Общество как целостная система.
Лекция
Время: 2 часа
Вопросы лекции
1. Предмет и методы социальной философии.
2. Теоретические модели общества.
5. Общество как саморазвивающаяся система.
6. Основные сферы и социальная структура общества.
Конспект лекции
Вопрос 1. Предмет и методы социальной философии.
Понятие «социальное» употребляется в двух смыслах:
а) широком;
б) узком.
В широком –понятие«социальное» (от лат. socialis - общественный) обозначает:
а) все общество и созданный им мир, в отличие от природы, и происходящих в ней явлений;
б) все, что относится к социальным группам в отличие от того, что касается индивида и его качеств.
В узком –существование особой области общественных явлений (социальной среды), в которой решаются проблемы, затрагивающие кардинальные интересы людей (условий труда, жизненного уровня, образования, охраны здоровья, социального обеспечения и т.д.).
Применительно к философии, определение «социальная» употреблено в широком смысле, т.е. философское осмысление сущности обществаи происходящих в нем процессов.
Обществом в толковом словаре называют ту или иную форму коллективной человеческой жизни, основанной на совместном интересе. Само понятие «общество» может употребляться в двух смысловых значениях.
В широком смысле –совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.
В узком –исторически конкретный тип социальной системы (рабовладельческое общество, спортивное общество и т.д.).
Социальная философия использует понятие «общество» в широком смысле слова. Однако, общество изучает и социология(от лат. soci(etas) – общество) – наука об обществе.
Во второй половине ХХ века остро дискутировался вопрос соотношения социальной философии и социологии.
Выявилось три точки зрения:
1. Социальная философия равна всей социологии.
2. Социальная философия вне социологии.
3. Социальная философия есть общетеоретическая и методологическая часть социологии.
Большинство исследователей соглашаются с тем, что социальная философия –часть социологии, имеющая самостоятельный статус и изучающая общетеоретические проблемы жизни общества, в то время, как социология (в узком значении слова) исследует отраслевые проблемы (социология личности, социология революции, социология молодежи и др.), а так же методику проведения и обработки конкретных социологических исследований. Возникает вопрос: в каком отношении находится социальная философия с другими социальными науками?
Ее роль сводится к следующему:
во-первых, она стремится обозреть общественную жизнь в целом, а также обнаружить смысл существования всех общественных институтов;
во-вторых, она стремится разрешить проблему отношения личности и общества в общем плане, независимо от конкретных типов общества;
в-третьих, она исследует условия, при которых общество сохраняет свою целостность;
в-четвертых, она обеспечивает методологию научного познания общественной жизни, обобщает опыт социальных наук.
Итак, предметом социальной философии является обществокак целостная саморазвивающаяся и самовоспроизводящая социальная система, во взаимодействии всех ее элементов и законов функционирования.
Социальная философия изучает:
во-первых, общество как целостную социальную систему;
во-вторых, законы ее функционирования и развития;
в-третьих, взаимодействие между собой различных обществ;
в-четвертых, практическую деятельность людей и их общественные отношения;
в-пятых, специфику типа связей индивидов в единое целое;
в-шестых, исторический процесс во взаимодействии его объективных и субъективных сторон, а также закономерности его развития.
Философское понимание общества включает в себя два главных признака:
1) общество есть обособившаяся часть природы;
2) будучи связанной с целым, эта часть развивается по своим собственным специфическим законам, которые не сводимы к законам природы.
Познание общества (социума) отличается от познания других объектов. Это объясняется тем, что:
1) социум является самым сложным из объектов познания, так как представляет собой высшую форму движения материи;
2) в социальном познании исследуются не только материальные (как в естествознании), но и идеальные, духовные отношения, которые сами по себе значительно сложнее, многообразнее и противоречивее чем связи в природе;
3) в социальном познании общество выступает одновременно и как объект, и как субъект познания: люди творят свою собственную историю и они же познают ее.
Основные методы познания:
а) включенное наблюдение –наблюдатель внедряется (как правило, инкогнито) в интересующий его социальный коллектив, ничем не отличаясь от других его членов, осуществляя процесс наблюдения изнутри. Оно носит созерцательный и поверхностный характер. С помощью наблюдения невозможно изменить объект в интересующем нас направлении, регулировать условия и ход изучаемого процесса, воспроизводить его столько, насколько потребуется для завершенности наблюдения. Эти недостатки преодолеваются в эксперименте;
б) социальный эксперимент –вид деятельности, предпринимаемой в целях открытия объективных закономерностей функционирования элементов, составляющих социум и состоящий из активного воздействия на изучаемый объект (процесс), посредством специальных инструментов и приборов.
В результате эксперимента удается:
1) изолировать исследуемый объект (процесс) от влияния побочных, несущественных явлений и изучать его в чистом виде;
2) многократно воспроизводить ход процесса в строго фиксированных условиях;
3) планомерно изменять, варьировать, комбинировать различные условия в целях получения достоверного результата.
Особенности социального эксперимента:
во-первых, он носит конкретно-исторический характер;
во-вторых, он обладает меньшей степенью изоляции экспериментальной группы от контрольной группы (здесь невозможны такие надежные изолирующие устройства как вакуумные насосы, защитные экраны и т.п., применяемые в физическом эксперименте);
в-третьих, он предъявляет повышенные требования к соблюдению «техники безопасности» в процессе его проведения. Метод проб и ошибок, используемый в физическом эксперименте здесь недопустим;
в) моделирование –метод научного познания, при котором исследование осуществляется не на самом интересующем нас объекте, а на его заменителе, сходном с ним в определенных отношениях. При изучении общества моделирование применяется в следующих случаях:
1) когда предмет недоступен для непосредственного изучения или вообще не существует (в прогностических исследованиях);
2) когда непосредственное изучение требует колоссальных затрат;
3) когда оно невозможно в силу этических соображений.
Модели при изучении общественных процессов бывают двух типов:
· материальные, т.н. выборочная совокупность, когда изучается не весь социальный объект, а выборочно (скажем, проводить анкетирование населения многомиллионного города немыслимо и нецелесообразно: нужны огромные финансовые и людские затраты. В таких случаях, изучение проводится на выборочной совокупности объектов);
· идеальные(мыслимые). В качестве модели выступает уже имеющийся исторический опыт, многие черты которого являются типичными и способны реализоваться в других странах;
г) метод исторических параллелей.В определенной степени он представляет собой модификацию общенаучного метода аналогии, но имеет свою специфику:
во-первых,аналогом изучаемого явления выступает не сам объект или процесс, которые уже не существуют и не могут быть воспроизведены, а знания о сходных прошлых событиях;
во-вторых,в историческом процессе нет полной повторяемости событий и явлений;
в-третьих,исторические аналоги более условны, их вероятностный характер усугубляется тем, что в протекании и исходе общественных событий огромную роль играет субъективный фактор –сознательная деятельность людей, которая не всегда адекватно может быть учтена в выводах по аналогии.
Метод исторических параллелей применяется, прежде всего, при обобщении прежнего исторического опыта в его сопоставлении с сегодняшним днем.
Достоверная картина исторического прошлого и настоящего возможна только при одновременном использовании всей системы методов социального познания, опираясь при этом на принципы:
· логичности;
· историзма.
Вопрос 2. Теоретические модели общества.
Современное понимание сущности общества,как особой формы целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, базируется на идеях и концепциях второй половины XIX в. Исходной позицией является понимание того, что общество выступает подсистемой объективной реальности. Земля – есть колыбель человечества, но жизнь на ней как и она сама , зависят от центрообразующего нашей системы – Солнца. В конце XIX в. австрийский геолог Э. Зюсс ввел в научный оборот термин «биосфера», обозначающий:
а) совокупность всех живых организмов;
б) среду их обитания (нижнюю часть атмосферы и верхнюю часть земной коры).
Живые организмы отличаются от неживых способностью к обмену веществ, размножению, а также развитием на основе передачи наследственной информации и естественного отбора.
Биосфера образует целостную динамическую систему,которая находится в непрерывном развитии. Общество– является ее частью (подсистемой), тысячами нитей связанное с ней. В свою очередь, общество представляет собой также динамическую систему,которая осуществляет непрерывный обмен веществом и энергией с окружающей средой и находится в постоянном развитии, причем это развитие носит динамичный характер. К тому же, общество есть иерархическая и многоуровневая система. Все вышесказанное обусловило наличие различных теоретических моделей общества, стремящихся объяснить причины, условия и закономерности объединения людей.
Систематизируя их, можно выделить ряд теорий.
1. Натуралистическая –человеческое общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы, мира животных и Космоса в целом. Внутри натуралистического взгляда, в свою очередь, можно обозначить три подхода,объясняющие закономерности объединения людей:
а) влиянием ритмов Космоса и солнечной активности (Л.Гумилев, А.Чижевский);
б) особенностями географической, природно-климатической среды (Шарль Монтескье, И.Мечников);
в) спецификой человека как природного существа, его генетическими, расовыми и половыми особенностями (Э.Уилсон, Р.Докинс и др.)
Общество в натуралистической теории рассматривается как высшее, но далеко не самое удачное творение природы, а человек – как самое несовершенное живое существо, генетически отягощенное стремлением к разрушению и насилию.
2. Идеалистическая –сущность связей усматривается в комплексе тех или иных идей, верований, духовных начал (единая государственная идеология или религия, которые выполняют роль скелета общественного устройства).
Пока «жива» идея – общество развивается и процветает, идея «умерла» - общество «развалилось». Таким образом, причина всех изменений в обществе – сознание людей или Мировой дух (Гегель). Делается вывод о главенствующей роли сознания и необходимости духовного совершенствования каждого человека.
3. Атомистическая – общество есть сумма индивидов, связанных между собой договором, чтобы обеспечить выживание (Гоббс). В данной теории общество представляет собой механическое соединение индивидов, связанных условными связями.
4. Органистическая –общество предстает как целое, определенная система, структурированная особым образом на части, к которым оно не сводится. Отношение людей определяются соглашением (консенсусом). Социальное действие – есть результат человеческих действий, а не их намерений.
5. Материалистическая –ее суть в том, что объективные связи и основы развития общества усматриваются в развитии материального общественного производства. Таким образом, первооснову развития общества надо искать не в сознании, а в условиях жизни людей, которые в решающей степени обуславливают мотивы деятельности, поведения, а также желания, стремления и цели каждого человека. Из формы материального производства, по Марксу «… вытекает: во-первых, определенная структура общества; во-вторых,определенное отношение людей к природе. Их государственный строй и их духовный уклад определяется как тем, так и другим».
6. В 80-е годы ХХ в. получают широкое распространение варианты теорий постиндустриального общества:
а) информационное (Е.Масуд, Дж. Нейсби);
б) сверхиндустриальное (О.Тоффлер);
в) технотронное (З.Бжезинский).
Вопрос 3. Общество как саморазвивающаяся система.
Социальная философия, пытаясь постигнуть простейшее образование социальной системы, так называемой «социальный атом» (по аналогии с физическим атомом или биологической клеткой), анализ которого позволил бы понять всю систему в целом, прошла ряд этапов. Вначале «социальным атомом» выступал индивид. Со временем пришло понимание, что в изолированном виде он не представляет собой социальное явление, и на его место была поставлена семья,которая на проверку, в структурном отношении, оказалась весьма сложным явлениям. Потом - родовая община(самое примитивное общество, оказавшееся тоже сложным явлением). И поиск «социального атома» зашел в тупик.
В середине ХIХ в. Карл Маркс в качестве первокирпичика социума обосновал идею общественных связейи складывающихся на их основе отношениймежду людьми.
«Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу» - утверждал Маркс.
В ХХ в. Питирим Сорокин делает вывод близкий к выводу К. Маркса, обозначая социальные связи и отношения как значимое человеческое взаимодействие,выступающее родовым социальным явлением.
Таким образом, в обеих концепциях утверждается , что человек в ходе своей деятельности вступает в разнообразные и многомерные отношенияс другими людьми. Поскольку эти мощные отношения порождены деятельностью, следовательно, они являются ее необходимой общественной формой.
Общественные отношения –многообразные формы взаимодействия и взаимосвязи, возникающие в процессе деятельности между большими социальными группами и внутри них. Поскольку человек включен в каждую из этих групп (этнос, класс, слой внутри класса, возрастная прослойка и т.д.), то он выступает в качестве универсального субъективного элемента и творца своих собственных общественных отношений.
Следовательно, общественные отношения представляют собой объективную реальность,независимую от воли и сознания людей производящих и воспроизводящих их в процессе своей действительности. Человекже есть совокупностьсоответствующих общественных отношений.
К. Марксу принадлежит заслуга разработки научной теории об обществе как социальной системе.
Социальная система –есть упорядоченная, самоуправляемая целостность множества разнообразных общественных отношений, носителем которых является индивид и те социальные группы, в которые он включен.