Русские врачи-философы xix века и первой половины xx века
Для России середины XIX в. характерным было развитие революционной общественной мысли и передовых философских идей. Это было связано как с передовыми течениями философской и политической мысли в странах Запада, так и с быстрым развитием русской культуры, искусства, литературы.
Умами народа и прогрессивной интеллигенции владели такие непревзойденные корифеи и таланты, как В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, М. Е. Салтыков-Щедрин,
29 Там же.— О. 137.
II. Л. Некрасов, Т. Г. Шевченко, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Л. II. Островский, И. А. Гончаров и др. Они создали не только бессмертные произведения, но и оказали существенное влияние на мировую литературу.
Быстро развивались и естественные науки. Значительных успехов достигли ученые-химики А. М. Бутлеров, Д. И. Менделеев.
Одним из наиболее выдающихся последователей учения Н. Г. Чернышевского был крупный ученый-материалист ИванМихайлович Сеченов (1829—1905). Сам И. М. Сеченов считал, что конец 40-х годов XIX в. был периодом его уже сознательного участия в общественной жизни, зарождения первых идейных политических взглядов и убеждений. Именно в этот период еще юношей он узнает имена таких выдающихся прогрессивных людей России, как Т. Н. Грановский, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарев. А вскоре, став студентом медицинского факультета Московского университета (1850—1856), он уже воочию узнал талантливого оратора и лектора профессора Т. Н. Грановского, который выступал против деспотизма и крепостничества. И. М. Сеченов, янляясь выдающимся врачом, великим русским естестиоиспытателем, мыслителем-материалистом, основоположником русской физиологической школы, оказал заметное влияние на развитие философии. Его научная деятельность началась в 60-х годах XIX столетия, когда умами прогрессивных людей владели идеи А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова. Уже в одной из своих первых работ «Две заключительные лекции о значении так называемых растительных актов в животной жизни», опубликованной в 1861 г., им высказана смелая для того времени мысль о единстве организмов и условий их жизни. Он сделал далеко идущий диалектический вывод, что «организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен, потому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него. Так как без последней существование организма невозможно, то споры о том, что в жизни важнее — среда или самое тело, не имеют ни малейшего смысла».
Если учесть, ч'то это было сказано тогда, когда философы-идеалисты пытались внушить всем мыслящим людям России, что организмы развиваются благодаря заключенной в них идее, то можно понять, как велика была его сила воли в борьбе с рутиной, с твердо устоявшимся идеализмом. Это свидетельствовало о большой убежденности ученого в своих выводах, смело выступившего против отживших теорий. Материалистический подход к явлениям стал единственным его мировоззрением. И. М. Сеченов смело выступал против идеалистической философии Н. Н. Страхова, учившего студентов и просвещавшего народ о том, что организмы развиваются благодаря заложенной в них духовной идее. В отличие от стихийных материалистов-естествоиспытателей И. М. Сеченов был сознательным борцом за мате-
риалистическую философию. Он считал материализм единственным учением, которое совместимо с естествознанием. Экспериментальные опыты позволили Сеченову сделать вывод о том, что психическая деятельность животных обусловлена прежде всего влиянием на них внешнего мира, окружающей среды. Не пресловутая идея, заложенная в нем, толкает его на различные поступки, а среда обитания со своими многочисленными раздражителями. Это была подлинно материалистическая позиция. Впервые за всю историю науки И. М. Сеченов начал делать опыты на головном мозге. Он как бы преодолел тот барьер, который существовал до него, о невозможности экспериментально вторгаться в головной мозг и изучать такие тонкие проблемы, как сознание, чувство, воля. Но он именно взялся за эти «покрытые мраком» проблемы, потому что ни один физиолог до него не рисковал это сделать. Проведенные опыты дали возможность понять ученому-экспериментатору, как с помощью физиологических механизмов регулируется воля человека, при каких условиях она может вызывать, подавлять, удерживать (угнетать) невольные порывы к движениям. Речь идет, например, о позывах к кашлю, о движениях, связанных с болью в организме. Ученому удалось установить, что мозг человека имеет особые нервные механизмы, оказывающие тормозящее влияние на непроизвольные движения. Эти механизмы им были названы «задерживающими центрами». Физиологи же стали этот центр называть по имени его открывателя «сеченовским центром». Это открытие И. М. Сеченова имело большое значение, так как оно показало, что психические процессы обусловлены естественными материальными причинами, а не являются проявлением независимой от тела и от окружающих условий души, как утверждали представители анимизма. Вот почему И. М. Сеченов называл их «обособителями психического». Этим открытием И. М. Сеченов раз и навсегда нанес сокрушительный удар по религиозно-идеалистическому мировоззрению. Оно открыло широкую дорогу к материалистическому пониманию душевной, или психической, жизни человека. Теория «свободы воли» потерпела фиаско.
В начале 60-х годов XIX в. И. М. Сеченов подготовил статью для журнала «Современник», назвав ее «Попытка внести физиологические основы в психические процессы». Однако цензоры усмотрели в ней крамолу и разрешили опубликовать лишь в одном из специальных журналов. В. 1863 г. в журнале «Медицинский вестник» была опубликована эта бессмертная работа под названием, которое теперь знают ученые всех стран мира,— «Рефлексы головного мозга». Спустя 3 года работа вышла отдельным изданием. Против нее ополчились не только реакционные ученые России, но и два карательных министерства, оберегающих устои царского самодержавия,— Министерство внутренних дел и юстиции. Речь шла об уничтожении этой книги, так как в ней, по мнению церберов царизма, было изложено «неоспоримо вредное направление».
По-иному эту книгу встретила прогрессивная часть общества. Психические явления до работы И. М. Сеченова были необъяснимой загадкой. Мысли, высказанные ученым-материалистом, были не только новы и свежи, но и рассеивали туман вокруг самого обыденного вопроса — как человек мыслит и воспринимает окружающий мир. И. М. Сеченов впервые высказал мысль о рефлексах, которые лежат в основе всех актов сознательной и бессознательной жизни. И все эти процессы осуществляются через центральную нервную систему. Значение мозга после работ И. М. Сеченова поистине возрастало и начало занимать подобающее ему место. Это полностью совпадало с философским пониманием значимости мозга. Ф. Энгельс писал: «...наше сознание и мышление, как бы ни казались они сверхчувственными» являются продуктом вещественного, телесного органа—мозга»1. Уже в предисловии к первому изданию книги «Рефлексы головного мозга» И. М. Сеченов писал: «В промежуток времени между первым и настоящим выходом в свет «Рефлексов головного мозга» появилось несколько новых физиологических исследований, имеющих отношение к нашему предмету. Соответственно этому н статье сделаны изменения. Между этими исследованиями особенно нажиы те, которые доказывают существование и тело жпиотпых нервных механизмов, усиливающих движения: они укрепляют меня в мысли, что путь, избранный мною для объяснения происхождения психических процессов, если и не ведет к совершенно удовлетворительному решению относящихся сюда вопросов, то по крайней мере оказывается плодотворным в деле разработки их. С другой стороны, мысль о внешнем сходстве, со стороны происхождения, между чистыми рефлексами и психическими актами настолько уже выяснилась в последнее время в сознании физиологов, что начинает проникать даже в иностранные элементарные учебники физиологии. Это обстоятельство окончательно убеждает меня в том, что время уже наступило, когда голос физиолога может быть небесполезен в разработке вопросов, касающихся психической жизни человека». В этом кратком изречении чувствуется не только уверенность автора в своих научных выводах, но и его наступательный дух в борьбе с антинаучными взглядами. Учение о рефлексах начисто отрицало божественное господство над психикой. Ее происхождение становилось предельно ясным: органы чувств живого организма, реагируя на внутренние или внешние раздражения, передают сигналы через разветвленную систему в мозг, который воплощает их в психически осмысленную реакцию. Стоит из этой цепи удалить одно любое звено, как психические реакции организма станут невозможными.
И. М. Сеченов объяснил процесс мышления и тем самым избавил от идеалистической шелухи представление людей и науку о самом сложном процессе жизнедеятельности человека. Он
1 Маркс К., Энгельс Ф.//Соч. —2-е изд. —Т. 21. —С. 285—286.
писал: «Что такое в самом деле акт размышления? Это есть ряд связанных между собой представлений, понятий, существующий в данное время в сознании и не выражающийся никакими вытекающими из этих психических актов внешними действиями. Психический же акт ...не может явиться в сознании без внешнего чувственного возбуждения. Стало быть, и мысль подчиняется этому закону. А потому и мысли есть начало рефлекса, продолжение его, и только нет, по-видимому, конца — движения.
Мысль есть первые две трети психического рефлекса»2.
Это был глубоко материалистически обоснованный вывод. Научные исследования центральной нервной системы позволили ему без колебаний высказаться о том, что «все сознательные движения, вытекающие из этих актов движения, называемые обыкновенно произвольными, суть в строгом смысле отраженные»3. Данное заключение ничего общего не имело с утверждением идеалистов, будто бы первоначальной причиной человеческих действий является мысль, не зависящая от каких-либо обстоятельств. Такое толкование И. М. Сеченов считал большой ложью. Опровергая это на основании своих научных опытов, он писал: «Первоначальная причина всякого поступка всегда во внешнем чувственном возбуждении»4.
В целом можно сказать, что теория познания И. М. Сеченова исходила из материальности мира, его вечности. Он был непоколебимо убежден в том, что материя является объективной реальностью, которая развивается по присущим ей законам движения. Мы можем только ощущать внешний мир, существующий независимо от нас. Свою небольшую статью «Впечатление и действительность» он начинает с вопроса об объективности мира и заканчивает, как звучным аккордом, утверждением, что мир объективен. «Не любопытно ли в самом деле знать,— ставится им вопрос в начале очерка,— имеют ли какое-нибудь сходство, и какое именно, предметы и явления внешнего мира сами по себе, с теми впечатлениями, которые получаются от них человеческим сознанием? Существуют ли, например, в горном ландшафте очертания, краски, свет и тени в действительности, или все это — чувственные миражи, созданные нашей нервно-психической организацией под влиянием непостижимых для нас, в их обособленности, внешних воздействий? Словом, можно ли считать наше сознание родом зеркала, и в каких именно пределах, для окружающей действительности?»5. А заканчивается очерк после тщательного разбора этой проблемы следующими словами: «Нечего и говорить, что в основание всех рассуждений положено мною присущее всякому человеку непреложное убеждение в существовании внешнего мира,— непре-
2 Сеченов И. М.//Избр. произвел. — М., 1953.— С. 99.
3 Там же. — С. 93—94.
4 Там же.— С. 101.
5 Сеченов И М. Избр. философск. и психологич. произвел. — М.,
1947. —С. 328.
ложное в той же или даже значительно большей мере, чем уве-ренность всякого в том, что завтра, после сегодняшней ночи, будет день»8. То же самое он повторил и в статье «Предметная мысль и действительность»: «Предметный мир существовал и будет существовать по отношению к каждому человеку, раньше его мысли; следовательно, первичным фактором в развитии последней всегда был и будет для нас внешний мир с его предметными связями и отношениями»7. Из всего этого следует, что, рассматривая коренной вопрос теории познания — об отношении сознания к материи, И. М. Сеченов твердо стоял на материалистических позициях, считая первичным бытие и вторичным сознание. В сознании лишь отражается материя, предметы внешнего мира. Мышление же есть продукт деятельности мозга, а мозг является органом мышления. Таким образом, И. М. Сеченов, исходя из материалистического положения, что «мозг есть орган души, т. е. такой механизм, который будучи приведен какими ни на есть причинами в движение, дает в окончательном результате тот ряд внешних явлений, которыми характеризуется психическая деятельность... все то бесконечное разнообразие движений и звуков, на которые способен человек вообще»8, первым и истории науки доказал законы внешних проявлений пси-хической деятельности. Даже проявление рефлекса он рассматривал как ответ на возбуждение органов чувств предметами внешнего мира в виде определенных психических актов, заканчивающихся мышечным движением.
Учение И. М. Сеченова о психических актах было глубоко материалистическим. Из анализа психических актов он пришел к выводу о том, что «все сознательные движения, вытекающие из этих актов, движения, называемые обыкновенно произвольными, суть в строгом смысле отраженные»9.
Таким образом, Сеченов объяснил функции мозга как органа, связующего человека с окружающей средой10.
Такие выводы И. М. Сеченова не отвечали взглядам философов-идеалистов. Известный ученый К. Д. Кавелин (1818—1885) в своих философских трудах хотел примирить науку с религией. По его мнению, познание должно ограничиться миром явлений. При этом он разделял и обособлял друг от друга «мир физический» и «мир психический». И. М. Сеченов вынужден был вести открытую борьбу, чтобы утвердить свои научные выводы. Он вынужден был выступить с полемической статьей «Кому и как разрабатывать психологию». Она прежде всего была направлена против взглядов К. Д. Кавелина. В ней еще раз указывалось, что психология не может зиждиться на умозрительных началах. Чтобы понять ее сущность, нужны научные эксперименты, по-
6 Там же. — С. 343.
7 Там же. — С. 362.
8 Сеченов И. М.//Избр. произвел. — М., 1953.— С. 32, 33.
8 Там же. — С. 93—94.
10 Там же. —С. 32-33.
зволяющие изучить механизм действия рефлексов. Только с помощью их можно понять сложнейший процесс согласования движений с чувствованием. Позже в работе «Элементы мысли» (1878) он впервые опубликовал свое уникальное исследование о роли движений и двигательных ощущений в момент восприятия раздражений и в процессе мышления. При этом он обратил особое внимание на то, что каждый отдельно взятый процесс нельзя рассматривать абстрактно, а следует его увязывать с пространством и временем. Им объяснено также развитие у детей сложных форм восприятия, хотя они получают простейшие ощущения. Дан ответ и на сущность происхождения произвольных движений, которые так же, как и непроизвольные, обязаны рефлексам, но более сложным по своему механизму. И. М. Сеченовым сделано открытие о центральном торможении.
И. М. Сеченов опровергал теорию расизма. Он считал, что психическая деятельность человека, его умственный кругозор и уровень культурного развития определяются не той или иной расой, а теми условиями, в которых живет и воспитывается человек. Этим самым он разоблачал человеконенавистническую теорию, будто деление всех людей на «высшие» и «низшие» расы является естественным фактом.
Разработав теорию рефлексов, он тем самым положил качало естественному обоснованию материалистической теории отражения. Иногда он допускал ошибки, отождествляя понятия «образ» и «символ», но в целом во всех его работах проводилась четкая линия диалектического материализма. Его работа «Рефлексы головного мозга» по своему идейному содержанию является продолжением основных философских взглядов Н. Г. Чернышевского, изложенных им в «Антропологическом принципе в философии».
И. П. Павлов «Рефлексы головного мозга» считал гениальным взмахом русской научной мысли.
И. М. Сеченов так же, как и другие русские материалисты середины XIX в., особенно Чернышевский, Писарев, верно решал основной вопрос философии, доказывая зависимость сознания и воли от окружающей среды.
Естественнонаучные открытия и философские обобщения Сеченова, так же как Лобачевского, Рулье и др., многое сделали для укрепления позиций материализма, для его утверждения в борьбе с идеализмом и религиозными предрассудками. Они многое сделали для познания диалектических закономерностей в природе. А диалектика, как писал Ф. Энгельс, «является для современного естествознания наиболее важной формой мышления, ибо только она представляет аналог и тем самым метод объяснения для происходящих в природе процессов развития, для всеобщих связей природы, для переходов от одной области исследования к другой»11.
11 Маркс К., Энгельс Ф.//Соч. — 2-е изд. — Т. 20. — С. 367.
Идеи И. М. Сеченова восприняли все прогрессивные ученые и философы. Югославский философ Живоин Жуевич (1838— 1870) в своих трудах ссылался на «Рефлексы головного мозга». Хорошо знал труды И. М. Сеченова и югославский социалист Светозар Маркович (1846—1875). И ссылаясь на его идеи, писал: «Первоначальной причиной любой мысли является внешнее впечатление, которое мы получаем посредством наших органов чувств. Из этого ясно следует, что человек не имеет никаких «врожденных идей»12.
И. М. Сеченов не только с естественнонаучных позиций утверждал материалистические взгляды о первичности бытия и вторичности сознания, но и вел активную борьбу с идеалистами. В своей работе «Элементы мысли» он доказывал научную необоснованность идеалистов, у которых внешний мир не объективно существующая реальность, а не что иное, как порождение нашего «я».
Особенно много подобных крайних взглядов было высказано немецким философом-идеалистом Фихте. Выступая против взглядов идеалистов, И. М. Сеченов писал: «Первый их грех заключается в том, что, наперекор всякой очевидности, они старались вывести всю психическую жизнь человека из деятельности одного только фактора — духовной организации человека, оставляя другой, т. е. воздействия извне, совсем в стороне за невозможностью их непосредственного познания. А между тем, кто же решится теперь утверждать, что внешний мир не имеет существования помимо сознания человека и что неисчерпаемое богатство присущих ему деятельностей не служило, не служит и не будет служить материалом для той бесконечной цепи мыслительных актов, из которых создалась наука о внешнем мире? Другой грех идеалистов состоит в том, что они обособляют субъективные факторы, участвующие в психическом развитии, в особую категорию деятелей, отличных от всего земного не только со стороны познаваемости, но и со стороны свойств. Как будто кто-нибудь из них пробовал выводить психическую деятельность из всех известных земных начал и, только истощив все усилия в этом направлении, вынужден был признать за психическими факторами совершенно особенную природу»13.
И. М. Сеченов считал, что учение Р. Вирхова выражает крайнюю форму локалистического направления. Этим самым он оторвал организм от среды. Все это привело к выводу И. М. Сеченова, что концепция Р. Вирхова о клеточной патологии в принципе является односторонней.
Научные труды И. М. Сеченова явились важным вкладом в мировую цивилизацию. Великий русский ученый И. П. Павлов высоко ценил его труды. Он писал: «Исходную точку наших ис-
12 Маркович С.//Избр. соч. — М., 1956.— С. 476.
13 Сеченов И. Ж//Избр. философск. и психология, произведения. — М.,
1947.— С. 407—408.
следований я отношу к концу 1863 г., к появлению известных очерков Сеченова «Рефлексы головного мозга»»14.
Заслуги И. М. -Сеченова велики еще и тем, что в своих исследованиях психических явлений он применил объективный физиологический метод. Это позволило ему связать психическое с телесным.
Говоря о недоступности нам некоторых знаний, И. М. Сеченов объяснял это не тем, что человек вообще не может постигнуть отдельные истины, а тем, что в данный момент мы не можем их постичь из-за незнания отдельных промежуточных звеньев, без которых нельзя создать полное представление о том или ином явлении. «Может быть,— писал он в статье «Впечатление и действительность»,— даже такие звенья для некоторых случаев сложных расчлененных впечатлений уже найдены, и только под гнетом прочно установившейся догмы на них не обращено еще никем внимания, в смысле факторов, определяющих полное или частичное сходство между источником впечатления и самим впечатлением. Отсюда до попытки пересмотреть с этой стороны все имеющиеся налицо физиологические данные из области чувствования уже один шаг».
Идеалисты, которых часто И. М. Сеченов называл метафизиками, пытались познать окружающий мир не с помощью органов чувств, а каким-то мистическим путем. Разоблачая их взгляды и антинаучный подход к изучению внешнего мира, 11. М. Сеченов в статье «Кому и как разрабатывать психологию?» писал по этому поводу: «Человек есть определенная единица в ряду явлений, представляемых нашей планетой, и вся его даже духовная жизнь, насколько она может быть предметом научного исследования, есть явление земное. Мысленно мы можем отделять свое тело и свою духовную жизнь от всего окружающего, подобно тому как отделяем мысленно цвет, форму или величину от целого предмета, но соответствует ли этому отделению действительная отдельность. Очевидно, нет, потому что это значило бы оторвать человека от всех условий его земного существования. А между тем исходная точка метафизики (т. е. идеализма.— С. Ч.) и есть обособление духовного человека от всего материального — самообман, упорно поддерживающийся в людях яркой характерностью самоощущений. Раз этот срез сделан, тогда человек говорит уже логически: так как все окружающее существует помимо меня, то оно должно иметь определенную физиономию существования помимо той, в которой реальность является передо мной при посредстве воздействия ее на мои органы чувств. Последняя форма, как посредственная, не может быть верна, истина лежит в самобытной независимой от моей чувственности форме существования. Для познания этой-то формы у меня и есть более тонкое, нечувственное орудие — разум. В этом ряду мыслей все, за исключением последней, абсо-
ч Павлов И. Л.//Полн. собр. соч. — 2-е изд. — Т. 6. — 1952. — С. 253.
лютно верны, но последняя и заключает в себе ту фальшь, о которой идет речь: отрывать разум от органов чувств — значит отрывать явление от источника, последствие от причины. Мир действительно существует помимо человека и живет самобытной жизнью, но познание его человеком помимо органов чувств невозможно, потому что продукты деятельности органов суть источники всей психической жизни»15"16.
Критика И. М. Сеченова была направлена против всех идеалистов, но главное ее острие направлено против немецкого философа Фихте, который выражал наиболее крайние воззрения и весь окружающий мир у него превращался в порождение человеческого «я».
Нам не следует забывать проникновенные слова выдающегося революционного демократа Н. Г. Чернышевского, считавшего, что философия как никакая другая наука связана с «духом времени и общества, в котором они развивались». Именно философия,— говорил он,— является «дочерью эпохи и нации, среди которой возникает»17.
Выдающийся русский физиолог И. М. Сеченов твердо стоял на позициях материализма. Он сформулировал важнейший для того времени тезис о взаимосвязи функций организма с окружающей средой, о зависимости каждой функции организма от влияющих на него внешних раздражителей.
И. М. Сеченов рассматривал организм как сложнейшее животворное создание, в котором нет механистического конгломерата клеток, а есть органы и системы, взаимосвязанные в своих действиях через тончайший и совершенный аппарат — нервную систему. В «Рефлексах головного мозга» он показал зависимость происходящих в организме явлений от воздействующих материальных причин. Данный детерминизм был им связан с особой функцией нервной системы. И хотя в силу уровня развития современной ему науки он не мог экспериментально доказать роль центральной нервной системы в дирижерской деятельности всего организма, что в последующем сделал И. П. Павлов, тем не менее его теоретические выводы прочно базировались на материалистической основе.
Илья Ильич Мечников (1845—1916) известен всем медикам, хотя он и не был врачом. Окончив естественное отделение физико-математического факультета Харьковского университета, И. И. Мечников посвятил свою научную деятельность зоологии и сравнительной анатомии. Изучая эмбриологию, он твердо стал на эволюционные позиции. Им была разработана теория развития многоклеточных организмов, а также теория фагоцитоза. Много времени он посвятил проблеме иммунитета, изучая при
15 Сеченов И. М.ЦИзбр. философск. и психология, произвел. — М.,
1947. — С. 407—408.
16 Там же. — С. 407—408.
17 Чернышевский Н. Г.//Полн. собр. соч. —М., 1939. —Т. III. —С. 771.
этом возбудителей особо опасных инфекций — чумы, холеры, столбняка.
Преследуемый царскими чиновниками, И. И. Мечников эмигрировал в Париж, где и работал до конца своих дней в институте Л. Пастера. Его лаборатория стала в то время центром мировой медицинской науки. Здесь им было углублено эволюционное учение на основе эмбриологии.
Изучением простейших и беспозвоночных И. И. Мечников внес неоценимый вклад в обоснование идеи единства происхождения органического мира. Эта теория была прямо противоположна многим учениям Запада, стоявшим на метафизических позициях, утверждавшим, что между развитием многих беспозвоночных и позвоночных животных нет никакого единства. По его теории, живые существа начались с примитивных организмов, обладавших способностью внутриклеточного переваривания. Лишь вспоследствии в результате длительного эволюционного развития образовались более организованные существа. Его теория фагоцитоза, согласно которой отдельные клетки могут «пожирать» инородные тела, также имеет прямое отношение к пониманию развития живого мира.
И. И. Мечников выступал против теории Мальтуса, подчеркивая, что перенаселение не является результатом естественного отбора. Он твердо стоял на позициях материализма, выступая против всех идеалистических взглядов (витализма, спиритуализма, телепатии). Им не признавались душа и ее бессмертие.
Вместе с тем, не понимая сути общественного развития человеческого общества, И. И. Мечников переоценивал роль науки, считая ее решающей силой в развитии общества.
Лев Ильич Мечников (1838—1888)—старший брат И.И.Мечникова. Так как и его младший брат, учился в Харьковском университете, но на медицинском факультете. Из-за участия в студенческом революционном движении вынужден был оставить университет и переехать в Петербург, где учился в Академии художеств, одновременно посещая лекции в Медико-хирургической академии. Диплом врача ему получить не удалось, так как в 20-летнем возрасте ему пришлось уехать за границу. Будучи революционно настроенным, он попал в знаменитый отряд Гарибальди. Залечив полученные раны, участвовал в работе «Колокола». Был участником I Интернационала. Как ученый занимался проблемой географической направленности в буржуазной социологии. Им была написана книга «Цивилизация и великие исторические реки», которая увидела свет после его смерти. Основной смысл ее заключается в том, что история развития человеческого общества и всей цивилизации обязана развитию водных путей, пролегающих по рекам, морям и океанам. Исходя из данной предпосылки, он и всю историю человечества соответственно делил на цивилизации, связанные с использованием рек, Средиземного моря и, наконец, океанов. По его мнению,
21—129
человечество в своем развитии имело 3 периода культуры, и все они обязаны географической среде18. Естественно, эта история не носила подлинно научного характера.
Как и младший его брат, Л. И. Мечников выступал против расизма, социального дарвинизма, но стоял на позициях анархизма. Его работы высоко оценивал Г. В. Плеханов.
Якоби Павел Иванович(1842—1913)—русский революционер, врач-публицист, брат русского живописца Якоби Валерия Ивановича (1834—1902). Член «Земли и воли», участник Польского восстания 1863—1864 гг., деятель «Молодой эмиграции» — группы русских революционеров-разночинцев, покинувших Россию и участвовавших в революционном движении на Западе.
Автор трудов по общественной гигиене, этнографии, психиатрии.
Эрисман Федор Федорович(1842—1915)—один из основоположников научной гигиены и общественной медицины, предшественник социальной гигиены. Швейцарец по происхождению, с 1869 г. он жил п России, когда уже был доктором медицины. В своих работах большое внимание уделял санитарно-гигиеническим проблемам, связанным с социальными условиями. Им были обследованы значительные контингента школьников Петербурга, жителей подвалов и ночлежных домов, условия жизни и работы рабочих Московской области. За 6 лет с двумя известными врачами Погожевым и Дементьевым, на труды которых ссылался В. И. Ленин, им было обследовано 114 тыс. рабочих. Многие его работы, в которых дана социальная оценка, были написаны под влиянием «Капитала» К. Маркса. Ф. Ф. Эрисман был участником съезда I Интернационала. Его данные из 19-томной работы «Статистические материалы по Московской губернии» в своих трудах использовали В. И. Ленин и Г. В. Плеханов в борьбе с народниками. В своей работе «Наши разногласия» Г. В. Плеханов, ссылаясь на труды Ф. Ф. Эрисмана, приходит к выводу, что в России быстрыми темпами развивается капитализм и растет численность пролетариата19. Нанося удар по народникам, утверждавшим, что предприниматели сами трудятся на своих небольших предприятиях, Г. В. Плеханов ссылается на Ф. Ф. Эрисмана. Он приводит его слова: «Сын владельца зеркального заведения, будучи нами спрошен, занимается ли он в подводной (т. е. натиранием ртутью зеркальных стекол), ответил: «нет, мы себя не портим»20.
Так Ф. Ф. Эрисман вносил свой весомый вклад в развитие проблем исторического материализма.
Сергей Андреевич Подолинский(1850—1891)—сын известного украинского поэта А. И. Подолинского, прожил короткую, но яркую жизнь. После окончания физико-математического факультета в 1871 г. он уехал в Швейцарию, где решил получить медицинское образование. Еще обучаясь в Киевском университете, С. А. Подолинский начал активно изучать в кружках произведения К. Маркса, в том числе «Капитал». В Цюрихе он продолжил свою революционную деятельность вместе с украинскими и русскими эмигрантами-революционерами. Здесь его деятельность была направлена на помощь известному революционеру П. Л. Лаврову в издании прогрессивного журнала «Вперед», в котором отражались взгляды революционеров-народников21. В 1872 г. в его жизни произошло важнейшее событие — через П. Лаврова в Лондоне он познакомился с К. Марксом и Ф. Энгельсом. С этого времени Подолинский начал глубоко изучать их труды. Вместе с тем он писал свои работы и некоторые из них посылал К. Марксу. В том же году он участвовал в V Конгрессе I Интернационала.
Наряду с пропагандой марксистских знаний С. А. Подолинский занимается издательской деятельностью; опубликовывает ряд собственных работ, в которых отражает положение рабочего класса, его грядущую революционную роль. В его трудах четко прослеживается роль широких масс трудящихся в борьбе за социализм, а не отдельных личностей. Издавая брошюры политического характера, такие, например, как «Про богатство та бщн!сть», он вместе с тем активно занимается научной работой и области медицины.
В 1876 г. в Бреславле он успешно защитил диссертацию, посвященную изучению роли белков в процессе пищеварения.
В 1879 г. в Женеве Подолинский публикует брошюру «Жизнь и здоровье людей на Украине», в которой нашли отражение все социальные причины, влияющие на здоровье народа. Тяжелые условия труда, неудовлетворительное питание, плохие жилищные условия, антисанитарные условия на работе и дома и многие другие социальные пороки вели к разрушению здоровья. Особое внимание он обращал па тяжелую долю женщин, среди которых была высокая заболеваемость и отмечалось преждевременное постарение. «Не ищите на Украине здоровых женщин в возрасте 30—35 лет,— писал он.— Разве что на десять найдешь одну». Выход из такого положения С. А. Подолинский видел только в социальном преобразовании общества, «когда уже не будет в мире работников и хозяев, а все хозяйства станут общественными»22.
Он обличал земства за то, что они не выделяют достаточных средств на борьбу с травмами и болезнями, не принимают мер
21' |
18 Мечников Л. И. Цивилизация и великие исторические реки. — М., 1924.
19 Плеханов Г. В.//Избр. философ. произвед. — М., 1956. — Т. I.—
С. 229—231.
20 Там же. С',. 240.
21 Подолинский С. А. Життя I здоров'я людей на Укра1не. — Женева,
1880. —С. 25.
22 Там же.— С. 241.
к медикаментозному снабжению, к лучшему обеспечению населения врачами.
Наряду с вскрытием социальных недугов, влияющих на здоровье народа, С. А. Подолинский критически выступал против антинаучных теорий, защищавших религию, пропагандирующих реакционные законы народонаселения, основанные на мальтузианстве. Он разоблачал представителей социального дарвинизма, пытавшихся распространить биологические законы на развитие общества, заменить социальные проблемы эволюционными биологическими закономерностями. Исходя из своих социологических исследований, на примере развития производительных сил Украины он приходит к выводу, что по мере развития производительных сил нарастает капиталистическая эксплуатация трудящихся, в результате чего труд рабочего все в большей степени обесценивается и оплата его становится все ниже фактической стоимости23. На основании этого он пришел к выводу, что избавление от эксплуатации может наступить только в результате обобществления частной собственности, т. е. заводов, фабрик, земли. Он считал, что рабочие должны иметь «...в своем собственном распоряжении псе достояния своего труда»24. Что касается крестьян, то их освобождение от эксплуатации он видел в коллективном ведении хозяйства при общественном пользовании землею. В своих работах и докладах С. А. Подолинский неоднократно высказывал мысль о том, что улучшение условий жизни трудящихся может произойти лишь при условии изменения существующего строя, замены его на социализм.
Широкую известность приобрела его работа «Труд человека и сохранение энергии», которая была опубликована не только в России, но и в Италии, Германии, во Франции. С нею ознакомились К. Маркс и Ф. Энгельс и дали ей высокую оценку. Вместе с тем Ф. Энгельс критиковал С. А. Подолинского за его неправильное понимание взаимозависимости социализма и естественных сил природы. Он писал по этому поводу: «Подолинский отклонился в сторону от своего очень ценного открытия, ибо хотел найти новое естественнонаучное доказательство правильности социализма и потому смешал физическое с экономическим»25.
Большая заслуга С. А. Подолинского заключается и в том, что он стал одним из организаторов издания журнала «Громада». Он издавался в Женеве на украинском языке и отражал революционную б<