В то время считалось, что без обращения к фундаментальным основаниям нельзя дать полного объяснения даже частным физическим явлениям.
6. Переписка между учеными как особая форма закрепления и передачи научных знаний. Но по мере развития науки и расширения исследований формируется потребность в такой коммуникации ученых, которая могла бы обеспечить их совместное обсуждение не только конечных, но и промежуточных результатов научных изысканий.
В XVII в. возникает особая форма закрепления и передачи знаний — переписка между учеными.
ПИСЬМА СЛУЖИЛИ НЕ ТОЛЬКО ДРУЖЕСКОМУ ОБЩЕНИЮ, НО И ВКЛЮЧАЛИ В СЕБЯ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВОДИМЫХ ИМИ ИССЛЕДОВАНИЙ, И ОПИСАНИЕ ТОГО ПУТИ, КОТОРЫМ ОНИ БЫЛИ ПОЛУЧЕНЫ.
7. Специализация научной деятельности. Уже во второй половине XVII столетия постепенно началось углубление специализации научной деятельности.
В различных странах образуются сообщества исследователей-специалистов.
Коммуникации между ними начинают осуществляться на национальном языке, а не на латыни.
Появляются научные журналы, через которые происходит обмен информацией.
Первоначально они выполняли особую функцию объединения исследователей, стремясь показать, что и кем делается, но затем наряду с обзорами начали публиковать сведения о новом знании, и это постепенно стало их главной функцией.
В КОНЦЕ XVIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. В СВЯЗИ С УВЕЛИЧЕНИЕМ ОБЪЕМА НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ, НАРЯДУ С АКАДЕМИЧЕСКИМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ, НАЧИНАЮТ ВОЗНИКАТЬ ОБЩЕСТВА, ОБЪЕДИНЯЮЩИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ, РАБОТАЮЩИХ В РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЯХ ЗНАНИЯ (ФИЗИКИ, БИОЛОГИИ, ХИМИИ И Т.Д.).
8. Проблема воспроизводства субъекта науки (ученых). Новые формы организации науки порождали и новые формы научных коммуникаций, и поставили проблему воспроизводства субъекта науки.
ВОЗНИКЛА НЕОБХОДИМОСТЬ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧЕНЫХ, ЧЕМУ СПОСОБСТВОВАЛИ УНИВЕРСИТЕТЫ.
Наука постепенно утверждалась в своих правах как прочно установленная профессия, требующая специфического образования, имеющая свою структуру и организацию.
35. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДИСЦИПЛИНАРНО ОРГАНИЗОВАННОЙ
НАУКИ
ПЛАН
1. Дисциплинарная организация науки как решение проблемы трансляции научного знания следующим поколениям.
2. Что такое научная дисциплина?
3. Когда возникает дисциплинарно организованное знание?
4. Что характерно для дисциплинарного образа науки?
5. Роль университета в Средние века.
6. Подрыв идеалов и норм средневековой научности в эпоху Возрождения.
7. Идеал универсально энциклопедического знания в эпоху Возрождения.
8. Трансформация способов трансляции знания в связи с ростом объема научной информации.
9. Четырехблочная дисциплинарная организация науки.
10. Современное представление о научном знании как о системе научных дисциплин.
1. Дисциплинарная организация науки как решение проблемы трансляции научного знания следующим поколениям. Великие открытия и идеи, характеризующие поступательное развитие науки, принадлежат так сказать переднему краю науки.
Существует определенная разница между передним краем науки и способами трансляции научного знания в культуру.
ПЕРЕДНИЙ КРАЙ НАУКИ ОРГАНИЗОВАН ПРОБЛЕМНО: множество разных исследовательских групп предлагают свои методы и методики решения научной проблемы, в научных спорах и дискуссиях рождается истина.
В то время как передача полученного знания последующим поколениям осуществляется в рамках дисциплинарно организованной науки.
2. Что такое научная дисциплина? Научная дисциплина понимается как ОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА СИСТЕМАТИЗАЦИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ, связанная:
· с его ИНСТИТУАЛИЗАЦИЕЙ,
· с ОСОЗНАНИЕМ ОБЩИХ НОРМ И ИДЕАЛОВ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ,
· с формированием научного сообщества, специфического типа научной литературы (обзоров и учебников),
· с определенными формами коммуникации между учеными,
· с созданием функционально автономных организаций, ответственных за образование и подготовку кадров.
Дисциплинарная организация науки оказывается тем каналом, который обеспечивает социализацию достигнутых результатов, превращая их в научные и культурные образцы, в соответствии с которыми строятся учебники, излагается и передается знание в системе образования.
3. Когда возникает дисциплинарно организованное знание? Дисциплинарно организованное знание возникает именно в том случае, когда ВСЕ НАКОПЛЕННОЕ ЗНАНИЕ РАССМАТРИВАЕТСЯ ПОД УГЛОМ ЗРЕНИЯ ТРАНСЛЯЦИИ ЕГО ПОСЛЕДУЮЩИМ ПОКОЛЕНИЯМ.
ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ЗНАНИЕ ПРЕДСТАЕТ КАК ДИСЦИПЛИНА, А ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГО — КАК ДОКТРИНА.
И поэтому с позиции лиц, осуществляющих обучение, все наличное знание оказывается совокупностью доктрин.
4. Что характерно для дисциплинарного образа науки? Для дисциплинарного образа науки характерны:
· трактовка знания как объективно-мыслительной структуры,
· ориентация преподавания на унифицированное расчленение и упорядочивание всего знания и
· изложение его в различных компендиумах, энциклопедиях и учебниках.
5. Роль университета в Средние века. Величайшим достижением культуры Средних веков явилось создание университетов, выполнявших две функции:
· учебного заведения и
· лаборатории научного (в средневековом смысле слова) исследования.
Университеты были созданы во всех европейских столицах и ряде крупных городов.
В период Средневековья сложилась довольно-таки четкая дисциплинарная организация знания, передаваемая в ходе обучения, и тесно взаимосвязанная с ней дисциплинарная организация учебного процесса.
Формами обучения в это время были лекции и диспуты.
На лекциях читали вслух и комментировали какой-либо канонический текст.
А основным средством закрепления знаний был диспут.