Алгоритм анализа философских текстов

1. Выявить центральную идею текста.

2. Показать, как она трактуется и развивается (в т.ч. определить периферийные идеи).

3. Реконструировать различные этапы рассуждений философа.

4. Объяснить трудные понятия и идеи.

5. Обосновать достоинства (и уязвимость) идеи.

6. Определить область (области) философии, в которой раскрывается идея.

Объем – 5 страниц.

СПИСОК ФИЛОСОФСКИХ ТЕКСТОВ ДЛЯ АНАЛИЗА

1. Бахтин М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа / Хрестоматия по философии / Сост. П. В. Алексеев, А. В. Панин. Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2003. С.336 – 342.

2. Бергсон А. Философская интуиция / Хрестоматия по философии / Сост. П. В. Алексеев, А. В. Панин. Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2003. С.102 – 119.

3. Бердяев Н. А. О Назначении человека (творчество) / Хрестоматия по философии / Сост. П. В. Алексеев, А. В. Панин. Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2003. С.267-277

4. Беркли Д. Трактат о принципах человеческого познания / Хрестоматия по философии / Сост. П. В. Алексеев, А. В. Панин. Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2003. С.400 – 403.

5. Бэкон Ф. Новый Органон. Хрестоматия по философии / Сост. П. В. Алексеев, А. В. Панин. Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2003. С. 224 – 227.

6. Гадамер Х. -Г. Человек и язык / Хрестоматия по западной философии: учеб. пособие М., 2008. С.498 – 503.

7. Кун Т. Субъективные начала в выборе теории. Объективность, ценностные суждения и выбор теории / Хрестоматия по западной философии: учеб. пособие М., 2008. С. 84 – 88.

8. Локк Д. Опыт о человеческом разуме / Хрестоматия по философии / Сост. П. В. Алексеев, А. В. Панин. Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2003. С. 227 – 234.

9. Лосев А. Ф. К мифологии материализма. Буржуазная мифология материализма / Хрестоматия по философии / Сост. П. В. Алексеев, А. В. Панин. Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2003. С. 464 – 472.

10. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. (Два рода морали) / Хрестоматия по западной философии: учеб. пособие М., 2008. С. 217 – 222.

11. Поппер К. (Цель науки) Реализм и цель науки / Хрестоматия по западной философии: учеб. пособие М., 2008. С. 68 – 75.

12. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса / Хрестоматия по философии / Сост. П. В. Алексеев, А. В. Панин. Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2003. С. 492 – 503.

13. Сартр Ж.–П. Экзистенциализм – это гуманизм. Хрестоматия по западной философии: учеб. пособие М., 2008. С. 444 – 467.

14. Федоров Н. Ф. Философия общего дела. Хрестоматия по философии / Сост. П. В. Алексеев, А. В. Панин. Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2003. С. 413 – 416.

15. Фейерабендт П. Против методологического принуждения (Принцип «допустимо всё») / Хрестоматия по западной философии: учеб. пособие М., 2008. С. 108 – 113.

16. Фейерабендт П. Против методологического принуждения (Что есть наука) / Хрестоматия по западной философии: учеб. пособие М., 2008. С. 100 – 106.

17. Фрейд З. (Сознательное и бессознательное) «Я» и «Оно» / Хрестоматия по западной философии: учеб. пособие М., 2008. С. 269 – 271.

18. Фрейд З. «Я» и «Оно» («Я» и «Сверх-Я») / Хрестоматия по западной философии: учеб. пособие М., 2008. С. 275 – 277.

19. Фрейд З. «Я» и «Оно» / Хрестоматия по западной философии: учеб. пособие М., 2008. С. 271 – 275.

20. Фромм Э. (Свобода. Детерминизм. Альтернативность). Душа человека / Хрестоматия по западной философии: учеб. пособие М., 2008. С. 365 – 368.

21. Фромм Э. (Условия изменения человека и черты нового человека) Иметь или быть? / Хрестоматия по западной философии: учеб. пособие М., 2008. С. 355 – 358.

22. Фромм Э. (Черты нового общества) Иметь или быть? / Хрестоматия по западной философии: учеб. пособие М., 2008. С. 358 - 363.

23. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление / Хрестоматия по западной философии: учеб. пособие М., 2008. С. 171 – 175

24. Шопенгауэр А. О свободе воли (О свободе воли и ответственности) / Хрестоматия по западной философии: учеб. пособие М., 2008. С. 181 – 189.

25. Юнг К. О психологии бессознательного / Хрестоматия по западной философии: учеб. пособие М., 2008. С. 308 – 317.

26. Ясперс К. Духовная ситуация времени (Самобытие в условиях времени) / Хрестоматия по западной философии: учеб. пособие М., 2008. С.426 – 437.

27. Ясперс К. Духовная ситуация времени (Экзистенциальная философия) / Хрестоматия по западной философии: учеб. пособие М., 2008. С. 411 – 418.

Философское эссе

Примерные темы

1. Зачем философии вечные вопросы?

2. Мифология: предшественница или начало философии?

3. Мир един?

4. Чувственное и рациональное: проблема достоверности знания?

5. Прав ли Зенон, что движения не существует, и почему?

6. Как развивается мир (концепции, модели развития)?

7. Язык – проекция человеческого мышления?

8. Материальны ли мысли?

9. Как подтвердить или опровергнуть истину?

10. Почему произошел скачок от топора к компьютеру или как можно объяснить рост научного знания?

11. В чем заключается двойственность человеческой природы?

12. В чем смысл жизни человека? Может ли философия помочь в поиске смысла жизни?

13. В чем предназначение человека?

14. Сущность человеческой личности: разум или воля?

15. Почему человек «бежит от свободы»?

16. «Человек цивилизованный» или «человек культурный»?

17. Этично ли оправдывать насилие?

18. Мораль как иллюзия?

19. «Человек-масса» или «человек-индивидуальность»?

Объем философского эссе -3 страницы машинописного текста.

Требования к эссе:

1. Аргументация собственной точки зрения с использованием философской терминологии, анализом позиций философов.

2. Логичность суждений и умозаключений.

3. Отсутствие плагиата.

4. Открытость.

5. Грамотность.

Общие требования к оформлению

1. Оформление работы автора по общепринятой для научных трудов структуре:

· титульный лист;

· оглавление (содержание);

· основная часть;

· библиографический список.

2. Титульный лист содержит:

· наименование вуза,

· наименование кафедры,

· избранную тему,

· Ф.И.О. автора (полностью),

· данные о научном руководителе (Ф.И.О., ученая степень, ученое звание или должность).

3. Параметры страницы:

· поля: левое – 3 см.,

верхнее и нижнее – 2 см.,

правое – 1,0 см.

· ориентация книжная

· размер бумаги А4 (21 х 29,7);

· шрифт Times New Roman;

· кегль 14;

· интервал 1,5;

4. Список цитированной литературы должен быть оформлен согласно требованиям ГОСТ 7.1 – 2003.

Кейс-задание«Ум - чистый лист бумаги» или «я мыслю, следовательно, существую»?

Д. Локк:«Опыт о человеческом разумении»

«Если спросят, когда же человек начинает иметь идеи, то верный ответ, на мой взгляд, будет: «Когда он впервые получает ощущение». Так как оказывается, что в душе не бывает идей до доставления их чувствами, то я полагаю, что идеи в разуме одновременны с ощущением, т.е. с таким впечатлением или движением в какой-нибудь части нашего тела, которое производит в разуме некоторое восприятие. Этими-то впечатлениями, произведенными на наши чувства внешними объектами, впервые, кажется, занимается душа в деятельности, называемой нами восприятием, воспоминанием, размышлением, рассуждением и т.д. …Указать путь, каким мы приходим ко всякому знанию, достаточно для доказательства того, что оно не врожденно. … Люди исключительно при помощи своих природных способностей, без всякого содействия со стороны врожденных впечатлений, могут достигнуть всего своего знания и прийти к достоверности без таких первоначальных понятий или принципов. … дерзко предполагать врожденными идеи цветов в существе, которому бог дал зрение и способность воспринимать при помощи глаз цвета от внешних вещей. … Чувства сперва вводят единичные идеи и заполняют ими еще пустое место, и по мере того, как разум постепенно осваивается с некоторыми из них, они помещаются в памяти и получают имена.

Затем, подвигаясь вперед, разум абстрагирует их и постепенно научается употреблению общих имен. Так разум наделяется идеями и словами, материалом для упражнения своей способности рассуждения. С увеличением материала, дающего разуму работу, применение его с каждым днем становится все более и более заметным.»

Р. Декарт: «Размышления о первой философии»

«Без сомнения, все, что я до сих пор принимал за самое истинное, было воспринято мною или от чувств, или через посредство чувств; а между тем я иногда замечал, что они нас обманывают, благоразумие же требует никогда не доверяться полностью тому, что хоть однажды ввело нас в заблуждение. … Итак, я допускаю, что все видимое мною ложно; я предполагаю никогда не существовавшим все, что являет мне обманчивая память; я полностью лишен чувств; мои тело, очертания (figura), протяженность, движения и место – химеры. Но что же тогда остается истинным? Быть может, одно лишь то, что не существует ничего достоверного.

Однако откуда мне известно, будто, помимо перечисленных, не существует других вещей, относительно которых не может быть ни малейшего сомнения? Ведь, возможно, есть некий Бог – или как бы мы это ни именовали, – внушивший мне эти самые мысли? И прав ли я в данном случае – ведь я и сам могу быть их виновником? Так не являюсь ли, по крайней мере, и я чем-то сущим? Но ведь только что я отверг в себе всякие чувства и всякое тело. Тем не менее я колеблюсь; что же из этого следует? Так ли я тесно сопряжен с телом и чувствами, что без них немыслимо мое бытие? Но ведь я убедил себя в том, что на свете ничего нет – ни неба, ни земли, ни мыслей, ни тел; итак, меня самого также не существует? Однако, коль скоро я себя в чем-то убедил, значит, я все же существовал? Но существует также некий неведомый мне обманщик, чрезвычайно могущественный и хитрый, который всегда намеренно вводит меня в заблуждение. А раз он меня обманывает, значит, я существую; ну и пусть обманывает меня, сколько сумеет, он все равно никогда не отнимет у меня бытие, пока я буду считать, что я – нечто. Таким образом, после более чем тщательного взвешивания всех «за» и «против» я должен в конце концов выдвинуть следующую посылку: всякий раз, как я произношу слова Я есмь, я существую или воспринимаю это изречение умом, оно по необходимости будет истинным.»

Пример тестов

1. Методология – это:

а) формирование целостной картины мира

б) собрание методов в сборнике

в) учение о методах познания и преобразования мира

г) учение о мире

2. Выражение «Я мыслю, следовательно, существую» передает сущность:

а) сенсуализма

б) иррационализма

в) рационализма

г) эмпиризма

3. «То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога, следовательно, ты их имеешь», – пример:

а) апории

б) софизма

в) высказывания Сократа

г) высказывания Диогена

4. Процесс постижения смысла чего-либо:

а) интроспекция

б) интуиция

в) понимание

г) образование

5. С точки зрения сторонников аналитической философии, философия должна, по преимуществу, заниматься:

а) логическим анализом языка науки

б) разделом математического анализа

в) проблемами естествознания

г) анализом проблем человеческого существования

6. Философский подход позволяет рассматривать движение, прежде всего, как:

а) механическое перемещение тел в пространстве

б) соразмерность перемещения математическим расчетам

в) прогресс

г) любое изменение состояния природных процессов и явлений

7. Социально-философский подход предполагает исследование:

а) властных отношений в обществе

б) общества на различных этапах его развития

в) механизмов развития культуры

г) проблем смысла и цели истории, перспектив человечества

Наши рекомендации