Агностики утверждают, что их нет.
Вопрос 2. Проблемы гносеологии в истории философии.
Античная философия.
Только обозначает основные гносеологические проблемы:
1) соотношение знания и мнения;
2) соотношение истины и заблуждения;
3) соответствие знания предмету;
4) формируется диалектика как метод познания.
Способами познания признаются:
во-первых,созерцательность –рассмотрение мироздания в единстве природы, богов и человека;
во-вторых,деятельность разума,освобожденного от власти богов. Важнейшее открытие – закон, который возвышается над частными интересами.
Гераклит утверждал, что все течет, все меняется не как попало, а повинуясь законам «единого мудрого», которые присущи и бытию и сознанию. Аристотель же, создавая свою логику, видел в ней важнейший инструмент, орудие познания, т.е. «органон». Другими словами, посредством логики Аристотель стремился определить путь достижения нового знания. Продемонстрировав веру в силу разума и подчеркнув объективную истинность познания он сформулировал ряд требований:
1) необходимость рассматривать явления в их изменениях;
2) исследовать причинность, приведшую к изменению;
3) исследовать «раздвоение единого».
Средневековая философия.
Рассматривает основную проблему –соотношение веры и разума; религии и науки, философии, и решает ее следующим образом:
1) выступает против разума («верую, потому что абсурдно»- Тертуллиан);
2) утверждает необходимость познать в свете разума то, что принято верой («Верь, чтобы понимать»-Августин Блаженный);
3) обосновывает гармонию между верой и разумом при первостепенной роли веры (Фома Аквинский), так как:
а) знания на основе опыта и разума ценны, но
б) еще более необходима вера (ибо ум человеческий слаб, ограничен, чтобы постичь глубину мироздания).
Философия эпохи Возрождения.
1) утверждает идеал светского, а не религиозного знания, т.е. науки;
2) опытные науки возводит в ранг важнейших, так как они дают истинное знание о природе;
3) большинство мыслителей опираются на опыт и разум, а не на интуицию и откровение.
Философия Нового времени.
1. Оформляются основные направления философии познания:
а) эмпиризм(греч. еmpeiria – опыт) – приоритет отдает опытному познанию;
б) сенсуализм(лат. sensus – ощущение, чувство) – признает ощущение единственным источником познания;
в) рационализм(лат.rationalis – разумный) – обосновывает приоритет разума в познании мира; вера в разум, в очевидность разумного усмотрения в силу доказательности;
г)агностицизм(греч.agnostos – непознаваемый) – полностью или частично отрицает возможность познания объективного мира.
2. Всесторонне разрабатываются методы научного познания.
3. Выявлены и исследованы глобальные заблуждения в познании («идолы», «призраки» разума Ф. Бэкон). В своей работе «Новый Органон» Беконутверждал, что новая логика должна исходить не только из природы ума, но и из природы вещей, т.е. не измышлять и выдумывать, а открывать и выражать то, что совершает природа. Есть три пути познания:
а) «путь паука» - выведение истин из чистого сознания, путь схоластики;
б) «путь муравья» - узкий эмпиризм, сбор разрозненных фактов без их концептуального обобщения;
в) «путь пчелы» - соединение двух путей, сочетание чувственного и рационального, но приоритет отдается первому.
Гносеология Р. Декарта пронизана убеждением в беспредельности человеческого разума, в огромной силе познания.
Разум, вооруженный интуицией и дедукцией, может достигнуть во всех областях знания полной достоверности, если будет руководствоваться истинным методом,т.е.:
1) надо мыслить ясно и четко (отчетливо);
2) расчленять каждую проблему на составляющие ее элементы;
3) методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному;
4) не допускать пропусков в логических звеньях исследования и др.
Немецкая классическая философия.
1. Исследует познавательные способности человека (чувственность, рассудок, разум – И.Кант.).
2. Обосновывает роль диалектического метода в познании ( Г. Гегель).
3. Впервые рассматривает практику как одну из гносеологических проблем, как критерий,наряду с другими, но она есть абстрактно-духовный труд (Г.Гегель.).
Марксистская философия.
Основные положения диалектико-материалистической гносеологии:
1. Познание - процесс отражения действительности, существующей независимо от сознания и принципиально познаваемой.
2. Познание- осуществляется человеком, как социальным существом. Условие познания - активность познающего субъекта.
3. Теория познания– итог, вывод всей истории познания.
4.Важнейший принцип – единство логики, диалектики на основе материалистического понимания истории.
5. Элементы диалектики (законы, категории, принципы):
а) сформулированы всеобщие законы развития;
б) есть всеобщие формы мышления;
в) они регулируют познавательную деятельность.
6. Теория познания опирается на данные всех форм познавательной деятельности.