Вебер разграничивает социологический и исторический идеальные типы.
· в первом случае исследователь с помощью данной мысленной конструкции «ищет общие правила событий»;
· во втором (случае-Г.Б.) он:
ü стремится к каузальному анализу индивидуальных, важных в культурном отношении действий, личностей и т. п.,
ü пытается найти генетические связи (примеры генетических идеальных типов — «средневековый город», «кальвинизм», «культура капитализма» и т. д.).
Социологические идеальные типы в отличие от исторических являются более «чистыми» и более общими, здесь не надо при установлении общих правил, событий осуществлять их пространственно-временную привязку в каждом конкретном случае.
Это своего рода «разумная абстракция», избавляющая социолога от повторений, ибо сконструированные им чистые идеальные модели встречаются всегда во все исторические эпохи, в любой точке земного шара.
Тем самым генетический (исторический) идеальный тип находится на более «приземленном» методологическом уровне, он ближе к действительности.
Выявляя преимущественно «однократные связи»,он применяется локально во времени и пространстве.
ПРИМЕНЕНИЕ ЖЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИДЕАЛЬНОГО ТИПА КАК БОЛЕЕ ЧИСТОГО И УНИВЕРСАЛЬНОГО НЕ ЛОКАЛИЗОВАНО В ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОМ ОТНОШЕНИИ, ИБО ОН ЕСТЬ СРЕДСТВО ВЫЯВЛЕНИЯ СВЯЗЕЙ, СУЩЕСТВУЮЩИХ ВСЕГДА И ВЕЗДЕ.
Идеальные типы «работают» тем лучше, чем они «чище», т.е. чем дальше от действительных, эмпирически существующих отношений.
Оба вида идеальных типов тем самым различаются по степени общности.
4. Объективность и постулат «свободы от оценки». Вебер следующим образом формулирует сущность данного принципа:
«Объективность» познания в области социальных наук характеризуется тем, что эмпирически данное всегда соотносится с ценностными идеями, только и создающими познавательную ценность указанных наук, позволяющими понять значимость этого познания, но не способными служить доказательством их значимости, которое не может быть дано эмпирически» (М.Вебер. Избранные произведения. C.413).
Немецкий мыслитель — за строгую объективность и в сфере социального познания, ибо он считает, что данное требование не есть благое пожелание, а оно само объективно обусловлено.
Это ближайшим образом означает, что «в решении каждой профессиональной задачи вещь как таковая заявляет о своих правах и требует уважения ее собственных законов. При рассмотрении любого специального вопроса ученый должен ограничить свою задачу и устранить все, непосредственно не относящееся к делу, прежде всего свою любовь или ненависть» (М.Вебер. Избранные произведения. C.552).
Таким образом, для успешной и последовательной реализации требований принципа «свободы от оценки» необходимо различать две принципиально разные вещи:
· проблему свободы от оценочных суждений и
· проблему соотнесения познания и ценностей.
В первом случае речь идет о необходимости четко разделять эмпирически установленные факты и закономерности с точки зрения мировоззрения исследователя, их одобрения или неодобрения.
Во втором случае — о возможности и необходимости строго научного исследования ценностных компонентов всякого (и прежде всего социального) познания.
113. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ Х.-Г. ГАДАМЕРА О
СООТНОШЕНИИ ФИЛОСОФСКОЙ
ГЕРМЕНЕВТИКИ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
ПЛАН
1. Гадамер как один из основоположников философской герменевтики.
2. Основные философско-методологические идеи Гадамера.
3. «Историчность» как фундаментальная характеристика человеческого бытия и мышления (по Гадамеру).
4. Герменевтика — это не только и не столько деятельность по осмыслению некоторого текста, но это своеобразная философия понимания опыта мира.
5. Истина, по Гадамеру, не есть характеристика только познания, но прежде всего — характеристика самого бытия.
6. Важнейшая заслуга Гадамера — всесторонняя и глубокая разработка ключевой для герменевтики категории понимания.
7. Гадамер в своей философской герменевтике хочет связать в новом синтезе «речь» и «логос», герменевтику и рационалистическую диалектику.
8. Для Гадамера характерно всемерное подчеркивание диалогического характера философской герменевтики как логики вопроса и ответа.
9. (По Гадамеру) понимание человеком мира и взаимопонимание людей осуществляются в «стихии языка».
1. Гадамер как один из основоположников философской герменевтики. Х.-Г. Гадамер (1900—2002) — немецкий философ, один из основоположников философской герменевтики, сущность которой он выразил следующим образом: «Фундаментальная истина герменевтики такова: истину не может познавать и сообщать кто-то один. Всемерно поддерживать диалог, давать сказать свое слово и инакомыслящему, уметь усваивать произносимое им — вот в чем душа герменевтики» (Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного.М., 1991.С.8.).
2. Основные философско-методологические идеи Гадамера. В качестве наиболее важных выделим следующие основные философско-методологические идеи Гадамера:
· Считая «большим ослеплением» фактическое абсолютизирование идеала науки и ее методов, он пытался примирить философию с наукой.
Гадамер стремится показать, что способ познания, связанный с понятием науки и лежащим в ее основе понятием метода, не является ни единственным, ни универсальным.
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ ЗНАЕТ РАЗЛИЧНЫЕ СПОСОБЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К МИРУ.
Научно-теоретическое освоение мира — лишь одна из возможных позиций человеческого бытия, а истина познается не только и не столько с помощью научного метода.