Философия марксизма: сущность и реалии.
Под историческими условиями возникновения марксистской философии принято понимать совокупность социально-экономических, политических и естественно-научных факторов европейской цивилизации середины XIX века.
В период с 30-х до конца 40-х годов 19в. формировалась философия марксизма, которая ставила перед собой задачи исследования действительности, описания ее законов, понимания и объяснения жизни общества. Предпосылками возникновения марксисткой философии были: 1)Промышленная революция в Европе. 2)Появление пролетариата. 3)Идеи классической немецкой философии. 4)Открытия в области естественных наук. Философия марксизма традиционно подразделяется на две части: диалектический и исторический материализм. Характерными чертами являются: 1)Диалектический метод рассм. в непрерывной связи с материалистическим принципом. 2)Историч. процесс истолковывается с материалистических позиций как естественный, закономерный. 3)Философские исследования переносятся на область материально-практической деятельности человека. 4)Связываются диалектико-материалистические взгляды с интересами пролетариата, совпадающие с потребностями общественного развития. Философским новаторством Маркса и Энгельса стало материалистическое понимание истории.
В отличие от материалистов предшествующего периода, объяснявших мир на основе законов механики, Маркс и Энгельс в объяснении явлений действительности исходили из всего многообразия законов. Они утверждали, что мир, материя находится в постоянном движении и развитии, обусловленном борьбой противоположностей, свойственных всем вещам и явлениям природного и социального мира. *Они ввели в научный оборот понятие «материалистическое понимание истории», суть которого заключается в признании определяющей роли материального производства по отношению к другим сферам общественной жизни. Из всей массы общественных отношений Маркс и Энгельс в качестве определяющих выделяли производственные отношения, что дало возможность обнаружить повторяемость в историческом развитии различных народов и обобщить сходные общественные порядки разных стран в одно основное понятие «общественно-экономическая формация» Высшая цель марксизма — разработка и теоретическое обоснование освобождения порабощенного человечества. Марксизм доказывает неизбежность уничтожения всякого рабства, унижения отчуждения и несвободы людей. Маркс и Энгельс выделили законы диалектики, т.е. такие законы которые лежат в основе развития природы, общества и человеческого мышления. Все меняется в действительности, но только не законы диалектики. Жизнь поправила утопии марксистов. В 20 веке социокультурная обстановка изменилась. Две мировые войны, атомная угроза человечеству, жестокий опыт тоталитарных режимов, экологический кризис – все это поставило под сомнение абсолютную разумность человека, рациональность его действий, внесло новые мотивы в философские раздумья о сущности бытия и природе человека. Само собой разумеется, что философские знания о мире, человеке и его отношения к миру меняются от одной исторической эпохи к другой.
Философия экзистенциализма.
Одним из основных и влиятельных течений современности явл идеи экзистенциализм (Экз)-философия существования. Экз представлен в современной философии многочисленными учениями и школами. По геосоциокультурному признаку все эти учения и школы можно классифицировать как немецкий,французский, русскийи и др экзистенциализмы. Выделяются религиозная и секулярная формы Экз. Экз сформировался в З.Европе в период между двумя мировыми войнами. Он опирается на антрополого-персоналистскую традицию, которая берет начало от Сократа и софистов. Непосредственные родоначальники Экз-немецкие философы М.Хайдеггер, К.Ясперс, французские философы Жан-Поль Сартр, Г. Марсель, Альбер Камю.
Экс характеризуется как философское выражение глубоких потрясений, постигших западноевропейскую цивилизацию в современную эпоху. Философия обратилась к проблеме критических и кризисных ситуаций, в которые зачастую попадает чел в период жестоких исторических испытаний. Экз отталкивается от наиболее типичных форм радикального разочарования в истории, которые приводят к истолкованию совр общества как как периода кризиса цивилизации, кризиса разума и гуманности. Экз протестует против капитуляции личности перед этим кризисом. Индивиду, чтобы устоять в этом мире необходимо разобраться со своим внутренним мире, оценить свои возможности и способности на передний план они выдвинули проблему человека. Чел по их мнению не объект, асубъект, свободное, самостоятельное, ответственное бытие. Первый призыв Экз:»Человек, пробудись!».Т.е. займи активную жизненную позицию, действуй в этом мире и противодействуй ему всеми своими силами. Экз переносит акцент на познание качественной специфики, индивидуальной неповторимости личности. Объектом осмысления в Экс выстутает бытие индивидуальности, смысл, знания, ценности, образующие «жизненный мир»-мир духовности, субъективности. Одна из главенствующих установок Экз-это противопоставление социального и индивидуального бытия, утверждения радикальной разорванности этих двух сфер чел бытия . Экз утверждали: чел не определяется никакой сущностью: ни природой, ни собственной сущностью чела, ибо такой сущности не существует. Имеет значение только его существование. Осн установка Экз-существование предшествует сущности, тюе.чел сначала существует, появляется в мире, действует в нем, а уж потом определяется как личность Чел-это временное, конечное существо, предназначенное к смерти. Представление о смерти как абсолютной границе любых человеческих начинаний занимает в Экз такое же место, как и в религии.Экз считают что чел не должен убегать от сознания своей смертности,а высоко ценить все то,что напоминает индивиду о суетности его практических начинаний.Этот мотив ярко выражен в экзистенциалистическом учении о «пограничных ситуациях»-предельных жизненных обстоятельствах,в которые постоянно попадает чел.И главная пограничная ситуация-это ситуацияперед лицом смерти-в секулярной разновидности Экз или перед миром трансценденции-Бога_в религиозной разновидности экс.Погран ситуации ставят чела перед необходимостью выбора.Чел постоянно должен выбирать ту или иную форму своего поведения,ориентироваться на те или иные ценности и идеалы.Для религиозного Экз главный момент выбора «за»или «против»Бога. В секулярной разновидности Экз момент выбора связан с формой самореализации личности.Эта самореализация определяется фактом случайности человеческого бытия,его заброшенностью в этот мир.Заброшенность означает,что чел никем не создан,он появл в мире по воле случая,Бога нет-утверждают представители секулярного Экз.Ни христианская мораль,ни любая другая светская мораль не укажет челу как ему действовать «В мире нет знамений», «Чел сам себя выбирает». Экз подчеркивают, что чел совершенно свободен, его свобода выражантся в возможности делать выбор,выбор духовно-нравственной позиции индивида. Деятельность людей направлена внутренним побуждениям,не надо ссылаться на обстоятельства. Слабость экз подходасостоит в неумении увязать субъективные цели и намерения людей, субъективную позицию с внешними историческими детерминантами,с тем фактом,что каждый чел, рождаясь на свет,застает сложившуюся систему.Он включен в это и ему приходиться действовать в тех рамках,которые они диктуют. Учения экзистенциалистов носит ярко выраженный нравственно-этический характер,мобилизует людей на формирование актив жизненной позиции.