Модуль 5. Человек и общество
Тема 14. Философская антропология
Методические рекомендации:
Изучив предложенную литературу, исторические источники и материалы лекций, определите специфику человеческого бытия, раскройте понятия: человек, индивид, личности. Особое внимание обратите на полемику по вопросу природы человеческой сущности в философии, ознакомьтесь и составьте тезисы статей, раскрывающих суть вопроса. Обратите внимание на современный подход в трактовке антропосоциогенеза и роли труда. Разберитесь в вопросе: человек и человечество – планетарная общность судьбы, представьте различные точки зрения на данную проблему, раскройте понятия биосфера, ноосфера. Изучите подходы к оценке роли личности в истории, типизации личности и их принципы.
Внимательно прочитайте вводную статью в «Методических рекомендациях по самостоятельной работе», выполните предлагаемое задание. Прочитайте внимательно источники по теме, ответьте на поставленные вопросы. Ответьте на вопросы тестовых заданий. Подготовьтесь к дискуссии на семинарском занятии.
Изучив данную тему, студент должен
знать:
- определения: человек, индивид, личность и др.;
- природную сущность человека;
- основные философские концепции человека;
уметь:
- анализировать, выявлять общее и особенное, в многообразных философских школах и направлениях философской мысли;
- давать оценки философским и научным течениям, направлениям и школам;
- вести диалог, участвовать в полемике, аргументировано отстаивать собственную точку зрения, участвовать в дискуссии.
ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:
- Проблема человека в историко-философском контексте. Объективистские (природно-объективная, идеально-заданная, социологическая) и субъективистские (психоаналитические, экзистенциальная) концепции человека.
- Проблема «природы человека»: дискуссии в философии. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Проблема антропосоциогенеза в философии. Роль языка в антропогенезе.
- Специфика человеческой деятельности. Творчество и талант. Духовность и бездуховность. Проблема судьбы человека в философии. Проблема жизни, смерти и бессмертия в философии.
- Человек и человечество – планетарная общность судьбы. Феномены человеческого бытия: свобода и ответственность, свобода и необходимость, свобода выбора, долг.
5. Концепции личности в философии. Проблема типизации личности. Историческая и выдающаяся личность. Личность в эпохи социальных катастроф. Проблема личности в современном мире.
Основные понятия
Адаптация – (лат. adaptare – приспособлять) – понятие, возникшее в биологии для обозначения приспособления внутреннего и внешнего строения, функций организмов животных и растений к изменяющимся внешним условиям.
Антропософия –мистическое учение, обожествляющее человеческую сущность.
Гуманизм – воззрение, признающее ценность человека как личности, его права на свободу, счастье и развитие.
Деятельность – процесс, в ходе которого человек воспроизводит и творчески преобразует как "внешнюю" по отношению к нему, так и собственную природу; способ человеческого бытия.
Социальная адаптация – это взаимодействие личности с социальной группой, в результате которого происходит согласование самооценки с реалиями социальной среды.
Социализация – усвоение индивидом определенной системы норм, правил жизни, которые позволяют ему быть полноправным членом общества.
Творчество – процесс человеческой деятельности, создающей качественно новые материальные и духовные ценности
Человек – живое, телесное существо, жизнедеятельность которого представляет собой основанный на материальном производстве, осуществляющийся в системе общественных отношений, процесс сознательного, целенаправленного, преобразующего воздействия на мир и на самого человека для обеспечения его существования, функционирования и развития.
Психическое – символическое бытие в структурах головного мозга доступных человеку фрагментов внешнего мира.
Темы рефератов
1. Человек как космопланетарный феномен.
2. Человек и ноосфера.
3. Проблема духовности личности в философии.
4. Представления о совершенном человеке в различных философских концепциях.
5. Свобода и ответственность личности в философии.
6. Любовь как высшая духовная ценность человеческого бытия.
7. Проблема человека и ее освещение в истории философии.
8. Человек и человечество: планетарная общность судьбы.
9. Природа зла в истории философии.
10. Человек и общество: проблемы взаимодействия.
11. Проблема личности в истории философии.
12. Свобода личности и историческая необходимость.
13. Проблема личности в русской философии.
14. Проблема свободы выбора и смысла жизни в философии персонализма.
15. Философия свободы в творческом наследии Н.А. Бердяева.
Вопросы для самоконтроля:
Раскройте природную сущность человека.
Расскажите о проблеме антропогенеза в философии.
Расскажите о гипотезе антропосоциогенеза Т. де Шардена.
Роль труда в антропогенезе.
Определите сущность и содержание понятий: индивид, личность, индивидуальность.
Раскройте проблему личности в философии.
Расскажите о роли личности в истории.
Определите содержание понятий: жизнь, смерть и бессмертие.
Человек и Вселенная: проблема взаимодействия.
Раскройте проблему Сверхчеловека в философии.
Расскажите о роли масс, наций, этносов в истории.
Представьте проблему души и судьбы в философии.
В курсе для закрепления полученных знаний по теме 14. Философская антропология предусмотрена форма контроля тест (См. Методические указания к самостоятельной работе студентов С. 90).