Тема 12. Философия и методология науки

Методические рекомендации:

Изучите предложенную литературу, исторические источники и материалы лекций.

Дайте определения: идеалы, нормы и критерии научного познания в истории человеческой культуры, обратите внимание на важнейшие качества: доказательность и системность, отличающие науку от обыденного познания. Определите этапы и уровни научного познания, его уровни и методы.

«Методических рекомендациях по самостоятельной работе», выполните предлагаемое задание. Прочитайте внимательно источники по теме, ответьте на поставленные вопросы. Ответьте на вопросы тестовых заданий. Подготовьтесь к дискуссии на семинарском занятии.

Изучив данную тему, студент должен

знать:

- определения: идеалы, нормы и критерии научного познания

- классификацию методов научного познания

- формы и приемы научного познания

уметь:

- анализировать, выявлять общее и особенное, в многообразных философских школах и направлениях философской мысли;

- давать оценки философским и научным течениям, направле­ниям и школам;

- вести диалог, участвовать в полемике, аргументировано отстаивать собственную точку зрения, участвовать в дискуссии.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

1. Наука, как сложное многоаспектное явление, ее когнитивная составная. Доказательность и системность.

2. «Структура научных революций» Томаса Куна и исследовательская программа И. Лакатоса

3. Этапы и уровни научного познания

  1. Классификация методов научного познания (универсальные, общенаучные, специальные).
  2. Формы и приемы научного познания
  3. Специфика социального познания. Модели исторического объяснения (К.Гемпель, Г.Нагель, У.Дрейк). Типы и методы социального прогнозирования.
  4. Наука как специфический тип духовного производства и социальный институт.

Основные понятия

Наука– форма общественного сознания, представляющая исторически сложившуюся систему упорядоченных знаний, истинность которых проверяется и постоянно уточняется в ходе общественной практики.

Методы – это сложные познавательные процедуры, система принципов, приемов, правил, требований, которыми исследователь руководствуется в процессе познания.

Методология - учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности

Идеал - (греч. idea – образец, норма) – идеальный образ, имеющий нормативный характер и определяющий способ и характер поведения, деятельности человека или социальной группы.
Научный факт (лат. factum — сделанное, совершившееся) — отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.

Гипотеза (гр. hypothesis — основа, предположение) — научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании.

Анализ (гр. analysis — разложение) — процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части.

Синтез (гр. synthesis — соединение) — процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей.

Аналогия (гр. analogia — соответствие) — сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях. В современной науке развитой областью систематического применения аналогии выступает так называемая теория подобия, широко используемая в моделировании.

Моделирование (фр. modele, от лат. modulus — образец, мера) — воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения. Потребность в моделировании возникает тргда, когда исследование непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т. п.

Абстракция (от лат. abstractio — отвлечение) — один из универсальных методов познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении какого-либо свойства или отношения. В качестве результатов процесса абстрагирования выступают различные понятия и категории.

Темы рефератов

  1. Научные революции и смены типов рациональности.
  2. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.
  3. Средства и методы научного познания
  4. Наука, как специфическая система знания
  5. Современные подходы в области методологии науки.
  6. Влияние научных достижений на жизнь человека.
  7. Наука и ее роль в обществе.

Темы докладов



  1. Современные модели науки (Т.Кун, И.Лакатос, П.Фейерабенд, К.Поппер идр.)
  2. Концепция развития науки К.Поппера.
  3. Концепция научных революций Т.Куна.
  4. Типы научных революций и их многоаспектность.
  5. Роль личности в развитии науки.
  6. Роль философии в научном исследовании.

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите критерии научности

2. Назовите основные элементы теории и ее функции

3. Назовите понятия, методы, подходы научного познания

4. «Наука как знание существует само по себе - «знание ради знания» - это миф или реальность? Приведите аргументы, доказывающие или опровергающие данное положение.

5. Какие инструменты, сконструированные для научных исследований, вы знаете?

6. Почему в обществе усиливается критика не столько науки, сколько последствий применения ее результатов?

7. Вненаучное знание и его формы.

8.

В курсе для закрепления полученных знаний по теме 12. Философия и методология науки предусмотрена форма контроля тест (См. Методические указания к самостоятельной работе студентов С. 87).

Модуль 4. Теория познания

Наши рекомендации