Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения

ФИЛОСОФИЯ

Методические рекомендации

для студентов, обучающихся по российским образовательным программам

Часть I

Могилев 2014

УДК 1

ББК 87

Ф 54

Рекомендовано к опубликованию

Центром менеджмента образовательной деятельности

ГУ ВПО «Белорусско-Российский университет»

Одобрено кафедрой «Гуманитарные дисциплины» «14» апреля 2014 г., протокол № 4

Составитель ст. препод. Д. М. Попелышко

Рецензент канд. филос. наук, доц. Г.А. Макаревич

Методические рекомендации составлены в соответствии с проблематикой новой типовой учебной программой по философии. Рекомендуются для самостоятельной работы студентов.

Учебное издание

ФИЛОСОФИЯ Часть I

Ответственный за выпуск Н. Н. Алексейчикова

Технический редактор Е. А Толковская

Компьютерная вёрстка Н. П. Полевничая

Подписано в печать . Формат 60х84/16. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс.

Печать трафаретная. Усл.-печ. л. . Уч.-изд. л. Тираж 56 экз. Заказ №

Издатель и полиграфическое исполнение:

Государственное учреждение высшего профессионального образования

«Белорусско-Российский университет»

Свидетельство о государственной регистрации издателя, изготовителя,

распространителя печатных изданий

№ 1/156 от 24.01.2014 г.

пр. Мира, 43, 212000, г. Могилев,

© ГУ ВПО «Белорусско-Российский

университет», 2014

Темы рефератов

1 Понятие мировоззрения. Сущность и структура мировоззрения.

2 Эволюция исторических типов мировоззрения.

3 «Картина мира» в системе мировоззрения: сущность и структура.

4 Естественное и сверхъестественное в системе мировоззрения.

Философия как система научных знаний. Эволюция предмета философии. Роль философии в жизни человека и общества

Термин «философия» впервые возник в Древней Греции (буквально от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость). Сначала появились философы, затем слово «философ» и еще позже слово «философия». По свидетельству античных авторов, слово «философ» впервые встречалось у Пифагора, а в качестве обозначения особой науки термин «философия» впервые был употреблен Платоном. Основные проблемы философии:

Во-первых, это проблема окружающего мира, бытия, Космоса, поиск первоосновы всего сущего. Вторая философская тема – проблема человека, смысла существования человека в мире. Третья важнейшая философская тема – проблема отношения человека и мира, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального. Четвертая философская тема связана с решением субъект-субъектных, межличностных, социальных отношений, рассматривая человека в «мире людей» .

Ни одна из обозначенных философских тем не может быть полностью изолирована от другой. Они взаимодополняют друг друга и вместе с тем в различных философских учениях отдается приоритет той или иной философской теме.

В вопросе о происхождении философии сформировались две концепции: мифогенная и гносеогенная.

Мифогенная концепция, когда анализирует мифогенную предысторию философии, вскрывает переходные формы от мифологии к философии, анализирует мифологическое мировоззрение как предфилософское мировоззрение. Сторонники гносеогенной концепции правы, когда показывают значение зачатков научного знания для философии. Не правы же, когда третируют мифологию, рассматривая ее как нечто, совершенно лишенное всякого исторически оправданного содержания и ценности.

У истоков формирования философии находились мифология, религия, зачатки научного и обыденного знания.

В отличие от мифологии, которая строит общую картину на уровне эмоционально-чувственной ступени познания философия строит общую картину мира на уровне рациональной ступени познания, она пытается понять мир, исходя из него самого, из законов этого мира.

Темы рефератов

1 Философская и научная картина мира ХХ в. (единство и различие).

2 Социальная роль и функции философии.

Темы рефератов

1 Специфика восточной традиции философии (сравнительный анализ).

2 Философия и мифология Древнего Китая: грани взаимодействия.

3 Эволюция ведических знаний в философии Древней Индии.

4 Проблема личности и общества в восточной философии.

Темы рефератов

1 Эволюция понятия «материи» в философии и науки.

2 Соотношение категорий «материя» и «субстанция».

1 Античный стихийный материализм.

Темы рефератов

1 Этическая философия Сократа.

2 Идеализм Платона. Место Платона в истории философии.

3 Философское учение Аристотеля.

Темы рефератов

1 Аврелий Августин и его «Исповедь»: вопросы онтологии.

2 Рационализм и иррационализм средневековой философии: проблема веры и разума.

3 Томизм и неотомизм: развитие философских концепций средневековой философии в новое и новейшее время

Темы рефератов

1 Философия Возрождения: тенденции и характерные черты.

2 Социологические концепции философии Ренессанса.

3 Коперникианский переворот в истории философии.

Темы рефератов

1 Бэкон и Декарт. Сенсуализм и рационализм Нового времени.

2 Материализм и пантеизм Спинозы.

3 Философия Просвещения и революционное преобразование общества

Темы рефератов

1 И. Кант — основоположник классической немецкой философии.

Темы рефератов

1 Философия Гегеля. Система и метод.

2 Социологические взгляды Ф.В. Гегеля и его концепция истории.

Темы рефератов

1 Философия марксизма. Учение К.Маркса о человеке и обществе.

2 Эволюция марксисткой философии.

3 Истоки марксизма.

Темы рефератов

1 3.Фрейд о бессознательном и сознании.

2 Проблема человека в экзистенциализме.

3 Волюнтаризм Шопенгауера и Ницше: сходство и различие.

Темы рефератов

1 Исторические формы позитивизма.

2 Позитивизм как философия науки.

Философия экзистенциализма

Экзистенциализм (позднелат. – «ex(s)istentia» – существование), или философия существования, – крупнейшее направление философии ХХ в., формировавшееся как реакция на рационализм предшествующей философии, усилие преодолеть ее гносеологизм. Его основная цель – разработать такую философию человека, которая учитывала бы фундаментальную специфичность человеческого бытия в мире и рассматривала бы человека – единичного, конкретного существующего в его реальной ситуации в мире. Экзистенциализм возник накануне 1-й мировой войны в России (Л. Шестов, Н. Бердяев), после нее в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. Бубер) и в период 2-й мировой войны во Франции (Г. Марсель, выступивший с экзистенциалистскими идеями еще во время 1-й мировой войны, Ж.-П. Сартр, М. Мерло-Понти, А. Камю, С. де Бовуар и др.). В середине века экзистенциализм широко распространился и в др. странах, в т.ч. и США. Представители экзистенциализма в Италии — Н. Аббаньяно, Э. Пачи; в Испании к нему близок Х. Ортега-и-Гассет. К экзистенциализму близки французский персонализм и немецкая диалектическая теология. Среди своих предшественников экзистенциалисты указывают Б. Паскаля, С. Кьеркегора, М. де Унамуно, Ф. Достоевского, Ф. Ницше.

Экзистенция — философская категория, используемая для обозначения конкретного бытия. Ее содержание и способ употребления претерпели радикальные трансформации в истории философии. В средние века категорией экзистенции обозначали способ бытия вещи как сотворенного, производного от божественного бытия, как существования несамодостаточного, незавершенного, не совпадающего со своей сущностью. В экзистенциализме категорией «экзистенция» фиксируют и обозначают человеческое существование в его фундаментальной, глубинной онтологической специфичности, противопоставляя, во-первых, способ человеческого бытия в мире бытию вещи, во-вторых, способ философского постижения и понимания человеческого самоосуществления в мире и человеческих феноменов способу научного и объективирующего познания «человеческого». Это позволяет определять экзистенцию как специфически человеческий способ существовать в мире: в отличие от простого (самотождественного) бытия вещи, человек есть несовпадение с самим собой, присутствие с собой и с миром; он – не некая «устойчивая субстанция», а «беспрерывная неустойчивость», «отрыв всем телом от себя», постоянное выступание вовне, в мир. И поэтому человек должен постоянно делать себя человеком, его бытие есть постоянная постановка себя под вопрос, иными словами, он «должен быть тем, что он есть», а не «просто быть», он должен «делать себя», и это – «вместо того, чтобы просто быть».

Темы рефератов

1 Западный и русский экзистенциализм.

2 Проблема свободы человека в философии экзистенциализма.

Темы рефератов

ФИЛОСОФИЯ

Методические рекомендации

для студентов, обучающихся по российским образовательным программам

Часть I

Могилев 2014

УДК 1

ББК 87

Ф 54

Рекомендовано к опубликованию

Центром менеджмента образовательной деятельности

ГУ ВПО «Белорусско-Российский университет»

Одобрено кафедрой «Гуманитарные дисциплины» «14» апреля 2014 г., протокол № 4

Составитель ст. препод. Д. М. Попелышко

Рецензент канд. филос. наук, доц. Г.А. Макаревич

Методические рекомендации составлены в соответствии с проблематикой новой типовой учебной программой по философии. Рекомендуются для самостоятельной работы студентов.

Учебное издание

ФИЛОСОФИЯ Часть I

Ответственный за выпуск Н. Н. Алексейчикова

Технический редактор Е. А Толковская

Компьютерная вёрстка Н. П. Полевничая

Подписано в печать . Формат 60х84/16. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс.

Печать трафаретная. Усл.-печ. л. . Уч.-изд. л. Тираж 56 экз. Заказ №

Издатель и полиграфическое исполнение:

Государственное учреждение высшего профессионального образования

«Белорусско-Российский университет»

Свидетельство о государственной регистрации издателя, изготовителя,

распространителя печатных изданий

№ 1/156 от 24.01.2014 г.

пр. Мира, 43, 212000, г. Могилев,

© ГУ ВПО «Белорусско-Российский

университет», 2014

Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения

Мировоззрение – это предельно обобщенная, упорядоченная система взглядов человека на окружающий мир, явления природы, общество и самого себя, а также вытекающие из общей картины мира основные жизненные позиции людей, убеждения, идеалы, принципы познания и оценки материальных и духовных событий; это своего рода схема мира и места человека в нем.

Понятие «мировоззрение» неотделимо от понятия «человек», это воззрение именно человека на мир. Человеку необходимы самые общие представления о мире, его возникновении, закономерностях развития, соотнесенности своего личностного бытия с мировым целым, с системой ценностей, чтобы определить свое место в мире, смысл своего бытия в нем, опереться на соответствующие убеждения. Все эти вопросы составляют стержень любого мировоззрения.

Выделяют следующие ступени мировоззренческого освоения мира: «мироощущение», «мировосприятие», «миропонимание».

Мироощущение – первая ступень мировоззренческого становления человека, представляющая собой чувственное осознание мира, когда он дается человеку в форме образов, организующих индивидуальный человеческий опыт.

Мировосприятие – вторая ступень, позволяющая видеть мир в единстве его сторон, давать ему определенную интерпретацию. Оно может базироваться на различных основаниях, не обязательно теоретизированных.

Миропонимание – высшая ступень, развитое мировоззрение со сложными переплетениями многогранных отношений к действительности, с наиболее обобщенными синтезированными взглядами и представлениями о мире, своем месте в нем.

Используя различные подходы к выделению форм мировоззрения и учитывая историко-генетическую связь между отдельными видами мировоззрения, можно выделить следующие исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, натуралистическое (научное), философское.

Мифологическое мировоззрение возникло как система неразделенного (синкретического) представления человека о мире и своем месте в нем выполняло следующие функции: обобщающую - базируется на чувственных представлениях и лишено опосредований; объясняющую. Объяснение вещей и мира в целом сводилось к рассказу о происхождении и творении, здесь аккумулировался опыт человечества, достигнутые знания. Исследуя миф, человек лучше осознает свое детство и может лучше разглядеть будущее; моделирующую. Все происходящее в мифе приобретает характер образца, модели для воспроизведения; регулирующую - в мифах не только выражалась совокупность достигнутых знаний, но и утверждалась определенная, принятая в данном обществе система ценностей, норм поведения.

Главный признак религиозного мировоззрения – вера в сверхъестественное. По своему характеру религии классового общества – это первоначально племенные, а в дальнейшем национально-государственные (таковы, например, существующие и ныне конфуцианство, синтоизм, иудаизм, индуизм). На более поздней стадии исторического развития появляются мировые или наднациональные религии – буддизм (VI - V вв. до н.э.), христианство (I в.) и ислам (VII в.). Они объединяют людей общей верой независимо от их этнических, языковых и политических связей.

Сущность религиозного мировоззрения в том, что в данном духовном феномене ядром является религиозная вера, чувства, настроения, система религиозных ценностей и убеждений. Кроме этих мировоззренческих, духовных компонентов, религия предполагает соответствующее поведение, специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование богов (одного или нескольких), священного, т.е. той или иной разновидности сверхъестественного.

Темы рефератов

1 Понятие мировоззрения. Сущность и структура мировоззрения.

2 Эволюция исторических типов мировоззрения.

3 «Картина мира» в системе мировоззрения: сущность и структура.

4 Естественное и сверхъестественное в системе мировоззрения.

Наши рекомендации