Внимание проблеме основных производственных фондов
Познакомился я с П.Г. Кузнецовым, когда КПСС уже умирала и в ней возникла демократическая платформа. Именно тогда группа людей, которые хотели себя противопоставить, с одной стороны, аппаратной части КПСС, с другой стороны, демократической платформе, поскольку уже было ясно, что она означает, образовала марксистскую платформу. Так возникла марксистская платформа. Мы были тогда молоды, у нас не было средств, но были домашние телефоны, мы их дали всем, кому могли. Я входил в оргкомитет, и как-то раз раздался звонок и энергичный голос спросил: "Это ты, что ли, из марксистской платформы"? Я говорю: "Ну, я". "А ты знаешь как посчитать прибыль на вложенный капитал?"
Я отвечаю: "Нет". "А ты знаешь как связано происхождение жизни со вторым законом термодинамики"? Я отвечаю: "Нет". Он говорит: "Ну, какой же ты марксист? Приезжай, расскажу". Я поехал. Это был Побиск Георгиевич Кузнецов. Это было, наверное, лето 1989 года.
Побиск Георгиевич был, и это, по-моему, всеми присутствующими признано, настоящим коммунистом. Но в каком смысле? В том смысле, что он следовал трудам классиков коммунизма — Маркса, Ленина и выдающегося советского философа Эвальда Васильевича Ильенкова, с которым он был дружен. Он рассматривал теорию коммунизма как теорию общественного развития, а не узкоклассовую доктрину. И когда мы говорим о Побиске Георгиевиче Кузнецове как философе, я думаю, мы не можем упускать эту сторону. Побиск Георгиевич был на всех без исключения Ильенковских чтениях, которые проводятся уже больше 20 лет, даже когда он был тяжело болен. В этом выразилась и общность судеб военных. Как говорил Побиск Георгиевич, "два ваньки взводных". Он — командир взвода разведки, а Эвальд Васильевич — командир взвода артиллерийской разведки.
Я хотел бы подчеркнуть мое уважение к Спартаку Петровичу Никанорову, проделавшему колоссальную работу. Но я хотел бы также высказать замечание. Я думаю, что фраза, которая прозвучала, "диалектика неконструктивна, она не позволяет получать практические результаты", никогда не могла быть произнесена Побиском Георгиевичем Кузнецовым. Но, я думаю, что это были слова Спартака Петровича, а не оценка Побиска Георгиевича. (Реплика СП. Никанорова: "Это слова Кузнецова".)
Разработка материалистической диалектики, которой очень серьезно занимался Побиск Георгиевич, должна занять одно из первых мест в разработке его наследия, а также в решении практических проблем, подобно тому, как он теорему Ферма пытался решить с позиции диалектики.
Рассматривая электронный архив, который мне передал Побиск Георгиевич, я обнаружил его конспект, скорее, переписанную работу Ленина "Характеристика экономического романтизма". Глубочайшая работа, и фрагменты, которые были выделены Побиском Георгиевичем, характеризуют капитализм, который возник в нашей стране, накопление у которого направлено не на основные фонды, которые не обновляются и изнашиваются. Проблема основных производственных фондов поставлена Комитетом по проблеме 2000 года, но она не очень правильно поставлена. Она поставлена как проблема оборудования, а не как организация людей, которые это оборудование проектируют, эксплуатируют, ремонтируют. Решение проблем эксплуатации, поддержания оборудования позволяет достигать нуля травм, нуля загрязнения окружающей среды, нуля дефектов.
И. Я. Выродов
Завещание П. Г. Кузнецова
Доклад СП. Никанорова был содержательным. Я дам только некоторую информацию.
Побиск Георгиевич вместе с Никитой Николаевичем Моисеевым являлся одним из основоположников нового научного направления, имя которого — глобалистика. Сейчас у нас появились течения против глобализма. Глобалистика и глобализм — это две разные категории. Глобалистика — это наука от микро- до макроуровней.
Как я познакомился с Побиском Георгиевичем? В 80-х годах исследовали роль интеллектуального труда в развитии производства, повышении производительности труда. Никита Николаевич Моисеев принимал в этом активное участие. Однажды он сказал, что надо привлечь мощнейший талант и назвал Побиска. Моисеев сказал, что Кузнецов опрокинул второй закон термодинамики. Только вдумайтесь! Ведь это было в 80-х годах, это говорит о его большой роли в развитии физики и химии.
Когда до нас дошли его "Обращение" и "Меморандум" (по развитию мировой финансовой системы), в которых содержится разъяснение, каким образом господствует сейчас на мировом рынке фиктивный капитал, стало ясно, что это — чудовищно. Мировому сообществу должно быть стыдно. Но и в России господствовал фиктивный капитал. Американский экономист рассчитал и показал, что долларовой массы в 37 раз больше, чем товарной. И как фиктивный капитал грабит всех.
Меня, как профессора Академии Генерального штаба, интересовали вопросы о нашем оборонном могуществе, о сопряжении войны и политики, об оружии массового поражения. Впервые придумал оружие массового поражения Архимед. Это — огонь и метательные средства. Затем изобрели порох и динамит. К началу Первой мировой войны — газы. К концу Второй мировой войны — ядерное оружие. В настоящее время еще страшнее — биологическое оружие. После 11 сентября те страны, которые сами провоцировали это, затряслись. Теперь смешанное оружие появилось. А что это за оружие? Во время Отечественной войны собак использовали для того, чтобы уничтожать танки. А на форуме Международной академии информатизации в Кремле выступила группа ученых, канадцы, американцы, рассказали о смертоносном физико-биологическом оружии. Флот может уничтожить тюлень или дельфин, который более разумный, чем собака. Возможно, это оружие применялось против "Курска". В настоящее время накопилось большое количество оружия массового поражения. И еще оружие духовное, о чем хорошо сказал Леонид Иванович Медведко. Этой проблеме большое внимание уделял Побиск Георгиевич.
Ю.Н. Звычайный