Значение теории относительности для

философского понимания пространства
и времени

Реляционная концепция пространства и времени
оформилась .как учение, имеющее строгое математическое
обоснование в теории относительности А. Эйнштейна.
Пространство и время рассматриваются им не только в
неразрывной связи между собой, но и в соотношении с
системой материальных тел. Идея эта зрела подспудно в
математике уже давно. Лобачевский, Больяй, Риман убе-
дительно показали возможности построения непротиво-
речивой геометрии, существенно отличной от геометрии
Евклида. Эти геометрии содержали в себе утверждение о
зависимости метрических отношений от характера мате-
риальных систем. Различие в геометриях можно проил-
люстрировать путем изображения треугольника на разных
поверхностях (плоской - Еквлидова, сферической - Рима-
на, псевдосферической, седлообразной - Лобачевского).
Однако эти представления не вышли за рамки математи-
ческой теории, не распространились на понятие реаль-
ного пространства.

Эйнштейн вышел за рамки абстрактных теорети-
ческих построений. Согласно Эйнштейну, материальная
система сама формирует свои пространственно-времен-
ные отношения. В соответствии со специальной теори-
ей относительности (СТО) пространственно-временные
свойства тел зависят от скорости их движения. Простран-
ственные размеры сокращаются в направлении движения
при приближении скорости тела к скорости света в ва-
кууме, а временные процессы в быстродвижущихся сис-
темах замедляются. Пространство и время представляются
в СТО как взаимосвязанные свойства физических систем
и процессов, единство которых реализуется в понятии
"пространство-время" и описывается с помощью четырех-
мерной геометрии. Неизменным в инерциальных систе-
мах отсчета оказывается пространственно-временной ин-
тервал:

dS2 = c2di2-dx2-dy2-dz2

Выводы СТО подтверждаются, в частности, изме-
нением длины пробега мезонов, возникающих при
столкновении частиц первичного космического излуче-
ния с ядрами атомов на Земле. Мезоны существуют в те-
чение 10"6-10"15 с (в зависимости от типа частиц) и после
своего возникновения распадаются на небольшом рас-
стоянии от места рождения. Но если мезон движется с
околосветовой скоростью, то временные процессы в нем
замедляются, период распада увеличивается и соответст-
венно возрастает длина пробе га от рождения до распада.

В общей теории относительности (ОТО) выявлены
новые моменты зависимости пространственно-временных
отношений от материальных процессов. ОТО установила,
что под действием полей тяготения происходит искривле-
ние пространства, когда евклидова метрика уступает ме-
сто неевклидовой геометрии. Об этом свидетельствует за-
фиксированный факт искривления траектории светового
луча в поле сильного тяготения. В сильных гравитацион-
ных полях также наблюдается замедление времени.

Идеи теории относительности, хотя о ней в наши
дни ведутся острые споры, вышли далеко за рамки физиче-
ского описания мира. Они оказали влияние на различные
сферы науки и культуры, внесли существенные коррективы
в стиль мышления, изменили характер мировоззрения. Вы-
движение в качестве неотъемлемого мировоззренческого
основания принципа единства материи, движения, про-
странства и времени привело к сознательному включению
пространственно-временных отношений в изучение вешей
и процессов всех уровней: в современном научном позна-
нии наряду с физическим рассматривается химическое,
биологическое, психофизическое, социальное и другие ви-
ды пространства и времени.

5.3. Специфика пространственно-временных
свойств в различных сферах мира

Общие свойства пространственно-временных отно-
шений, сформулированные на основе изучения макропро-
цессов, не исключают, а, напротив, предполагают специ-
фику их на различных уровнях организации материи. В
неживой природе качественные особенности микро-, мак-
ро-, мегамира во многом объясняются своеобразием их

пространственно-временных связей. Так, в мегамире су-
щественную роль играет кривизна пространства-времени.
Эйнштейновские уравнения гравитационного поля по-
зволяют сформулировать множество космологических
решений. Одним из них является предложенная совет-
ским физиком A.A. Фридманом модель расширяющейся
Вселенной, согласно которой вещество, испытывая дейст-
вие сил тяготения, приводит к расширению Вселенной. В
соответствии с этой моделью предполагают, что вещество
Вселенной находилось в сингулярном (точечном) состоя-
нии в виде сверхплотного сверхгорячего шара с бесконечно
большим значением кривизны пространства-времени, а
"разбегание" галактик связано с "большим взрывом".

Своеобразие пространственно-временных отноше-
ний мы обнаруживаем и при рассмотрении микромира.
Существуют множество моделей дискретного пространст-
ва-времени микромира. В частности, обосновывается не
только квантовый характер пространства и времени мик-
ромира, но и указывается порядок величины соответст-
вующих квантов -10"13 см для пространства и 10~24 с для
времени. При этом квантованность пространства-времени
не означает наличие какого-то нижнего предела значений
квантов. (Так, для нуклонов называются следующие зна-
чения: А/=10~|7см, Ai = 1058c.), Определение наиболее

адекватных моделей пространства и времени мега- и мик-
ромира, безусловно, дело специалистов - физиков, астро-
номов. С позиции же философского миропонимания
важно, что пространство и время выражают в каждом
случае качественное своеобразие структурной организа-
ции материи.

Все большее значение проблема пространства и
времени занимает в химических процессах. Стереохимиче-
ские эффекты, ориентация, принцип симметрии и асим-
метрии и другие имеют прямое отношение к изучению
пространственно-временных отношений материальных
систем химического уровня строения материи. Пространст-
венные характеристики химических объектов описываются
с учетом их многоуровневого строения. Актуальность ис-
следования пространственно-временных отношений хи-
мических веществ связана не только с особенностями их
строения, но и с тем влиянием, которое они оказывают

на качественно отличные от них уровни строения мате-
рии. Пространственно-временная структура объектов хи-
мического уровня влияет на многие сложные явления на
уровне жизни.

Одним из первых вопрос о единстве пространства,
времени, материи и движения в биологии поставил
В.И. Вернадский. Отталкиваясь от идеи Л. Пастера, он раз-
вивает принцип единства симметричности и асимметрич-
ности пространственно-временной организации живого.
Асимметричность, которая на уровне неживой природы
предстает как случайность, на уровне жизни выступает
необходимым свойством, обеспечивающим приспособи-
тельный характер живых систем. Например, при про-
слеживании развития зародыша можно отчетливо видеть
последовательные стадии организации биологического
пространства, в каждой из которых процесс морфогенеза
проявляется тогда и там, где это позволяет координиро-
вать его со всем процессом в целом. Биологическое про-
странство функционально, в нем события представляют со-
бой процессы, локализованные во времени и пространстве, а
не просто траектории. В современной науке большинство
ученых сходятся на мысли, что. существует множество
биологических пространств. Специфические особенности
биологического времени находят свое выражение во вре-
менном ритме. "Биологические часы" являются тем меха-
низмом, благодаря которому осуществляется многоуров-
невое функционирование всех подсистем любого живого
организма.

Еще более глубокие и разнообразные связи обнару-
живаются на социальном уровне. Объективными характе-
ристиками социального взаимодействия являются соци-
альное пространство и социальное время. Жизнь человека
постоянно вносит изменения в пространственно-времен-
ные отношения человеческой деятельности. Социальное
пространство — это всеобщая форма существования раз-
личных социальных субъектов, начиная от человека и кон-
чая обществом. Оно выражает порядок сосуществования,
структурность и протяженность общественных систем, со-
циальных действий и процессов. В зависимости от места
расположения, доступности использования, размеров и
других особенностей различное социальное значение будут
иметь, например, полезные ископаемые, водные бассейны,

лес, земля и т.д. Социальное время - это форма обществен-
ного бытия, которая характеризует становление человече-
ской деятельности и последовательность различных стадий
в историческом развитии.

Социальное пространство и время складываются объ-
ективно в процессе жизнедеятельности общества. К соци-
альному пространству относится не просто географическая
территория, освоенная человеком. Более существенным
признаком являются локализация, сосуществование, сте-
пень совместимости различных видов деятельности чело-
века. Социальное пространство нельзя рассматривать в
отрыве от социального времени, по которому можно
судить о координации и насыщенности социальных
процессов и человеческих действий. Социальное про-
странство и время выступают активными регуляторами
общественных отношений. Пространственно-временная
организация социальной жизни связана с пространст-
вом-временем всех структурных уровней. Это наглядно
можно проследить, например, на истории градострои-
тельства и архитектуры, исследовании проблем комму-
никации и т.д. Современный город нельзя спутать с
городом античности или средневековья. В архитектуре
города своеобразно отражаются не только историческая
эпоха, но и национальные особенности, социально-
экономические и социально-политические отношения,
природные особенности.

Пространство и время - сущностные характеристики
деятельности человека, а поскольку это так, то перед че-
ловеком стоит проблема освоения пространства и време-
ни. С одной стороны, деятельность человека в настоящее
время уже вышла за рамки нашей планеты и с прогрессом
космической техники она будет расширяться. С другой
стороны, не менее важно совершенствовать пространст-
венные структуры жизнедеятельности человека, начиная с
индивидуального уровня. Сложность общественных свя-
зей и отношений обусловливает неравномерность темпо-
ральной структуры деятельности человека. Во всех сферах
деятельности - материальной и духовной, духовно-практи-
ческой - цена времени растет. Конечно, человек не может
искусственно замедлить или ускорить течение естествен-
ных процессов, но он должен стремиться эффективно ис-
пользовать время, совершенствовать временные отношения

различных систем общества, одной из которых является
сам человек.

Мир - это бесконечное множество систем различ-
ных порядков сложности и все они находятся в движе-
нии, взаимной связи и обусловленности. Каждой из них
соответствует своя пространственно-временная струк-
тура и вместе с тем мир един, и единство его в матери-
альности.

Материальное единство мира

Исторически проблема единства мира связыва-
лась с развитием философии и естественнонаучного
знания. Уже древние говорили о единстве мира. Фалес,
например, видел его в воде как материальном первона-
чале всего сущего, Гераклит - в огне, Анаксимен - в
воздухе, Демокрит - в том, что все состоит из атомов.
Материалисты стремились единство мира найти в
чем-то конкретном, вещественном. Религиозно-идеа-
листическое истолкование мира сводит проблему его
единства к признанию духовного первоначала (Бога,
абсолютной идеи) как демиурга (творца) всякого на-
личного бытия.

Если до XVIII в. наука шла по пути расчленения
природы, отделения одних предметов от других, исследо-
вала отдельные стороны процессов и событий, то к сере-
дине XVIII в. накопилось достаточно данных для того,
чтобы на основе частных связей сделать вывод о всеоб-
щей связи явлений и процессов. Открытия, сделанные в
XIX в., позволили сформулировать положение о матери-
альном единстве мира.

Признание однородности структуры приводило к
вещественно-субстратной модели, универсальность ко-
личественных законов - к функциональной. Но и та и
другая модель не могли быть удовлетворительными,
поскольку, в конечном счете, приводили к представле-
нию о "дурной" бесконечности. Ценным в развитии
всех предшествующих моделей мира было накопление
конкретных естественнонаучных представлений, демон-
стрирующих предметное существование этого единства.
С естественнонаучной точки зрения о материальном

единстве мира свидетельствуют установление одинаково-
сти физико-химического состава в строении тел, созда-
ние Коперником гелиоцентрической системы, открытие
закона сохранения и превращения энергии и др.

Вместе с тем все эти, как и многие иные, открытия
и закономерности только подводят к представлению о
материальном единстве мира, но не раскрывают сути. В
лучшем случае они могут свидетельствовать о единстве в
тех или иных локальных областях мира. Эти проявления
единства мира исследуются естествознанием и другими
конкретными науками. Философские представления о
единстве мира должны фиксировать его общие непрехо-
дящие стороны. Тогда материальное единство мира мы
обнаружим в абсолютности и вечности материи, ее несо-
творимости и неуничтожимости, в единстве материи и
ее важнейших свойств на всех структурных уровнях, в
подчинении всех явлений и процессов универсальным
диалектическим закономерностям, во взаимной связи и
обусловленности всех структурных уровней и систем, в
многообразии взаимных превращений, в историческом
развитии материи, возникновении живой и социально
организованной ее форм на основании менее сложных
видов.

Идея материального единства мира является одним
из исходных принципов диалектико-материалистической
концепции бытия. Знание форм единства мира обеспечи-
вает переход познания от неизвестного к известному, по-
зволяет через свойства конечного постичь некоторые ас-
пекты бесконечного и абсолютного. И возникает вопрос:
как согласуется этот принцип с идеей множественности
миров или вселенных, отличных от той, в которой мы
живем? Выдвигаемые современной физикой и космологи-
ей гипотезы о множественности миров связаны с такой
интерпретацией квантовой механики, согласно которой в
результате любого квантового перехода, происходящего на
Земле, звездах, галактике, космическом пространстве, со-
вершается деление Вселенной на множество самостоя-
тельных миров.

В таком общем виде эта идея не является не-
ожиданной для философии. Так, еще Г. Лейбниц в
своей теологической теории мироздания сформулиро-
вал понятие "возможные миры". Он полагал, что из

всего многообразия возможных миров, которые суще-
ствуют в разуме Бога, выбор может сделать сам Бог,
основываясь на принципе максимального совершенства
и оптимальности, максимального богатства явлений,
допускаемых физическими законами. В XX в. понятие
возможных миров входит в теорию с именем немецко-
американского философа Р. Карнапа, понимавшего под
логически возможными мирами такие, которые можно
описать непротиворечиво. Это могут быть различные
необычные фантастические миры. Современная же космо-
логия объективирует идею множества миров, предполагая,
что наряду с нашим миром существует множество
других, отличных от него по своим физическим харак-
теристикам. Интересными в этом отношении являют-
ся представления (М.А. Марков, К.П. Станюкович) о
квазизамкнутых космологических объектов, так назы-
ваемых фридмонах или планконах. Исследователей на-
ряду с вопросом о наличии многих миров интересует
"механизм" их реализации, т.е. проблема выбора законов
природы (Дж. Уилер, У. Хокинг и др.). Что касается
адекватности различных теорий множественности миров
внешнему миру, то этот вопрос может быть решен толь-
ко в рамках конкретных физических теорий. Философ-
ский же подход к их рассмотрению позволяет утвер-
ждать, что концепция многообразия миров соответствует
идее неисчерпаемости материи и вполне согласуется с
принципом материального единства мира.

Среди множества форм проявления материального
единства мира наиболее существенно его субстанцио-
нальное единство. Действительно, все многообразие
свойств, вещей, отношений имеет общую основу - мате-
рию. Для более глубокого раскрытия сущности материаль-
ного единства мира, равно как и для осмысления проблемы
в целом, большое значение имеют идея единственности
фундаментальной структуры Вселенной и непосредствен-
но с ней связанный антропный принцип. В современной
космологии его расценивают как "скрытый принцип, орга-
низующий Вселенную определенным образом". Появление
во Вселенной человека и человеческого разума оказывают-
ся обеспеченными уже на уровне фундаментальных зако-
нов природы.

Согласно этому принципу, величины астрофизи-
ческих параметров (космологические начальные усло-
вия) расширяющейся Вселенной таковы, что на опреде-
ленных ступенях своего развития природа необходимо
порождает жизнь и человека. Даже незначительные из-
менения массы электрона, константы сильного взаимо-
действия или гравитационной постоянной привели бы
к невозможности возникновения жизни земного типа.
Мировоззренческое значение антропного принципа
заключается в том, что в нем отражается далеко ухо-
дящая корнями в прошлое всепроникающая идея
взаимосвязи и взаимообусловленности микро- и мак-
рокосмоса, неразрывной связи Человека и Вселенной.
Идея материального единства мира находит все новые
и новые естественнонаучные подтверждения и философ-
ское обоснование.

Истинно революционное значение для понима-
ния единства мира имеют принципы синергетики как
теории самоорганизации. Под самоорганизацией по-
нимается процесс спонтанного и автономного струк-
турообразования в сильно неравновесных открытых
системах. До недавнего времени считалось, что само-
организация присуща лишь живой природе. Что же
касается явлений неживой природы, то классическая
физика предписывала им подчинение обратимым во
времени фундаментальным законам, согласно которым
практически невозможно различить состояние объекта в
настоящем, прошлом и будущем. "Фактор времени"
здесь просто элиминировался и об эволюции таких объ-
ектов не могло быть и речи. Это считалась само собой
разумеющимся и, казалось, не омрачало идею единства
мира. Синергетика же рассматривает необратимость
как фундаментальный принцип. Теперь обнаружено,
что неравновесные состояния несут в себе "стрелу
времени" и тем самым вносят порядок, порождая бо-
лее высокие уровни организации. Введение второго
начала термодинамики в качестве фундаментального
динамического принципа позволяет выявить в физи-
ческих процессах переход от "существующего к возни-
кающему" (И. Пригожий). Открывается также возмож-
ность описания новой целостной общенаучной картины
мира, эвристическую ценность которой трудно пере-

оценить. Синергетика выявляет общее как для явле-
ний разного масштаба (микромир и макромир), так и
для явлений разной природы (физических, химических,
биологических, социальных); позволяет связать в функ-
ционально-целостный процесс все три сферы - нежи-
вую, живую и социально-организованную.

Мир есть закономерное движение материи. Таков
общий вывод из изложенного в философском понима-
нии действительности. Установление единства в беско-
нечном многообразии бытия позволяет теперь перейти к
более конкретному рассмотрению закономерностей са-
моорганизации, самодвижения и развития. Совокупность
возникающих здесь проблем образует предмет теории
диалектики.

Раздел II

МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ
ДИАЛЕКТИКА И ЕЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ

Глава 6. ПОНЯТИЕ ДИАЛЕКТИКИ

Эволюция термина

Термин "диалектика", скорее всего, впервые приме-
нил древнегреческий мыслитель Сократ. Он именовал
свой метод нахождения истины в диалоге путем столкно-
вения противоположных суждений и обнаружения проти-
воречий в мышлении "диалектикой". Вот типичный для
Сократа пример. В беседе с полководцем Лахетом он за-
дает вопрос: "Что такое мужество?". Для Лахета ответ не
представляет трудностей: "Мужествен тот, кто, оставаясь в
строю, продолжает сражаться с врагами". Далее ставится
новый вопрос: "А если воин, убегая и не оставаясь в
строю, продолжает сражаться с врагами?" Лахет не пони-
мает: "Как это - убегая?". Сократ поясняет конкретными
ситуациями сражений: скифы, убегая, сражаются не хуже,
чем преследуя; лакедемоняне в одном из боев, когда они
оказались перед рядами щитоносцев, не пожелали дер-
жать строй и продолжать сражение, а побежали. Когда же
ряды персов расстроились, они, подобно всадникам, раз-
вернулись обратно и таким образом выиграли сражение.
Лахет признает, что Сократ говорит правду. Тем самым
выявлено противоречие: воин может быть мужествен и
оставаясь в строю, и отступая с целью нанесения удара по
врагу.

У ученика Сократа Платона диалектика выступает
уже не только в качестве метода отыскания истины, но оз-
начает одновременно и учение о мире истинного бытия
как сферы вечных и неизменных идей. В отличие от Пла-
тона Аристотель полагал, что диалектика имеет дело не с
истинным, а с вероятностным знанием. С помощью диа-
лектики люди посредством умозаключений формируют

правдоподобные положения. Это положения, касающиеся
нравственности, - такие, как, например, "следует ли по-
виноваться больше родителям или законам, если они не
согласуются друг с другом"; или касающиеся природы -
например, "вечен мир или нет". По Аристотелю, при рас-
суждениях о таких проблемах философия сообразуется с
истиной, а диалектика - с мнением.

В сферу логики, как и Аристотель, включали также
диалектику стоики Зенон, Хрисипп и др. Философская
школа стоицизма (конец IV в. до н.э. - II в. н.э.) различа-
ла в логике риторику ("науку хорошо говорить при помо-
щи связных рассуждений") и диалектику ("науку правиль-
но спорить при помощи рассуждений в виде вопросов и

ответов").

Истолкование всех предметов только "через логиче-
ское рассмотрение", т.е. вне эмпирического их анализа в
чувственном опыте, было особо свойственно схоластиче-
ской философии средневековья. В те времена диалектика
преимущественно трактовалась как умение логически изо-
щренно рассуждать в спорах. Философ П. Абеляр учил, что
знание - истина, а диалектика - искусство для различения
истины и лжи. Поскольку предметы дискуссий были, как
правило, весьма абстрактными и отдаленными от жизни,
то нередко впоследствии для мыслителей Нового времени
(Ф. Бэкона, Р. Декарта и др.) диалектика отожествлялась
со схоластической философией вообще. Тем не менее они
ценили диалектику как искусство гибкого оперирования
понятиями, позволяющее обращать против оппонента его
собственные доводы. Так, по мнению Ф. Бекона, пользо-
вание "диалектикой уместно в науках, основанных на
мнениях и воззрениях". Белорусский мыслитель Симеон
Полоцкий высказывался в том же духе: "Дыялектыка вы-
сакародным Платонам мац! навук ycix справядл1ва назва-
на, 1сщну i мудрасць яна знаходзщь, розум прасвятляе,
вузлы разблытвае" (37. С.93).

Новый поворот в судьбе рассматриваемого термина
связан с немецкой классической философией. Ее представи-
тели - И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Гегель, Л. Фейербах -
широко пользовались выражением "диалектика", хотя и
вкладывали в него различное содержание. Так, Кант счи-
тал, что диалектика имеет лишь отрицательный результат,
выступая как "логика видимости", поскольку порождав-

мые деятельностью разума противоречия (антиномии)
свидетельствуют о его будто бы неспособности постичь
истину.

Совсем иначе истолковывал диалектику Гегель. Для
него диалектика существенна не в том смысле, что она
разрушает, запутывает и ставит своей целью якобы дока-
зать противоположное. "Высшая диалектика понятия, - пи-
сал Гегель, - состоит в том, чтобы рассматривать опреде-
ление не только как предел и нечто противоположное, но
породить из него позитивное содержание и позитивный
результат, посредством чего она только и есть развитие и
имманентное продвижение. Такая диалектика есть не
внешнее деяние субъективного мышления, а собственная
душа содержания, из которой органически вырастают ее
ветви и плоды" (14. С.91). Гегель рассматривал диалектику
как одну из тех древних наук, "которая больше всего иг-
норировалась в метафизике нового времени..." Здесь тре-
буется пояснение относительно метафизики. Когда-то
греческий ученый Андроник, упорядочивая сочинения
Аристотеля, вслед за его работами по физике поместил
группу трактатов Стагирита по проблемам бытия и по-
знания. Именно эти сочинения были названы метафи-
зикой (т.е. "тем, что после физики"). Позднее термином
"метафизика" стала обозначаться система философского
учения о принципах и началах бытия. Произошла своеоб-
разная метаморфоза в понятиях: то, что Платон называл в
свое время диалектикой (учение о мире истинного бытия
неизменных духовных сущностей), получило название
метафизики. Поэтому Гегель, упрекая "метафизику нового
времени" за игнорирование диалектики, относил свое за-
мечание ко всей предшествующей ему философии. Но он
сам в этом смысле оставался "метафизиком", размыш-
ляющим о вековечных абстрактных первоначалах и про-
блемах бытия и познания. И тем не менее с Гегеля уста-
навливается традиция понимать диалектику как антипод
метафизики. Дело в том, что Гегель предложил принци-
пиально новый метод философского осмысления действи-
тельности. Ведь как было ранее? Принципы, начала бы-
тия представлялись мыслителями в виде неподвижных
идей или неизменной субстанции. Связь противополож-
ностей - в отличие от древних философов - не усматрива-
лась. Развитие, по существу, отвергалось. Такому метафи-

зическому методу мышления Гегель противопоставил
диалектику как "постижение противоположностей в их
единстве" (10. Т.1. С.110). Но хотя Гегель считал, что
"диалектика имеет силу во всех отдельных областях и об-
разованиях природного и духовного мира", он, как объек-
тивный идеалист, оказался непоследовательным в трак-
товке данного важного тезиса. В конечном счете Гегель
отказывал природе в саморазвитии. Он сконцентрировал
силу своего теоретического анализа лишь на выявлении
логики и диалектики саморефлексирующего мифического
по своей сущности мирового разума.

Поэтому при рассмотрении диалектики в ее
"рациональном" виде нельзя ограничиваться воззрениями
Гегеля. Законы диалектики даны у него в мистической
форме. Необходимо было освободить их от этой формы.
Суть нового понимания диалектики Ф. Энгельс выразил
так: "Диалектика головы - только отражение форм движе-
ния реального мира как природы, так и истории" (28. Т.20.
С.519). Тем самым становится необходимым различать:

а) диалектику бытия (природа, общество, человек);

б) теорию диалектики (бытия и познания); в) метод фило-
софского мышления (в противоположность метафизике).

Здесь мы вынуждены обратиться к читателю с уточне-
нием. В современной литературе нередко вновь стали тер-
мином "метафизика" обозначать общую теорию философии
("онтологию"). В нашей же книге далее речь идет о метафи-
зике как "антидиалектике".

Мир объективной диалектики

В идеалистической философии господствует убеж-
дение, что пространство диалектики образует только сфе-
ра духа, мысли.

Но так ли это? Существует ли диалектика вещей
("объективная диалектика") или же есть только диалекти-
ка понятий? Вопрос проясняется, если признать законо-
мерность самодвижения материи. Здесь исходное начало
объективной диалектики. В мире космоса, неорганиче-
ской природы и жизни, в истории человеческого общест-
ва и судьбах индивидов все совершается в конечном счете
диалектически. Сфера диалектики - вся объективная и
субъективная реальность. Конкретно это означает, что:

а) существует универсальная взаимосвязь предметов и яв-
лений; б) все в мире подвержено изменению; в) движение
материи выражается в ее самообновлении, в порождении
качественно иных форм существования.

Таковы три аспекта единой целостной теории мате-
риалистической диалектики: аспекты структуры, процесса
и развития.

Объективная диалектика природы обнаруживается в
ее бесконечности и поразительной способности к творе-
нию оригинальных форм материального бытия. Окру-
жающий нас физический мир - Вселенная - удивляет в
продолжающихся научных открытиях своим структурным
разнообразием. Кварки разного "цвета" и "очарования",
"странные", реальные и виртуальные частицы и античас-
тицы, расширяющийся спектр "элементарных" частиц,
событий и полей, "суперструны", атомы, молекулы, мак-
ротела разного порядка, звезды, галактики и их скопле-
ния, квазары, черные дыры, пульсары и т.д. - все это
лишь некоторые примеры качественного многообразия
неорганической природы. Вместе с различиями объектов
природы явственно обнаруживается их взаимосвязь. Фи-
зические формы бытия связаны между собой как фраг-
менты объективной реальности. Вселенную формируют
взаимодействия четырех типов: гравитационные, электро-
магнитные, сильные и слабые. Силы гравитации проявля-
ются главным образом в явлениях астрономического мас-
штаба: они удерживают Землю при ее движении вокруг
Солнца, придают спиральную форму многим галактикам
при рождении звездных образований, концентрируют чу-
довищную энергию в ядре квазаров. Электромагнитные
взаимодействия характерны для макромира (мир обычной
человеческой деятельности: масштаб от размеров Земли
до размеров атомов и молекул). За счет сил электромаг-
нитного происхождения удерживаются электроны вокруг
атомного ядра; связываются воедино конкретные вещи,
получаемые объединением множества атомов. В явлениях
же ядерного масштаба, в мире элементарных частиц су-
щественны сильные и слабые взаимодействия. Сильные
взаимодействия играют основную роль в формировании
атомного ядра, удерживают кварки в протонах и нейтро-
нах. Наконец, слабое взаимодействие приводит к опреде-
ленным формам радиоактивного распада и проявляется во

взаимодействии нейтрино и других лептонов с нуклонами.
Таковы четыре типа фундаментальных связей различных
природных объектов. Можно добавить, что в последние
годы, в соответствии с теорией кварков, стали выделять
еще один тип взаимодействия. Это так называемые силы
склеивания, глюонные силы. Посредством их "склеиваются"
кварки в барионы и мезоны. Подобно тому как электро-
магнитные взаимодействия передаются электромагнитным
полем, глюонные силы передаются глюонным полем,
кванты которого - глюоны.

Структурный аспект диалектики четко прослежива-
ется и в живой материи. Пространство жизни иерархично
и разнопорядково. Ее проявления имеются на молекуляр-
ном уровне. Существуют одноклеточные и многоклеточ-
ные организмы, растения и животные. Одна из главных
особенностей живого - его системность. Признак систем-
ности свойствен живой молекуле (протоплазме), клетке,
организму, виду, биоценозу, биогеосфере. На каждом из
уровней организации живых систем между самой системой
и внешней средой существует необходимое взаимодействие
(в формах взаимоотношений нуклеиновых кислот и бел-
ков, обмена веществ, внутривидовых и межвидовых от-
ношений и др.). Связь прослеживается не только между
живыми системами разного уровня организации. Сущест-
венно также взаимопроникновение диалектики живой и

неживой материи.

Наряду со структурным бесконечным многообрази-
ем в неорганической и живой природе отчетливо про-
сматриваются и другие аспекты объективной диалектики:
процессы и развитие. Удостоверяет диалектику в природе,
в частности, синергетика - наука о спонтанной самоорга-
низации природных объектов.

Синергетика переосмысливает выводы классической
термодинамики. Второе ее начало как эволюция от поряд-
ка к дезорганизации определяет процессы, идущие в изо-
лированных и находящихся в состоянии равновесия систе-
мах. В данном состоянии их структурные единицы ведут
себя хаотически. Иначе протекают процессы в так назы-
ваемых диссипативных структурах (химические волокна,
структуры в жидкостях, лазерные пучки, неустойчивость
плазмы, явления выхлопа и флаттера и т.д.). Они образуются
при взаимодействии системы с внешним миром, ее погру-

жения в неравновесные условия. В открытых системах, на-
ходящихся достаточно далеко от состояния термодинами-
ческого равновесия, усиливаются флуктуации, возникают
корреляции и когерентность. В результате сложного взаи-
модействия структурных единиц (элементов системы), их
коллективного движения происходит процесс самооргани-
зации. Неравновесность служит, таким образом, источни-
ком порядка, является тем, что порождает "порядок из хао-
са". Синергетика подтверждает активность материи и ее
развитие доказательством факта самоорганизации в систе-
мах неорганической природы.

Физическая эволюция Вселенной, процессы самоор-
ганизации природы сочетаются с химической эволюцией
вещества. Ныне методами радиоастрономии установлено,
что в космосе идет многообразная химическая эволюция
материи. Межзвездная среда содержит возможности, как
оказалось, органического синтеза. В частности, обнаружен
формальдегид, способный легко образовывать различные
углеводы. Весьма сложные и разнообразные органические
молекулы присутствуют в метеоритах. На нашей планете
эволюция химических соединений прошла три стадии:
неорганическую, органическую и биохимическую. В ходе
химической эволюции имеют место такие процессы, как
усложнение функций и обогащение возможностей химиче-
ских преобразований, возрастание внутренней противоре-
чивости, активности молекул. Наряду с этим процессом
прогрессивного развития наблюдаются и такие явления,
как снижение химических возможностей и распад органи-
ческих соединений до угля, карбонатов, углеводов, углеки-
слоты.

Добавим к сказанному, что и жизнь, заведомо укла-
дывающаяся в рамки естественного порядка, предстает с
позиций синергетики высшим проявлениям происходя-
щих в природе процессов самоорганизации.

Итак, процессы распада и самоусложнения, хаос и
порядок, закономерность и случайность, неустойчивость
и равновесие, структурность вещей, их взаимосвязь и из-
менение, силы действия и противодействия, усложнение
и дезинтеграция - это и бесконечно многое другое состав-
ляет содержание диалектики природы. А при современ-
ном ее понимании необходимо еще учитывать такие ре-
альные феномены, как самоорганизацию, системность,

информацию, управление и самоуправление, интенсифи-
кацию информационных процессов как объективную ис-
торическую закономерность, нелинейность и вариатив-
ность осуществляющихся событий.

<

Наши рекомендации