Теоретические предпосылки использования психологии в социальной работе
Истоки психологических теорий восходят к 3. Фрейду, который впервые описал бессознательное в психике человека и его влияние на поведение и личность. Он с позиций последовательного детерминизма утверждал, что все психическое вызывается и определяется предшествующими событиями, впечатлениями детства. Сознание, подсознание, бессознательное — три уровня психического. Именно на последнем уровне находятся основные детерминанты личности, психической энергии, побуждений и инстинктов.
Фрейд считал, что могут наблюдаться социальные ограничители, такие, как бессознательное чувство вины. Развивая эту мысль, К. Юнг, последователь Фрейда, описал коллективное бессознательное — то, что накоплено человечеством, глубинные психологические образования, которые передаются от одного поколения к другому в виде архетипов. Архетипы — это образования, существующие уже при рождении ребенка и содержащие опыт предыдущих поколений. Именно архетип, по мнению Юнга, направляет и организует психику. Архетипы проявляют себя в виде символов, в мифах, традициях и др. В соответствии с современной терминологией эту структуру можно назвать Сверх-Я.
Важной особенностью психоаналитической концепции является конституирование ведущей роли бессознательного. Отсюда основной путь помощи человеку — добиться осознания проблем, истоки которых всегда кроются в детстве. Осознание становится контролируемым, управляемым и позволяет человеку избавиться от тревожащих его проблем.
А. Адлер в отличие от приверженцев ортодоксального психоанализа выстроил собственное понимание бессознательного содержания личности, сущность которого состоит в признании господства индивидуализма. Когда человек выполняет свою жизненную цель, он стремится быть «особым человеком», поднимаясь над свои комплексом неполноценности, от которого хочет избавиться с помощью цели.
У ребенка формируются цели и жизненные планы, которым он сознательно или бессознательно следует, равняясь на образец, — достижения и пример других победителей в определенных культурных рамках. Из этого возникают мировоззрение, интересы, желания личности или тормозные механизмы. Индивидуальная психология Адлера, кроме стремления личности к превосходству (приобретенное в жизни), признает и чувство общности (врожденное). Таким образом, Адлер предпринял попытку гуманизировать человеческую личность, не ставить ее в жесткие рамки зависимости от неуправляемых сил бессознательного.
Современный психодинамический подход в целом фиксирует внимание на огромной роли прошлого опыта человека, уходящего корнями в его детство, который, как правило, не осознается субъектом. Поэтому центральным понятием является конфликт — непознанные («бессознательные») моменты, которые возникли в ходе развития человека, начиная с детства, и продолжились в жизни взрослого. Такие конфликты — манера поведения — были заложены как кластеры чувств, мыслей и поступков. Полагается, что на основе прошлого опыта формируется особая организация поведения (совокупность чувств, мыслей и манер), оказывающая воздействие на нынешнее восприятие мира. Если она выражается в неадекватных условиям реакциях, то, исследуя настоящие события в контексте прошлого опыта, можно изменить эти «организующие системы», способствуя тому, чтобы в будущем информация и опыт у личности структурировались иначе. От тревоги и неуверенности человека спасает своеобразный механизм, названный психологической защитой, который действует на подсознательном уровне.
Типичными для психодинамического подхода являются такие теории, как эго-психология (А. Фрейд), Я-психология (X. Кохут), трансактный анализ (Э. Берн), кризисная интервенция (Г. Голан).
Одним из признанных направлений в психодинамике является эго-психология, основоположником которого была Анна Фрейд — талантливая дочь знаменитого психоаналитика. Эго-психология завоевала особую популярность в 40-50-е годы и оказала значительное влияние на формирование теории, практики и индивидуальной работы с людьми. До сих пор эго-психология не теряет своей значимости для индивидуальной работы.
В отличие от традиционного психоанализа психические воззрения, оформившиеся в эго-психологию, проникнуты верой в человека, в силы его личности, что в значительной степени приближает их к гуманистическому направлению. Использование идей психоаналитического направления в целом и эго-психологии в частности в практике социальной работы связано с пониманием и учетом защитных механизмов личности.
Еще в большей степени отмеченная тенденция характерна для одной из современных психодинамических теорий, получившей название Я-психология (self-psychology). Основная сущность Я-психологии, созданной X. Кохутом[29], состоит в рассмотрении Я как рефлексивной структуры, выполняющей функцию самоотражения и самоотношения. Эта теория относительно нова и является мостом, соединяющим психоанализ с экзистенциональной и гуманистической психологией. Временем ее возникновения считается конец 50-х годов. В настоящее время она рассматривается как одна из теорий, альтернативных глубинной психологии: большое значение придается чувствам (эмпатии), анализу субъективного опыта и образа жизни индивида.
Отмеченная тенденция к гуманизации относится и к теоретическим построениям Э. Берна — трансактному анализу[30]. Трансактный (или структурный) анализ — совершенно новый оригинальный взгляд на поведение человека, в основе которого лежат неосознаваемые, запрограммированные игры, в которые он играет в течение всей жизни. Берн в этой связи отмечал тот факт, что каждый человек располагает определенным, чаще всего ограниченным, набором психических свойств (системой чувств, поведенческими схемами своего Я). Репертуар этих состояний он назвал так: «Родитель» (сходное с образом родителей), «Взрослый» (субъективный реальный опыт) и «Ребенок» (начало, действующее с раннего детства).
Все три составные важны для человека: Ребенок — источник интуиции, творчества, спонтанных побуждений, радости; Взрослый — рациональности; Родитель — мудрости. Каждое состояние по-своему делает жизнь человека полноценной, и все они должны находиться в оптимальном равновесии. Проблемы возникают обычно при неадекватности их сочетаний, что проявляется в особых играх.
Игры — типичная модель невыраженных компромиссов (трансактов), которая постоянно повторяется, превращается в стереотипы и способствует созданию дискредитирующих ситуаций. Взаимодействие этих состояний, игру можно проследить на примере деятельности социального работника, который может использовать ее в своей профессиональной деятельности.
Психологическая сущность кризисно-интервентной модели состоит в признании необходимости применения кризисного краткосрочного вмешательства (они могут соединяться в серии) в психический мир клиента. В этих случаях предполагается, что важно установить причину кризиса, его характер и методы восстановительной работы.
Кризисное вмешательство (четко регламентированное, базирующееся на методах психологического воздействия) является действием, которое прерывает серию событий, ведущих к нарушению нормальной жизни людей. Поэтому кризисное краткосрочное вмешательство рассматривается как общая теория решения проблем клиентов.
Видный представитель этого направления в социальной работе Г. Голан разработала и описала основные теоретические положения кризисного краткосрочного вмешательства. При этом важное внимание, как практически в любой теории психодинамического подхода, уделяется изучению истории кризиса и происхождению переживаний. Основанная на психодинамических идеях кризис-интервентная модель социальной работы наиболее эффективно применима для помощи людям, пережившим несчастье, с тем, чтобы они могли снова приспособиться к жизни, совершенствовать прежние уровни функционирования, по-новому справляться с трудностями.
Фокус помощи — эмоциональные реакции клиента на кризис и долгосрочные изменения в его способностях справляться с ежедневными проблемами преимущественно прагматическим путем. Решающее значение в работе с клиентами отводится психологическим условиям: четкому определению жизненных и перспективных целей, задач, временных рамок их реализации, демонстрации опыта решения проблем.
Кризисная интервенция предполагает экстренное вмешательство, отсутствие времени на выяснение причин кризиса и взаимодействие с клиентом в ситуации «здесь и сейчас» с помощью ресурсов, имеющихся как у самой личности, так и в ее социальном окружении.
Гуманистическое направление в психологии возникло и стало активно использоваться психологами в последние десятилетия. К этому направлению относят концепции Карла Роджерса, Абрахама Маслоу (гуманистический подход), Виктора Франкла (экзистенциональный подход), Фрица Перлса (гештальт-традиции).
Важность рассмотрения вкладов в социальную работу указанных психологических подходов трудно переоценить по двум причинам: во-первых, в своей основе сущность, содержание и методы социальной работы являются гуманными и, во-вторых, эти подходы позволяют понять человека как целостную личность, находящуюся во взаимодействии со своим окружением. Рассмотрим каждый из названных подходов в отдельности.
Сущность гуманистической психологии К. Роджерса — акцентированный на личности подход, в котором личность является контролирующим центром для принятия решений. В основе такого подхода человек, его предназначение жить и действовать. Гуманистический подход основан на использовании одного из ключевых понятий интенциональности — необходимости для нормального существования человека свободы, гуманности, выбора. По глубокому убеждению Роджерса, ядро, сердцевина каждого человека — конструктивны, и если у личности есть выбор, она всегда выбирает позитивный путь развития. Только на основе интенциональности, свободного индивидуального выбора могут пробуждаться самодвижущие силы развития личности, формироваться личностная, индивидуальная субъектность.
Согласно такому подходу решающую роль в жизни и развитии человека имеют его представления о самом себе: Я-концепция, центральным звеном которой является понятие «самоценности». Через всю психологическую теорию личности у Роджерса красной нитью проходит идея — каждый человек обладает внутренней собственной активностью, стремится к росту, прогрессу, более полной реализации своих внутренних потенций. Эти идеи он воплотил в модели «личностного роста», основанной на стремлении человека к повышению самоценности и конгруэнтности, что может эффективно использоваться в социальной работе.
Роджерсу удалось выделить три условия, которые благоприятны для личностного роста и могут быть созданы самой личностью или с помощью специалиста: подлинность (конгруэнтность — искренность), безусловное принятие другого человека и способность к эмпатическому пониманию другого, сопереживание. Он оценивал возможности личностного роста как неисчерпаемые, и достичь успеха в этом может пытаться каждый человек.
У Роджерса много последователей и сторонников. Его идеи широко используются психологами и в теоретических, и в практических построениях. Близкими ему «по духу» являются идеи А. Маслоу. Краеугольным основанием его концепции является стремление личности к самоактуализации[31]. Маслоу разработал концепцию иерархии потребностей: первый (низший) уровень соответствует естественным, биологическим потребностям человека; над ним последовательно надстраиваются потребности в безопасности, опеке, знании, самоуважении. Вершиной иерархии является потребность в самоактуализации, становлении, росте личности. Этому способствует принятие человеком определенных, ценностей: творчества, альтруизма, любви и др. Определяя самоактуализирующуюся личность, Маслоу постоянно подчеркивает мысль о том, что характерным для нее является не отсутствие проблем, а умение находить пути и способы их решения.
Экзистенциональная психология дает возможность в социальной работе с клиентами научить их планировать и развивать отношения с другими людьми, которые бы обеспечивали ему определенное существование. С этих позиций важное значение придается выбору действий и коммуникаций как внутри отдельных систем, так и межсистемных связей. Примером могут служить теоретические построения и практика В. Франкла[32]. Важнейшим стремлением личности Франкл считает обретение смысла своего существования. Если личность не может реализовать это стремление, то она испытывает фрустрацию (или экзистенциальный вакуум). Каждый человек независимо от пола, возраста, социального статуса, профессии, религиозных убеждений и т.д. несет ответственность за реализацию своего уникального смысла жизни, которому нельзя научить, но который всегда можно осознать.
В концепции личности Франкла доминирует следующее положение: для человека важно не то, что с ним случилось, гораздо значимее его отношение к случившемуся. Психологическую работу с людьми автор назвал логотерапией, понимая ее как способ анализа ситуаций и как метод консультирования. Это прямо включается в контекст проблем социальной работы. Основная задача логотерапии — помочь найти смысл и цель жизни индивида, понять, как человек конструирует свой мир. При этом особое место занимает формирование представлений личности о своем будущем как «запускающем» поведение механизме, основе становления жизненных стратегий. С этой точки зрения путь к интенциональности и смыслу лежит через внимательное восприятие существующих конструкций и смысла. Составляющими логотерапии являются: свобода воли, воля к смыслу, осмысленность жизни. Теория и методы, разработанные Франклом, популярны, широко используются в психологическом консультировании, в психотерапии, начинают активно применяться в социальной работе.
К современным психологическим теориям гуманистического направления следует отнести и гештальт-психологию. Основные тенденции ее возникновения и развития как научного направления связаны с изучением процесса восприятия. Однако идеи гештальт-психологии — целостность, константность, структурность, осмысленность психики — были распространены и на психологию личности, социальную психологию.
Современные подходы в гештальт-психологии, которые важны в социальной работе, связаны со своеобразным пониманием личности и ее опыта. Основоположником этого направления считается Фриц Перле. В основе его подхода прежде всего непосредственные чувства и переживания, актуальный опыт. С позиции данного направления, гештальт — это принцип целостности (или фигура), действующий либо внутри контекста, либо на определенном фоне. Согласно взглядам Перлса, личность состоит из множества частей, что делает ее неповторимой. По мере развития человек испытывает ряд переживаний, которые разрушают единство личности, а сложность окружающего мира создает трудности в его понимании. Многовариантность мира усиливает разъединение различных частей и препятствует их объединению в единую личность. Все это определяет вполне специфические стратегию и технологию социальной работы.
Гештальт-психологи справедливо полагают, что жизненная ситуация это и есть гештальт; поэтому теряет смысл фрагментарная работа с отдельными частями личности. Только личность сама может выстроить новый, более эффективный гештальт своей жизни. Важнейшее место в гештальте отводится целеполаганию, которое и задает его структуру.
Гуманистическое начало в гештальт-теории связано с констатацией положения о том, что изменения в личности происходят только тогда, когда она становится сама собой, а не тогда, когда она пытается кем-то быть. Ни решение «быть лучше», ни просьбы, ни требования других людей, как правило, не приводят к активным внутренним изменениям. В русле гештальт-традиций было создано множество интересных техник психологического влияния, которые могут быть использованы в рамках как данного, так и других подходов.
Взаимодействие социального работника и клиента есть коммуникация. Клиент, получив информацию, перерабатывает ее и посылает партнеру по общению некое сообщение, которое содержит оценку полученной информации и ее интерпретацию. Социальный работник, начиная работать с клиентом, в первую очередь должен выяснить основные особенности его избирательного восприятия. Любые действия, поведение клиента — это определенная реакция, ответ на поступающую информацию, выражающийся в самых различных формах (эмоции, воспоминания, физические ощущения и т.д.). Информация, полученная клиентом, оценивается, перерабатывается и отправляется обратно. Оценка и переработка информации — специфические личностно-индивидуальные процессы, которые обусловливают избирательность восприятия информации.
Такая избирательность, особенно на уровне межличностной коммуникации, может приводить к агрессии и конфликтам. Так, например, руководитель обнаруживает, что один из его подчиненных всегда имеет свою точку зрения на решение любых проблем, он начинает его считать конфликтным, неуправляемым. Причем сам руководитель воспринимает подчиненного как конфликтную личность, выбирая из его высказываний только те, которые коренным образом расходятся с его мнением, не замечая при этом тех случаев, где самостоятельная точка зрения подчиненного приносит успех всем.
Поэтому социальный работник, встречаясь с клиентом, должен учитывать такую характеристику коммуникативного процесса, как избирательность восприятий, на основе которой в процессе общения социального работника и клиента могут возникнуть «разночтения» в интерпретации получаемой и отправляемой информации. Этот фактор, отрицательно влияющий на установление партнерских отношений между социальным работником и клиентом, называется «эффектом смысловых ножниц».
Социальный работник должен учитывать, что такой эффект может возникать, в частности, при несоответствии содержательной структуры передаваемой информации и словесной формы ее передачи, а также при наличии речевых штампов, связанных с определенными социальными установками и стереотипами клиента, что мешает ему воспринимать адекватно информацию, полученную от социального работника.
В процессе работы важно проверять источники информации, которыми пользуется клиент. Среди таких источников могут быть ответы клиента на вопросы о каких-то определенных событиях в прошлом, суждения на основе имеющихся у клиента знаний, мнений, оценок (например, житейские предрассудки, различного рода стереотипы и т.д.), сведения, полученные на основе собственного опыта и т.д. Насколько клиент адекватно обрабатывает информацию, социальный работник может проверить, посылая ему некую «контрольную» информацию и анализируя полученный ответ. Следует иметь в виду, что порой клиенты могут находиться со своими партнерами в так называемом псевдообщении, т.е. общении, не адекватном имеющимся целям.
В процессе общения с клиентом социальный работник должен показать ему, что часто проблемы возникают вследствие неправильного восприятия и выбора информации. Оценка этой информации часто непонятна другим людям, поэтому обратная связь может восприниматься неадекватно. В данном случае возникает блокировка информации. Для социального работника в таком случае важно найти причины этой блокировки и устранить возникшие «поломки» оценки и обработки информации.
Содержание коммуникации реализуется через различные коммуникативные модели (вербальные и невербальные), в которых раскрывается основа взаимодействия между социальным работником и клиентом, врачом и больным, учителем и учеником и т.д. В реальной действительности люди порой как бы накладывают «рамочные» морали друг на друга либо переносят мораль, действующую эффективно в одной ситуации, в другую, что обусловливает нарушение баланса коммуникативных связей, приводящее в свою очередь к различным кризисам и конфликтам. В связи с этим социальный работник должен владеть методиками выявления характера коммуникативных отношений, имеющихся у клиента. Эти отношения могут быть симметричными, комплементарными и в виде симметричной «эскалации». По одной из технологий перед клиентом могут быть поставлены определенные задачи, решение которых предполагает владение положением, ситуацией. Такие занятия можно проводить с клиентом ежедневно.
Другой эффективно действующей технологией является использование различных коммуникативных моделей, которые опираются на определенные традиции общения в подобных ситуациях (коллеги на работе, спутники в вагоне поезда т.д.), сложившиеся между отдельными членами группы. Например, мы не забываем поздравить приятных нам людей с праздником или днем рождения, откликнуться на их дела, показать, как значима для нас их поддержка. При установившихся контактах мы часто как бы пропускаем этапы оценки и переработки информации, а сразу выдаем ответ в соответствии с характером традиционно установившихся связей. Но порой различные факторы и обстоятельства изменяют чувства между людьми, они (или один из них) начинают тяготиться установившимися отношениями. В этом случае может возникнуть кризисная ситуация, выход из которой в первую очередь предполагает новые формы оценки и переработки информации, внесения корректив в избирательность восприятия информации.
Важно научить клиента реконструировать из получаемой информации мысли своих партнеров по общению, а для того чтобы и их партнеры могли осуществить подобный процесс, важно научиться свои мысли воплощать в адекватные речевые формы. Иногда основным фактором, приводящим к негативным межличностным отношениям, является неспособность клиента в неузнаваемой им информации определить главное — цель этого сообщения.
Одной из технологий, используемых социальным работником, является обучение клиента самовыражению и смысловому восприятию. Овладение этими компонентами коммуникативного процесса очень важно для клиента, так как через общение осуществляется вхождение клиента в различные социальные группы, освоение им норм, обычаев, действующих в них, принятие или непринятие которых влияет на характер взаимодействия внутри этих групп.
Для социального работника важно успеть прогнозировать возможные интерпретации той информации, которую он собирается предоставить клиенту. Поэтому существенным моментом в этой связи является умение социального работника анализировать и реконструировать информацию, получаемую от клиента для выявления мотивационно-целевой направленности коммуникативных программ и взаимодействий клиента.
Технология, принимаемая социальным работником, использующим коммуникативную модель, включает следующие шаги:
получение информации от клиента с помощью задаваемых вопросов, использование поведения, поощряющего ведение беседы,
пересказывание комментариев клиента, которому дают понять, что он поощряется социальным работником;
осуществление обратной связи, которая показывает, как социальный работник оценивает то, что сообщает ему клиент: принимает, отклоняет, избирательно или нейтрально относится к ней;
передача информации клиенту в виде определенных «порций», что позволяет донести до клиента, что социальный работник принимает информацию, получаемую от клиента, но окончательную оценку сделает в конце сообщения;
корректировка информации по данной проблеме, получаемой клиентом из различных источников, которые противоречиво или недобросовестно дают клиенту эту информацию.
Работа с клиентом должна осуществляться поэтапно, причем на первых этапах следует использовать те формы коммуникации, которые приемлемы для него, так как в этом случае поступающая информация будет приниматься более благожелательно в связи с тем, что соответствует ожиданиям того, кому оказывается помощь.
В последние годы возникает методологическая, теоретическая и технологическая необходимость сочетания различных психологических подходов. Это особенно важно для социальной работы. Такое соединение возможно двумя путями: эклектическим или конструктивным. В первом случае выбираются наиболее понравившиеся специалисту положения того или иного подхода и механически объединяются между собой. Такой путь возможен, что нередко и происходит. Второй путь более трудоемок. Использование различных подходов в нем связано с формированием иных принципиальных положений, отсутствующих в каждом из них в отдельности. В психологии такое направление получило название психосинтеза, которое возникло буквально в последние десятилетия.
Современный психосинтез требует сочетания различных методологических, теоретических и технологических воззрений в целом и нового метода для каждого клиента в отдельности. В центре такого подхода — построение новой концепции человека, его личности. Для психосинтеза важно использовать как различные психологические модели личности (психоанализ, динамическую психологию, экзистенциальную психологию), так и хорошо изученные факты из других областей (психосоматической медицины, психологии религии, исследований сверхсознательного, парапсихологического, восточной психологии, холодинамики, социальной психологии, психиатрии, антропологической психологии, активных методов воздействия на личность и др.).
Согласно рассматриваемому подходу все элементы личностной структуры сфокусированы в высшем Я, которое приводит к единому видению и познанию различных эмпирических данных. Именно рассогласование между высшим Я и личным Я препятствует пониманию индивидом и себя, и других людей, что делает его тревожным и дезадаптированным. В этой связи следует помочь человеку в осознании (самоанализе) внутреннего высшего Я путем создания «идеальной модели Я», т.е. «нового центра Я», вокруг которого и начинается психосинтез — построение новой концепции личности с помощью специальных техник и технологий.
Психосинтез постулирует целостную концепцию психологической жизни как постоянного взаимодействия и конфликта между множеством различных и противоположных сил и объединенным центром (высшее Я), который всегда стремится координировать, гармонизировать и объединять их. Очевидно, что это дает весьма гибкий инструмент в руки социального работника в его взаимодействии с клиентом.
Психосинтез используется в различных сферах деятельности: психологическом консультировании, психотерапии, самосовершенствовании личности, интегральном обучении. Использование психосинтеза в социальной работе является перспективным при оказании личности помощи и поддержки в решении внутриличностных, межличностных и межгрупповых конфликтов. Возможно использование психосинтеза в разрешении и профилактике национальных, социальных, экономических, научных и религиозных противоречий.
Для социального работника важным является наличие умений и навыков по использованию различных методов работы с индивидами, группами, разрешению проблем на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Эффективным является комплексное практическое использование методов и теорий психологии.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. В чем заключается взаимосвязь психологии и социальной работы?
2. Какие психологические методы используются в социальной работе?
3. Какие психологические теории наиболее часто применяются в социальной работе?
4. В чем смысл теоретических концепций гуманистической психологии?
ЛИТЕРАТУРА
1. Агеев В.С. Взаимоотношение группе неравным социальным статусом и психологические последствия несправедливости // Психологический журнал. 1990. Т. 11. № 6.
2. Айви Е., Айви М.Б., Сашеп Л. Д. Консультирование и психотерапия. Сочетание методов теории и практики. Новосибирск, 1992.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1989.
4. Бернер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. М., 1992.
5. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. М., 1990.
6. Гринберг К.А Психодрама и групповой процесс. Казань, 1990.
7. Джайтис М., Джонгвард М. Рожденные выигрывать (Трансактный анализ с гештальт-экспериментами). М., 1993.
8. Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности. Тесты. М., 1982.
9. Меиегетти А. Музыка души. Введение в онтопсихологическую музыкотерапию. М., 1992.
10. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева и др. М., 1986.
11. Перле Ф. Практикум по гештальт-терапии. Казань, 1990.
12. Роджерс К. К пауке о личности//История зарубежной психологии. М., 1986.
13. РуддестамК. Групповая психотерапия. М., 1990.
14. Франки В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
15. Mead J.H. The Philosophy of the Present / A.E. Murphy (ed.). Chicago, 1992.