Тема 1. Предмет естествознания. Закономерности
Основные этапы, история, панорама и тенденции
Развития
1. Предмет естествознания. Основная терминология.
2. Основные закономерности развития естествознания.
3. Роль практики в развития естествознания.
4. Относительная самостоятельность в развитии естествознания.
5. Панорама и тенденции развития естествознания.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1.Сущность и предмет философских проблем естествознания.
2. Диалектико-материалистическая философия как адекватное обоснование современного естествознания.
3. Социальные функции естествознания.
4. Роль и взаимосвязь естественных наук и философских представлений.
5. Принцип неисчерпаемости материи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Философские проблемы естествознания /Под ред. С.Т. Мелюхина. — М.: Высш. шк., 1985. — С. 3-36, 169-183.
2. Энгельс Ф. Диалектика природы / Маркс К и Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 20.
3. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм / Полн. собр. соч. Т. 13.
4. Ленин В.И. О значении воинствующего материализма / Полн. собр. соч., Т. 45.
5. Дагенриш Г. Философское понятие материи и учение современной физики о строении материи. — Рига, 1974.
6. Карпов М.М. Философские проблемы современного естествознания. — Изд-во Рост, ун-та, 1972.
7. Некоторые категории диалектики. М.: Росвузиздат, 1963. — С. 3-14.
8. Карнешов С.Х. Концепции современного естествознания. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 520 с.
9. Концепции современного естествознания //Для студентов вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 1997. — 434 с.
Тема 2. Естественнонаучная и гуманитарная культуры
1. Научная теория. Содержание и структура естественнонаучной теории. Основные способы построения естественнонаучных теорий.
2. Критика и борьба мнений в науке. Преемственность в развития науки. Интернациональный характер развития науки.
3. Взаимодействие естественных наук. Научный метод.
4. Дифференциация и интеграция наук.
5. Культура. Типы трансляции культур. Триада «человек, человечество, человечность».
6. Вклад естественнонаучной и гуманитарной культур в развитие цивилизации.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
Исторический опыт возникновения и развития фундаментальных физических теорий. Методология — основа формирования новых теорий, воззрения и принципов в естествознании.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кедров Б.М. Предмет и взаимосвязь естественных наук. — М.: Наука, 1967. - С. 11-83.
2. Кузнецов И.В. Преемственность, единство и минимизация знания — фундаментальные черты научного метода / В кн.: Материалистическая диалектика и методы естественных наук. — М.: Наука, 1968. — 367 с.
3. Некоторые философские проблемы современного естествознания. — Кишинев: Штиинца, 1984.
4. Карпов М.М. Философские проблемы современного естествознания. — Изд-во Рост, ун-та, 1972.
5. Современные философские дискуссии по основам физики. - М., 1980.
6. Ценностные аспекты науки и проблемы экологии. — М.: Наука, 1981. - С. 1-132.
7. Концепции современного естествознания //Учебник для вузов — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 271 с.
8. Карнешов С.Х. Концепции современного естествознания. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 520 с.
Тема 3. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы
1. Проблема материи — один из наиболее важных и существенных вопросов философии и естествознания.
2. Корпускулярная концепция описания природы: атомизм, механицизм, квантовая теория строения атома. Существенные особенности атомизма XX века.
3. Континуальная концепция строения материи. Концепция дальнодействия и близкодействия.
4. Единство корпускулярных и волновых свойств материальных объектов — одно из фундаментальных противоречий современной физики.
5. Связь принципа неисчерпаемости материи с принципом материального единства мира.
6. Элементарные частицы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мелюхин С.Т. Проблема конечного и бесконечного. — М.: Политиздат, 1968. — С. 9-139.
2. Некоторые категории диалектики. — М.: Росвузиздат, 1963. — С. 14-47.
3. Карпов М.М. Философские проблемы современного естествознания. — Изд-во Рост, ун-та, 1972.
4. Карнешов С.Х. Концепции современного естествознания.-М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 520 с.
5. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. — Новосибирск: ЮНВА, 1997. - 830 с.
6. Концепции современного естествознания //Учебник для вузов. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 271 с.
7. Концепции современного естествознания //Для студентов вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 1997. — 434 с.
8. Рузавин Г.Н. Концепции современного естествознания. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 320 с.
Темы 4, 5. Структурные уровни организации материи.
Микро-, макро- и мегамиры.
Структура и ее роль в организации
Биологических систем
1.Структурность и системная организация материи как
один из ее основных атрибутов:
а) понятие структуры материи;
б) проявление структурной бесконечности материи в
ее системной организации;
в) типы связей на разных структурных уровнях.
2. Структурные уровни различных сфер.
3. Структура живой природы.
4. Социальная действительность в структурном аспекте.
5. Система и целое. Различные типы систем.
6. Часть и элемент. Взаимодействие части и целого. Определяющая роль целого по отношению к частям.
7. Диалектическое единство дифференциации и интеграция частей:
а) факторы и причины, обеспечивающие, по Ч. Дар
вину, дифференциацию частей;
б) алгоритм сборки частей в целое. Три механизма
сборки;
в) редукционизм.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Многообразие связей частей в целое.
2. Вселенная в атоме. Атомы Вселенной.
ЛИТЕРАТУРА
1. Щербаков А. С. Организация материи в неживой природе. — М., 1990. С. 3-56.
2. Шептулин А.П. Диалектика единичного, особенного и общего. — М.: Высш. шк., 1963. — 163 с.
3. Югай Г.А. Диалектика части и целого в живой природе. М.: Знание, 1965. — 32 с.
4. Знак вопроса. 1993. № 1—2, с. 3—33.
5. Югай Г.А. Проблема целостности организма. М.: Соцэк-гиз, 1962.
6. Ровинский Р.Е. Развивающаяся Вселенная. — М., 1995.
7. Дубнищева Т.Н. Концепции современного естествознания. — Новосибирск: ЮНВА, 1997. — 830 с.
8. Карнешов С.Х. Концепции современного естествознания. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 520 с.
9. Концепции современного естествознания // Учебник для вузов. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 271 с.
10. Концепции современного естествознания // Учебник для вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 1997. — 434 с.
11. Рузавин Г.Н. Концепции современного естествознания. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 320 с.
12. Альвен X. Атом, человек, Вселенная. Длинная цепь усложнений. — М.: Знание, 1973.
13. Длинная цепь усложнений /Знание. 1995. № 2.