотиться в них: для них ничто не должно было произойти. И тогда ребёнок этот является лишь для родителей.»42

– Может ли подобное существо достичь конца срока?

– «Да, иногда, но и тогда оно не будет жить.»

– Всякий ребёнок, переживающий своё рождение, стало быть, обладает духом, коий в нём воплощён?

– «Чем бы он был без него? Это не было бы человеческое существо.»

Каковы для духа последствия аборта?

– «Это жизнь, которая не состоялась и которую надо начинать заново.»

Является ли аборт преступлением, независимо от времени зачатия?

– «Всегда есть преступление, как только вы преступаете закон Божий. Мать или кто иной всегда совершает преступление, отнимая у ребёнка жизнь до его рождения, ибо это значит помешать душе вынести испытания, орудием коих должно быть данное тело.»

359. Если жизнь матери была бы в опасности из‑за рождения ребёнка, было бы преступным пожертвовать ребёнком ради спасения матери?

– «Лучше пожертвовать тем существом, которого нет, нежели тем, которое есть.»

Разумно ли ставить знак равенства между зародышем и телом ребёнка, который уже живёт?

– «Во всём этом усматривайте волю Божью и дело Его; не будьте легкомысленны с вещами, коие вам должно уважать. Почему не уважать творения, каковые неполны порой по воле Создателя? Это входит в Его замыслы, о которых никому не дано судить.»

Нравственные и интеллектуальные качества

Откуда приходят к человеку его нравственные качества, хорошие или дурные?

– «Се суть качества духа, воплощённого в нём; чем чище дух этот, тем более склонен человек к добру.»

– Из этого, видимо, следует, что хороший человек – воплощение благого духа, а порочный – духа дурного?

– «Да; но скажи лучше, и так будет вернее, духа несовершенного, иначе можно было бы думать, будто дурные духи навсегда дурны, как те, кого вы называете демонами.»

Каков характер индивидов, в которых воплощаются домовые и духи легкомысленные?

– «Это ветреники, проказники, а порой и зловредные существа.»

З63. Есть ли у духов страсти, не свойственные людям?

– «Нет, иначе бы они сообщили их и вам.»

Один и тот же ли дух сообщает человеку как нравственные качества, так и качества ума?

– «Разумеется, один и тот же, и в зависимости от степени развитости, которой он достиг. Человек не имеет в себе двух духов.»

З65. Почему люди очень умные, что должно бы означать, что в них живёт высший дух, порой оказываются одновременно глубоко порочны?

– «Это оттого, что воплощённый дух недостаточно чист, и человек уступает в таком случае влиянию других, более плохих духов. Дух прогрессирует едва ощутимым восходящим движением, но прогресс его не идёт сразу во всех направлениях; в одно время он может продвинуться более в знании, в другое – в нравственности.»

Что думать о том мнении, будто различные умственные и нравственные способности человека являются результатом проявления множества разных духов, воплощённых в нём и обладающих каждый своим особым свойством?

– «Поразмыслив, нетрудно понять, что это нелепость. Дух должен обладать всеми способностями. Для того чтобы прогрессировать, ему нужна единая воля, и если бы человек был слагаемым разных духов, то этой бы воли не существовало и он бы потерял индивидуальность, поскольку при его смерти все эти духи разлетелись бы, словно стая птиц, вырвавшихся из клетки. Человек часто жалуется, что он не понимает некоторых вещей; курьёзно при этом видеть, как он сам умножает свои трудности, когда под рукой у него имеется объяснение совсем простое и совершенно естественное. Это опять‑таки принимать следствие за причину. В данном случае с человеком происходит то, что язычники делали с Богом. Они верили, что богов столько, сколько и явлений в природе, но и среди язычников были люди рассудительные, которые усматривали в этих явлениях лишь следствия одной и той же причины, каковая есть Бог единый.»

Примечание. Мир физический и мир нравственный предлагают нам в этой связи множество сравнений. Раньше верили в существование множества видов материи, поскольку останавливались лишь на видимости явлений; сегодня же мы понимаем, что все эти явления при всём своём разнообразии вполне могут быть лишь видоизменениями единой изначальной материи. Так и различные способности суть проявления одной и той же причины, каковая есть душа, или воплощённый дух, а не множество душ, подобно тому, как разные звуки органа суть различные производные одного и того же воздуха, а не такого же числа родов воздуха, сколько есть звуков. Не то из такой системы взглядов следовало бы, что когда человек утрачивает или приобретает некоторые способности, некоторые склонности, то это происходит‑де от того, что в него входит или из него уходит такое же количество духов, что сделало бы из него некое множественное существо, лишённое всякой индивидуальности, а следственно, и всякой ответственности. Помимо того, такой взгляд опровергается бесконечными примерами проявлений, в которых духи удостоверяют нам свою личность и тождественность.

Влияние организма

Наши рекомендации