Основные способы построения естественнонаучной теории
Можно выделить два основных способа построения естественнонаучной теории:
1. Способ, связанный с предварительным построением
модели из чувственно-наглядных элементов с после
дующим построением знаковой модели. Для реализа
ции этого способа необходимо иметь банк экспери
ментальных данных, на основании которых строится
математическая модель (см. ТЕМУ 2.2.1).
2. Способ, основанный на первоначальном построении
знаковой модели с последующим нахождением ее
физического смысла или практического применения
(например, все прикладные вопросы математики).
Структура построения любой естественнонаучной те
ории определяется двумя основными факторами:
■ выбором тех или иных основных посылок;
■ типом логического вывода.
Если начальные положения неверны, то теория обречена на неудачу. Так, например, ошибались создатели космогонических теорий, беря за начало отсчета центр мира — Землю или Солнце. Результаты исследований должны быть завершены логическими выводами.
Процесс создания единой картины мира, интегрирующей данные различных наук, далеко не закончен. В настоящее время в сфере знания функционируют частные картины мира: физика, химия, биология и т. д., причем наиболее разработана картина мира, описывающая физическую реальность. Анализ категорий пространства и времени (см. ТЕМУ 15), с точки зрения их вхождения в различные естественнонаучные теории, даст возможность нащупать наиболее общие черты будущей естественнонаучной картины мира. Подходя к процессу познания как к единой картине знаний, нужно научиться пред-
54
ставлять знания как систему, логически связывать общие и специфические закономерности и положения.
КУЛЬТУРА
Культура(от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
В более узком смысле слово «культура» означает сферу духовной жизни людей. Она включает в себя предметные результаты деятельности человека, а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей).
Каждая общественно-экономическая формация характеризуется определенным типом культуры, который меняется с переходом от одной общественно-экономической формации к другой; при этом наследуется все ценное из прошлого.
Развитие культуры, а значит, развитие любого общества зависит от множества факторов: производственно-экономических, социальных, политических, этнических, идеологических и т. д. Но всегда творцом культуры остается живой человек.
Процессы овладения культурой новыми поколениями и механизмы их приобщения к достижениям культуры изучаются специалистами. В настоящее время выявлено три типа трансляциикультуры:
1.Способ приобщения культуры через обучение старшими поколениями младших.Этот тип культуры достаточно консервативен и господствует в традиционных обществах. Здесь люди неохотно включаются в процессы нововведений, не любят самостоятельности и инициативы. Творчество здесь не связано с созданием чего-то принципиального.
2. Обучение взрослых и детей у своих сверстников. Вэтом случае новации и нововведения, самостоятельное творчество характерны для людей любого поколения. При этом типе культуры формируется высокий творческий потенциал общества. Именно такая передача куль-
турных достижений свойственна всем великим цивилизациям Земли. 3. Приобщение к культуре, когда старшие поколения учатся у своих детей.Молодежь значительно легче схватывает новшества, она не отягощена грузом прошлого опыта, ее характеризует склонность к переменам и у нее достаточно высоко развит творческий потенциал (подростки, например, гораздо быстрее осваивают компьютер, чем люди старшего поколения; то же относится и к современной радио-, теле-и видеопродукции). К такому виду культур переходит все большее количество народов, в том числе и Россия делает шаги внаправлении от традиционной трансляции культуры к формированию современного творческого потенциала.
Интересен взгляд современных исследователей: они рассматривают цивилизацию как нечто внешнее по отношению к человеку, противостоящее ему и на него воздействующее, в то время как культуравсегда является внутренним достоянием человека, показывает меру его развития и служит как бы символом его духовного богатства. Сегодня все больше приверженцев получает триада: «человек, человечество, человечность»,т. е. все определеннее проявляется стремление уравнять ритмы истории и ритмы жизни человека и человечества, приподнять ценности гуманизма. В настоящее время коренные изменения в культуре происходят на протяжении жизни уже одного поколения. Потеря национального культурного разнообразия равноценна утрате разнообразия генетического и очень опасна для будущего человечества. Люди должны научиться жить вместе, что может стать основой новой морали и новых отношений в мире человечества. Единство человечества и национальное разнообразие — две стороны одной и той же медали.