Приверженцы герменевтики утверждают.

1. Герменевтикаиз метода познания социально-гуманитарных наук превратилась в учение о бытии. “Человек есть существо, бытие которого заключается в понимании.” Следовательно, понимание является не только способом познания, но и способом существования человека.

2. Интерпретация (толкование) является процессом проникновения в глубь смысловой структуры текста, т.е. движение от явного смысла к скрытому.

3. Интерпретация подчинена достижению понимания – это главная цельгерменевтики.

4. В этом процессе всегда просматривается так называемый герменевтический круг, сутью которого является взаимосвязь части и целого:

а) понимание целого складывается из понимания отдельных частей;

б) для понимания частей необходимо понимание целого.

Идея герменевтического круга предполагает, что беспредпосылочного понимания не существует. Для того, чтобы начать понимать какой-либо текст, необходимо иметь некоторое представление о том, что предстоит понять. Разработка предварительного наброска смысла текста и его последовательный пересмотр и являются процессом понимания смысла текста.

5. Для этого необходимо проникнуть (понять) внутренний мир человека, писавшего данный текст, дух иной культуры, т.е. перенестись в жизнь автора текста.

6. Герменевтика рассматривает сквозь призму понимания весь объём человеческих взаимоотношений, самые разнообразные формы общения и приходит к выводу:

во-первых, что человек очень сложное существо и представлен не только лишь сознанием. Сознание есть лишь тонкая оболочка, покрывающая глубинные пласты непознанной субъективности;

во-вторых, противопоставление человека и мира оправдано только для методологических потребностей естествознания. В действительности же человек является неотъемлемой частью мира.Бытие человека - есть составная часть мирового бытия;

в-третьих, чтобы понять и освоить мировое бытие необходимо углублённое познание человеческого бытия, его субъективного мира.

Тема 11. Русская философия.

Лекция 1. Русская философия XI-XIX веков.

Время:2 часа

Вопросы лекции

1. Периодизация русской философии.

2. Особенности первого этапа (XI-XVII вв.).

3. Особенности второго этапа (XVIII-XIX вв.)

4. Основные течения и видные мыслители.

Конспект лекции

Вопрос 1. Периодизация русской философии.

Русская философия составляет важнейший элемент национального самосознания россиян. Она самобытна и занимает почетное место в мировой культуре. В школах и училищах философия начинает преподаваться с XVII в., т.е. в Новое время, когда духовная деятельность становится самостоятельной. С появлением в России университетов в XVIII веке (Московского, Петербургского) философская мысль оживилась, стали возникать собственно российские профессиональные кадры философов.

Несмотря на это принято считать, что русская философская мысль в своем становлении и развитии прошла ряд этапов, которые сопоставимы с этапами развития государства и культуры.

I этап – XI – XVII вв.

II этап – XVIII – XIX вв.

III этап – конец XIX – XX вв.

Это деление условно, так как каждый этап неоднороден, имеет свои особенности и свои внутренние течения.

Вопрос 2. Особенности первого этапа (XI-XVII вв.).

Первый этап становления русской философской мысли называется в разных источниках по-разному: древнерусская философия, русская средневековая философия или философия допетровского периода.

Отличительная особенность:

во-первых, отсутствие самостоятельного статуса;

во-вторых,ярко выраженная религиозная направленность, т.к. центрами духовной жизни в то время являлись монастыри. Самобытность русской философии связанна с процессами христианизации(начало положено крещением Руси в 988 г.) и в связи с этим философская мысль:

с одной стороны – восприняла ряд черт и образов языческого мировоззрения и культуры,

а с другой – связав себя узами с Византией, стала впитывать античную философию.

Таким образом, она впитала в себя идеи античной, византийской и древнерусской мысли. Основными философскими элементами язычества были: наивный пантеизм и связанные с ним начальные натурфилософские представления.

Преобладающимипроблемами древнерусской философской мысли являлись понятия о душе, о взаимодействии души и тела, о мудрости, о знании вообще и др.;

в-третьих, философия выполняла не только мировоззренческую функцию, но и функцию житейской мудрости, праведности мысли и поступков людей. Это проявлялось в нравственно-этической и исторической проблематике.;

в-четвертых, с самого начала русская философия использовала свой собственный письменный язык, созданный в IX в. Кириллом и Мефодием.

Ярким представителем этого этапа развития философской мысли является Максим Грек (до принятия пострига – Михаил Триволис) (1475-1556).Максим Грек происходил из знатного рода, учился в Италии, много путешествовал. В зрелом возрасте избрал путь православного служения и в Афоне (1505г.) постригается в монахи.

В 1518г. по просьбе великого князя Василия III в Москву из Афона прибыли монахи – переводчики, и среди них – Грек. В 1525г. он был обвинен в ереси и политических преступлениях, осужден и много лет провел в заключении (шесть лет – в темнице Волоколамского монастыря и 15 лет – в Тверском монастыре).

По прибытии в Россию, не знавший даже русского языка, Максим Грек стал одной из ярких фигур в истории русской религиозно-философской мысли, а после смерти – русским святым.

Суть взглядов.

1.Хорошо зная учения Сократа, Платона, Аристотеля, Августина Блаженного и др. мыслителей он утверждает, что философия, «без умаления есть вещь весьма почитаемая и поистине блаженная». Важнейший вопрос, который необходимо выяснить – каков тот единственный жизненный путь, который может привести человека к спасению.

2. Человек состоит из трех начал:

а) плотское;

б) душевное;

в) духовное.

Ум – «кормчий души», выполняет главенствующую роль по отношению к телу и душе.

3. Сам ум нуждается в просвещении и нравственном совершенствовании.

4. Высшая цель человека – постичь любовь к Богу и человеку, не допуская Зла. Для этого надо победить гнев, праздность, быть скромным, избежать гордыни.

5. В своих воззрениях на государственную власть он был сторонником гармоничного единства светской и духовной власти, полагая, что лучшей формой государства является просвещенный абсолютизм, который опирается на закон.

Таким образом, первый этап (XI-XVII вв.) в развитии русской философии характеризуется только началом, первыми шагами.

Вопрос 3. Особенности второго этапа (XVIII-XIX вв.)

Второй период начинается с XVIII века и связан с реформами Петра I, и деятельностью М.В. Ломоносова и А.Н. Радищева.

Этот период характеризуется действием двух факторов, которые определяющим образом влияют на всю духовную культуру этого времени:

во-первых, это процесс европеизации России;

во-вторых,секуляризация общественной жизни.

Духовная жизнь России испытывает влияние Запада, французского Просвещения (идеи Руссо, Вольтера, Монтескье – стимулируют развитие свободомыслия в России). Огромное влияние на развитие всей духовной культуры имело открытие в 1755 году Московского университета. С этого времени философия отходит от схоластических образов и становится свободной от церкви.

Михаил Васильевич Ломоносов(1711-1765) свое слово в русской философии сказал тем, что:

1) заложил основы материалистической традиции;

2) сформулировал закон сохранения материи и движения;

3) в основе мироздания видел материальные атомы и материальные монады;

4) вместе с этим, не отвергает Бога-творца, т.е., по сути, выступает деистом.

Александр Николаевич Радищев (1749-1802) хорошо знал творчество западных философов, но его больше всего интересовали проблемы человека, общества и государственного устройства.

Он стал первым русским мыслителем, который провозгласил идею человечности в качестве основного стержня светской общественной мысли.

Первым, кто начал самостоятельное философское творчество был Петр Яковлевич Чаадаев(1794-1856).Свои взгляды он изложил в сочинении «Философические письма». После публикации первого из них в1836 г. в котором:

а) характеризует тяжелое положение русского народа, изолированность от общечеловеческого развития;

б) резко критикует самодержавие, крепостничество – главные причины отсталости России,

объявлен сумасшедшим и посажен под домашний арест.

Чаадаева интересуют две проблемы:

- философия человека;

- философия истории.

1. Человек существо двойственное:

а) природное;

б) духовное.

2. Задача философии изучать его как духовное существо.

3. Подчеркивая коллективистскую сущность человека, отличающую его от животного, он замечает, что без общения с другими людьми «Мы бы мирно щипали травку», т.е. остались бы животными.

4. Движущей силой общественного прогресса он считал нравственность, основанную на христианских идеалах и ценностях.

5. Философия истории у Чаадаева основана на провиденциализме(определяющим фактором общественного развития является Божественное Провидение). Христианство – стержень, двигатель истории.

6. Вместе с этим, он считает, что господствующим во всей нашей истории является «географический фактор» (необозримые просторы России, специфические климатические условия существенно влияют на ее историю).

7. В своем творчестве Чаадаев превозносит католический Запад, тем самым став предтечей западничества.

Вопрос 4. Основные течения и видные мыслители.

Западничество – течение в России, ориентировавшее ее развитие на западноевропейскую цивилизацию. Видными мыслителями этого движения являлись А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Каверин,а позднее – В.Г. Белинский, И.С. Тургенев, Т.Н. Грановский, В.П. Боткин и др..

Суть течения.

1. Выступали за ликвидацию феодально-крепостнических отношений и развитие России по «западному», т.е. буржуазному пути.

2. В основном – материалисты:

а) природа существует независимо от человека, она есть единство многообразного;

б) мышление отражает бытие;

в) диалектика есть основной метод научного познания и способ мышления;

г) человек есть часть и венец природы и подчинен ее законам;

д) сознание человека «не вне природы, а есть разумение о себе»;

е) личность характеризуется разумом и нравственно-свободным деянием, создается социальной средой и событиями;

ж) человек есть не только венец природы, но и «вершина исторического мира».

Славянофильство– течение, обосновывающее особый путь исторического развития России. Видными представителями являлись А.С. Хомяков, П.В. Киреевский, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин и др..

Они обосновывали, пропагандировали, отстаивали:

во-первых, самобытность русской истории;

во-вторых, национальную исключительность, которая максимально сможет проявиться и развиться только при монархии;

в-третьих, противопоставляя русскую и европейскую культуру, они доказывалинеобходимость для России следовать своим самобытном путем.

Лучше всего представление об этом течении дает философия Алексея Степановича Хомякова(1804-1860),который был главным идейным вдохновителем всей группы.

Суть взглядов.

1. Отмечал отрицательное влияния Запада и реформ Петра I на русскую жизнь.

2. Отстаивал необходимость возрождения форм патриархальной жизни, возврата к идеалам «святой Руси».

3. Отстаивая принцип соборностиили общинности, как единства и свободы, опирающийся на любовь к Богу.

4. Любовь к людям должна строиться на основе:

- справедливости,

- совести,

- внутренней истины.

5. Человек есть свободное существо, наделенное волей и свободой, которые предполагают выбор между любовью к Богу и себялюбием.

6. А.С. Хомяков идеализирует православие и утверждает историческую миссию России – стать центром мировой цивилизации.

Продолжателем идей славянофильства был Федор Михайлович Достоевский (1821-1881), хотя и не создал чисто философских произведений. Его философия – это философия переживаний, мыслей и поступков, созданных им литературных героев. Основные проблемы, которые исследует Ф.М. Достоевский, это проблемы человека, его судьбы и смысла жизни.

1. Человек – это загадка, сотканная из противоречий Добра и Зла, и двух начал: божественного и дьявольского, которые борются между собой.

2. Подлинная и высшая сущность человека – свобода. Однако неограниченная свобода ведет к своеволию, разрушению и этическому анализу.

3. Истинный путь свободы - это путь, ведущий к Богочеловеку, путь следования Богу.

4. Бог, для Достоевского, является основой, субстанцией, гарантией нравственности.

5. Чтобы стать настоящим человеком, прийти к Богу, человек должен пройти через все страдания и муки, вынести испытания бременем свободы.

6. Подлинная свобода – это всегда высочайшая ответственность за свои поступки.

7. Свобода и счастье практически несовместимы (можно быть счастливым, но не свободным, или взять на себя бремя свободы выбора и стать «несчастным страдальцем»).

8. Поэтому свобода естьблаго для сильных духом, способных стать страдальцами и встать на путь Богочеловека, сделать сознательный выбор между Добром и Злом.

9. Человек - есть высшая ценность и ни в коем случае не может быть средством для других людей, даже из самых благих планов и замыслов.

Другая проблема, беспокоящая Достоевского – это проблема Бога и мира.

1. Бог есть всемогущий творец, идеал и совершенство.

2. Однако, его творения несовершенны, так как в них присутствует Зло.

3. Из этого противоречия могут следовать несколько выводов:

во-первых, Бог не всемогущ;

во-вторых, Бог сам несовершенен;

в-третьих, или мы сами неадекватно воспринимаем и осознаем этот мир.

Наши рекомендации