Естественная и гуманитарная культуры

Развитие физики, биологии, общественных наук дало нам необозримое множество факторов, которые невозможно охватить единым взглядом. Ученые, работающие в близких областях, перестают понимать друг друга. Можно ли с этой точки зрения говорить о физиках, экономи-

56

стах, юристах, биологах и т. д. как о представителях единой культуры, вносящих вклад в общую цивилизацию?

Английский физик, философ и романист Чарльз Сноу говорил, что в мире существует две культуры — естественников и гуманитариев (вспомним деление на «физиков и лириков» в 60- и 70-х гт. XX в.). Между ними образовалась пропасть, которая все время углубляется и расширяется, так как духовное и физическое необъеди-нимы.

Без высокого профессионализма, конкретных детальных знаний дальнейшие исследования могут исчерпать себя. Но необходим и комплексный разноплановый анализ, опирающийся на данные различных наук, требующий синтеза знаний, появления единых точек зрения. Этот процесс приводит не только к объединению различных дисциплин, развитию конкретных областей знаний, но и к новому, целостному видению мира. И оно не менее необходимо для человека, чем конкретные знания конкретных наук.

Истоки нашей европейской цивилизации лежат в античной Греции, создавшей культуру, обладающую удивительной целостностью и единством. Древним эллинам удалось не только выжить и выстоять в окружении более богатых и могущественных народов, но и оказаться родоначальниками того рационального гуманизма, который сегодня определяет черты европейской культуры.

Греки обладали на редкость целостным и ясным миропониманием: был Космос, Небо, там жили боги. Боги вмешивались в судьбы людей, готовы были им помогать, были очень похожи на людей. Боги могли даже поднимать людей на небо и делать их равными себе, но могли и карать, хотя их никогда не покидал дух доброжелательства.

В эпоху средневековья влияние античного мира, связь с греческой культурой не прерывались. В эту эпоху появились готика, иконы Рублева, сохранилось аристотелевское видение мира, т. е. того неразрывного единства, где живут вместе и Бог, и Космос, и Человек.

С возникновением научного метода единый и цельный мир распался: человек оказался изъятым из него. Космос стал жить сам по себе, а Человек с его непредсказуемостью, с его духовным миром — сам по себе. Эпоха Просвещения довершила эту разобщенность. Мир че-

ловека и общества, созданного им, мир неживой материи и живого вещества никак не были связаны в сознании ученых. Научные дисциплины в этих трех сферах знания еще долгое время жили самостоятельной жизнью. Чтобы воспроизвести единую, цельную картину мира не хватало эмпирического материала. Таким связующим звеном стало в начале XX в. учение В.И. Вернадского о ноосфере, потребовавшее обобщения огромного эмпирического материала, но этому посвящена целая тема (см. ТЕМУ 17).




ТЕМА 3. КОРПУСКУЛЯРНАЯ

И КОНТИНУАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИИ

ОПИСАНИЯ ПРИРОДЫ

Одним из наиболее важных и существенных вопро сов как философии, так и естествознания является про блема материи. Представления о строении материи на ходят свое выражение в борьбе двух концепций: прерывности (дискретности) — корпускулярная концепция,и непрерывности (континуальности) — континуальная концепция.С ними тесно связаны проблемы взаимодействия материальных объектов, которые проявлялись как концепция дальнодействия(передача действия без физической среды) и концепция близкодействия(передача действия от точки к точке).

Концепция прерывности была создана И. Ньютоном Подход Ньютона определил исходное положение атомиз ма, который основывался на признании дальнодействующих сил.

АТОМИЗМ ДРЕВНОСТИ

В натурфилософии, подробно рассмотренной в ТЕМЕ 1.3.1, выделяется материалистическая направленность выдающихся мыслителей древности. Атомизм, основу которого представляла проблема материи:

■ упоминается в учении о частицах, созданном Анаксагором в V в. до н. э.(см. ТЕМУ 1.3.1.3);

■ нашел свое отражение в трудах видных представителей атомизма древности Демокрита и Левкиппа (см. ТЕМУ 1.3.1.4). Из вихря атомов, по Демокриту, образуются как отдельные тела, так и бесчисленные миры;

■ последователями этих учений были Эпикур и Лукреций (см. ТЕМУ 1.3.1.7). Древнегреческий поэт и философ Лукреций, популяризатор учения Эпикура, создал дидактическую поэму «О природе вещей», — единственное полностью сохранившееся систематическое изложение материалистической философии древности. Философия Эпикура явилась высшим этапом развития атомистического материализма и завершением материалистических воззрений древнегреческой философии.




Общая тенденция атомистикивыражалась в стремлении свести все многообразие свойств материальных объектов к ограниченному числу исходных объективных свойств и закономерностей элементарных материальных частиц.

Основополагающими признаками атомистикиявились:

■ неизменность атомов (т.е. несотворимость и неуничтожимость материи);

■ противопоставление атомов пустому пространству (признание объективности пространства и движения).

МЕХАНИСТИЧЕСКИЙ АТОМИЗМ

Классическая механика XVII—XVIII вв. явилась дальнейшей разработкой атомистики. И. Ньютон в 1672— 1676 гг. распространил атомистику на световые явления и создал корпускулярную теорию света. Свет он считал потоком корпускул (частиц), однако на разных этапах рассматривал и возможность существования волновых свойств света, в частности, в 1675 г. предпринял попытку создать компромиссную корпускулярно-волновую природу света. По своему мировоззрению И. Ньютон был вторым после Р. Декарта великим представителем механистического материализма в естествознании XVII—XVIII вв. Р. Декарт (см. ТЕМУ 1.3.1.9) стремился построить общую картину природы, в которой все явления природы объяснялись как результат движения больших и малых частиц, образованных из единой материи.

Недостатки механистической атомистики:

■ отсутствие достоверного экспериментального материала;

■ не являлась достаточно обоснованной естественнонаучной теорией;

■ атомы рассматривались как частицы, лишенные возможности превращения;

■ единственной формой движения принималось механическое движение;

■ стремилась все явления природы рассматривать как модификацию механического движения.

Наши рекомендации