Врачи-философы европы эпохи империализма
Юлиус ЛотарМейер (1830—1895) в 1854 г. окончил Цюрихский университет, получив степень доктора медицины. Однако он начал заниматься химией и уже в 1859 г. стал читать лекции по этому предмету в Бреславльском университете. Здесь он проработал до 1876 г., после чего перешел на должность профессора в Тюбинген, где и работал до последних дней своей жизни.
Его заслуга заключается в том, что он в 1869 г. независимо от Д. И. Менделеева установил периодическую зависимость свойств элементов от их атомного веса, один из основных законов естествознания. Им было графически доказано соотношение между атомным весом и атомным объемом. Сообщение об этом открытии было опубликовано в статье «Природа химических элементов как функции их атомных весов» в журнале «Анналы химии и фармации» в 1870 г.
Графическая кривая Л. Мейера была наглядной иллюстрацией закона Д. И. Менделеева, но она отражала только внешние его стороны. Д. И. Менделеев пошел дальше Л. Мейера. На основе открытого закона им было предсказано существование и специфические свойства еще неизвестных в то время химических элементов. Л. Мейер же не понимал глубокой сущности периодического закона1. Ф. Энгельс так отзывался о научных трудах Л. Мейера: «Химия, по-видимому, находится на верном пути к тому, чтобы из отношения атомных объемов к атомным весам объяснить целый ряд химических и физических свойств элементов. Но ни один химик не решится утверждать, что все свойства какого-нибудь элемента исчерпывающим образом выражаются его положением на кривой Лотара Мейера... Всякое изменение она (кривая.— С: Ч.) объясняет перемещением, все качественные различия — количественными, не замечая, что отношение между качеством и количеством взаимно, что качество так же переходит в количество, как и количество в качество, что здесь имеет место взаимодействие»2.
То, что не было понято Л. Мейером, было понято Д.И.Менделеевым.
В 1882 г. Лондонское Королевское общество за выдающийся вклад в развитие естественных наук наградило обоих ученых золотой медалью им. Дэви.
Л. Мейер написал книгу «Новая теория химии», которая переиздавалась 6 раз. Своим открытием он, как и Д. И. Менделеев, способствовал расшатыванию метафизических взглядов прежде всего в химии.
Эмиль Дюбуа-Реймон(1818—1896), немецкий физиолог и философ, один из основоположников электрофизиологии. Он считал, что в мышцах, нервах, коже, железах и других тканях животных и человека имеется электричество. Такое электричество Э. Дюбуа Реймон называл «животным». Своими экспериментами он доказал, что поперек рассеченный нерв электроотрицателен по отношению к неповрежденной его поверхности. Им установлена закономерность, говорящая о том, что отрицательное колебание тока покоя является выражением деятельного состояния ткани.
Э. Дюбуа-Реймон был одним из пионеров, распознавших механизм развития биоэлектрических потенциалов. Им же была сформулирована теория биопотенциалов. Все эти явления имеют большое значение в понимании зарождения живых существ и их эволюционного развития.
Его философское мировоззрение соответствовало механистическому направлению. Он убежденно, несмотря на свои успехи, в познании многих новых явлений в физиологии, стоял на пози-
6 Маркс К., Энгельс Ф.//Соч. — 2-е изд. — Т. I. — С. 68.
1 Маркс К., Энгельс Ф.//Соч. — Т. 20. — С. 736.
2 Там же, с. 568.
циях агностицизма в познании явлений, происходящих в жизненных процессах. Свою категоричность в этом отношении Э. Дюбуа-Реймон сформулировал в крылатой фразе: «1'дпоге-гпиз е{ 1дпогаЫти5» («не знаем и никогда не узнаем»). Такой пессимизм отражал упадок в идеологии буржуазии в период начавшейся новой стадии капитализма — империализма. Этот тезис на десятилетия стал знаменем идеалистического и агностического направления в философии и науке.
Фридрих Карл Христиан Людвиг Бюхнер (1824—1899) был врачом, естествоиспытателем и философом. Он является одним из создателей вульгарного материализма. В начале научной деятельности находился под сильным влиянием своего соотечественника немецкого философа-материалиста и атеиста Людвига Фейербаха (1804—1872), хотя трактовал его учение несколько упрощенно. Главным в философии Фейербаха для него был его антропологизм и отрицательное отношение к диалектике Гегеля. Л. Бюхнер опирался также на учение Кабаниса. Он признавал материальность мира, по материя им отождествлялась с веществом, обладающим определенными свойствами, или силами, важнейшая из которых — движение. В работе «Сила и материя» (1855) он писал, что сознание (понимаемое как зеркало природы) есть продукт высокоорганизованной материи, т. е. мозга. Духовное в его понятии отражало совокупность функций мозга.
Это произведение получило широкое распространение, было переведено во многих странах, в том числе в дореволюционной России в 1860 и в 1907 гг. В нем он изложил свое мировоззрение и подвел итоги развитию естествознания.
Оценивая труды Л. Бюхнера в целом, можно сказать, что он был материалист, но его материализм был вульгарным и плоским. И по сути дела мышление отождествлялось с материей. Мысль у него, как у всех вульгарных материалистов, превращалась в осязаемую материю. С такой вульгаризацией не могли согласиться основатели диалектического материализма. В. И. Ленин, характеризуя его философские взгляды, писал: «От «вульгарных» материалистов Фогта, Бюхнера и Молешотта Энгельс отгораживался, между прочим, именно потому, что они сбивались на тот взгляд, будто мозг выделяет мысль так же, как печень выделяет желчь»3. Правда, Л. Бюхнер считал, что мысль и материя «действительны», т. е. человек может обнаружить их, но тут же сбивался на то, что мысль материальна. В. И. Ленин, критикуя подобного рода высказывания, писал: «Что и мысль и материя «действительны», т. е. существуют, это верно. Но назвать мысль материальной — значит сделать ошибочный шаг к смешению материализма с идеализмом»4.
Бюхнер по своим политическим убеждениям был приверженцем либеральной буржуазии. Это не могло не отразиться на его политических и философских взглядах. Он отвергал идеи научного социализма и вел против них борьбу. В области же философии он преувеличивал мальтузианские ошибки Дарвина, огрубляя и опошляя материализм, и пытался биологические законы перенести на общественное развитие. Иначе говоря, он стоял на позициях социального дарвинизма. Так, закон естественной борьбы за существование Бюхнер механически переносил на капиталистическое общество, объясняя процесс конкуренции. Отсюда он шел дальше и объявлял, что для капитализма характерен «естественный» порядок. Для него, как и для: остальных вульгарных материалистов, характерен механицизм. Вульгарный материализм сложился как реакция на идеалистическую философию, которая особенно широко развивалась во второй половине XIX г.
Научные труды Бюхнера появились в печати, когда уже два великих мыслителя человечества К- Маркс и Ф. Энгельс создали научное мировоззрение — диалектический и исторический-материализм. На этом фоне взгляды Бюхнера выглядели регрессивными. Подобного рода философов Ф. Энгельс называл «разносчиками дешевого материализма». Он считал Бюхнера «догматиком, принадлежащим к самым плоским последышам немецкого просветительства»5. Кроме того, Ф. Энгельс критиковал его за то, что он переносит законы естествознания на общество, примыкая к «социальному дарвинизму». Ф. Энгельс отмечал, что ему свойственна «...претензия на применение естественнонаучных теорий к обществу и на реформирование социализма»6.
Бюхнер не был последователен в своих взглядах. С одной стороны, он считал, что у науки имеются безграничные возможности, в связи с чем он критиковал представителей агностицизма. С другой стороны, им высказывались мысли и разного рода-оговорки о непознаваемости материи самой по себе.
Бюхнер был врагом диалектики. Он считал, что ее нужно сделать чисто эмпирической наукой. В отношении закономерностей природы его философские воззрения носили крайне механистический характер, а законы развития общества он рассматривал с идеалистических позиций. Вместе с тем, как: и другие вульгарные материалисты, Л. Бюхнер был атеистом.
Передовые ученые XIX в. не разделяли взглядов Бюхнера. За вульгарный материализм его критиковали русские революционные демократы Н. Г. Чернышевский, М. А. Добролюбов., М. А. Добролюбов писал: «Нам кажутся смешны и жалки невежественные претензии грубого материализма, который уни-
* Ленин В. //.//Поли. собр. соч.— Т. 18.— С. 41—42. 4 Там же. — С. 257.
I
5 Маркс К., Энгельс Ф.//Соч. —Т. 20.— С. 516. 8 Там же.
.жает высокое значение духовной стороны человека, стараясь доказать, будто душа человека состоит из какой-то тончайшей материи»7.
Некоторые в своей критике допускали искажения. Так, известный философ-идеалист Фердинанд Лассаль (1825—1864) в своей книге пишет, что Бюхнер, высказав мысль о материальности мышления, повторил Гераклита, который а рпоп сделал вывод, что «мысль есть движение материи». Такие же мысли, как утверждал Ф. Лассаль, высказывают и современные физиологи. В. И. Ленин обратил внимание на эти слова Ф. Лассаля и в своих конспектах записал: «Явная натяжка. В цитатах о Гераклите говорится лишь, что душа есть тоже процесс превращения— движущееся познается движущимся»8.
Основными произведениями Бюхнера являются «Физиологические картины» (1861), «Психическая жизнь животных» (1880), «Дарвинизм и социализм» (1894), изданные на русском языке в разные годы в России.
Ф. Энгельс крайне отрицательно относился к научной деятельности Л. Бюхнера, называя его карикатурным персонажем9, представителем ученых, которые в 1850—1860 гг. глубочайшим образом унизили буржуазную Германию и официальные науки10.
Ф. Энгельс, ссылаясь на Гегеля, считал, что даже сапожному делу нужно учиться. Поэтому «...претензии Бюхнера судить о социализме и политической экономии на основании борьбы за существование...»11 являются результатом незнания философии.
Рудольф Вирхов(1821 — 1902) был не только крупным немецким ученым-медиком, но и активным политическим деятелем. В 40-летнем возрасте он стал одним из организаторов и лидеров прогрессистской партии, которая являлась левым крылом оппозиции по отношению к правительству Бисмарка. Вначале его партия защищала интересы той части буржуазии, которая противостояла агрессивной политике Бисмарка, ограничившей политические права мелкой буржуазии. Р. Вирхов не разделял позиции первого канцлера также и в вопросе тактики объединения разрозненных немецких земель в единую Германию. Однако политические взгляды его не были застывшими. Постепенно он переходил на реакционные позиции и в 1884 г., реорганизовав свою прогрессистскую партию в партию «свободомыслящих», по сути дела стал на позиции правых, выражая интересы крайне правой буржуазии и представителей клерика-
I Добролюбов Н. ,А.//Избр. философ, произвел. — Т. I.—М.: Госполит-
шздат. — 1948.— С. 125.
8 Ленин В. Я.//Полн. собр. соч.— Т. 29. — С. 313.
9 Маркс К., Энгельс Ф.ЦСоч. — 2-е изд. — Т. 20. С. 368.
10 Там же.— С. 516.
II Там же. —С. 520.
лизма. В Парижской Коммуне Р. Вирхов видел разрушающую» Плагополучие силу и не воспринял ее, как и все буржуа. Это и понятно, потому что, будучи членом прусского ландтага (с 1862 г.) и позже германского рейхстага (1880—1893), он защищал интересы тех, представителем кого являлся. Его реакционные политические взгляды не могли не отразиться и на его-научных взглядах. Р. Вирхов не воспринял дарвинизм, считая, что его основная суть, эволюционная теория, отражает идеи социализма, и поэтому был одним из тех, кто выступал за запрет преподавания дарвинизма в школах. Согласно его концепции, животный индивид распадается на ткани, ткани — на клеточные территории, клеточные территории — на отдельные клетки. Таким образом, в конечном счете, по его мнению, животный индивид представляет собой механическую сумму отдельных клеток.
Основной направленностью его научной деятельности было< изучение клеточной патологии. Смысл его целлюлярной теории заключался в том, что организм есть государство клеток, где каждая клетка обладает самостоятельностью. По его представлению, жизнедеятельность организма есть результат суммы жизнедеятельности отдельных клеток. Сложная взаимосвязь и взаимодеятельность отдельных органов и систем заменялась арифметическим сложением функций отдельных клеток. Это был механистический и метафизический подход к изучению-жизнедеятельности живых организмов. Возведя деятельность клетки в ранг «истинной деятельности», которая «деятельна до тех пор, пока является нам самостоятельным и цельным элементом», он становится по своему существу на позиции витализма и явного идеализма. Ведь у него истинность жизни заключалась в самостоятельности жизнедеятельности отдельно-взятой клетки. Деятельность клетки отделялась им от деятельности даже аналогичных клеток одного и того же органа. Взаимосвязь и взаимозависимость им полностью отвергалась. Поэтому целостность организма он объявил надуманной фантазией.
Отделяя клетку от клетки и окружающей среды, он изолировал весь организм в целом. Именно эта позиция привела его« к отрицанию эволюционного учения Дарвина. Исходя из ложной посылки, Р. Вирхов становился на позиции церковников, смыкаясь с религиозно-мистическими выдумками. Он не мог постичь той истины, что каждая клетка, являясь составной частью-ткани или органа, имеет не только свои внутренние закономерности, но и подчиняется более крупным биологическим образованиям, в которых она является лишь ничтожной частицей. Зная его отношение к богу, Ф. Энгельс писал, что «...г-ну Вирхову,. может быть, еще придется написать целлюлярную патологию» мира духов»12.
12 Маркс К., Энгельс Ф.//Соч. — 2-е изд. — Т. 20. — С. 381.
Разрывая связь организма с окружающим миром и абсолютизируя роль клетки в организме, Р. Вирхов создал ошибочную концепцию происхождения и сущности патологических процессов. Он считал, что патологический процесс есть выражение происходящих в клетках изменений. Изменения в клетках им как •бы складывались в некую арифметическую сумму, которая и выдавалась за патологический процесс. Ход его рассуждений сводился к тому, что патогенный раздражитель воздействует на какие-то определенные клетки, и суммарные изменения в них определяли патологический процесс. Когда же ставился вопрос об общей реакции организма, выраженной, например, в повышении его температуры, то и здесь он наивно предполагал, что возникший процесс, локализованный в группе клеток, может распространяться к давать общий патологический процесс. Здесь у него развитие патологического процесса подменялось распространением его, что свидетельствует о его метафизическом мышлении, об отрыве части от целого, об изоляции органов друг от друга. Р. Вирхов своей теорией как бы лишал организм нервной системы и ее важнейшей функции — рефлекторного регулирования всех систем и органов. Весь патологический процесс он сводил к воздействию патогенного возбудителя на сугубо локальный участок всего организма.
Несмотря на свои общетеоретические ошибочные взгляды, Р. Вирхов внес определенный вклад в изучение воспалительных процессов. Им были изучены процессы воспаления, различные их стадии во многих органах и системах. Им также нанесен серьезный удар по антинаучной теории развития патологического процесса венского ученого Карла Рокитанского. Смысл ее заключался в том, что причиной патологических изменений в организме он считал ненормальное смешение соков организма, а очевидные изменения в органах при вскрытиях объяснял как вторичные явления, возникшие в результате осаждения и отложения веществ из жидкостей организма, в которых произошли -отклонения от нормы.
Его теоретические взгляды стали причиной научно не обоснованных трактовок такими крупными учеными, как Пастер, Кох, Эрлих. Еще при жизни Р. Вирхова против его ошибочных взглядов выступали К- Маркс и Ф. Энгельс. Ф. Энгельс, отмечая метафизический подход Р. Вирхова к пониманию строения организма, писал: «Если уже много лет назад Вирхов вынужден •был вследствие открытия клетки разложить единство животного индивида на федерацию клеточных государств,— что имело скорее прогрессистский, чем естественнонаучный и диалектический характер,— то понятие животной (а следовательно, и человеческой) индивидуальности становится еще гораздо более •сложным в результате открытия белых кровяных клеток, амебо-•образно передвигающихся в организме высших животных»13.
13 Маркс К., Энгельс Ф.//Соч. —2-е изд. —Т. 20. —С. 14.
Критикуя некоторых естествоиспытателей за то, что их учение оторвано от диалектики в природе, Ф. Энгельс писал: «Сравни химиков... и «целлюлярную патологию» Вирхова, где общие фразы должны в конце концов прикрыть беспомощность автора(подчеркнуто мною.— С. Ч.). Освобожденная от мистицизма диалектика становится абсолютной необходимостью для естествознания, покинувшего ту область, где достаточны были неподвижные категории, представляющие собой как бы низшую математику логики, ее применение в условиях домашнего обихода. Философия мстит за себя задним числом естествознанию за то, что последнее покинуло ее. А ведь естествоиспытатели могли бы убедиться уже на примере естественнонаучных успехов философии, что во всей этой философии имелось нечто такое, что превосходило их даже в их собственной области...»14 Из этих слов Ф. Энгельса видно, что он не признавал никакой научности в целлюлярной теории Р. Вирхова.
Научно не обоснованной целлюлярную теорию Р. Вирхова назвал и выдающийся русский физиолог И. М. Сеченов. В тезисах своей докторской диссертации «Материалы для будущей физиологии алкогольного опьянения», опубликованных еще в 1860 г., он писал: «Клеточная патология, в основе которой лежит физиологическая самостоятельность клеточки или, по крайней мере, гегемония ее над окружающей средой, как принцип ложна. Учение это не более как крайняя ступень развития анатомического направления в физиологии». В своей диссертации И. М. Сеченов в 7-м тезисе писал, что учение Вирхова есть не более как крайняя ступень анатомического направления.
Выступал против целлюлярной теории и И. П. Павлов, считавший, что сущность болезни нельзя объяснить лишь одной патологической анатомией. Именно им и была создана подлинно научная теория нервизма, объясняющая с позиций рефлекторной теории происхождение и течение патологических процессов и организме.
Р. Вирхов занимался и антропологией, однако и здесь он стоял на метафизических позициях. Вместо того чтобы объяснить различие в строении черепа питекантропа, неандертальцев и представителей более поздних времен с позиции эволюции, он считал, что разница между ними объясняется результатом патологических явлений.
В конечном счете его антропологические изыскания привели к расизму. Он пытался доказать, что немцы принадлежат к «высшей» расе.
Французский врач Шарль Жан Мари Летурно(1831—1902). После окончания университета непродолжительное время работал физиологом, потом увлекся социологией и этнографией. Уже в зрелом возрасте написал книгу «Ьа 50С1о1о§{е й'аргез ГеШпо-
14 Маркс К., Энгельс Ф.//Соч. — 2-е изд. — Т, 20. — С. 520.
17—129 257
&гарЫе». Однако, с точки зрения социологических обобщений» это был неглубокий труд, и он не соответствовал громкому названию книги. Спустя 7 лет, в 1887 г., отдельными книгами вышли в свет «Эволюция и мораль», «Эволюция семьи», «Эволюция религии» и др. Недостатком данной серии книг было то, что эволюция различных явлений изучалась изолированно друг от друга и от других сторон жизни. Подход к изучаемой проблеме носил метафизический характер. Анализ явлений был поверхностным, в основном это было изложение исторических фактов, перечисленных в хронологическом порядке.
Однако, несмотря на невысокую научную ценность, его книги привлекали к разработке социологических проблем новые силы ученых, так как были написаны весьма занимательно.
Английский врач Джон Саймон(1816—1904) написал ряд работ, в которых показал всю жестокость эксплуатации капиталистами трудящихся. В «Капитале» К- Маркс не раз ссылается на его труды,иллюстрируя ими свои выводы.Так,когда К.Маркс писал о бесчеловечной эксплуатации производительниц человеческого рода — женщин, он в качестве примера приводит слова Д. Саймона"1.
Анализируя, как капитализм расхищает здоровье трудящихся, Д. Саймон писал: «...Я показал, что практически невозможно для рабочих отстоять свое первое право — право на здоровье, настоять на том, чтобы, для каких бы работ ни собрал их хозяин, работа, поскольку это зависит от него, была освобождена от всех устранимых вредных для здоровья обстоятельств. Я доказал, что и то время как рабочие практически не в состоянии добиться своими силами осуществления этого права на здоровье, они пс могут достигнуть действительной помощи и со стороны платных чинов санитарной полиции... Жизнь десятков тысяч работниц в настоящее время бессмысленно калечится и сокращается бесконечными физическими страданиями, которые порождаются тем простым фактом, что они работают»16.
Д. Саймон отмечал высокую смертность среди многих профессиональных групп, которая в полтора раза превышала смертность среди сельского населения. Одной из причин этого было крайне плохое питание рабочих, потреблявших недостаточное количество белков и углеводов.
Д. Саймон считал, что плохое питание является лишь одной из многих причин тяжелого положения трудящихся, отражающихся на здоровье человека. Подчеркивая, что недостаток питания порождает или обостряет болезни, он обращал внимание на то, что ухудшению питания предшествуют другие лишения. Задолго до того, как врачи установят, что люди потребляют недостаточное количество белков и углеводов, что уже является на-
чалом угрозы жизни, которая может оборваться смертью от голода, у человека исчезают многие другие материальные удобства. Он не имеет и с'редств на одежду и отопление, нет достойной защиты от непогоды. Жилищная теснота доходит до такой степени, что она также становится причиной болезни. Местом жилища становятся самые загрязненные места, где нет элементарных санитарно-технических условий для стоков канализационных отходов, водопроводной воды, а иногда света и чистого воздуха. На основе всего этого Д. Саймон делает вывод: «Таковы опасности для здоровья, которым неминуемо подвергается беднота, если ее бедность сопряжена с недостаточным питанием. Если сумма этих зол имеет страшное значение для жизни, то одна недостаточность питания ужасна сама по себе. Это наводит на грустные размышления, особенно если вспомнить, что бедность... не является заслуженным результатом праздности. Это — бедность рабочих. Ведь труд, ценой которого городские рабочие покупают это скудное количество пищи, в большинстве случаев удлиняется свыше всякой меры, и, однако, лишь в очень условном смысле можно сказать, что труд этот дает рабочему возможность поддерживать свое существование»17.
Такое положение рабочих, по мнению Д. Саймона, оценивалось как прямая дорога к пауперизму.
К- Маркс, давая оценку такому положению трудящихся, писал: «Только понимание экономических законов раскрывает внутреннюю связь между муками голода наиболее трудолюбивых слоев рабочих и грубой или утонченной расточительностью богатых, основанной на капиталистическом накоплении. Совершенно иначе с жилищными условиями. Здесь всякий беспристрастный наблюдатель видит, что чем обширнее централизация средств производства, тем больше соответствующее скопление рабочих на одной и той же площади, и что, следовательно, чем (нлстрее капиталистическое накопление, тем хуже состояние жилищ рабочих»18.
Врач Д. Саймон, говоря об обеспечении трудящегося населения жильем, отмечал, что он этот вопрос рассматривает не только с позиций врача. Отсутствие надлежащего жилья ведет к де-I радации физического и морального состояния человека. Д. Сай-юн писал по этому поводу: «Доведенная до высокой степени скученность почти неизбежно обусловливает такое отрицание всяких приличий, такое грязное смешение тел и физических отправлений, такую наготу полов, что все это напоминает скорое зверей, чем людей. Подвергаться таким влияниям — это унижение, которое тем глубже, чем дольше оно продолжается. Лля детей, родившихся под этим проклятием, оно служит кре-П1ГН11СМ к позору... И сверхбезнадежно было бы желание, чтобы ./поди, поставленные в такие условия, в других отношениях стре-
15 Маркс К., Энгельс Ф.//Соч. — Т. 23. — С. 411.
16 РиЬНс НеаНЬ 6№ КероП. — Ьопёоп, 1864.— Р. 31.
17 РиЬПс НеаНЬ б1" Керог4 е1с. !ог 1863, — ЬопсЗоп, 1864. — Р 14—15 Маркс К., Энгельс Ф.//Соч. — 2-е изд. — Т. 23. — С. 671—672.
мились к той атмосфере цивилизации, сущность которой заключается в физической и моральной чистоте»19.
Врач Д. Саймон приводит сведения, как в приходе Севенокс из-за крайне тяжелых жилищных условий среди жильцов начались эпидемии заразных заболеваний, приводившие к высокой смертности трудового люда. Так, нерешенность жилищной проблемы вела непосредственно к гибели людей, которые могли бы жить и трудиться при наличии благоустроенных, неперенаселенных квартир.
Эксплуататоры не хотели тратить лишних средств на строительство жилья, к тому же они были уверены, по словам Д. Саймона, что рабочие «...слишком невежественны для того, чтобы знать свои права на здоровье, и что ни самые отвратительные жилища, ни самая гнилая вода никогда не послужат поводом для стачки»20.
Д. Саймон привел ряд данных и о тяжелом положении сельскохозяйственных рабочих, об их неудовлетворительных жилищных условиях, ведущих к массовым заболеваниям и эпидемиям, разрушающим здоровье людей, а нередко посягающим и на их жизнь. Социологические выводы Д. Саймона были широко использованы К- Марксом в его основополагающем труде «Капитал».
Следует отметить, что Д. Саймон представлял не единичное явление, а был выдающимся представителем славной когорты (Леонард Хорнер, Эдвин Чедвиг, Саутвуд Смит и др.) «...компетентных, беспристрастных и решительных людей, как английские фабричные инспектора, английские врачи, составляющие отчеты о «РиЬПс НеаНЬ» («Здоровье населения»), как писал о них К. Маркс в предисловии к «Капиталу»21.
Рудольф Кёлликер(1817—1905), немецкий ученый, занимавшийся анатомией, сравнительной анатомией, гистологией, эмбриологией. Им написано около 270 научных трудов. Длительное время, более полувека, с 1847 по 1904 г., он работал профессором кафедры анатомии Нюрнбергского университета.
После открытия клетки Шванном он стал одним из активных защитников клеточной теории. Более того, в подтверждение ее им самим проводились эксперименты, связанные с дроблением оплодотворенной яйцеклетки у животных.
В процессе научных исследований им установлены некоторые неизвестные до этого анатомические образования (ядра мозжечка и др.), а также наличие морфологических связей между центральными зрительными и слуховыми нервами. Несмотря на прогрессивное отношение к пониманию клеточной теории и некоторых научных открытий, Р. Кёлликер не принял учение Ч. Дар-
19 Маркс К., Энгельс Ф //Соч. — Т. 23. — С. 673.
20 Там же. —С. 681.
21 Там же. — С. 9.
вина и, более того, выступал против дарвинизма, доказывая, что развитие происходило не в результате длительного эволюционного процесса под влиянием внешней окружающей среды, а в силу внутренних причин, ведущих к скачкообразным изменениям. Так он стал на позиции идеализма, заменив эволюцию, происходящую постепенно под влиянием окружающей среды, на эволюцию, происходящую в виде скачков под влиянием внутренних сил. Он бездоказательно утверждал, что яйцо или зародыш сразу могут дать новую форму, которая в значительной степени отличается от материнской.
Из этого он делал далеко идущий вывод, утверждая, что различные группы организмов возникают не от одной формы, а от нескольких различных исходных форм. Из этой ложной исходной позиции им делался и другой неправильный вывод, будто нельзя установить общие закономерности эмбрионального развития организмов отдельно взятого вида животных и вести разговор о его филогенезе, если они в результате скачка под влиянием внутренних сил произошли от разных групп животных.
Так, начав свою научную деятельность с признания материалистических позиций, он в конечном счете перешел на позиции идеализма.
Его работы по классификации тканей и их микроскопической анатомии имели большое значение для науки до тех пор, пока ткани не были исследованы с помощью электронного микроскопа. Он был одним из первых ученых, признавших клеточное учение, и при исследовании структуры тканей использовал при описании особенности отдельных тканей.
Им также исследована проблема эмбриологии человека и позвоночных животных, изучалась нервная система с позиций нейронной теории. Несмотря на некоторые позитивные данные в его учении о тканях, в целом он стоял на идеалистических позициях и выступал в печати против дарвинизма.
За всю историю человечества немногие психиатры становились философами. К такому исключению относится итальянский врач Чезаре Ломброзо(1835—1909), научная деятельность которого относится к концу XIX — началу XX вв. Помимо психиатрии, он занимался антропологией и криминалистикой и стал родоначальником крайне реакционного антропологического уголовного права, которое широко применяется в буржуазном обществе. В основе его теоретических выводов лежит антинауч-ная концепция, выражающаяся в том, что будто бы в современном ему обществе существуют люди с врожденными качествами к совершению преступлений. Таким образом, особый тип «преступного человека» совершает преступления, по теории Ч. Ломброзо, не из-за социальных причин, а в результате своих генетически предначертанных наклонностей. Некоторым людям как бы предопределено судьбой совершать тяжкие преступления. При этом Ч. Ломброзо полностью игнорирует условия жизни. Это были
не только умозрительные выводы, основанные на знании психических процессов человека, но и попытка объяснить их с точки зрения физиологии и анатомии. По данным Ч. Ломброзо, для человека с преступными наклонностями характерны, например, более резкое очертание лицевого угла, сплющенный нос, низкий лоб, высокие скулы, редкие волосы на бороде. На основании антропологических обследований преступников им были разработаны специальные таблицы признаков прирожденных преступников. Черты преступника он относил к атавистическим чертам личности. Ч. Ломброзо рекомендовал в целях предупреждения преступлений выявлять людей с указанными им анатомическими особенностями черепа и превентивно казнить их, пожизненно заключая в тюрьму, ссылая на необитаемые острова навечно н т. п. Ч. Ломброзо не пытался обследовать людей, которые уже совершили преступления. А среди них всегда и везде были люди с самыми разными вариантами анатомических особенностей черепа. Об -этом свидетельствуют результаты неоднократных проверок его таблиц.
Теория Ч. Ломброзо была выражением идеологии буржуазии. Ее цель — приглушить волну нарастающей классовой борьбы пролетариата в связи с возрастающей его эксплуатацией. Вооруженные такой теорией, господствующие классы могли безнаказанно репрессировать тех, кто им неугоден. Под видом биологически неполноценных личностей, склонных к преступлениям, нередко изолировали прогрессивных людей, активных борцов за освобождение трудящихся.
Теорию Ч. Ломброзо в свое время брали на вооружение итальянские и немецкие фашисты в оправдание своей расистском теории и практики. Ссылаясь на эти научные опусы,они насильственно проводили среди них стерилизацию и кастрацию, в США биокриминологн (Хутои, Лбрамсон и др.) на основе теоретических выкладок создали новую теорию о «недоброкачественной зародышевой плазме», которая не позволяет человеку приспособиться к условиям жизни капиталистического общества. Это значит, что с такими людьми можно поступать как угодно, вплоть до линчевания. Естественно,-что такая патология прежде всего ими обнаруживается среди национальных меньшинств и в первую очередь среди негров. Поэтому нередко целые расы объявляются неполноценными, отстраняются от активной общественной жизни, лишаются работы и нередко самых насущных средств существования.
Врачи по своему призванию и долгу являются гуманистами. Ч. Ломброзо-—исключение.
Ч. Ломброзо подвергался острой критике со стороны старейшего члена РСДРП, философа-марксиста С. Г. Шаумяна (1878-1918). «Современная антропологическая криминалистическая школа, — писал Шаумян, — знаменитого Ломброзо... пыталась и еще пытается уверить людей, что эти омерзительные проявления современной цивилизации (автор имеет в видупре-
ступность, алкоголизм, проституцию. — С. Ч.) являются чисто биологическими, антропологическими категориями... В настоящее время обществоведческие теории, с одной стороны, и многочисленные статистические исследования, с другой, окончательно выяснили, что эти явления как широкие, массовые явления есть не биологические, а напротив, социальные категории, что они есть непосредственный результат господствующего ненормального и жестокого социального строя, необеспеченного, тяжелого экономического положения населения»22.
Вместе с тем Ч. Ломброзо критиковал взгляды Гальтона за то, что тот сближал гениальность человека с психическим расстройством.
Анджело Моссо (1840—1910), итальянский врач, посвятивший свою научную деятельность физиологии. С 1877 г. работал в Туринском университете, занимаясь разработкой проблем утомляемости организма, изучая также кровообращение в головном мозге и физиологическое состояние мозга при различных психических расстройствах. Все эти явления он изучал экспериментально, большинство опытов производились с помощью приборов, сконструированных им самим.
Философские взгляды А. Моссо носили дуалистический характер. Это не позволило ему правильно обобщить и оценить полученные им же экспериментальные данные, касающиеся физиологических и психических процессов человека.
Неопределенность в мировоззрении в конечном счете привела к выводу, что между физиологическими процессами и психологическим состоянием лежит непреодолимая «пропасть».
Сэр Френсис Гальтон (1822—1911), двоюродный брат Ч'. Дарвина, являлся одним из оригинальных ученых Англии второй половины XIX в.— начала XX в. Окончив медицинский факультет Кембриджского университета и получив первую ученую степень, он, как и Ч. Дарвин, решил отправиться в путешествие. Вначале он побывал в Африке — в Судане и других отдаленных районах, а затем в Испании. Им был написан ряд книг. Изучал он во время путешествий географию, этнографию, метеорологию. Добившись определенных успехов в этих науках, позже он задался целью приложить математику ко всем явлениям жизни — от биологии до социологии. Особенно подробно им была изучена проблема наследственности, что было обобщено в специальной монографии. В последние годы своей жизни он занимался пропагандой законов наследственности и применением их к условиям жизни. Эта область исследования им была названа «евгеникой». Ее назначение он определял так: «...изучение факторов, находящихся под социальным конт-
22 Шаумян С. Г.//Избр. произвел. — М., 1957.— Т. I. — С. 49.
ролей и могущих совершенствовать или ухудшать свойства расы, как физические, так и нравственные»23.
Исследование законов эволюции