Когда Земля начала заселяться живыми существами?
– «Поначалу был полный хаос; элементы были перемешаны. Мало‑помалу каждая вещь заняла своё место; тогда появились живые существа, приспособленные к состоянью земного шара.»
Откуда пришли живые существа на Землю?
– «Земля содержала их зародыши, ожидавшие благоприятного мгновенья, чтобы развиться. Органические начала, как только исчезла сила, державшая их в разделении, соединились и образовали зародыши всех живых существ. Зародыши оставались в сокрытом и безжизненном состоянии, как куколка у бабочек и семена у растений, до мига, благоприятного для расцвета каждого вида; тогда существа каждого вида собрались вместе и размножились.»
45. Где были органические элементы до образования Земли?
– «Они находились, так сказать, во флюидическом состоянии в пространстве, посреди духов или на других планетах, ожидая сотворения Земли, чтобы начать новое существованье в новом мире (на новой планете).»
Примечание. Химия показывает нам, как молекулы неорганических тел соединяются, чтобы образовать кристаллы, обладающие, как только оне окажутся в подходящих условиях, постоянной правильностью структуры, согласно каждому типу. Малейшей помехи в этих условиях достаточно, чтобы помешать соединению элементов или, по меньшей мере, правильному их распределению, составляющему кристалл. Почему не быть тому же самому и с органическими элементами? Мы в течение многих лет сохраняем зародыши растений и животных, кои развиваются лишь при определённой температуре и в благоприятных условиях; известно, что зёрна злаков дают всходы и чрез несколько веков. Стало быть, в этих зародышах есть скрытое жизненное начало, ожидающее лишь благоприятных обстоятельств, чтобы развиться. И разве то, что ежедневно происходит у нас на глазах, не могло существовать при возникновении мира? Это образованье живых существ, исходящее из хаоса силою самой Природы, разве оно отнимает что‑то у величия Бога? Далеко не так, оно лучше отвечает той идее, коию мы составляем себе о Его могуществе, осуществляющемся в бесконечном множестве миров по вечным законам. Правда то, что теория эта не решает вопроса о происхождении жизненных элементов; но у Бога есть свои тайны, и Он поставил некоторые пределы нашим исследованиям.
Есть ли ещё существа, кои рождаются самопроизвольно?
– «Да, но первоначальный зародыш существовал уже в состоянье скрытом (непроявленном). Вы ежедневно являетесь очевидцами этого феномена. Ткани человека и животных, разве не содержат оне зародыши множества червей, кои ждут, чтобы начать гнилостное брожение, необходимое для их существования? Это малый мир, который дремлет и вдруг пробуждается.»
Род человеческий, находился ли он среди органических элементов, содержащихся в земном шаре?
– «Да, и он пришёл в своё время; это и породило выражение, будто человек был создан из грязи земной.»
Можем ли мы знать эпоху появления человека и других живых существ на Земле?
– «Нет, все ваши расчёты суть химеры.»
Если зародыш рода человеческого находился среди органических элементов земного шара, то почему же люди больше не создаются самопроизвольно, как при своём возникновении?
– «Начало вещей в тайнах Божьих; однако можно сказать, что люди, раз распространившись по Земле, поглотили в себя элементы, необходимые для их образования, чтобы преобразовывать их согласно законам воспроизвождения. Так же обстоит дело с различными родами живых существ.»
Население Земли. Адам
Род человеческий, начался ли он с одного человека?
– «Нет; тот, кого вы называете Адамом, не был ни первым, ни единственным из обитателей Земли.»
Можем ли мы знать, в какую эпоху жил Адам?
– «Приблизительно в ту, коию вы ему отводите; около 4000 лет до Р.Х.»
Примечание. Человек, которого мы называем Адамом, был одним из тех, что выжили в некой стране после нескольких великих катаклизмов, в различные эпохи сотрясавших поверхность земного шара. Он стал родоначальником одной из рас, населяющих сегодня Землю. Законы Природы противятся тому, чтобы развитие человечества, отмеченное задолго до Христа, могло совершиться в несколько столетий, если бы человек был на Земле лишь с эпохи, указанной для существованья Адама. Некоторые, и не без основания, считают Адама мифом или аллегорией, олицетворяющей первые эры мира.