Дух ребёнка, умершего в раннем возрасте, оказывается ли он так же продвинут, как и дух взрослого?
– «Иногда значительно более продвинут, ибо он мог жить гораздо больше и иметь больше опыта, в особенности если он шёл вперёд.»
– Дух ребёнка может, таким образом, быть более развит, нежели дух его отца?
– «Это не редкость; разве сами вы не видите этого постоянно у вас на Земле?»
Если ребёнок умирает в раннем возрасте, то он не мог совершить зла; значит ли это, что дух его принадлежит к высшим ступеням?
– «Если он совсем не сделал зла, то он не сделал и добра, и Бог не освобождает его от испытаний, через которые он должен пройти. Если он действительно чист, то не потому, что он был ребёнком, но потому, что был более продвинут.»
Почему жизнь так часто обрывается ещё в детстве?
– «Время жизни ребёнка для духа, который воплощён в нём, может быть дополнением к предыдущему существованию, прерванному ранее назначенного срока, а смерть его, помимо того, – зачастую испытание или искупление для родителей.»
– Что становится с духом ребёнка, умершего в раннем возрасте?
– «Он начинает новое существование.»
Примечание. Если бы у человека было лишь одно‑единственное существование и если бы после этого существования его будущая участь определялась навечно, то в чём, собственно, была бы заслуга той части человечества, которая умирает в раннем возрасте, чтобы без всяких усилий наслаждаться вечным блаженством, и по какому праву люди эти были бы освобождены от мучительных условий, часто налагаемых на других? Такой порядок вещей не соответствовал бы божественной справедливости. Через перевоплощенье – равенство для всех, грядущее принадлежит всем без исключения и без каких‑либо привилегий для кого бы то ни было, и те, что приходят последними, могут пенять только на себя. У человека должна быть заслуга в сделанном им, точно так же как есть у него и ответственность за свои дела.
Неразумно, однако, рассматривать детство как нормальное состояние невинности. Разве не видим мы детей, наделённых самыми дурными инстинктами в том возрасте, когда воспитание ещё никак не могло оказать на них какого‑либо влияния? Разве не видим мы среди них тех, которые, родившись, словно принесли с собою лукавство, ложь, коварство и даже склонность к воровству и убийству, и всё это вопреки хорошим, достойным примерам, коими они постоянно окружены? Гражданский закон прощает им, так как они поступали якобы без разумения; и закон прав, поскольку они и в самом деле поступали более инстинктивно, чем по размышлению; но откуда, спрашивается, могут происходить столь разные инстинкты у детей от одних родителей, у детей одного возраста, воспитанных в одинаковых условиях и подверженных тем же самым влияниям? От чего же ещё идёт она, эта преждевременная испорченность, если не от порочности самого воплощённого духа, коль воспитание здесь ни при чём? Это значит, что дух их меньше прогрессировал, и они испытывают на себе последствия не своих детских поступков, но поступков своих предшествующих жизней. Получается, что закон един для всех и что божественная справедливость постигает каждого.
Пол среди духов
Обладают ли духи полом, т.е. делятся ли они, как люди, на мужчин и женщин?
– «Совсем не в том смысле, как вы это понимаете, ибо у вас пол определяется строением вашего организма. Между духами также есть любовь и симпатия, но основываются оне на сходстве чувств и мыслей.»
Дух, оживлявший тело мужчины, может ли он в новом своём воплощении оживить тело женщины, и наоборот?
– «Да, те же самые духи одухотворяют то мужчин, то женщин.»
В состоянии духа человек предпочитает воплощение в каком теле: в мужском или женском?
– «Для духа это маловажно; сие определяется испытаниями, которым он должен подвергнуться.»
Примечание. Духи воплощаются как мужчинами, так и женщинами, потому что сами по себе они бесполы. Так как они должны развиваться всесторонне и во всех направлениях, то каждый пол, равно как и каждое общественное положение, предлагает им свои особые испытания и обязанности, а также даёт возможность набраться необходимого опыта. Тот, кто всегда был мужчиною, смог бы знать лишь то, что знают мужчины, и не более того. Но это ещё далеко не всё, что следует знать.
Родство, родственные связи
Передают ли родители детям часть своей души или же они лишь сообщают им животную жизнь, к каковой новая душа позднее добавит жизнь нравственную?
– «Одну только животную жизнь, ибо душа неделима. У глупого отца могут быть умные дети, и наоборот.»