Классика и неклассика: две эпохи а развитии европейской философии. Иррационалистическая философия А. Шопенгаура, С. Къеркегора, Ф. Ницше
Словосочетание «неклассическая философия» выражает тип философствования, сформировавшийся в философии второй половины XIX-XXвв., стремящейся расширить рамки философской рефлексии по сравнению с классической парадигмой, «преодолеть» ее рационалистические установки. Представители неклассической философии в очередной раз продемонстрировали одну из имманентно присущих философии функций – критическую, причем в различных ее вариациях: от «мягкой», не отрицающей позитивной роли классического наследия, до жестко неклассической, обусловленной необходимостью осмысления кризиса западной цивилизации, «тупиков» нравственной эволюции человечества, совпавшего с кризисом классической философии: «Назад в Канту» (неокантианство, возникшее в 60-е гг. XIX в.); «Назад к Гегелю» (неогегельянство); неотомизм (70-е гг. XIX в.).
При всем ее разнообразии для классической философии была характерна общая идейная стилистика, целостность, смысловое единство и особый тип философствования. Классические философские системы отличались претензией на целостность, завершенность, монологически-поучительный стиль изложения, объяснение закономерностей объективной и субъективной реальности.
Классический рационализм описывал объективный мир в терминах деятельного мировосприятия, деятельности. Рациональное познание, безграничная вера в науку, прогресс, в способность внеиндивидуального и индивидуального разума, в возможность переустройства мира на началах разума провозглашались классической философией, решающей силой. Для классической философии характерна установка на поиск сверхчувственных принципов и предельных оснований бытия, существования всеобщего, сущности мира и человека, универсальных принципов человеческой истории, всеобщих методов познания.
В рамках классической философии высшей абсолютной ценностью является разум, который рассматривается и как познавательная способность, обладающая сверхопытной сущностью, т.е. не выводимой из опыта и не сводимой к нему; и как средство объяснения мира и человека через установление причинно-следственных связей; и как средство переустройства и совершенствования мира и человека, и как неисчерпаемый независимый потенциал творчества. Сущность человека определена здесь границами его разума, ибо она сводится к познавательной способности постигать сущности.
Стиль философствования классической философии в силу ее ориентированности на идеалы научной рациональности характеризует, как правило, строгость, логичность, доказательность, рационально-рассудочная схема рассуждения, ориентация на использование априорных схем обоснования знания и возможность достижения абсолютного знания.
Неклассический этап в развитии философской мысли (начиная со второй половины XIX в.) представляет собой весьма сложное, своеобразное и противоречивое по своей сути явление, включающее в себя порою принципиально несовместимые течения. Вместе с тем неклассическая философия отмечается некоторой общей стилистикой и культурой философствования, принципиально отличной от классики. Ее формирование было социально подготовлено и обусловлено, вызвано потребностью отражения кризиса западной цивилизации и культуры, мировыми катаклизмами, обрушившимися на человечество к концу XIX началу XX вв., рассогласованием между рационально сконструированными образцами мироустройства и действительным миром, антиразумным, иным по своей природе.
Кризис рационализма, переживаемый неклассической философией, приводит к расширению поля философской рефлексии. Пересматривается статус самого разума, познающего субъекта, структуры познавательного процесса, что приводит к актуализации альтернативных рационализму форм осмысления бытия и человека – иррационализма (лат. «irrationalis» – неразумный, бессознательный), считающего, что разум не в состоянии охватить все разнообразие действительного мира, и обращающего внимание на внера-циональные формы духовного правления человека (волю, интуицию, бессознательное и т. п.)
В рамках неклассической философии центральной философской программой становится антропологическая, причем человек здесь рассматривается не как существо рационально-познающее или социально-активное, a как существо переживающее, сомневающееся, чувствующее, самосозидающее, практически преобразующее природу и социум. Неклассическая философия от поиска всеобщих принципов, предельных сущностей, универсалий переходит к самоценности индивидуального, уникального, своеобразного, единичного. Причем такая уникальность личности обнаруживает себя благодаря волевым компонентам (философия жизни, волюнтаризм), интуитивным порывам (интуитивизм), бессознательным актам и установкам (психоанализ), в условиях постоянного выбора, в «пограничных ситуациях», в процессе непрекращающегося самосозидания и становления (экзистенциализм).
С середины XIX в. в Европе совершается целая серия «философских революций», направленных против рационалистических концепций. Одним из первых подобную революцию осуществил А. Шопенгауэр, системно изложивший свои воззрения в труде «Мир как воля и представление» (1818). Мир, согласно Шопенгауэру, может обнаруживаться человеком и как воля, и как представление. Воля – это абсолютное начало всякого бытия, некая космическая и биологическая по своей природе сила, созидающая мир и человека. С появлением человека возникает мир как представление, как человеческая картина. Человек является рабом воли, поскольку во всем служит не себе, а Абсолюту. Воля заставляет человека жить, каким бы бессмысленным ни было его существование. Она заманивает индивида призраками счастья и такими соблазнами, как, например, сексуальное наслаждение. У человека есть только один выход – погасить в себе волю к жизни. Шопенгауэр выделял две разновидности людей, которые перестали быть рабами воли: святые в земной жизни и гении в искусстве. Шопенгауэр первым в XIX веке дал философское обоснование пессимизма.
Учение датского философа С. Къеркегора – предшественника современного экзистенциализма – не нашло понимания со стороны его современников. В своих произведениях «Наслаждение и долг» (1843), «Страх и трепет» (1843) и других Къеркегор выделил три стадии развития личности – эстетическую, этическую и религиозную. Жизнь эстетическая – это жизнь чувственная, когда человек стремится лишь к удовольствиям, не задумываясь о смысле своего существования. К следующей стадии человека толкает отчаяние – человек испытывает чувство тревоги и страха перед чем-то неизвестным, и в итоге приходит к этическому существованию. Этический человек полагает, что в мире господствуют необходимость и долг, которым следует повиноваться. На религиозной стадии развития личности отчаяние рассматривается Къеркегором как грех. В качестве его противоположности выступает вера. Она является актом воли и свободного выбора. Основополагающий принцип философии Къеркегора гласит: «Верую, следовательно, существую».
Одним из ярчайших представителей европейского философского иррационализма был немецкий мыслитель Ф. Ницше. В своем первом крупном труде «Рождение трагедии из духа музыки» (1872) философ анализирует культуру досократовской Греции. Ницше утверждает, что она определялась равноправием двух начал – дионисийского и аполлонического. Дионис – бог вина, бог самой жизни в ее физическом смысле. Аполлон – покровитель искусств. Культ Аполлона – это культ разума и гармонии. По мнению Ницше, начиная со времен Сократа и Платона, европейская культура пошла по пути подавления дионисийского начала аполлонизмом. Это привело ее к глубокому кризису. Жизнь Ницше рассматривал как «волю к власти». Все живое, согласно философу, стремится к власти, неравенство создает естественную дифференциацию. Жизнь – это борьба всех против всех, в ней побеждает сильнейший. Насилие, согласно Ницше, есть кристально чистое проявление прирожденной воли человека к власти. Главную причину краха современной ему цивилизации Ницше видел в засилье интеллекта, в превалировании его над волей. Там, где интеллект возвышается над волей, она обречена на неминуемое разложение. Именно поэтому разум должен быть подчинен воле и работать как орудие власти.
Темы рефератов
1 3.Фрейд о бессознательном и сознании.
2 Проблема человека в экзистенциализме.
3 Волюнтаризм Шопенгауера и Ницше: сходство и различие.