Тема 15. Социальная философия и философия истории
Методические рекомендации:
Изучите предложенную литературу, исторические источники и материалы лекций. Раскройте понятия: социальное, социальная структура, общность, социальная роль, социальный статус и др. Особое внимание обратите на полемику по вопросу природы общественных отношений в философии, ознакомьтесь и составьте тезисы статей, раскрывающих суть вопроса. Обратите внимание на современный подход к трактовке природы общественных отношений, к оценке теоретических моделей общества. Раскройте понятия: формация, цивилизация, исторический прогресс. Изучите концепции Кондорсе, Вико, Руссо. Маркса, Шпенглера. Тойнби и др., выявите общее и особенное. Особое внимание обратите на полемику по вопросу сути исторического процесса. Раскройте понятие общественный прогресс, обратите внимание на дискуссию по вопросу критериев общественного прогресса. Раскройте роль общественного производства в жизнедеятельности человека, его формы и виды в истории.
Раскройте понятие культуры, исходя из различных подходов (археологический, антропологический, символически-знаковый, аксиологический и др.) соотнесите с понятием цивилизация, обратите внимание на дискуссию по вопросу национального и общечеловеческого в культуре. Внимательно прочитайте вводную статью в «Методических рекомендациях по самостоятельной работе», выполните предлагаемое задание. Прочитайте внимательно источники по теме, ответьте на поставленные вопросы. Ответьте на вопросы тестовых заданий. Подготовьтесь к дискуссии на семинарском занятии.
Изучив данную тему, студент должен
знать:
- определения: общество, общность, социальная структура, социальная стратификация, социальная роль, социальный статус и др.;
- понятия: социальные отношения, социальные связи, коммуникация;
- теорию социальной стратификации;
- понятие общественного производства и его функции;
- определения: история, исторический прогресс, культура, цивилизация, формация и др.;
- понятия: прогресс и регресс в истории,
- концепции истории различных философов;
- понятия: национальное и общечеловеческое в культуре;
уметь:
- анализировать, выявлять общее и особенное, в многообразных философских школах и направлениях философской мысли;
- давать оценки философским и научным течениям, направлениям и школам;
- вести диалог, участвовать в полемике, аргументировано отстаивать собственную точку зрения, участвовать в дискуссии.
ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:
1. Философское осмысление природы общества: натуралистические, социопсихологические концепции общества, концепция социального детерминизма и теория предметного действия.
2. Общество как социальный способ бытия человека. Общество и его структура. Общественные связи и общественные отношения. Роль национального в развитии общества. Особенности изучения общества. Проблемы построения теоретической модели общества.
3. Понятие общественного производства (Д. Локк, А. Смит, К. Маркс и др.). Динамика общественного производства и социальный прогресс. Формы общественного производства. Философское осмысление новых тенденций в общественном производстве: стимулы и потенциалы.
4. Понятие общественного прогресса в философии, критерии общественного прогресса. Социальные идеалы и методы их достижения.
5. Понятие гражданского общества и государства. Представление о государстве в истории философии. Проблема определения сущности государства. Основные типы взаимоотношений гражданского общества и государства.
6. Вариативность исторических процессов (прогресс, регресс, забегание, отставание, отклонение, тупиковые варианты). Смысл и направленность исторического процесса. Специфика необходимости в историческом процессе. Соотношение стихийности и сознательности.
7. Проблема типологизации исторического процесса в философии (О.Шпенглер, К.Маркс, А.Тойнби, М.Вебер). Философия истории о динамике общественного развития (Н.Бердяев, Н.Данилевский) и социальном прогрессе (Дж.Вико, Ж.А.Кондорсе, Ж.-Ж.Руссо). Концепция «конца истории». Субъекты и движущие силы исторического прогресса.
8. Культура и цивилизация. Единство, многообразие и взаимодействие культур. Национальное и общечеловеческое в культуре: Запад и Восток. Проблема типологии цивилизаций в философии. Особенности современной цивилизации, проблемы и противоречия. Специфика русской цивилизации и культуры, проблемы возрождения русской культуры.
Основные понятия
Всеобщий общественный труд – труд, который осуществляется как отдельными людьми, так и социально-организованными группами людей, но результаты его принадлежат всем.
Воспроизводство – повторяющаяся последовательность процессов производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, необходимых для продолжения жизни человеческой общности.
Отчуждение – социальный процесс, который характеризуется превращением деятельности человека и ее результатов в самостоятельную, враждебную ему силу.
Общность – совокупность индивидов, объединенная в процессе воспроизводства жизни прямыми или косвенными связями, в которую наряду с хозяйствующими субъектами входят уже ли еще не хозяйствующие индивиды.
Присвоение – подчинение жизни внешних предметов в процессе потребления интересам существования субъектов присвоения.
Социальная структура – совокупность устойчивых и упорядоченных взаимосвязей и взаимодействий между элементами социальной целостности, обусловленная различными основаниями.
Социальный институт – исторически сложившиеся формы организации и регулирования общественной жизни. Они обеспечивают устойчивость общественной жизни.
Социальная роль личности – совокупность усвоенных и выполняемых человеком социальных функций, соответствующих им образцов поведения.
Социальный статус - это положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением.
Социальное действие – форма и способ разрешения социальных проблем и противоречий, в основе которых лежит столкновение интересов и потребностей основных социальных сил общества.
Хозяйствование – внесение изменений в жизни внешних предметов, осуществляемое в процессе производства и направленное на их присвоение.
Экономика – обмен веществ между природой и человеческим родом, опосредуемый сознательной деятельностью индивидов и человеческих общностей.
История – последовательность мировых событий, развертывающихся во времени.
Культура – феномен, рожденный незавершенностью, открытостью человеческой природы, развертыванием творческой деятельности человека, направленной на поиск смысла бытия; совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества, а также результатов этой деятельности.
Цивилизация – (лат. civis - гражданин) – совокупность всех форм и видов материального выражения культурной (преобразующей) деятельности человека и общества: техники, форм и способов организации материального производства, всех видов коммуникаций, включая и язык, социальных институтов и т.д. Цивилизация – явление историческое. Ее развитие постепенно приближает общество к такой ступени развития, которая позволяет реализовать свободу для всех или большинства граждан.
Темы рефератов
1.Проблемы информационной цивилизации.
2.Социальное прогнозирование и его роль.
3.Философское осмысление природы общества.
4.Проблема демократизации и либерализации общества.
5. Философия правового государства.
6. Проблема женщины и истории философской мысли.
7. Пути демократизации основных сфер жизнедеятельности общества.
8. Социальные идеалы и методы из достижения.
9. Теоретическая модель общества и реальность.
10. Проблема насилия в истории философской мысли.
11. Альтернативность и многовариантность исторического процесса.
12. Проблемы информационной цивилизации.
13. Социальное прогнозирование и его роль.
14. Проблема преемственности цивилизаций.
15. Проблемы современной цивилизации.
16. Специфика русской цивилизации и ее отражение в истории философской мысли.
17. Общественное производство: основные формы, виды, направления, проблемы.
18. Философия объективных и субъективных причин мелкого и среднего бизнеса.
19. Формационный и цивилизационный подход к трактовке исторического процесса.
20. Общественный прогресс и его критерии.
21. Философия истории: основные направления развития.
22. Философия насилия.
23. Проблема свободы выбора и смысла жизни в философии персонализма.
24. Философия свободы в творческом наследии Н.А. Бердяева.
25. Проблема человека в философии символизма.
26. Национальное и общечеловеческое в культуре.
Темы докладов
Биологическое, социальное и духовное в человеке.
Августин Аврелий: открытие личности и ее глубин.
Всякий ли человек – личность?
Творческая сущность человека.
Структура и виды человеческой деятельности.
Социальное бытие как деятельность людей.
Понятие общества в истории философии.
Общество как система.
Представление о государстве в истории философии.
Модели культуры.
Соотношение культуры и цивилизации.
Человек как творец и творение культуры.
Культура и типы рациональности.
Цивилизационный процесс в России и на Западе.
История в зеркале философии (Августин, Вико, Гердер, Гегель, Маркс, Конт, Шпенглер, Сорокин, Тойнби, Ясперс, Соловьев, Карсавин, Бердяев и др.).
Исторические судьбы России.
Проблема “прогресс-регресс” в концепции “восстания масс” Х.Ортеги-и-Гассета.
Вопросы для самоконтроля:
- Раскройте понятие общество.
- Дайте определения понятиям: социальные связи, социальные отношения, социальная структура, общность, класс, нация.
- Раскройте понятие общественного производства.
- Назовите критерии общественного прогресса.
- Дайте определение общественного прогресса.
- Расскажите о природе общественных отношений.
- Назовите формы общественного производства.
- Расскажите о видах и формах хозяйствования человека в истории.
- Раскройте теории социальной стратификации.
- Представьте существующие в философии теоретические модели общества.
- Раскройте понятие государства.
- Раскройте понятие гражданского общества.
13. Раскройте понятие исторического процесса.
14. Расскажите о концепции истории Дж. Вико.
15. Раскройте суть цивилизационного подхода.
16. Расскажите о формационном подходе.
17. Раскройте понятие культуры.
18. Представьте типологию культур.
19. Расскажите о национальном в культуре.
20. Представьте диалог «Запад-Восток» в культуре.
21. Расскажите о функциях культуры.
В курсе для закрепления полученных знаний по теме 15. Социальная философия и философия предусмотрена форма контроля тест (См. Методические указания к самостоятельной работе студентов С. 106).
Для проверки знаний у студентов (курсантов) по итогам работы с модулем 5 предусмотрена форма контроля – эссе (основные требования к оформлению работы смотрите в Методические указания к самостоятельной работе студентов