Глава 16. человек и законы общества
Понятие закона общества
Понятия "человек", "человеческая деятельность",
"общественные отношения", "законы общества" не отно-
сятся к однопорядковым, но они взаимопроникают и
взаимодополняются, обозначая субстанциональную харак-
теристику общества.
Развитие социально-философских представлений о
законе вообще и законах общества в особенности охва-
тывает исторический путь от древнекитайских представ-
лений о "дао" и "логосе" Гераклита до идеи Гегеля и
Сен-Симона о закономерности исторического процесса
и суждений Смита и Рикардо об экономических законах,
а от них к материалистическому пониманию истории
как естественноисторического, закономерного процесса
в марксистской теории.
Ныне широкое признание получило понятие закона
общества как философско-социологической категории
для обозначения существенных, общих, необходимых,
устойчивых, системных отношений социального бытия,
формирование, функционирование и воспроизводство
которых совершаются в процессе человеческой деятель-
ности.
Законы общества, как и законы природы, объектив-
ны по своему характеру; их качественное отличие в том,
что они есть законы человеческой деятельности и обще-
ственных отношений.
Законы общества прежде всего различаются по
степени охвата сфер общественной жизни (социальное
пространство) и степени продолжительности функциони-
рования (социальное время). В связи с этим выделяются
три основные группы законов. Это наиболее общие законы,
они охватывают все основные сферы жизни общества и
функционируют на протяжении всей человеческой исто-
рии (например, закон обусловленности способом произ-
водства материальной жизни существования и развития
общества, закон взаимодействия экономического базиса и
надстройки). Далее, это общие законы - они функциони-
руют в одной или в нескольких сферах и на протяжении
ряда исторических этапов (закон стоимости, закон соот-
ветствия производственных отношений производитель-
ным силам и др.). Наконец, это специфические, или ча-
стные законы, присущие отдельным сферам жизни обще-
ства и действующие в рамках исторически определенной
ступени развития общества (закон прибавочной стоимо-
сти и др.).
Известны и другие подходы к пониманию и типо-
логии законов. Так, в широко распространенном и наи-
более известном на Западе, а теперь и у нас, учебнике
"Экономика" лауреата Нобелевской премии П. Самуэль-
сона в качестве законов рассматриваются повторяющиеся,
необходимые связи, отношения в реальном экономиче-
ском процессе жизнедеятельности любого общества, ре-
шающего триаду проблем: Что производить, Как и Для
кого. Исследуется закон убывающей доходности, закон
выбора между относительно редкими товарами (закон
редкости), закон взаимосвязи выпуска продукции и затрат
и др.
Проблема закономерностей общества и их использо-
вания продолжает оставаться в ряду наиболее актуальных.
Однако здесь встречаются и противоречивые ситуации.
Так, значительная часть политологов, политэкономов, со-
циологов, философов на Западе сейчас предпочитает не
пользоваться понятиями "закон общества" или отрицает
его научный статус. В то же время многие из них про-
фессионально анализируют существенные, необходимые,
повторяющиеся отношения в различных сферах общест-
венной жизни (т.е. фактические законы общества) и
завершают исследования рекомендациями не столько
апологетического характера, сколько имеющими теоре-
тическую и практическую ценность. Об этом, к примеру,
говорят работы Дж. Кейнса, В. Леонтьева, Дж. Гелбрейта,
П. Сорокина, Т. Парсонса, Д. Белла, А. Тоффлера, доклады
Римского клуба и др.
16.2. Человек как субъект проявления законов
общества
В современной социальной философии все еще
встречаются рецидивы длительное время широко распро-
страненных рассуждений по типу ложной альтернативы:
либо историю творят люди (под ними понимается
"элита") - и тогда нет места объективным законам обще-
ства; либо ход истории определяют социальные законы -
и тогда нет места свободной деятельности людей. Итак:
или человек с его свободой и интересами, или законы
общества, и тогда человек становится-де "винтиком" про-
явления "бездушных" законов, "пешкой" в руках строго
детерминированного социального fatuma и т.д.
В чем же проявляются односторонность и катего-
ричность приведенных выше суждений? Прежде всего в
том, что с тех пор, как завершилось превращение антро-
поида в человека, в истории человечества не было и не
может быть такой ситуации, когда бы более или менее
значительные социальные группы людей являлись только
объектом проявления законов общества. Общественный
человек выступает в той или иной степени субъектом сво-
ей истории и ее законов потому, что вне и помимо его
деятельности законы истории не могут иметь места. Так,
действие любого закона общества представляет собой
вполне определенные стороны стихийной или сознатель-
ной деятельности людей, которая творит и воспроизводит
существенные, устойчивые, системные отношения между
определенными общественными структурами, процессами.
В более узком смысле суждение о человеке как
субъекте законов общества означает, что определенная
социально-историческая общность людей является актив-
ным творцом именно этих конкретных общественных
действий, посредством которых прокладывает дорогу ис-
пользуемый социальный закон или система законов.