Моделирование функций человеческого мозга
Понятие интеллекта сегодня используется и в технике. Оно прочно вошло в ряд технических дисциплин. Однако там интеллект осмысливается совсем иначе. Когда говорят об искусственном интеллекте, то акцент обычно делается на чисто технических вопросах, например, как организовать память, банки данных, как описать предметно область, сделать наглядной входную и выходную информацию и т.д.
Полное отождествление человека и машины, человеческого сознания и функций кибернетических систем пока невозможно. Это убеждение основано на структурном различии человеческого мозга и ЭВМ, сущность которой, безусловно, ниже сложности человеческого мозга, и на различии функционирования этих двух универсальных преобразователей информации.
В настоящее время кибернетическими устройствами успешно моделируются такие способности человеческого мозга, как:
■ обучение;
■ создание абстракций;
■ создание обобщений;
■ игра в шахматы (в проводившемся «поединке» Каспаров проиграл суперкомпьютеру);
■ распознавание зрительных образов;
■ формулировка и запись теорем;
■ написание музыки и т.д. и т.п.
Американский математик Ван Хао построил программу, по которой универсальная ЭВМ осуществила доказательство 200 теорем из капитального труда по математической логике Рассела и Уайтхеда. При этом она попутно сформулировала и доказала еще 10 теорем, которых в книге не было. Это пример моделирования творческой деятельности в математике.
Возможность моделирования интеллектуальных способностей человека в области музыкального творчества
позволяет лучше понять природу самой музыки (так называемый логический аспект музыкальной культуры).
В работе по теории нейронных сетей У. Мак-Каллок и В. Питс доказали, что любая функция естественной нервной системы может быть логически описана с помощью конечного числа слов и реализуема с помощью формальной нервной системы, которая во многом эквивалентна ЭВМ. Отсюда вывод: в принципе можно моделировать любые функции человеческого мозга.
Структурный подход состоит в моделировании отдельных нейронов, из которых состоит человеческий мозг. Мозг состоит из миллиардов нервных клеток, сам нейрон имеет весьма сложное строение, и построить его хорошую модель нелегко, а чтобы создать искусственную схему, нужно соединить между собой десятки или сотни тысяч искусственных нейронов. Пока этого сделать нельзя.
От принципиальной возможности создания искусственного интеллекта следует отличать технические возможности его создания и практическую целесообразность. Человечество на каждом этапе своего развития расширяет технические возможности.
ИДЕЯ ЦЕЛОСТНОСТИ
«Все люди от природы стремятся к знанию» — этой фразой начал Аристотель свою «Метафизику». Стремление это возникает в довольно раннем возрасте и каждый может припомнить эпизоды своего детства, связанные с удовлетворением любознательности, собственными открытиями. Каждый ребенок открывает мир по-своему, воспринимает явления, запоминает факты, сравнивает их, систематизирует. Анализируя познавательную деятельность ребенка, К.И. Чуковский говорил: «Нельзя не восхищаться упорным стремлением детского разума внести хотя бы иллюзорный порядок в разрозненные, дробные знания о мире». В поисках закономерностей: зачем? Почему? Каким образом? — основа культуры, залог успеха и прогресса человеческой мысли.
Человеческая личность целостна. Это отражено даже в самом понятии «индивидуум», что в переводе с латинского означает «неделимый». Смысл этого понятия со временем менялся. В процессе антропогенеза человек
постепенно утрачивал устойчивые связи с природой, свойственные животным. Оставаясь частью природы и подчиняясь ее законам, он в то же время выходит за ее пределы, поднимается над ее границами, противостоит ей как осознающий себя субъект. Однако именно разум позволяет ему понять трагизм своего положения, неразрешимость человеческой ситуации. Дисгармония человеческого существования порождает потребности, далеко выходящие за пределы животного происхождения:
■ в связи с другими людьми;
■ в самоутверждении;
■ в привязанности;
■ во внутренней целостности;
■ в основе ориентации;
■ в объекте поклонения и т.д. Человеку нужны некие идеальные объекты, цель, идея,
которым он мог бы всецело себя посвятить, и в этом бескорыстном служении реализовать свою сущность и обрести полноту бытия.
В мировом сообществе назрел мировоззренческий кризис. По мере того как наука все активнее превращалась непосредственно в производительную силу, человек все больше и чаще чувствовал себя повелителем природы, относился к ней как к средству. Но в азарте погони за тайнами атома, живой клетки, мощностью, скоростью, грузоподъемностью техники как-то выпала из поля зрения простая истина: за всенадо платить. Зловещие черты кризиса начали проявляться тогда, когда интенсивность геологической деятельности стала соизмеряться с динамикой процессов, происходящих миллионы лет в биосфере. Это отразилось и на отдельной личности: перестав осознавать себя целостным микрокосмосом, личность деградирует, отчуждается от общества и природы.
Мировоззренческой основой борьбы за экологию природы, экологию человеческого духа, направленной как на сохранение биосферы, так и на гармонизацию самого человека, является целостность.
Целостность общечеловеческого сознания, целостность восприятия человека как составной части единого универсального организма должны стать не только предметом осмысления каждого человека, но и мировоззренческой основой каждого, соединяющей разум и чувства.
Идея целостности должна стать непреодолимой преградой на пути сползания к кризису, пронизывая общее и частное, большое и малое, бесконечную Вселенную и точку пространства.
Проблема целостностного мироздания порождает, по существу, проблему универсального знания, о котором говорил еще Сократ, а впоследствии Аристотель: «Знание обо всем имеет тот, кто в наибольшей степени обладает знанием общего».
Рождается новый этап Разума: общечеловеческий.Страны уже нельзя рассматривать изолированно. Они объединены идеологиями, наукой, технологиями, торговлей, общими ресурсами, атмосферой, водами. Страны ведут себя, как люди: работают на земле, перерабатывают продукцию, обмениваются ею, общаются, ссорятся, ходят в церковь ишколу, немного помогают друг другу, иногда ведут совместные работы для защиты от стихии, совместные исследования в космосе. Движут ими биологические потребности и верования, а реализуют они их в силу Разума. Все это говорит о том, что нужно жить в гармонии с природой, не нарушая ее равновесия.И естествознание будет обеспечивать здесь неограниченное развитие.
ПРИЛОЖЕНИЕ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН, ПРОГРАММА КУРСА,
ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ,
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Курс «Концепции современного естествознания» предложен Госкомитетом РФ по ВО в 1995 г.
В области СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ прослушавший курс обязан знать:
■ об основных этапах развития естествознания;
■ об особенностях современного естествознания;
■ о ньютоновской и эволюционной парадигмах;
■ о концепции пространства и времени;
■ о принципах симметрии;
■ о законах сохранения;
■ о понятии состояния в естествознании;
■ о корпускулярной и континуальной традициях в описании природы;
■ о динамических и статических закономерностях в естествознании;
■ о соотношении порядка и беспорядка в природе;
■ об упорядоченности строения физических объектов;
■ о переходах из неупорядоченного состояния в упорядоченное и наоборот;
■ о самоорганизации в живой и неживой природе;
■ об иерархии структурных элементов материи от микро- до мегамира;
■ о взаимодействиях физических, химических и биологических процессов;
■ о специфике живого;
■ о принципах эволюции, воспроизводства и развития живых систем, их целостности и гомеостазе;
■ об иерархичности, уровнях организации живых систем;
■ о биологическом многообразии, его роли в сохранении устойчивости биосферы и принципах систематики;
■ о биологических основах психики, социального по
ведения и здоровья человека;
■ о взаимодействии организмов и среды, сообществах организмов, экосистемах;
■ о принципах охраны природы и рационального природопользования;
■ о месте человека в эволюции Земли;
■ о ноосфере и парадигме единой культуры.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
«КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО
ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | |
лекц. | семин. | ||
Предмет естествознания. Закономерности, основные этапы, история, панорама и тенденции развития | |||
Естественнонаучная и гуманитарная культуры | |||
Корпускулярная и континуальная концепции описания природы | |||
Структурные уровни организации материи. Микро-, макро- и мегамиры | |||
Структура и ее роль в организации живых систем | |||
Неопределенность в мире. Принцип неопределен ности | |||
Хаос и порядок. Порядок и беспорядок в природе | |||
Принципы дополнительности, суперпозиции, относительности | |||
Принципы симметрии | |||
Динамические и статистические закономерности в природе | |||
Химические системы. Энергетика химических процессов. Реакционная способность веществ | |||
Особенности биологического уровня организации материи | |||
Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем |
1 | |||
Отражение как всеобщее свойство материи и его роль в организации развивающейся системы | |||
Пространство и время. Необратимость времени | |||
Самоорганизация в живой и неживой природе | |||
Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере | |||
Экология. Законы экологии | |||
Социально-этические и гуманистические принципы биологического познания. Генетика и эволюция | |||
Человек: физиология, здоровье, творчество, эмоции, работоспособность | |||
ИТОГО |