Индивидуальное и социальное в творчестве
Для всякого творческого акта может быть выделен ряд предпосылок. Данные предпосылки носят либо индивидуальный, личностный, либо социальный характер.
К индивидуальным предпосылкам творчества относят, например, факт наличия у человека тех или иных творческих способностей.
Структура творческих способностей личности неоднократно подвергалась исследованию и в настоящее время в ней, как правило, выделяется восемь основных элементов:
1) умение увидеть проблему (т. е. способность не только решить уже готовую, сформулированную проблему, а умение обнаружить задачу, которая требует решения);
2) беглость мышления (т. е. способность вычленить неожиданную точку зрения на проблему, увидеть в ней как можно больше разных сторон и связей);
3) гибкость мышления (т. е. умение принять новую точку зрения, отказавшись от своих прежних взглядов);
4) оригинальность (то есть способность отойти от шаблона);
5) способность к перегруппировке идей и связей;
6) способность к абстрагированию и анализу;
7) способность к конкретизации и синтезу;
8) чувство стройности и организованности идей.
Можно выделить также ряд сопутствующих качеств личности, которые часто способствуют ее успеху в творчестве. Речь идет прежде всего о наблюдательности, оптимизме, упорстве, инициативности, трудолюбии и работоспособности. Кроме прочего в направлении развития творческих способностей человека работают и качества, связанные со способностью убеждать, увлекать за собой: лидерские задатки в современном мире очень помогают продвижению новых идей.
Фактически ясно видно, что базовой индивидуальной предпосылкой творчества является способность той или иной личности к нестандартному мышлению. Из осознания данного обстоятельства следуют как минимум две задачи: во-первых, задача исследования самого понятия «стандарт мышления» и соответственно осмысления акта творчества как перехода через границы этого стандарта; во-вторых, задача изучения причин, по которым лишь незначительная часть людей всякий раз оказывается способной на подлинную актуализацию нестандартности мысли.
Впервые о том, что мышление обладает какими-то законами и действует по определенным стандартам, заговорил Аристотель. Он сформулировал общие правила логического вывода, которые вплоть до начала Нового времени рассматривались в качестве незыблемых оснований любого мыслительного акта, и само рождение новых идей считалось лишь выведением нового умозаключения из набора предшествующих утверждений посредством некоторого набора логических операций, т. е. творческая мысль представлялась одной из разновидностей обычной дедукции.
Однако по мере развития искусства, науки и философии все более очевидным становился тот момент, что простое сочетание формальных законов мышления, а равным образом и прямой дедуктивный вывод не могут считаться исключительными источниками появления новых художественных, научных или философских концептов (например, наглядной иллюстрацией данного обстоятельства могут служить открытие неевклидовой геометрии и создание теории относительности). Возникло представление о необходимости гиперболического преодоления привычных логических правил для достижения состояния своего рода творческого откровения. С обоснованием подобной гиперболизации можно столкнуться в работах современного французского философа Ж. Делеза, который показал, что поскольку основанием человеческого бытия является событие во всей его спонтанности, постольку никакая рациональная логика сама по себе не способна обеспечить рождение смысла как такового.
Что же касается социальных предпосылок творчества, то они связаны прежде всего с тем, что, во-первых, любое творчество неотделимо от использования глобальных интеллектуальных ресурсов, которые созданы предыдущим совокупным развитием общества. К таким ресурсам относятся самые разные объекты: математический аппарат в науке, стили, жанры, приемы в искусстве, парадигмы и категориальные структуры, мировоззренческие формы и универсалии культуры. За потоком научных открытий, технических инноваций, художественных произведений всегда стоят определенные закономерности развития соответственно науки, техники или искусства. Продукты творчества с неизбежностью принадлежат к некоторому этапу истории социума, в рамках которого развертывается деятельность отдельных художников, научных школ, философских направлений и т. д. Именно общество в итоге накапливает тот интеллектуальный и практический ресурс, который и позволяет совершить новаторский творческий рывок.
Во-вторых, социальная природа творчества связана с определенными потребностями общества в развитии той или иной сферы культуры, а также в решении каких-либо проблем. Например, эпоха Возрождения была веком искусства, а Новое время – веком науки. Именно поэтому и выдающиеся умы тех периодов истории вовлекались в соответствующую деятельность. Речь идет о том, что на творчество всегда существует некий социальный заказ, некая социальная поддержка, которая и создает необходимый движущий импульс, позволяющий творческой активности развиваться в определенном направлении.
Необходимо учитывать, однако, что индивидуальные и социальные предпосылки творчества не всегда являются однонаправленными и что они способны вступать в серьезные противоречия друг с другом. Так, например, не может быть абсолютно сглажено возможное противоречие между теми или иными общественными необходимостями и логикой развития творческого процесса как такового. Не всегда социальный заказ отражает оптимальный путь движения творческой активности. В наше время ярче всего это видно, допустим, из очевидного различия между требованиями массовой культуры и достижениями культуры элитарной.
В этом же направлении работает и факт все большей коммерциализации творчества. По сути, любые метафизические рассуждения о природе творчества как феномена вообще действуют в полном объеме только в том случае, если мы имеем дело с творчеством, не затронутым никакими узко прагматическими интересами. Однако общество зачастую поощряет не то, что наилучшим образом отвечает каким-либо идеальным творческим критериям, а то, что наилучшим образом продается.
Нельзя забывать и о возможных противоречиях между творчеством и общественной моралью. Иногда творческая логика движется в направлении, обратном по отношению к социальным представлениям о должном. Ярким примером здесь может служить творчество маркиза де Сада, который, безусловно, являлся великим писателем, но при этом сама нравственная допустимость тематики и стилистики его произведений до сих пор вызывает вопросы.
Таким образом, соотношение индивидуального и социального в области предпосылок творческой деятельности не может считаться однозначно установленным.