Доброты в вашем теплом приветствии.
Мать Тереза из Калькутты
Среди духовных граций есть два близнеца — милосердие и благодарность, — являющихся зеркальньтм отображением друг друга. Милосердие заключается в оказании помощи тем, кто в ней нуждается, а также в умении проявлять терпимость в оценке их нужд. В английском языке это слово (charity) происходит от латинского carus, означающего «ценимый», «любимый». К тем, кто нам дорог и любим, мы подходим с распростертыми объятиями, с распахнутыми сердцами, полные великодушия и альтруизма. В этом и состоит милосердие.
Благодарность представляет собой противоположную грацию. Она появляется там, где вы с признательностью воспринимаете чьи-то действия, полные милосердия, понимания и самоотверженности, и открыто демонстрируете, сколь высоко вы цените ту доброту, которая была проявлена по отношению к вам.
И милосердие, и благодарность рождены состраданием, которое мы всесторонне рассмотрели в предыдущей главе.
Эти два действия могут рассматриваться в совокупности как своего рода духовное дыхание, две стороны которого взаимно дополняются: благодарность имеет место там, где вы «вдыхаете и тем самым получаете живительную энергию; милосердие — там, где вы «выдыхаете» ранее полученное и возвращаете его своему окружению.
Если вам присущи и милосердие, и благодарность, вы значительно расширяете могущество своего духовного Интеллекта. Вы учитесь ритмично «вдыхать» и «выдыхать», стараясь не задерживать свое дыхание. Это поможет вам чувствовать себя более непринужденно, счастливо и в гармонии со всем миром.
Если вы станете проявлять к своим ближним милосердие, то у вас будет больше друзей, вы станете более здоровым и богатым — только в отношении богатства не забывайте, что разменной монетой в этой валюте служит не рубль и не евро, а улыбка! Конечно же, милосердие принесет неизмеримую пользу не только вам, но и окружающим, и всему миру в целом.
Воистину велик тот, в ком велико милосердие.
Томас а-Кемпис*
Следующие истории предназначены не только для того, чтобы развлечь и проинформировать, но и чтобы тронуть и воодушевить вас.
Кампания Тревора
В 1983 году молодой паренек, фактически еще мальчик, Тревор Феррелл, увидел бездомного мужчину, жившего на одной из улиц Филадельфии. Немного погодя Тревор спросил у родителей, почему этот человек спит на холодной улице, а когда узнал, что так происходит, поскольку у этого бедолаги ни дома, ни семьи, которая бы о нем позаботилась, мальчик попросил родителей отвезти его на машине в город, чтобы он смог отдать этому несчастному человеку собственные подушку и желтое одеяло. Так они и сделали.
От этого единственного акта сострадания, родившегося в чистом сердце 13-летнего мальчика, и взяла свое начало известная кампания Тревора. С тех пор каждую ночь добровольцы — взрослые и дети — ездят по улицам Филадельфии, наделяя бездомных горячей пищей, одеялами, одеждой, а главное — заботой и любовью. Со временем эта кампания получила широкое распространение, и теперь тому примеру заботливости, который подал Тревор, подражают дети и взрослые в больших и маленьких городах всего мира, где влачат свое существование голодные бездомные люди.
_______________
* А-Кемпис Томас (1380—1471) — немецкий священнослужитель и религиозный писатель, являющийся наиболее вероятным автором из вестного средневекового сочинения «Имитация Христа» (1426). — Прим. перев.
Тревор не раз рассказывал про свою кампанию в школах, в государственных учреждениях, церквях и на общегородских собраниях. Когда его спрашивали, удивлен ли он ростом кампании, получившей его имя, он ответил: «Я никогда не ожидал, что для оказания помощи бездомным может найтись 1100 добровольцев, три фургона и специальный приют. Единственное, что я хотел, — помогать отдельным из этих несчастных людей и делать это каждый день».
Его психологическая установка — такая же, как у матери Терезы (с которой Тревор некоторое время работал в Индии). У этой святой женщины спрашивали, почему она продолжает свою тяжкую работу, день за днем подбирая на улицах умирающих и спасал детей от смерти, если проблемы все равно остаются, а добрые дела, которые она творит, — это в любом случае всего лишь капля в море по сравнению со многими тысячами и миллионами нуждающихся бедняков. На этот вопрос она отвечала так: «Да, это правда. Действительно, моя работа — это всего лишь маленькая капля в море, но благодаря ей необъятное море добра становится немного полнее».
Занятия по жонглированию
В процессе занятий на тему «Учитесь учиться и укреплять силу своего ума», проводимых мною во всем мире, одна из игр, в которую мы играем, называется «Учимся жонглировать». Она основана на методе жонглирования как метафоре обучения, который разработал Майк Гелб*. Действительно, жонглирование - почти идеальный инструмент для исследования путей обучения и овладения сложными навыками, потому что оно позволяет увидеть, как в зеркале, при чем увидеть немедленно, тот способ, который использует наш мозг при подходе к любой новой задаче обучения. Кроме того, ему присуща масса немедленной, почти мгновенной обратной связи — все брошенное вверх тут же возвращается обратно!
Единственный печальный для меня аспект этих занятий, которые во всем прочем следует признать забавными и веселыми, связан с реакций слушателей на мои комплименты, которые сопровождают и оценивают их постепенное продвижение вперед в деле освоения непростого искусства жонглирования. Независимо от того, проделали ли они минуту назад свои первые манипуляции с тремя шарами или же завершили сложный и продвинутый трюк, их реакции на мои воодушевляющие призывы и выкрики типа «Здорово сделано!» всегда идут в следующем порядке:
_______________
* Гелб Майк — современный американский психолог и специалист по обучению, автор многих популярных книг. — Прим. перев.
«Нет, нет и нет! Я всего лишь пробую перейти к следующей стадии».
«Это никуда не годится, я здесь намертво увяз!»
«Так уж хорошо оно не было».
«Никогда у меня не получится по-настоящему хорошо».
«Оно могло быть куда лучше».
Есть ли во всех этих ответах нечто общее?
Отрицание самого себя!
Занятная особенность такого рода ответных реакций состоит в том, что на самом деле не имеет значения, насколько доброкачественно выполнено задание, — человек всегда отрицает, что он смог все проделать превосходно.
Если бы кто-то жонглировал семью шарами, одной бензопилой и живым цыпленком, а я воскликнул: «Ничего себе! Это просто немыслимо!» - мне бы, пожалуй, ответили что- нибудь вроде: «Ну все-таки не совсем — я-то, собственно говоря, старался держать в воздухе восемь шаров, две бензопилы, цыпленка и еще индейку».
Если в молодые годы нас постоянно критиковали и наказывали за любые неудачи, а затем стали называть высоко мерными наглецами, если мы бывали довольны собственными успехами, то тем самым нас учили и приучили наказывать себя почти независимо от того, что и как мы делаем. Мы напрочь отвергаем и отрицаем похвалу в свой адрес.