Вебер разграничивает социологический и исторический идеальные типы.

· в первом случае исследователь с помощью данной мыс­ленной конструкции «ищет общие правила событий»;

· во втором (случае-Г.Б.) он:

ü стремится к каузальному анализу индивидуальных, важных в куль­турном отношении действий, личностей и т. п.,

ü пытается найти гене­тические связи (примеры генетических идеальных типов — «средне­вековый город», «кальвинизм», «культура капитализма» и т. д.).

Социологические идеальные типы в отличие от исторических яв­ляются более «чистыми» и более общими, здесь не надо при установ­лении общих правил, событий осуществлять их пространственно-вре­менную привязку в каждом конкретном случае.

Это своего рода «ра­зумная абстракция», избавляющая социолога от повторений, ибо скон­струированные им чистые идеальные модели встречаются всегда во все исторические эпохи, в любой точке земного шара.

Тем самым генетический (исторический) идеальный тип находит­ся на более «приземленном» методологическом уровне, он ближе к действительности.

Выявляя преимущественно «однократные связи»,он применяется локально во времени и пространстве.

ПРИМЕНЕНИЕ ЖЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИДЕАЛЬНОГО ТИПА КАК БОЛЕЕ ЧИСТОГО И УНИВЕРСАЛЬНО­ГО НЕ ЛОКАЛИЗОВАНО В ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОМ ОТНОШЕНИИ, ИБО ОН ЕСТЬ СРЕДСТВО ВЫЯВЛЕНИЯ СВЯЗЕЙ, СУЩЕСТВУЮЩИХ ВСЕГДА И ВЕЗДЕ.

Иде­альные типы «работают» тем лучше, чем они «чище», т.е. чем дальше от действительных, эмпирически существующих отношений.

Оба вида идеальных типов тем самым различаются по степени общности.

4. Объективность и постулат «свободы от оценки». Вебер следующим образом формулирует сущность данного прин­ципа:

«Объективность» познания в области социальных наук характе­ризуется тем, что эмпирически данное всегда соотносится с ценност­ными идеями, только и создающими познавательную ценность ука­занных наук, позволяющими понять значимость этого познания, но не способными служить доказательством их значимости, которое не может быть дано эмпирически» (М.Вебер. Избранные произведения. C.413).

Немецкий мыслитель — за строгую объективность и в сфере соци­ального познания, ибо он считает, что данное требование не есть бла­гое пожелание, а оно само объективно обусловлено.

Это ближайшим образом означает, что «в решении каждой профессиональной задачи вещь как таковая заявляет о своих правах и требует уважения ее соб­ственных законов. При рассмотрении любого специального вопроса ученый должен ограничить свою задачу и устранить все, непосред­ственно не относящееся к делу, прежде всего свою любовь или нена­висть» (М.Вебер. Избранные произведения. C.552).

Таким образом, для успешной и последовательной реализации тре­бований принципа «свободы от оценки» необходимо различать две прин­ципиально разные вещи:

· проблему свободы от оценочных суждений и

· проблему соотнесения познания и ценностей.

В первом случае речь идет о необходимости четко разделять эмпирически установленные факты и закономерности с точки зрения мировоззрения исследователя, их одоб­рения или неодобрения.

Во втором случае — о возможности и необхо­димости строго научного исследования ценностных компонентов вся­кого (и прежде всего социального) познания.

113. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ Х.-Г. ГАДАМЕРА О

СООТНОШЕНИИ ФИЛОСОФСКОЙ

ГЕРМЕНЕВТИКИ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

ПЛАН

1. Гадамер как один из осно­воположников философской герменевтики.

2. Основные философ­ско-методологические идеи Гадамера.

3. «Историчность» как фундаментальная характеристика человеческого бытия и мышления (по Гадамеру).

4. Герменевтика — это не только и не столько деятельность по ос­мыслению некоторого текста, но это своеобразная философия по­нимания опыта мира.

5. Истина, по Гадамеру, не есть характеристика только позна­ния, но прежде всего — характеристика самого бытия.

6. Важнейшая заслуга Гадамера — всесторонняя и глубокая разра­ботка ключевой для герменевтики категории понимания.

7. Гадамер в своей философской герменевтике хочет связать в новом синтезе «речь» и «логос», герменевтику и рационалистическую ди­алектику.

8. Для Гадамера характерно всемерное подчеркивание диалогическо­го характера философской герменевтики как логики вопроса и от­вета.

9. (По Гадамеру) понимание человеком мира и взаимопонимание людей осуществляются в «стихии языка».

1. Гадамер как один из осно­воположников философской герменевтики. Х.-Г. Гадамер (1900—2002) — немецкий философ, один из осно­воположников философской герменевтики, сущность которой он вы­разил следующим образом: «Фундаментальная истина герменевтики такова: истину не может познавать и сообщать кто-то один. Всемерно поддерживать диалог, давать сказать свое слово и инакомыслящему, уметь усваивать произносимое им — вот в чем душа герменевтики» (Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного.М., 1991.С.8.).

2. Основные философ­ско-методологические идеи Гадамера. В качестве наиболее важных выделим следующие основные философ­ско-методологические идеи Гадамера:

· Считая «большим ослеплением» фактическое абсолютизирование идеала науки и ее методов, он пытался примирить философию с наукой.

Гадамер стремится показать, что способ познания, связанный с понятием науки и лежащим в ее основе понятием метода, не является ни единственным, ни универсальным.

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРА­ДИЦИЯ ЗНАЕТ РАЗЛИЧНЫЕ СПОСОБЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К МИРУ.

Научно-теоретическое освоение мира — лишь одна из возможных по­зиций человеческого бытия, а истина познается не только и не столько с помощью научного метода.

Наши рекомендации