Эмпиризм и рационализм. Проблема метода в философии Ф. Бэкона и Р. Декарта. Философская мысль эпохи Просвещения
Развитие философской мысли в Новое время было тесно сопряжено с утверждением и развитием науки. Европейский человек постепенно освобождается от средневековой связанности, вследствие чего рождается его субъективизм и индивидуализм. Ускоряющееся развитие буржуазных отношений предъявляло новые требования к отдельным наукам и методу исследования в целом. Именно в это время возникает наука в собственном смысле этого слова, ставя новые задачи для филосфоии, в первую очередь – поиск метода научного познания. Проблема метода заняла особое место и в философии.
Эмпиризм – направление в теории познания, которое признает единственным источником знаний чувственный опыт, утверждает, что все знание обосновывается в опыте и посредством опыта. В качестве основного метода познания английский философ, основатель эмпиризма Ф. Бэкон выдвинул индуктивный метод – метод восхождения от единичных фактов к обобщениям и понятиям. В философии эмпиризма внешний мир природы предстает перед нами как некая совершенно независимая от сознания фактическая данность. Для того, чтобы зафиксировать эту данность в ее непосредственной явленности, Бэкон предлагает тщательно очистить ум от всего, что может помешать ему созерцать чистый и ничем не замутненный источник истины – природу, как она существует сама по себе. Отсюда вырастает его знаменитая программа очищения сознания от заблуждений, или «идолов», которых он насчитывает четыре вида: идолы рода— заблуждения, которые свойственны всем людям, поскольку происходят из природы человека и выражаются в естественной ограниченности чувственного восприятия; идолы пещеры— индивидуальные заблуждения, возникающие из-за того, что каждый человек видит мир со своей точки зрения, как бы из пещеры, ограничивающей его поле зрения; идолы рынка— заблуждения, возникающие из неточности нашего языка, который не всегда ясно и однозначно обозначает исследуемый предмет; идолы рынка – это, с одной стороны, результат гипостазирования понятий (когда теоретический конструкт принимается за действительный объект, подобно тому, как иногда литературный герой принимается за реальную личность), а с другой, — вера в ложные авторитеты.
Залог успехов научного познания и увеличения власти человека над природой Бэкон видел в правильном сочетании органов чувств и эксперимента.
Основоположником рационализма стал французский философ Р. Декарт. Свое «Рассуждение о методе» Декарт начинает с утверждения, что разумом все люди наделены в равной мере. Различие в сообразительности зависит не от «количества ума», которое у всех одинаково, а от умения им пользоваться. Поэтому главная задача философии – научить человека в полной мере использовать те умственные способности, которыми он располагает. Декарт признавал только такое знание, которое в силу своей простоты и ясности было бы самоочевидным, исключающим всякое сомнение. Метод, который он искал, должен был обеспечить возможность разложения сложных и запутанных вопросов на простые и ясные положения, не вызывающие сомнений. Будучи превосходным математиком, Декарт полагал, что такой метод универсального анализа должен быть построен по образу и подобию математического метода. Можно сомневаться в истинности мыслимой идеи, но не в её наличии: «Cogito, ergo sum» («Я мыслю, следовательно, существую»). Знаменитый декартовский аргумент можно рассматривать как неопровержимое свидетельство абсолютной достоверности бытия мышления. Основным орудием познания Декарт считает разум. Чувства он рассматривает, скорее, как орудия жизни, а не познания. Врожденные идеи наиболее просты и, в силу своей простоты, наиболее ясны и отчетливы, поэтому их истинность является самоочевидной, а истинность всех остальных идей устанавливается путем их сопоставления с врожденными.
Философия Просвещения, как часто называют философию XVIII в., не отмечена созданием фундаментальных учений и новых традиций, подобных эмпиризму или рационализму. Движение философской мысли направлено в ней не «вглубь», а «вширь», и ориентировано не столько на создание новых систем, сколько на пропаганду и распространение уже сформировавшихся идей. Возникнув в Англии, просветительское движение распространяется затем во Франции, которая и становится его центром. Французские мыслители, ознакомившиеся с его идеями увидели в них возможность реализации своих собственных либеральных устремлений, и постарались перенести их на французскую почву. Инициатором этого движения был Вольтер, а его дальнейшее развитие связано с деятельностью кружка ученых – «энциклопедистов», которые, связав воедино либеральную теорию Локка, ньютоновское учение о природе и моральную философию Шефтсбери, положили начало процессу, приведшему к созданию оригинальной системы французского материализма, сыгравшего впоследствии роль теоретического пролога Великой Французской революции 1789 г. Для просветителей характерно убеждение в том, что причина всякого зла и несчастья человека в невежестве. Преодолеть зло можно только избавившись от невежества, просветив разум. Все существующее: знание, мораль, религиозная вера, но также и система политического управления, структура хозяйственных отношений, сословная организация общества, — все должно быть подвергнуто беспощадному суду разума, и только то, что будет оправдано этим судом, имеет право на существование. Существенной чертой этой философии становится атеизм.
Темы рефератов
1 Бэкон и Декарт. Сенсуализм и рационализм Нового времени.
2 Материализм и пантеизм Спинозы.
3 Философия Просвещения и революционное преобразование общества