Основные исторические формы позитивистской философии (классический позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм)
Термином «позитивизм» в истории философии обозначается особое философское течение, которое оформилось в 1830-х г.г. и, сохранив свое влияние до нашего времени, прошло в своем развитии три исторические стадии – «первого» (классического) позитивизма, «второго» позитивизма (эмпирического) и «третьего» позитивизма (неопозитивизма).
Позитивизм формируется в своей первой, классической форме на протяжении первой половины ХIX в. во Франции (О. Конт) и Англии (Дж. Милль и Г. Спенсер). Главный тезис первого позитивизма заключался в том, что подлинно научное, положительное («позитивное») знание о мире может быть получено лишь специальными (прежде всего — естественными) науками, которые владеют такими важными методами познания, как наблюдение и эксперимент, и опираются на бесспорные факты. Классический позитивизм предложил развивающейся науке определенные методологические идеалы: необходимость опоры на опыт, описательную трактовку знания, индуктивизм как способ мышления, и объединению знания.
На смену позитивизму пришла вторая историческая форма позитивизма — эмпириокритицизм. Основное содержание эмпириокритицизма (философии «критического опыта») составили идеи, высказанные немецким философом Э. Лаасом, швейцарским философом Р. Авенариусом, австрийским физиком Э. Махом и др. Главные принципы, которые, по мнению эмпириокритиков, должны быть положены в основание научного исследования, можно свести к следующим: принцип «корреляции» (Э. Лаас), или «координации» (Р. Авенариус), т. е. соотносительной связи субъекта и объекта в процессе познания. Согласно ему, научное знание зависит в своем содержании прежде всего от субъекта познания, ибо он реально имеет дело в опыте только со своими ощущениями; принцип критики опыта с целью очищения его содержания от ненужных иллюзий, выдумок, теоретических фантазий; принцип экономии мышления, выступающий логическим продолжением принципа критики опыта, требует от ученого «экономии сообщения и понимания», которая, по Авенариусу, составляет «сущность науки». Экономное описание требует, в конечном счете, ограничить научное знание эмпирическим материалом.
Развитие науки в начале XХ в. привело ученых к отказу от чувственно-наглядной модели познания: они стали отдавать предпочтение «свободно создаваемым понятиям» (А. Эйнштейн) и количественным результатам эксперимента, а не его чувственной данности. Это стало основной причиной потери эмпириокритицизмом своего влияния на науку, его критики со стороны виднейших физиков (Л. Больцмана, М. Планка, А. Эйнштейна) и, как следствие, его замены третьей формой позитивизма — неопозитивизмом. Первый вариант неопозитивизма — логический позитивизм сформировался на базе «Венского кружка», основанного в 1922 г. в Венском университете М. Шликом и объединившего группу философов, логиков и физиков. В своих философских поисках они опирались, с одной стороны, на эмпирические ориентации прежнего позитивизма, с другой — на некоторые новые идеи, предложенные в начале XX в. (английский философ, логик и математик Б. Рассел и австрийский философ Л. Витгенштейн). Представители Венского кружка и их идейные соратники в других странах поставили перед собой грандиозную задачу — подвергнуть критическому анализу все существующее научное и философское знание и его язык.Методом такого анализа должна стать философия (понимаемая как логика), а его результатом — построение единого языка науки согласно некоторым базисным принципам: принципу элиминации (исключения) метафизики; принцип верификации, ориентирующему на эмпирическую проверку (верификацию) всех теоретических суждений; принципу конвенций утверждающему, что в фундаменте теоретического знания лежат определенные базисные принципы и положения, которые принимаются научным сообществом в результате соглашений (конвенций); принципу физикализма ориентирующему на объединение (унификацию) всех наук на основе универсального языка, которым является язык физики.
Постпозитивизм включает в себя целый ряд философско-методологических концепций науки, которые пришли на смену неопозитивистской традиции (критический рационализм К. Поппера, концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса, теория исторической динамики науки Т. Куна, анархистская эпистемология П. Фейерабенда). При всем их разнообразии можно говорить о некоторых общих чертах и подходах постпозитивистских концепций к анализу научного знания: стремление к анализу реальной истории науки в поисках наиболее оптимальных методологических средств познания; исследование динамики научного знания, изучение процессов перехода к новым теориям; признание научной осмысленности философских положений, их неустранимости из языка науки и более того — эвристичности для развития научного знания.
Темы рефератов
1 Исторические формы позитивизма.
2 Позитивизм как философия науки.
Философия экзистенциализма
Экзистенциализм (позднелат. – «ex(s)istentia» – существование), или философия существования, – крупнейшее направление философии ХХ в., формировавшееся как реакция на рационализм предшествующей философии, усилие преодолеть ее гносеологизм. Его основная цель – разработать такую философию человека, которая учитывала бы фундаментальную специфичность человеческого бытия в мире и рассматривала бы человека – единичного, конкретного существующего в его реальной ситуации в мире. Экзистенциализм возник накануне 1-й мировой войны в России (Л. Шестов, Н. Бердяев), после нее в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. Бубер) и в период 2-й мировой войны во Франции (Г. Марсель, выступивший с экзистенциалистскими идеями еще во время 1-й мировой войны, Ж.-П. Сартр, М. Мерло-Понти, А. Камю, С. де Бовуар и др.). В середине века экзистенциализм широко распространился и в др. странах, в т.ч. и США. Представители экзистенциализма в Италии — Н. Аббаньяно, Э. Пачи; в Испании к нему близок Х. Ортега-и-Гассет. К экзистенциализму близки французский персонализм и немецкая диалектическая теология. Среди своих предшественников экзистенциалисты указывают Б. Паскаля, С. Кьеркегора, М. де Унамуно, Ф. Достоевского, Ф. Ницше.
Экзистенция — философская категория, используемая для обозначения конкретного бытия. Ее содержание и способ употребления претерпели радикальные трансформации в истории философии. В средние века категорией экзистенции обозначали способ бытия вещи как сотворенного, производного от божественного бытия, как существования несамодостаточного, незавершенного, не совпадающего со своей сущностью. В экзистенциализме категорией «экзистенция» фиксируют и обозначают человеческое существование в его фундаментальной, глубинной онтологической специфичности, противопоставляя, во-первых, способ человеческого бытия в мире бытию вещи, во-вторых, способ философского постижения и понимания человеческого самоосуществления в мире и человеческих феноменов способу научного и объективирующего познания «человеческого». Это позволяет определять экзистенцию как специфически человеческий способ существовать в мире: в отличие от простого (самотождественного) бытия вещи, человек есть несовпадение с самим собой, присутствие с собой и с миром; он – не некая «устойчивая субстанция», а «беспрерывная неустойчивость», «отрыв всем телом от себя», постоянное выступание вовне, в мир. И поэтому человек должен постоянно делать себя человеком, его бытие есть постоянная постановка себя под вопрос, иными словами, он «должен быть тем, что он есть», а не «просто быть», он должен «делать себя», и это – «вместо того, чтобы просто быть».
Темы рефератов
1 Западный и русский экзистенциализм.
2 Проблема свободы человека в философии экзистенциализма.