Социокультурные предпосылки технических наук.
Технические науки как посредник между естествознанием и производством.
Две группы факторов, обусловившие становление в культуре технических наук.
Являются ли технические науки прикладными исследованиями?
Технические науки как синтез элементов проектирования и исследования.
Специфика технического знания.
Характеристики технического объекта.
Специфика знания о технических объектах.
Специфика технических наук.
1. Социокультурные предпосылки технических наук. Возникновение технических наук имело социокультурные предпосылки.
Оно происходило в эпоху вступления ТЕХНОГЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ в стадию индустриализма и знаменовало обретение наукой новых функций:
· быть производительной силой и
· быть социальной силой.
2. Технические науки как посредник между естествознанием и производством. К концу XVIII — началу XIX столетия наука окончательно становится бесспорной ценностью цивилизации.
К этому времени сформировалась общественная потребность в необходимости таких исследований, которые бы систематически обеспечивали приложение фундаментальных естественнонаучных теорий к области техники и технологии.
СВОЕОБРАЗНЫМ ПОСРЕДНИКОМ МЕЖДУ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ И ПРОИЗВОДСТВОМ СТАНОВЯТСЯ НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК.
3. Две группы факторов, обусловившие становление в культуре технических наук. Их становление в культуре было обусловлено двумя группами факторов.
· С одной стороны, они утверждались на базе экспериментальной науки, когда для формирования технической теории оказывалось необходимым наличие своей «базовой» естественнонаучной теории (во временном отношении это был период XVIII—XIX вв.).
· С другой же — потребность в научно-теоретическом техническом знании была инициирована практической необходимостью, когда при решении конкретных задач инженеры уже не могли опираться только на приобретенный опыт, а нуждались в научно-теоретическом обосновании создания искусственных объектов, которое невозможно осуществить, не имея соответствующей технической теории, разрабатываемой в рамках технических наук.
4. Являются ли технические науки прикладными исследованиями? Технические науки не являются простым продолжением естествознания, прикладными исследованиями, реализующими концептуальные разработки фундаментальных естественных наук.
В развитой системе технических наук имеется свой слой как фундаментальных, так и прикладных знаний, и эта система требует специфического предмета исследований.
Таким предметом выступают техника и технология как особая сфера искусственного, создаваемого человеком и существующего только благодаря его деятельности.
5. Технические науки как синтез элементов проектирования и исследования. Важной особенностью функционирования технического знания, в которой отражается его связь с практикой, является то, что оно обслуживает проектирование технических и социальных систем, которое существенным образом отличается от исследования.
Поэтому ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ НЕОБХОДИМО РАССМАТРИВАТЬ КАК СПЕЦИФИЧЕСКУЮ СФЕРУ ЗНАНИЯ, ВОЗНИКАЮЩУЮ НА ГРАНИЦЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ И СИНТЕЗИРУЮЩУЮ В СЕБЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТОГО И ДРУГОГО.
6. Специфика технического знания. Техническое знание в известной степени определяет как характер деятельности по созданию новых объектов, так и структурно-функциональные характеристики самих объектов.
Рассмотрение особенностей последних показывает их двойственную природу, которая заключается в том, что они представляют собой СИНТЕЗ «ЕСТЕСТВЕННОГО» И «ИСКУССТВЕННОГО».
Искусственность технических объектов выражается в том, что они, будучи продуктами созидательной человеческой деятельности, приспособлены к целям деятельности, выполняют в ней определенные функции.
ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СВОИХ ЦЕЛЕЙ ЧЕЛОВЕК ПРЕОБРАЗОВЫВАЕТ ТЕЛА ПРИРОДЫ, ПРИДАЕТ ИМ ФОРМУ И СВОЙСТВА, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ЗАДАННОЙ ФУНКЦИИ.
Границы «искусственного» всегда определяются «естественным», т. е. свойствами тел, поставленных субъектом в те или иные взаимоотношения и взаимодействия.
Кроме того, сама сфера «естественного», вовлеченного в человеческую практику, всегда исторически ограничена.
Ограниченность объема «естественного», освоенного субъектом и ставшего частью его среды, накладывает отпечаток на процесс создания искусственных объектов.
7. Характеристики технического объекта. Исходя из двойственной природы технического объекта, можно выявить следующие его характеристики:
· всякий технический объект может быть рассмотрен как естественное явление, как частный случай проявления закона природы, устанавливаемого естественными науками;
· он обнаруживает специфические характеристики, присущие ему как средству целесообразной деятельности. Эти характеристики функциональны по своей природе, они отражают внешнее действие объекта, его функционирование. Подобные свойства могут быть названы техническими в отличие от естественных свойств, характеризующих технический объект как форму «естественного».
8. Специфика знания о технических объектах. Знания о технических свойствах объекта не могут возникнуть в сфере одних только естественных наук потому, что они:
· отражают функционирование объекта в актах предметной деятельности,
· непосредственно фиксируют его связь с содержанием и целью практической деятельности.
9. Специфика технических наук. Исходя из характеристик технического объекта, можно сделать вывод, что технические науки должны:
· исследовать соотношение между «естественным» и «искусственным», а также
· синтезировать данные, получаемые в результате инженерно-практического опыта и естественнонаучного исследования.
Так как через технические характеристики обнаруживают себя отличительные особенности функционирования технических объектов, то без фиксации этих свойств и их описания техническое знание немыслимо.
В то же время техническое функционирование выступает как проявление естественных характеристик объекта, естественных природных сил.
В результате соотношение двух типов характеристик представляет СПЕЦИФИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ВЫХОДЯЩЕЕ ЗА ГРАНИЦЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ, И ИССЛЕДОВАНИЕ ЕГО ПОЗВОЛЯЕТ, ОБРАЗНО ГОВОРЯ, ПРОЛОЖИТЬ МОСТ ОТ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ЗНАНИЙ И ОТКРЫТИЙ К ИХ ТЕХНИЧЕСКОМУ ПРИМЕНЕНИЮ, К ИЗОБРЕТЕНИЯМ.
37. ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК
ПЛАН
1. Что следует брать во внимание при осуществлении периодизации технического знания?
2. Четыре периода в развитии технического знания.
· ПЕРВЫЙ ЭТАП — ДОНАУЧНЫЙ(первобытнообщинный строй ----- эпоха Возрождения).
· ВТОРОЙ ЭТАП — ЗАРОЖДЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК — (вторая половина XV в.--- 70-е гг. XIX в.).
А)Первый подэтап (вторая половина XV в. — начало XVII в.).
Б) Второй подэтап (начало XVIII в. до 70-х гг. XIX в.).
· ТРЕТИЙ ЭТАП - «КЛАССИЧЕСКИЙ», (70-е гг. XIX в. середина XX в.).
· ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП — «НЕКЛАССИЧЕСКИЙ» (с середины XX в.).
1. Что следует брать во внимание при осуществлении периодизации технического знания? При осуществлении периодизации технического знания нужно принимать во внимание:
· относительную самостоятельность развития технического знания, так и
· его обусловленность прогрессом естествознания и техники.
2. Четыре периода в развитии технического знания. На основании этого исследователями выделяются четыре основных этапа (периода) в развитии технических знаний.
· ПЕРВЫЙ ЭТАП — ДОНАУЧНЫЙ, когда технические знания существовали как эмпирическое описание предмета, средств трудовой деятельности человека и способов их применения.
Он охватывает длительный промежуток времени, начиная с первобытнообщинного строя и кончая эпохой Возрождения.
Техническое знание развивалось и усложнялось одновременно с прогрессом техники, чему свидетельствует его эволюция:
---от практико-методического (не имеющего письменной формы его фиксации) к технологическому (возникающему в результате применения специализированных инструментов) и от него к конструктивно-техническому.
В этот период естественнонаучные и технические знания развивались параллельно, взаимодействуя лишь спорадически, без непосредственной и постоянной связи между ними.
· ВТОРОЙ ЭТАП в развитии технического знания — ЗАРОЖДЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК — охватывает промежуток времени начиная со второй половины XV в. до 70-х гг. XIX в.
Здесь для решения практических задач начинает привлекаться научное знание.
На стыке производства и естествознания возникает научное техническое знание (призванное непосредственно обслуживать производство), формируются принципы и методы его получения и построения.
ОДНОВРЕМЕННО ПРОДОЛЖАЕТСЯ СТАНОВЛЕНИЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ, КОТОРОЕ СВЯЗАНО С ПРОИЗВОДСТВОМ ОПОСРЕДОВАННО, ЧЕРЕЗ ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ И ТЕХНИКУ.
Второй этап в развитии технического знания расчленяется на ДВА ПОДЭТАПА.
А) Первый подэтап (вторая половина XV в. — начало XVII в.) — это становление экспериментального метода на основе соединения науки и практики.
Наука проникает в прикладную сферу, но техническое знание еще не приобретает статуса научной теории, поскольку еще не сформировались окончательно теоретические построения естественных наук, основанные на эксперименте.
Б) Второй подэтап (начало XVIII в. до 70-х гг. XIX в.) характеризуется тем, что появление новых научных теорий в естествознании (прежде всего в механике) создало необходимые предпосылки для появления технической теории.
Поэтому в этот период технические знания также начинают приобретать теоретический характер.
Фундаментальное значение естественных наук в становлении научного технического знания определялось тем, что:
· они раскрывали сущность,
· описывали явления и процессы, применявшиеся в производственной технике,
· брали на вооружение формальный математический аппарат для количественного расчета структурных элементов технических устройств, происходящих в них явлений и процессов.
На основе знаний, полученных в естественных науках, можно было представить идеальную модель процесса, реализуемого в техническом устройстве, что становилось отправным пунктом конструирования технических объектов.
· ТРЕТИЙ ЭТАП в истории технических наук, который может быть назван «КЛАССИЧЕСКИМ», начинается в 70-е гг. XIX в. и продолжается вплоть до середины XX в.
Технические науки весьма неравномерно вступают в стадию зрелости.
ОДНОЙ ИЗ ХАРАКТЕРИСТИК ИХ ЗРЕЛОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ ПРИМЕНЕНИЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ ПРИ СОЗДАНИИ НОВОЙ ТЕХНИКИ.
С конца XIX — начала XX в. наука не только стала обеспечивать потребности развивающейся техники, но и опережать ее развитие, формируя схемы возможных будущих технологий и технических систем.
В это время ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ СФОРМИРОВАВШУЮСЯ ОБЛАСТЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ СО СВОИМ ПРЕДМЕТОМ, ОСОБЫМИ ТЕОРЕТИЧЕСКИМИ ПРИНЦИПАМИ, СПЕЦИФИЧЕСКИМИ ИДЕАЛЬНЫМИ ОБЪЕКТАМИ.
Ряд дисциплин уже обеспечен эффективным математическим аппаратом.
Происходит дифференциация технического знания, складываются устойчивые, четкие формы взаимосвязи естествознания и технических наук.
· ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП — «НЕКЛАССИЧЕСКИЙ».Этот этап развития технических наук начинается с середины XX в.
На этом этапе в результате усложнения проектирования объектов инженерной деятельности формируются комплексные научно-технические дисциплины — эргономика, системотехника, дизайн-системы, теоретическая геотехнология и т.д.
-----------------------------------------------------------------------------------------------
38. ВЗАИМОСВЯЗЬ НАУКИ И ТЕХНИКИ
ПЛАН
1. Этимология слова «техника».
2. Современное толкование слова «техника».
3. Основные подходы в современной литературе к решению вопроса о соотношении науки и техники.
4. Две модели взаимоотношения науки и техники.
1. Этимология слова «техника». Своим происхождением термин «техника» обязан древнегреческому «TECHNE», который обозначал умение, мастерство, искусство плотника, строителя и т.д., другими словами, — любое человеческое мастерство: как ремесленное, так и художественное, направленное на производство того, что не способна произвести природа.
2. Современное толкование слова «техника». Сегодня техника должна быть понята:
а) как совокупность технических устройств, артефактов — от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем;
б) как совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств — от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до системного исследования и проектирования;
в) как совокупность технических знаний — от cпециализированных рецептурно-технических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний (Степин B.C., Горохов В.Г., Розов М.Л. Философия науки и техники. М., 1996. С. 310-311).
3. Основные подходы в современной литературе к решению вопроса о соотношении науки и техники. В современной литературе, рассматривая вопрос о соотношении науки и техники, выделяют следующие основные подходы:
· техника рассматривается как прикладная наука;
· процессы развития науки и техники рассматриваются как автономные, но скоординированные' процессы;
· наука развивалась, ориентируясь на развитие технических аппаратов и инструментов;
· техника науки во все времена обгоняла технику повседневной жизни;
· до конца XIX в. регулярного применения научных знаний в технической практике не было, но оно характерно для современных технических наук.
4. Две модели взаимоотношения науки и техники. Рассмотрение техники как прикладной науки, долгое время господствовавшее в философии техники, получило название линейной модели.
· Такая модель взаимоотношения науки и техники, когда за наукой признается функция производства знания, а за техникой — лишь его применение, является упрощенной, а поэтому и неадекватной.
· Эволюционная модель рассматривает процессы развития науки и техники как автономные, независимые друг от друга, но скоординированные.
Чаще всего она понимает технический прогресс как опирающийся прежде всего на эмпирическое знание, полученное в процессе имманентного развития самой техники, а не на теоретическое знание, привнесенное извне научным исследованием.
Односторонним является акцентирование внимания лишь на эмпирическом характере технического знания: очевидно, что современная техника немыслима без глубоких теоретических исследований, которые проводятся сегодня не только в естественных, но и в технических науках.
В эволюционной модели соотношения науки и техники выделяются три взаимосвязанные, но самостоятельные сферы:
ü наука,
ü техника,
ü производство.
Внутренний инновационный процесс происходит в каждой из этих сфер по эволюционной схеме.
Очень часто исследователи распространяют эволюционную модель, разработанную для науки, и на эволюцию техники (Ст. Тулмин), что чаще всего выливается в приведение подтверждающих модель примеров.
ХАРАКТЕРНОЙ ОСОБЕННОСТЬЮ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК ЯВЛЯЕТСЯ РЕГУЛЯРНОЕ, СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ И ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ В ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ. ПРИ ЭТОМ ПРОИСХОДИТ КАК «СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ТЕХНИКИ», ТАК И «ТЕХНИЗАЦИЯ НАУКИ».
РАЗДЕЛ 2
ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И
ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ
ТЕМЫ И ПЛАНЫ
20. ПРЕДПОСЫЛКИ И ИСХОДНЫЙ ПУНКТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАУКИ
ПЛАН
1. Возникновение науки как особого типа духовного производства социального института.
2. Познание мира в античности и в средние века.
3. Древневосточные цивилизации и предпосылки науки.
4. Роль науки в конце XVI—XVII вв.
5. Три основных направлений дифференциации знания в Новое время.
6. Экстернализм и интернализм как два противоположных подходов к генезису науки.
7. Главный источник процессов возникновения и развития науки.
21. ЗАРОЖДЕНИЕ ПЕРВЫХ ФОРМ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ И
АНТИЧНОСТЬ
ПЛАН
1. Специфический характер знаний на Древнем Востоке.
2. Миф как предпосылка научных знаний.
3. Состав космогонического мифа.
4. Операция отождествления и операция выделения.
5. Культурный переворот в VIII—VI вв. до н.э. в Древней Греции как еще одна предпосылка формирования теоретического знания.
6. Особенности общественной психологи древних греков.
22. СПЕЦИФИКА ОСНОВНЫХ НАТУРФИЛОСОФСКИХ ИДЕЙ АНТИЧНОСТИ
ПЛАН
1. Что есть натурфилософия?
2. Особенности греческого мышления.
3. Пифагореизм и математика.
4. Атомистика и элементаризм.
23. РАЗВИТИЕ ЗНАНИЯ В ЭПОХУ ЭЛЛИНИЗМА
ПЛАН
1. Эпоха эллинизма как период становления науки.
2. Физика и этика стоиков.
3. Физика и этика у Эпикура.
4. «Начала» Евклида.
5. Эллинизм и развитие письменности.
24. СИСТЕМА ЗНАНИЙ, ФОРМИРУЮЩУЮСЯ В ЭПОХУ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ
ПЛАН
1. Книжно-компиляторский характер римской учености.
2. Римские энциклопедии.
3. Труды «больших знатоков своего дела».
25. СИСТЕМА ЗНАНИЙ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ
ПЛАН
1. «Мрачность» эпохи Средневековья.
2. Монастыри как центры научных знаний.
3. Особенность средневекового миросозерцания и знание.
4. Как должно осуществляться познание?
5. Области знания, дающие возможность зарождения науки.
6. Средневековая культура как специфический феномен.
26. ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ АТМОСФЕРЫ
СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. КТО ЯВЛЯЛСЯ ОСНОВНЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ НАУКИ?
ПЛАН
1. Теологические ценности и наука.
2. Природа творящая(natura naturans) и природа сотворенная (natura naturata).
3. Семь свободных искусств.
4. Влияние Востока. Схоластический метод.
5. Наука как натуральная магия.
6. Патристика.
7. Вера и разум.
8. Схоластика.
9. Номинализм и реализм.
10. Позиция Аверроэса (Ибн Рушд).
11. Альберт Великий: согласование богословия и науки.
12. Роджер Бэкон: три основных способа познания.
13. Учение Фомы Аквинского.
14. Представления Оккама о процессе познания.
15. Особенности средневековой науки.
27.РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ НА АРАБСКОМ
ВОСТОКЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА
ПЛАН
1. Прогресс научных знаний на Арабском Востоке.
2. «Альмагест» Птолемея, «Начала» Евклида, труды Аристотеля-переводы на арабский язык.
3. Греческое влияние и практицизм Востока.
4. Основы тригонометрии и астрономия.
5. Аль-Фараби и логика Аристотеля.
6. Десятичная система ал-Хорезми.
7. Оптика аль-Хайсам аль-Газена.
8. Ученый-энциклопедист аль-Бируни.
9. Алхимия Востока.
10. Омар Хайям как ученый.
11. Авиценна (Абу Али ибн Сина) как ученый.
12. Аверроэс (Ибн Рушд) как ученый.
13. Оптика Ибн-ал-Хайтана(Альхазена).
14. Астрономия Улугбека.
28. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТНОЙ НАУКИ В СРЕДНИЕ ВЕКА И В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ
ПЛАН
1. Связь формирования опытной науки с новыми представлениями человека о его взаимосвязи с природой.
2. Роль Оксфордской школы (Роберт Гроссетест) в развитии естествознания.
3. Научная деятельность членов Мертонского колледжа («калькуляторов»).
4. Развитие техники как условие утверждения опытной науки.
5. Роль математики в создании новой техники.
6. Новое понимание роли человека в мире.
7. Пантеизм Н.Кузанского.
8. Человек как творец.
9. Леонардо да Винчи.
10. Гуманизм как идейно-культурное движение.
29. КАКИЕ ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ В СВОЕМ РАЗВИТИИ ПРОШЛА НАУКА?
ПЛАН
1. Два вида периодизации истории предмета.
2. Периодизация истории науки по В.С. Степину.
3. Классическая наука (XVII—XIX вв.).
4. Неклассическая наука (первая половина XX в.).
5. Постнеклассическая наука (вторая половина XX — начало XXI в.).
6. Парадигмы, картины мира, фундаментальные идеи.
7. Синергетика и постнеклассическая наука.
8. Преемственность в истории науки.
9. Развитие науки и прогноз К.Маркса.
30. ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИСТИЧЕСКОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И ЕГО МЕТОДОЛОГИИ
ПЛАН