Основные направления философии Николая Кузанского.
Во-первых, учение о Боге.
Утверждает, что божественное бытие играет решающую роль в становлении мира природы и мира человека. Бог у него деперсонализирован – абсолютный максимум, а мир – ограниченный максимум.
а) Бог пребывает во всем, т. е. природа погружена в Бога;
б) Бог есть единство причины и следствия, т.е. творящего и сотворенного;
в) сущность Бога и видимых вещей совпадает, что свидетельствует о единстве мира.
Во-вторых, учение о человеке.
Отказывается от христианской идеи креационизма в трактовке человека. Рассматривает его как микрокосм, соединенный с божественным абсолютом, т. е. он являет собой подобие Бога (очеловечившийся Бог).
Таким образом, человек:
а) диалектическое единство конечного и бесконечного;
б)обладает творческой сущностью и полной свободой воли;
в) обладает естественной потребностью к познанию.
В-третьих, учение о познании.
а) познавательные возможности реализуются посредством ума;
б) ум – индивидуален: чувство, рассудок, разум.
В- четвертых, проблема истинности знания.
а) истина неотделима от своей противоположности - заблуждения, как «свет неотделим от тени, без которой он невидим»;
б) истина всегда процесс (а не догма) познания, движения к Богу.
Вопрос 4. Философия позднего Возрождения.
Особенности периода –возник новый тип философского мышления. Для него характерно критическое переосмысление роли и места человека в мироздании.
Основная причина – открытия в области естественных наук, в результате которых человек из центральной фигуры Вселенной превращается в незаметную песчинку мироздания, затерянную в бесконечном мировом пространстве.
Поэтому:
· усиливаются позиции пантеизма;
· преобладают материалистические тенденции;
· проявляется интерес к опытному знанию, благодаря открытиям Коперника, Кеплера, Галилея.
Николай Коперник(1473 - 1543), опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную картину мироздания гелиоцентрическую:
во-первых, Земля не является центром Вселенной (отвергает геоцентризм);
во-вторых, Солнце является центром по отношению к Земле, и она вращается вокруг Солнца (гелиоцентризм);
в-третьих, все космические тела движутся по собственной траектории;
в-четвёртых, космос бесконечен;
в-пятых, процессы, происходящие в космосе закономерны, объяснимы и лишены «священного» смысла.
Джордано Бруно (1548 – 1600), родился в местечке Нола близ Неаполя (отсюда – Ноланец), в семье обедневшего дворянина. В 1566 – 1575 годах обучался в монастырской школе, где получил сан священника и степень доктора философии. Разочаровавшись в религиозной деятельности, Бруно оставил монастырь. Преподавая философию в университетах Франции, Англии, Германии, он резко выступает против схоластики. За свои взгляды более 7 лет провел в застенках инквизиции, а 17 февраля 1600 года – сожжен на костре.
Теоретические интересы Д. Бруно сконцентрировал на решении натурфилософских проблем, изложенных в основных произведениях: «О причине, начале и едином», «О бесконечности Вселенной и мирах», «О монаде, числе и фигуре» и др.
Суть учения.
Во-первых,цель философии – познание природы.
Во-вторых,божественное и природное, материальное и идеальное, телесное и духовное, рациональное и чувственное, космическое и земное находятся в диалектическом единстве.
В-третьих,проблема соотношения природы и Бога решается с позиции пантеизма, выраженного в более законченной форме:
а) Бог находится везде и повсюду, не «вне» и «над», а во всем;
б) природа мыслится в виде некоего самостоятельного начала: «Природа либо есть сам Бог, либо божественная сила, сокрытая в самих вещах»;
в) Бог отождествляется не только с природой, но и с материей.
В-четвертых,субстанция материальна и выступает как первоматерия.
В-пятых,активное начало не в форме, как утверждал Аристотель, а в материи, являющейся божественным бытием в вещах, тем началом, которое все производит, сохраняя свою независимость.
В-шестых,вместе с этим Бруно полагает также существование духовного субстрата – мировой души, присущей всем вещам без исключения; они составляют собой единое целое.
В области космологии (что и явилось причиной обвинения его в ереси).
1. Природа и Вселенная бесконечна и бесконечно множество ее миров.
2. Бесчисленные миры имеют внутренним движущим источником универсальную мировую душу, а не Божественную всемогущность.
3. Бесчисленным мирам присущи различные формы чувственной и разумной жизни.
4. Утверждается физическая однородность земного и небесного.
5. Верховной субстанцией есть «монада монад» или Бог. Все противоположности совпадают в одной неделимой точке – Боге. Это такое целое, которое существует во всех единичных вещах мира.
Развивая гносеологические идеи Бруно:
1) решительно высказывается против абсолютизации любых авторитетов: «Низко думать чужим умом, глупо верить по обычаю, бессмысленно соглашаться с мнением толпы»;
2) цель познания – получение определенных знаний;
3) процесс постижения истины складывается постепенно, на основе деятельности чувств, рассудка, разума и ума:
а) чувства нужны, чтобы «возбуждать разум»;
б) рассудок осмысливает чувственную информацию;
в) разум или интеллект проникает в высшие тайны природы;
4) решая проблемы соотношения разума и веры, Бруно придерживается концепции двойственности истины.
В учении о человеке отстаивает концепцию единой субстанции.
1. Тело «ниже» души, но ей необходимо в качестве существования.
2. Душа «выше» тела, но необходима для тела в качестве разумного начала.
Учение Бруно внесло огромный вклад в преодоление средневекового мировоззрения и явилось существенным шагом к мировоззрению Нового времени. Бескомпромиссная жизнь Джордано Бруно стала легендой.
Во втором и особенно в третьем периодах эпохи Возрождения наблюдается повышенный интерес к проблемам общества и государства. Однифилософы пытались изменить существующее общественное устройство, а другие– сосредоточились на проектах идеального государства, где были бы уничтожены все социальные противоречия и восторжествовала бы социальная справедливость. Поскольку их проекты были сильно оторваны от реальности, данные философы вошли в историю как социалисты-утописты.
Томас Мор(1478-1535) английский ученый, философ, политический деятель (член парламента, председатель палаты общин, с 1529 г. – лорд-канцлер (высший пост в государстве после короля). В 1535 г. был казнен за отказ присягнуть королю как главе независимой от Папы Римского англиканской церкви). Считается основателемутопического социализма. Свои идеи изложил в произведении «Утопия» (греч u –не, нет + topos –место, которого нигде нет), - выдуманный остров, на котором находится идеальное государство.
Суть учения.
Во-первых, в данном государстве отсутствует частная собственность и все граждане участвуют в производительном труде на основе всеобщей трудовой повинности.
Во-вторых, все произведенные продукты поступают на общественные склады, а затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии.
В-третьих, поскольку все заняты производительным трудом – рабочий день составляет всего 6 часов.
В-четвертых, от трудовой повинности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам.
В-пятых, самые грязные работы выполняют рабы (военнопленные и преступники).
В-шестых, все должностные лица избираются (прямо или косвенно).
В-седьмых, мужчины и женщины имеют равные права (как и равные обязанности).
Другой проект идеального общества разработал Томмазо Кампанелла(1568 - 1639) итальянский политический деятель, философ; за свои взгляды и деятельность проведший в тюрьме 27 лет, где написал знаменитое произведение «Город Солнца».
Суть взглядов:
во-первых, Кампанелла как и Томас Мор отрицает частную собственность, отстаивает всеобщий производительный труд и равномерное распределение его результатов между членами государства;
во-вторых, труд совмещается с одновременным обучением;
в-третьих, жизнь граждан регламентирована до мельчайших подробностей и все делается совместно (работа, отдых, прием пищи, развлечения);
в-четвертых, большое внимание уделяется воспитанию, которое осуществляется государством с раннего детства в специализированных школах, где дети обучаются наукам, приучаются к коллективной жизни и нравственным нормам;
в-пятых, во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель (избираемый жителями) – Метафизик, владеющий всеми знаниями и всеми профессиями.
Подводя итог,следует отметить, что философская мысль эпохи Возрождения находилась в постоянном развитии:
а) начиная с признания средневекового мировоззрения, пришла к практически полному его отрицанию;
б) начав с возвышения человека до состояния Бога, разочаровалась в его роли, но вместе с тем начала более внимательно всматриваться в его деятельно – познавательную сущность;
в) наработала бузу для возникновения рационалистической философии.