Все ли миры духи могут посещать в скитающемся состоянии?

– «Смотря как; когда дух покинул тело, он ещё не полностью освободился от материи и ещё принадлежит тому миру, в котором жил, или же какому‑то иному миру того же ранга, если только при жизни он не сумел подняться выше среднего уровня, и в этом именно и состоит цель, к которой он должен стремиться, без этого он никогда не усовершенствовался бы. Он может, однако, посетить и некоторые высшие миры, хотя там он и ощущает себя чужеземцем; он лишь бегло осматривает эти планеты высшей организации, и именно это вызывает у него желание стать лучше, дабы сделаться достойным того блаженства, которого вкушают обитатели этих миров, и смочь позднее также и жить среди них.»

Духи, уже очистившиеся, приходят ли они в низшие миры?

– «Они часто приходят туда с целью помочь их развитию, без чего миры эти оказались бы предоставлены самим себе, без наставников, способных повести их.»

Переходные миры

Существуют ли такие миры, кои служат скитающимся духам пристанищем и местом отдыха?

– «Да, есть миры, особо предназначенные для блуждающих духов, миры, в коих те могут временно пожить; своего рода дома отдыха, курорты, для того чтобы отдохнуть от слишком долгих скитаний, которые всегда несколько мучительны. Миры эти среди прочих миров, различающихся по рангу в зависимости от характера духов, их населяющих, являются промежуточными, и духи пользуются там благополучием более или менее значительным.»

– Духи, живущие в этих промежуточных мирах, могут ли они покинуть их по своему желанию?

– «Да, духи, находящиеся в этих мирах, могут оставить их для того, чтобы направиться туда, где они должны быть. Представьте себе перелётных птиц, спустившихся на остров: оне присели, чтобы набраться сил и снова лететь к цели своего странствия.»

Продолжают ли духи развиваться и во время своей остановки в переходных мирах?

– «Разумеется; те, кто приходит туда, продолжают развиваться; они делают это как ради взаимного просвещения, так и для того, чтобы легче добиться разрешения направиться в места лучшие и достичь того положения, которого достигают избранные.»

Переходные миры, навечно ли, в силу их особой природы, отданы они во владение блуждающим духам?

– «Нет, положение их лишь временно.»

– Живут ли в них одновременно и существа телесные?

– «Нет, поверхность этих планет совершенно бесплодна. На них живут лишь те, кто ни в чём не нуждается.»

– Эта бесплодность их постоянна и как‑то связана с их особым предназначеньем?

– «Нет, они бесплодны лишь временно.»

– Эти планеты тогда должны быть лишены природных красот?

– «Природа там выражает себя в красотах Беспредельности, каковые не менее восхитительны, нежели те, что вы называете „красотами природы“.»

– Поскольку такое состоянье этих миров переходно, то будет ли однажды и наша Земля в их числе?

– «Уже была.»

– В какую эпоху?

– «В пору её сотворения.»

Примечание. В природе нет ничего бесполезного; у каждой вещи своя цель, своё предназначение: ни в чём нет пустот, всё обитаемо, жизнь повсюду. Так, в течение бесконечно долгого ряда веков, протекших до появления человека на Земле, в продолжение длиннейших переходных периодов, о коих свидетельствует вся толща геологических слоёв, и даже до сотворения первых органических существ, в этой бесформенной массе, в этом раскалённом хаосе, где перепутались и перемешались все стихии, также была жизнь; существа, не имевшие ни наших потребностей, ни наших физических ощущений, находили себе здесь пристанище. Бог пожелал, чтобы даже в этом несовершенном состоянии планета наша служила определённой цели. И кто посмел бы сказать, будто среди миллиардов миров, круговращающихся в Беспредельности, лишь один – самый малый из всех, затерянный в толпе остальных – пользовался бы исключительным правом быть обитаемым? В чём тогда назначенье всех прочих? Уж не создал ли их Бог для того только, чтоб услаждать глаза наши? Нелепейшее предположение, несовместимое с мудростью, каковая с таким великолепием проявляет себя во всех Его творениях, нелепейшее и недопустимое, если помыслить ещё и обо всех тех мирах, коих мы не можем увидеть. Никто не станет отрицать, что мысль эта о мирах, ещё не устроенных для жизни матерьяльной и тем не менее заселённых живыми существами, приспособленными к подобной среде, содержит в себе нечто великое и возвышенное, нечто такое, в чём находится, быть может, разрешенье не одной проблемы.

Наши рекомендации