Особенности античной философской традиции. Космоцентризм, атомизм, и материалистические тенденции ранней греческой философии. Проблема первоначала

Для философских воззрений греков, в отличие от мифологических, характерна уверенность в том, что космос — гармоничное целое, возникшее из хаоса благодаря логосу (уму, естественному порядку, принципу строения мира), что мир познается разумом, и разум должен быть главным «авторитетом» в решении человеческих проблем. Мифологический рассказ (предание) о порождении мира путем совокупления мужских и женских стихий философия заменяет аргументированным рассуждением о причинах возникновения вещей.

Возникновение философии в Древней Греции связано с тем, что у греков сложился полисный тип организации общества, для которого характерна демократия, а она предполагает принятие решений на основе свободного и равноправного обсуждения общих проблем. Навыки демократического обсуждения и принятия решений способствовали развитию рационалистического характера греческой философии.

Космоцентризм античной философии. Ранняя античная философия была основана на мифологическом представлении о мире, который неразрывно связан с природой и ее явлениями, поэтому она носила название «физической», то есть натуральной. Космоцентризм античной философии рассматривает космос как центр мироздания, в основе которого лежит природная естественная гармония. Главным был вопрос о происхождении мира – из чего, из какой материи, каким образом зародилась жизнь. Философы - «физики» находили ответ в природных явлениях, а источником порядка и гармонии они считали природу. В древнегреческом языке слово «природа» являлось противоположностью слова «хаос».

Поиск субстанции бытия (первовещества) стал главной задачей ранней философии Древней Греции. Первой философской школой считаетсямилетская школа(г. Милет, VI в. до н.э.). Ее основатель—Фалес (ок. 625-ок. 547 до н.э.), один из полулегендарных «семи мудрецов». Космологическая концепция Фалеса сводилась к трем положениям: 1) все произошло из воды. 2) Земля плавает на воде, подобно куску дерева. 3) все в мире одушевлено, или «полно богов» (в частности, Фалес приписывал душу магниту, притягивающему железо). Фалес был первым греком, начавшим доказывать геометрические теоремы.

Обособленно от школ философствовалГераклит (конец VI- начало V в. до н.э.). В его учении важнейшим понятием является «логос». Логос «существует вечно», и «все происходит согласно этому логосу». Логос — естественный порядок, закон, незримо правящий всем мирозданием. Вместе с тем логос еще и «огонь», живая энергия, приводящая все в движение и изменение. Логос также и слово, задающее порядок мысли. Важнейшая идея Гераклита — идея борьбы и единства противоположностей. Все в мире состоит из противоположностей. Их борьбой определяется сущность любой вещи и процесса. Противоположно направленные силы образуют напряженное состояние, которым и определяется внутренняя гармония вещей.

Элейская школа получила название от города Элея на юге Италии. Существовала в V в. до н. э. Главные ее представители — Парменид и Зенон. Парменид — основатель элейской школы. Он первым в истории философии провел принципиальное различие между мышлением и чувственностью и. соответственно, между миром, каким он открывается рациональному мышлению, и миром, каким он выглядит в чувственном восприятии. Парменид впервые попытался доказывать философские тезисы, а до него мудрецы главным образом лишь вещали «истину», используя аналогии и метафоры, но не доказывали ее. Его философские рассуждения строятся вокруг понятия бытия и противостоящего ему понятия небытия. Парменид утверждал: «То, что высказывается и мыслится, необходимо должно быть сущим, ибо есть — бытие, а ничто — не есть». Зенон, ближайший ученик Парменида, написал книгу, которая не содержала собственной концепции строения мира, но представляла собой ряд задач или апории, цель которых состояла в защите учения Парменида. Зенон разбирал тезисы противников Парменида (например, что сущее множественно, что движение реально существует) и показывал, что все эти тезисы приводят к логическим противоречиям.

Атомизм— термин, принятый для обозначения совокупности натурфилософских учений о дискретной структуре материи, времени или пространства. Традиционно применим к учению о телесных атомах (греч. ατομος,«неделимый») Демокритаи Эпикура;однако в широком смысле атомистической именуется всякая теория дискретного бытия. Формирование античного атомизма было связано с обсуждавшейся в Элейской школепроблемой единого и многого, движения, деления, бесконечности. Атом - мельчайшее тело, неделимое вследствие своей малости и плотности, он - предел деления всякого тела. Атомов бесконечное множество, они отличаются друг от друга величиной, фигурой и положением в пространстве; в соединении с другими атомы также характеризуются «порядком». Эти свойства атомов задают все разнообразие телесных чувственно-воспринимаемых качеств, которые субъективны, существуют «по установлению», объективно же, «по природе», есть лишь атомы и пустота. Признание Демокритом наряду с атомами также пустоты, позволило ему избежать проблемы выведения многого из единого (множество постулируется); понятие пустоты обосновывало возможность движения атомов (движение — неотъемлемое свойство атомов). Возникновение вещей в окружающем космосе атомисты трактовали как соединение атомов, а уничтожение - как их разъединение.

Темы рефератов

1 Эволюция понятия «материи» в философии и науки.

2 Соотношение категорий «материя» и «субстанция».

1 Античный стихийный материализм.

Наши рекомендации