СООТВЕТСТВУЮТ ЛИ ИМ ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ИЛИ УНИВЕРСАЛИИ — ЛИШЬ СЛОВА И ИМЕНА?
Номиналисты отрицали онтологическое (бытийное) значение общих понятий. УНИВЕРСАЛИИ СУЩЕСТВУЮТ ЛИШЬ В УМЕ.
В XIV в. Оккам выразит эту идею номинализма, заявив, что предметом познания могут быть только единичные вещи — индивидуальности.
Реалисты утверждали, что универсалии существуют реально и независимо от сознания.
Номиналисты создали учение о ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЕ, настаивавшее на разделении истин богословия и истин философии.
ИСТИННОЕ В ФИЛОСОФИИ МОЖЕТ БЫТЬ ЛОЖНЫМ В ТЕОЛОГИИ, И НАОБОРОТ.
Принцип двойственности истины указывал на две принципиально разные картины мира: теолога и натурфилософа.
Первая связывала истину с божественным откровением, вторая — с естественным разумом.
10. Позиция Аверроэса (Ибн Рушд). Арабский философ, ученый и врач Ибн Рушд (Аверроэс) (1126— 1198) — автор медицинских трудов, комментатор Аристотеля, был сторонником единого интеллекта и космического детерминизма.
АКТИВНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ, СУЩЕСТВУЯ ВНЕ И НЕЗАВИСИМО ОТ ИНДИВИДУУМОВ, ЕСТЬ ВЕЧНЫЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ РАЗУМ РОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО, КОТОРЫЙ НЕ ВОЗНИКАЕТ, НЕ УНИЧТОЖАЕТСЯ И ЗАКЛЮЧАЕТ В СЕБЕ ОБЩИЕ ИСТИНЫ В ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ДЛЯ ВСЕХ ФОРМЕ.
11. Альберт Великий: согласование богословия и науки. Знаменитый ученый Альберт Великий (1193—1207) стремился согласовать богословие (как опыт сверхъестественного) и науку (как опыт естественного).
Главным методом научного исследования он считал наблюдение и был уверен, что при исследовании природы надо постоянно обращаться к наблюдению и опыту. В своей тайной мастерской он проводил многочисленные эксперименты.
12. Роджер Бэкон: три основных способа познания. Для Роджера Бэкона (ок. 1214—1294) существовали три основных способа познания:
· авторитет,
· рассуждение,
· опыт.
Опытную науку он считал ВЛАДЫЧИЦЕЙ УМОЗРИТЕЛЬНЫХ НАУК.
Имея энциклопедическую образованность и широкий кругозор, он подчеркивал важность изучения произведений по оригиналам и необходимость знания математики.
Р. Бэкон стремился создать своего рода энциклопедию наук, в которой помимо математики присутствовали физика, оптика, астрономия, алхимия, медицина, а также этика.
Интересно, что Р. Бэкон различал ТРИ РАЗНОВИДНОСТИ ОПЫТА:
· ВНЕШНИЙ, приобретаемый при помощи чувств,
· ВНУТРЕННИЙ, интерпретируемый в духе мистического озарения и
· ПРАОПЫТ, которым Бог наделил «святых отцов церкви».
13. Учение Фомы Аквинского. В учении Фомы Аквинского (1225—1274) есть указания на МЕТОД ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО, т.е. ПОСТИГАЮЩЕГО СОЗЕРЦАНИЯ, который схватывает не образ предмета, дальше которого не могут идти ни физика, ни математика, но ПРООБРАЗ ЭТОГО ОБРАЗА, ДЕЙСТВИТЕЛЬНУЮ ФОРМУ ПРЕДМЕТА, «которая есть само бытие и от которой бытие происходит».
14. Представления Оккама о процессе познания. Интересны представления о процессе познания, развиваемые английским философом и логиком Оккамом (ок. 1285—1349).
Он был уверен в НЕЗАВИСИМОСТИ НАУЧНЫХ ИСТИН ОТ БОГОСЛОВИЯ, их тесной связи с опытом и опорой на разум.
ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ ИМЕЕТ ДЕЛО С ЕДИНИЧНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ.
Однако оно теряет характер их точного воспроизведения.
«ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КАК ТАКОВОЕ ЕСТЬ СОСТОЯНИЕ ИЛИ АКТ ДУШИ И ОБРАЗУЕТ ЗНАК ДЛЯ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ЕМУ ВНЕШНЕЙ ВЕЩИ».
Следовательно, в душе мы находим знак для соответствующего ему явления во внешнем мире.
Оккам различает:
· интуитивное знание, связанное с восприятием и переживанием единичной вещи, и
· абстрактное знание, которое способно отвлекаться от единичного.
Известный принцип Оккама («бритва Оккама»), гласящий, что «не следует множить сущности без надобности», вошел в сокровищницу человеческой интеллектуальной мысли, означает, что КАЖДЫЙ ТЕРМИН ОБОЗНАЧАЕТ ЛИШЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПРЕДМЕТ.
ОБРАЗОВАНИЕ ПОНЯТИЙ У ОККАМА ОБУСЛОВЛЕНО ПОТЕНЦИЕЙ — УСТРЕМЛЕНИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ НА ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ.
Его учение о понятиях называется терминизм.
Естественные понятия, относящиеся к самим вещам, Оккам называет «ТЕРМИНАМИ ПЕРВОЙ ИНТЕНЦИИ», а ИСКУССТВЕННЫЕ ПОНЯТИЯ, относящиеся ко многим вещам и отношениям между ними, называются «ТЕРМИНАМИ ВТОРОЙ ИНТЕНЦИИ».
Именно они становятся объектом анализа в логике.
Оккам ограничивал применение понятия причинности сферой эмпирической констатации.
Идеи Оккама были широко распространены в средневековых университетах.
15. Особенности средневековой науки. К особенностям средневековой науки ученые причисляют:
· ее ориентацию на совокупность правил в форме комментариев,
· тенденцию к систематизации и классификации знаний,
· компиляция, столь чуждая и неприемлемая для науки Нового времени, составляет характерную черту средневековой науки, связанную с общей мировоззренческой и культурной атмосферой этой эпохи.
Промышленный переворот, который осуществился в Новое время, был во многом подготовлен техническими новациями Средневековья.
27.РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ НА АРАБСКОМ
ВОСТОКЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА
ПЛАН
1. Прогресс научных знаний на Арабском Востоке.
2. «Альмагест» Птолемея, «Начала» Евклида, труды Аристотеля-переводы на арабский язык.
3. Греческое влияние и практицизм Востока.
4. Основы тригонометрии и астрономия.
5. Аль-Фараби и логика Аристотеля.
6. Десятичная система ал-Хорезми.
7. Оптика аль-Хайсам аль-Газена.
8. Ученый-энциклопедист аль-Бируни.
9. Алхимия Востока.
10. Омар Хайям как ученый.
11. Авиценна (Абу Али ибн Сина) как ученый.
12. Аверроэс (Ибн Рушд) как ученый.
13. Оптика Ибн-ал-Хайтана(Альхазена).
14. Астрономия Улугбека.
1. Прогресс научных знаний на Арабском Востоке. На Арабском Востоке в Средние века наметился прогресс в области математических, физических, астрономических, медицинских знаний.
Начиная с VII в. в политической жизни стран Ближнего и Среднего Востока произошли важные изменения.
Ослабление военной мощи Византийской империи, Сасанидского Ирана привело к тому, что арабы в очень короткий срок захватили обширные территории, на которых был создан АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ.
В городах халифата строились обсерватории, создавались библиотеки при дворцах, мечетях, медресе.
Внутренняя и внешняя торговля также способствовала распространению и передаче знаний.
Первый научный центр халифата — БАГДАД (конец VIII — начало IX вв.), где были сосредоточены ученые, переводчики и переписчики из разных стран, располагалась большая библиотека, постоянно пополняемая, функционировала своеобразная академия «Дом мудрости», на базе которого была создана обсерватория.
2. «Альмагест» Птолемея, «Начала» Евклида, труды Аристотеля-переводы на арабский язык. Труды ученых разных стран, которые в силу сложившихся обстоятельств оказываются на территории халифата, переводятся на арабский язык.
В IX в. была переведена книга «Великая математическая система астрономии» Птолемея под названием «Альмагест» (великое), которая потом вернулась в Европу как «Альмагест».
Переводы и комментарии «Альмагеста» служили образцом для составления таблиц и правил расчета положения небесных светил.
Также были переведены и «Начала» Евклида и сочинения Аристотеля, труды Архимеда, которые способствовали развитию математики, астрономии, физики.
3. Греческое влияние и практицизм Востока. Греческое влияние отразилось на стиле сочинений арабских авторов, которые характеризует:
А) систематичностьизложения материала,
Б)полнота, строгость формулировок и доказательств,
В)теоретичность.
Вместе с тем в этих трудах присутствует характерное для восточной традиции обилие примеров и задач чисто практического содержания.
В таких областях, как арифметика, алгебра, приближенные вычисления, был достигнут уровень, который значительно превзошел уровень, достигнутый александрийскими учеными.
И если деятельность арабских ученых началась с комментариев к произведениям античных ученых, то в дальнейшем она вышла за эти пределы.
Тому способствовали не только знание арабскими учеными идей и многовековых достижений индийской науки, но в основном потребности современной им жизни и значительное обогащение многообразного опыта по сравнению с античностью.
После АЛЕКСАНДРИЙСКОГО ПЕРИОДА в развитии положительной науки именно у арабов она делает дальнейший шаг в своем развитии.
Это относится к различным отраслям знания и прежде всего к математике и астрономии. Важнейшее достижение арабоязычной науки состоит здесь в заимствовании у индийских ученых ПОЗИЦИОННОЙ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ и в совершенствовании ее.
4. Основы тригонометрии и астрономия. Были заложены основы тригонометрии, которая была связана с достижениями астрономии. Так, астроном аль-Баттани (858—927), автор комментария к птолемеевскому Альмагесту, с помощью впервые введенных им тригонометрических функций производил более точные по сравнению с Птолемеем астрономические наблюдения.
Им составлены таблицы тригонометрических функций, введено понятие «синус» («sinus»).
5. Аль-Фараби и логика Аристотеля. Аль-Фараби (870—950) первым среди арабоязычных философов осмыслил и в известной мере развил логическое наследие Аристотеля.
Он собрал и упорядочил весь комплекс аристотелевского «Органона» (присоединив к нему «Риторику», написал комментарии ко всем его книгам и несколько собственных работ по вопросам логики.
6. Десятичная система ал-Хорезми. Через Мухаммеда ибн Муса ал-Хорезми (780—850 гг.), автора нескольких сочинений по математике, которые в XII в. были переведены на латынь и четыре столетия служили в Европе учебными пособиями, европейцы познакомились с десятичной системой счисления и правилами (алгоритмами — от имени ал-Хорезми) выполнения четырех действий над числами, записанными по этой системе.
ОТ АЛГЕБРАИЧЕСКОГО ПРИЕМА «АЛ-ДЖЕБР» ИДЕТ НАЗВАНИЕ ТАКОГО РАЗДЕЛА МАТЕМАТИКИ, КАК АЛГЕБРА.
7. Оптика аль-Хайсам аль-Газена.Наиболее замечательное в области физики имя аль-Хайсам аль-Газен (965—1039) из Басры.
Труд его по оптике, изданный на латинском языке в конце XVI в. и оказавший влияние на Кеплера, не только трактовал законы отражения и преломления света, но и давал поразительно точное для того времени описание строения глаза.
8. Ученый-энциклопедист аль-Бируни. Немало было и ученых-энциклопедистов, сделавших значительный вклад в различные науки.
Среди них — среднеазиатский ученый аль-Бируни (973—1048), в произведениях которого трактовались вопросы математики, астрономии, физики, географии, общей геологии, минералогии, ботаники, этнографии, истории и др.
Так, Бируни установил МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ДОЛГОТ, близкий к современному, а также определил длину окружности Земли.
Впервые на средневековом Востоке великий ученый сделал ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ О ВОЗМОЖНОСТИ ОБРАЩЕНИЯ ЗЕМЛИ ВОКРУГ СОЛНЦА.
Он конструировал экспериментальные приборы, призывал прибегать к опыту и проверять результаты исследований опытным путем.
9. Алхимия Востока. Широко известна деятельность арабских ученых в области алхимии, которая хотя и преследовала недостижимые цели (ПРЕВРАЩЕНИЕ НЕБЛАГОРОДНЫХ МЕТАЛЛОВ В БЛАГОРОДНЫЕ), но в процессе этих многовековых поисков открыла новые элементы (ртуть, сера).
Хотя деятельность алхимиков (затем получившая широкое распространение и в Европе) не могла стать экспериментальным естествознанием, но в какой-то степени она способствовала его будущему возникновению.
Труды арабских алхимиков содержали, наряду с фантастическими гипотезами, рациональные выводы и рецепты.
10. Омар Хайям как ученый. К наиболее ярким представителям ближневосточного средневековья можно отнести Омара Хайяма (1048—1131), великого иранского ученого и философа, великолепного поэта, автора всемирно известных четверостиший (рубай).
В качестве ученого Хайям больше всего сделал в математике.
В алгебре он СИСТЕМАТИЧЕСКИ ИЗЛОЖИЛ РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ ДО ТРЕТЬЕЙ СТЕПЕНИ ВКЛЮЧИТЕЛЬНО, им РАСШИРЕНО ПОНЯТИЕ ЧИСЛА (введены положительные иррациональные числа).
Значительны достижения Хайяма в области астрономии: взамен лунного календаря, он предложил солнечный календарь, и усовершенствовал его.
11. Авиценна (Абу Али ибн Сина) как ученый. Абу Али ибн Сина (Авиценна) (980—1037) — философ, математик, астроном, врач, чей «Канон врачебной науки» снискал мировую славу и представляет определенный познавательный интерес сегодня.
На основе идей Аристотеля он создал своеобразную классификацию наук.
12. Аверроэс (Ибн Рушд) как ученый. Ибн-Рушд (1126—1198)— философ, естествоиспытатель, добившийся больших успехов в области алхимии, автор медицинских трудов, комментатор Аристотеля.
13. Оптика Ибн-ал-Хайтана(Альхазена). Важнейшие достижения были получены арабами в области оптики.
Так, арабский ученый Ибн-ал-Хайтан (965—1020), известный на Западе как Альхазен, выдающийся астроном, физик и математик, создал фундаментальный труд по оптике, отличающийся новизной, оригинальностью, стройностью построения.
14. Астрономия Улугбека. Одной из вершин средневековой астрономии являются исследования среднеазиатского ученого и государственного деятеля Улугбека (1394—1449).
Его астрономическая обсерватория была оборудована уникальными приборами.
В своем главном труде «Новые астрономические таблицы» Улугбек изложил теоретические основы астрономии, указал положение 1018 звезд, привел таблицы движения планет, отличавшиеся высокой точностью.
В XV в. после убийства Улугбека и разгрома Самаркандской обсерватории начинается период заката математических, физических и астрономических знаний на Востоке и центр разработки проблем естествознания, математики переносится в Западную Европу .
28. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТНОЙ НАУКИ В СРЕДНИЕ ВЕКА И В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ
ПЛАН
1. Связь формирования опытной науки с новыми представлениями человека о его взаимосвязи с природой.
2. Роль Оксфордской школы (Роберт Гроссетест) в развитии естествознания.
3. Научная деятельность членов Мертонского колледжа («калькуляторов»).
4. Развитие техники как условие утверждения опытной науки.
5. Роль математики в создании новой техники.
6. Новое понимание роли человека в мире.
7. Пантеизм Н.Кузанского.
8. Человек как творец.
9. Леонардо да Винчи.
10. Гуманизм как идейно-культурное движение.
1. Связь формирования опытной науки с новыми представлениями человека о его взаимосвязи с природой. Формирование опытной науки связано с изменяющимися представлениями человека о его ВЗАИМОСВЯЗИ С ПРИРОДОЙ.
Человек должен представить себя АКТИВНЫМ НАЧАЛОМ в исследовании природы, и это связано с зарождением идеи ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
2. Роль Оксфордской школы (Роберт Гроссетест) в развитии естествознания. В XIII—XV вв. усилился интерес к естественнонаучным идеям и исследованиям.
Значительную роль в развитии и распространении естествознания сыграла Оксфордская школа, представлявшая объединение философов и ученых и существовавшая при Оксфордском университете.
Главная роль в СТАНОВЛЕНИИ ШКОЛЫ принадлежала францисканцу Роберту Гроссетесту (Большеголовому, 1175—1253), который был одним из первых переводчиков естественнонаучных произведений Аристотеля.
Но он более интересен как автор собственных естественнонаучных трактатов, среди которых важнейший трактат «О свете или о начале форм».
Научные интересы Гроссетеста концентрировались вокруг вопросов оптики, математики (собственно, геометрии), астрономии.
В своих работах он высказывает мысли о том, что:
А) ИЗУЧЕНИЕ ЯВЛЕНИЙ НАЧИНАЕТСЯ С ОПЫТА,
Б) ПОСРЕДСТВОМ ИХ АНАЛИЗА (RESOLUTIO) УСТАНАВЛИВАЕТСЯ НЕКОТОРОЕ ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ, РАССМАТРИВАЕМОЕ КАК ГИПОТЕЗА.
В)ОТПРАВЛЯЯСЬ ОТ НЕЕ, УЖЕ ДЕДУКТИВНО (COMPOSITIO) ВЫВОДЯТСЯ СЛЕДСТВИЯ,
Г)ОПЫТНАЯ ПРОВЕРКА КОТОРЫХ УСТАНАВЛИВАЕТ ИХ ИСТИННОСТЬ ИЛИ ЛОЖНОСТЬ.