Софистика, эклектика, догматизм
В чем сущность софистики и эклектики как форм
антидиалектического мышления? В том, что они всесто-
ронность, универсальную гибкость понятий, гибкость,
доходящую до тождества противоположностей, применя-
ют субъективно, произвольно. В диалектике взаимосвязь
и гибкость понятий обусловливаются объективной проти-
воречивостью процесса материального мира и его единст-
ва. Мыслить диалектически - значит воспроизводить в
сознании действительность в динамической совокупности
и целостности ее существенных моментов.
Софистика и эклектика отвергают их целостное
единство. При этом софистика противопоставляет различ-
ные моменты процесса друг другу, субъективистски абсо-
лютизируя один из них; а эклектика столь же произвольно
механически соединяет множество сторон предмета, наме-
ренно не выделяя главные из них. Эклектика представляет
собой нечто похожее на платье, сшитое из разноцветных
кусков материи. Ведь эклектики изучают не сам предмет
как таковой в неразрывном органическом единстве всех
его граней, но выхватывают отдельные и чаще всего слу-
чайные моменты, объединяя их в рассогласованную с по-
знавательным объектом поверхностную целостность. Про-
должая метафору (образ "платья" использовал Гегель в
характеристике эклектики), можно считать, что софисти-
ка - нечто похожее на платье голого короля из известной
сказки. Там "портные" обошлись вообще без всякой мате-
рии, внушив простакам мысль о невозможности воспри-
ятия королевского платья "для всякого человека, который
сидит не на своем месте или непроходимо глуп".
К софистике и эклектике как способам мыслитель-
ной деятельности обычно прибегают те, кто заинтересо-
ван в искажении истины, в субъективистски извращенном
представлении действительности, в утаивании своих под-
линных намерений, а то и просто в нежелании разобрать-
ся в существе дела.
Диалектически воспринимать действительность оз-
начает преодоление эклектики и софистики в любых их
проявлениях. Вместе с тем в последние годы чрезвычайно
актуальной стала задача освобождения социального соз-
нания от пут догматизма.
Приверженцы доктринерского догматического типа
мышления оперируют некритически воспринятыми в ка-
честве абсолютных истин социальными идеями, лозунга-
ми, парадигмами теоретического мышления, установками,
указаниями. Здесь игнорируются конкретность истины,
необходимая гибкость понятий, потребности практики.
Такой тип мышления оборачивается на деле идеологиче-
ской нетерпимостью, схоластическим утопизмом, застоем
в науке, консерватизмом в технике, безынициативностью
в социальных действиях.
После того, что было сказано об альтернативах
диалектической логике, можно задуматься над вопросом
о наиболее оптимальном для современного инженера (да
и вообще для всякого с широким кругозором человека)
способе мышления. Логические изъяны софистики и
эклектики очевидны. А как быть ныне с диалектикой? В
постсоветский период наблюдается ее игнорирование со
стороны многих философов. Утверждается, что она яко-
бы "устарела", что ее надо заменить синергетикой, что
большинство положений диалектики - "суеверия", что ма-
териалистическая диалектика - это просто "идеологическая
догма", а то и вовсе "опиум для ученого". Надо признать,
что в недалеком нашем прошлом содержание диалектики
под воздействием сталинизма примитивизировалось. Ее
метод извращался на потребу политических целей. Но дает
ли это основание для отказа от существа диалектико-
материалистического мировоззрения? Следует избегать его
некомпетентного упрощения. Не стоит, в частности,
ввергать в конфликт с диалектикой синергетику, которая
(как ранее кибернетика, системология и другие маргина-
лии науки) находит свою эвристическую методологическую
нишу в современном творческом познавательном поиске.
Синергетика - не альтернатива диалектике, а, в отличие от
софистики, эклектики и догматизма, - перспективная сис-
тема общенаучного знания, одна из современных междис-
циплинарных наук.
10.4. Диалектическая культура мышления и
социального действия
Из альтернативных философских ориентации логи-
ки мысли только материалистическая диалектика может
быть подлинно творческим и плодотворным методом че-
ловеческой деятельности.
Методом называют сознательный способ осуществ-
ления социального действия (познавательного, производст-
венного, политического, управленческого, эстетического и
т.д.). Человек, обладающий определенным методом, соот-
ветственно организует свою деятельность. Он знает, ка-
ким образом и в какой последовательности действий мо-
гут решаться стоящие перед ним задачи. Французский
философ Р. Декарт писал, что "уж лучше совсем не по-
мышлять об изыскании каких бы то ни было истин, чем
делать это без всякого метода, ибо совершенно несомненно
то, что подобные беспорядочные занятия и темные мудрст-
вования помрачают естественный свет и ослепляют ум" (20.
С.89). Хотя метод. - форма организации мыслительной че-
ловеческой деятельности, его нельзя считать чисто субъек-
тивным явлением. Верны слова А.И. Герцена: "...Метода в
науке не есть дело личного вкуса или какого-нибудь внеш-
него удобства, ...она...есть самое развитие содержания, -
эмбриология истины..." (16. T.I. C.97). Поэтому определе-
ние нужного метода исследования - первостепенное дело в
науке. Совокупность знаний о методах, способствующих
отысканию плодотворных способов достижения желатель-
ных результатов, называется методологией.
Методологизация современной науки является од-
ной из ее самых характерных черт. Возрастание роли ме-
тодологии обусловливается ныне особенностями развития
науки: нарастанием в ней интеграционных процессов,
усложнением объектов исследования, широким примене-
нием вычислительной техники, повышением уровня абст-
рактности теоретического знания и пр. В чем существо
методологии! В отличии от метода как способа познава-
тельного действия под методологией, в широком смысле
слова, следует понимать мировоззренческую установку
ученого в исследовательских процедурах. Важно то, что
общественные потребности, преломляясь через методо-
логическое сознание исследователя, инженера, трансфор-
мируются в цели научного поиска. Именно на методоло-
гическом уровне осуществляется взаимодействие науки с
материальным производством и социальной практикой.
Методологическая база современной науки и со-
циальных действий представляет собой иерархическую
многоуровневую сложную систему. Ведь любой мировоз-
зренческий принцип и закон, более того - любой ком-
плекс теоретических знаний о законах объективного мира
может приобрести методологическую значимость. Это
происходит в тех случаях, когда теория используется для
объяснения данных эксперимента как средство интегра-
ции научного знания, для перехода от известного к неиз-
вестному, для прогнозирования будущих событий. Знание
(теория) выполняет методологическую функцию и тогда,
когда оно способствует процессам конструирования тех-
нических систем или служит ориентиром практических
социальных действий. Методологический подход, следо-
вательно, означает отыскание метода, обеспечивающего
эффективное решение научных и социальных проблем.
Диалектическая логика - универсальный метод и общая
методология научного познания и социального действия.
В качестве метода диалектика требует мыслить и действо-
вать в соответствии со всеобщими закономерностями ма-
териального и духовного бытия. Свою методологическую
функцию материалистическая диалектика выполняет
тем, что формирует мировоззренческую позицию людей.
Иногда утверждают, что будто бы диалектика не играет
никакой роли в процессе движения науки к новым ре-
зультатам. К тому же, как жизнь показывает, именем
"диалектики" может твориться зло. Выдвинутый Ста-
линым тезис об обострении классовой борьбы по мере
строительства социализма теоретически обосновывал мас-
совые репрессии. Т.Д. Лысенко и его приверженцы объя-
вили генетику "идеализмом" и "метафизикой". На долгие
годы в стране были прерваны научные исследования ме-
ханизма наследственности, чем нанесен существенный
вред развитию отечественной биологии. Лысенко вульга-
ризировал диалектику.
Дискредитация существа материалистической диалек-
тики происходит в случае, если применение ее метода ог-
раничивается простым подбором иллюстраций, примеров
некоторых известных всеобщих законов, когда диалектика
превращается в непосредственное орудие доказательства, в
универсальную отмычку для решения любых проблем науки.
Между тем надо избегать упрощенного подхода к
использованию диалектического метода. В методологиче-
ском анализе имеют место соответствующие познаватель-
ные процедуры, но нет никакой рецептуры, т.е. алгорит-
мически оформленной технологии движения к истине.
Такое движение невозможно без содержательного экспе-
риментального и теоретического исследования конкретных
объектов. В требованиях диалектики следует видеть по-
этому лишь общие методологические ориентиры ("орга-
нон") исследовательских действий, а не истолковывать их
как некую всеобщую абстрактную схему ("канон") позна-
ния абсолютной истины. Диалектический материализм ни
в коей мере не подменяет и не отменяет конкретных спе-
циальных исследований. Тем более для диалектики не
может быть никаких "запретных зон" науки. Ведь сама
философия без опоры на частные естественнонаучные и
социальные знания не может существовать как постоянно
развивающееся творческое учение.
Для стиля научного мышления ныне стало привыч-
ным и необходимым оперирование диалектическими про-
тивоположностями единого и множества, стохастического
и жестко детерминированного, формального и содержа-
тельного, прерывного и непрерывного, интеграции и де-
зинтеграции, относительного и абсолютного и т.д. В по-
знании природы теперь ярко и несомненно обнаруживает-
ся ее объективная диалектика. Соответственно обогащается
и методология исследовательского поиска.
Существенное общенаучное значение приобрели, в
частности, методы кибернетики и системного анализа. По-
рой эти методы даже противопоставляются в качестве но-
вой альтернативной методологии науки материалистиче-
ской диалектики. Но при всей важности они, однако, не
могут заменить диалектико-материалистические ориентиры
научного познания. В чем суть методологических выводов,
предлагаемых кибернетикой? Они сводятся к тому, чтобы в
анализе изучаемых ею систем: а) опираться на принцип
обратной связи с учетом информационных отношений;
б) выявлять адаптацию системы к внутренним и внешним
условиям ее функционирования; в) учитывать активность
самодвижения кибернетической системы; г) принимать во
внимание иерархичность (субординацию) управляющих и
исполнительных элементов (подсистем).
Метод же системного анализа предполагает: а) рас-
членение системы на составные элементы и изучение их
качественной специфики; б) выявление связей между эле-
ментами, т.е. рассмотрение структуры системы; в) раскры-
тие взаимодействия данной системы со средой, т.е. системой
большего порядка (иначе говоря, рассмотрение функцио-
нирования системы); г) определение генезиса изучаемой
системы.
Несомненна методологическая значимость отмечен-
ных эвристических ориентации в познании информацион-
ных отношений и системных объектов. Ими воспроизво-
дятся важные моменты научного осмысления действитель-
ности. Они конкретизируют требования диалектического
метода. Вместе с тем философские основы современных
познавательных действий и социальной практики выра-
жаются в существенно более полном и целостном спектре
универсальных методологических установок.
Эти общие ориентиры человеческой деятельности
формулируются, однако, не произвольно, а на основе
выявления объективно функционирующих универсаль-
ных законов структурной детерминации и развития. Ме-
тод познания составляют не сами законы и категории
диалектики, а разработанные с учетом их содержания
требования к мыслящему субъекту, принципы осуществ-
ления им социальных действий в науке и других сферах
жизни общества. Названные выше требования диалекти-
ческой логики - важнейшие философские регулятивы.
Вместе с тем они, разумеется, не исчерпывают всего ме-
тодологического арсенала диалектико-материалистичес-
кой философии. В совокупности ее фундаментальных
идей каждая из них и все они взятые в их целостной
системе выполняют существенную функцию духовной
оптимизации человеческих действий. Из содержания за-
конов диалектики вытекают, например, такие методоло-
гические нормы мысли и действия, как необходимость
обнаруживать в единичном явлении существенное и об-
щее; фиксировать возникновение системного нового ка-
чества при объединении разрозненных элементов в целое;
148
исходить в практических действиях не из возможного, а
из действительного; не допускать абсолютизации каких-
либо моментов развития (покоя, непрерывности, скачков,
деструкции, снятия, единства противоположностей, их
борьбы и т.д.). В числе философских регулятивов сущест-
венное общегносеологическое и практическое значение
имеют также выводы о необходимости каждое положение
рассматривать лишь исторически и в связи с другими, в
связи с конкретным опытом истории. Данный принцип
исторического подхода, взятый в синтезе со всей совокуп-
ностью других подобных философских идей, образует со-
держание диалектической культуры мышления и социаль-
ного действия в современных условиях. Диалектическая
культура - это способность и стремление человека приме-
нять в познавательных и практических действиях гибкость
понятий объективно, т.е. в отражении всесторонности и
разнообразия природной и социальной действительности,
их единства и противоречивости развития.
Становление ныне новых форм общественной жиз-
ни, социальное обновление нуждаются в высоком уровне
диалектической культуры самых широких слоев населения
и, прежде всего, тех, кто действует в сферах производства,
науки и техники, политики и идеологии. Обладать разви-
той диалектической культурой ныне для инженера и гу-
манитария - значит в первую очередь уметь использовать
в своей творческой деятельности методологические ори-
ентиры мышления в их иерархической структуре (идеи
материалистической диалектики и особо в их социальном
аспекте; эвристики интегративно-научного знания - ма-
тематики, кибернетики, синергетики, системного подхода
и др.; ведущие идеи естествознания и социальной фило-
софии; общие принципы техникознания).
Далее требуется непременная ориентация гуманитар-
ной и инженерной деятельности на возвышение человека
как самоответственного субъекта современной диалектики
природы и общества, на приоритетность гуманистических
ценностей и интересов.
Все изложенное о материалистической диалектике
теперь можно резюмировать в виде следующего ее опре-
деления, дополняющего ранее известные формулировки:
диалектика есть учение о материальном единстве мира и
месте человека в функционировании всеобщих законов
его развития.
Раздел III
СОЗНАНИЕ. ПРАКТИКА. ПОЗНАНИЕ
Глава 11. СОЗНАНИЕ