Врачи-философы в эпоху империализма
Апогеем рабочего революционного движения во второй половине XIX в. явилась Парижская коммуна. Ее поражение способствовало развитию оппортунистических течений в социалистических партиях, прежде всего ревизионизма. Росло сознание пролетариата, вооруженного новым произведением К- Маркса «Капитал».
Цель идеологов буржуазии заключалась в том, чтобы защитить устои капиталистического общества, отсрочить свою гибель как общественно-экономической формации. Острие их политического оружия направлено против марксизма. Борьбу идеологом буржуазии с марксизмом осложнили значительные успехи и развитии естественных наук. Несмотря на то что агностицизм и идеализм продолжают внедряться в науку о природе и обществе, учения Г. Спенсера, Э. Маха, Р. Авенариуса, А. Пуанкаре, В. Виндельбанда, Г. Риккерта, Ф. Ницше п других философов и естествоиспытателей не могли остановить истиннтый прогресс в науке и философии. Диалектический и историчсекпй материализм продолжал развиваться, совершен-ствоваться и овладевать умами людей, повышать сознание самою революционного класса — пролетариата.
В империалистических странах произошли значительные изменения п структуре класса капиталистов—образовалась сильная прослойка финансовой олигархии, которая пыталась уста-новить финансовый контроль над большей частью национального дохода страны. Произошли изменения в рабочем классе, а также в средних слоях населения. В области классовых отношений решалась одна задача — сохранение «классового мира». Чтобы снести до минимума классовые противоречия, идеологи буржуазии пытались доказать, что государство приняло максимум мер к эволюционному пути преобразования капитализма в социализм.
Однако конец XIX п. был по только началом эпохи империализма, но и началом ленинскою этапа в философии. Первые же его труды стали началом разработки проблем диалектического н исторического материализма м новую эпоху. Критика взглядов народников была критикой их идеалистического мировоззрения и метафизического метода, который зиждился на идеа-
лизме в понимании истории, субъективизме, эклектизме и метафизичности. Он отвергал взгляды народников и их идеолога Н. К- Михайловского о непознаваемости мира, критиковал их за объяснение явлений и событий с точки зрения теории факторов и рекомендовал из множества общественных явлений выбирать наиболее важные, играющие в том или ином событии решающее значение. В. И. Ленин объяснял им ошибочность их взглядов на развитие природы и общества как на постепенную эволюцию, недопускающую скачков, так как это вело к непониманию противоречивого характера развития капиталистического общества, отрицанию революции. Он подчеркивал, что «целый ряд ошибок народнических писателей проистекает из их попыток доказать, что это непропорциональное, скачкообразное, азартное развитие не есть развитие»1.
В идеологической борьбе с народниками В. И. Ленину пришлось не только критиковать их неправильные и ошибочные философские взгляды, но вместе с тем ему довелось и отстаивать прочность позиций марксизма — диалектического и исторического материализма, созданного К- Марксом и Ф. Энгельсом, так как Н. К. Михайловский утверждал, что марксизм ничем не отличается от философии Г. В. Гегеля. Разоблачая эти лженаучные утверждения, В. И. Ленин писал: «Для всякого очевидно, что центр тяжести аргументации Энгельса лежит в том, что задача материалистов — правильно и точно изобразить действительный исторический процесс, что настаивание на диалектике, подбор примеров, доказывающих верность триады,— не что иное, как остатки того гегельянства, из которого-вырос научный социализм, остатки его способа выражений»2.
Позже В. И. Ленину пришлось отстаивать важность марксистской философии как теоретического обоснования материалистического мировоззрения, непосредственную связь ее с революционной практикой пролетариата, в то время как «легальные марксисты» пытались доказать, что практика не зависит от теории, а конкретные выводы философии не носят классового характера. Ему пришлось вести борьбу и с буржуазным объективизмом, которому он противопоставлял материалистическое учение. В. И. Ленин, выступая против защитников буржуазии и их «объективизма», писал: «Объективист говорит о необходимости данного исторического процесса; материалист констатирует с точностью данную общественно-экономическую формацию и порождаемые ею антагонистические отношения. Объективист, доказывая необходимость данного ряда фактов, всегда рискует сбиться на точку зрения апологета этих фактов; материалист вскрывает классовые противоречия и тем самым определяет свою точку зрения. Объективист говорит о «непреодолимых исторических тенденциях»; материалист говорит о том
классе, который «заведует» данным экономическим порядком, создавая такие-то формы противодействия других классов. Таким образом, материалист, с одной стороны, последовательнее объективиста и глубже, полнее проводит свой объективизм. Он не ограничивается указанием на необходимость процесса, а выясняет, какая именно общественно-экономическая формация дает содержание этому процессу, какой именно класс определяет эту необходимость»3.
В этой цитате В. И. Ленина изложено основное кредо диалектического и исторического материализма на новом этапе развития человеческого общества. Высказанные им слова развенчивали идеологов буржуазии, защищавших устои капиталистического строя, пытавшихся потушить классовую борьбу, лишить пролетариат его революционной теории. Разоблачение отступничества от диалектического и исторического материализма явилось вместе с тем новым толчком к развитию материалистической философии.
Многие труды В. И. Ленина были специально посвящены философским вопросам. Когда начали нарастать противоречия капитализма и стали наиболее ярко проявляться черты его загнивания, в связи с чем появилось много идеалистических течений и школ, такие, например, как эмпириокритицизм, неокантианство, махизм и другие подобные им, В. И. Ленин создал капитальный труд «Материализм и эмпириокритицизм». В этом философском труде В. И. Ленин нанес сильнейший удар по идеализму и его различным течениям. Он не дал возможности махизму возвыситься над материализмом и идеализмом. Эта книга била не только снарядом по русским махистам, но и по их идеалистическим «однокровцам» в зарубежных странах. В. И. Ленин со всей прямотой показал ошибочность взглядов различных представителей новых идеалистических школ и их сущность, которая далека от научных обобщений и открывает прямую дорогу к поповщине. Он писал: «Объективная, классовая роль эмпириокритицизма всецело сводится к прислужничеству фидеистам в их борьбе против материализма вообще и против исторического материализма в частности»4.
Большое философское наследство оставил В. И. Ленин в своем незаконченном труде о диалектике «Философских тетрадях».
В. И. Ленин остро критиковал философов, которые проповедовали свободу воли: «Идея детерминизма, устанавливая необходимость человеческих поступков,— писал он,— отвергая вздорную побасенку о свободе воли, нимало не уничтожает ни разума, ни совести человека, ни оценки его действий»5.
1 Ленин В. Я.//Полн собр. соч. •
2 Там же.— Т. 1. —С. 164.
-Т. 3. —С. 598.
3 Ленин В. И.//Поли. собр. соч. —Т. I. — С. 418.
4 Там же.— Т. 18.— С. 380.
5 Там же, —Т. 1. —С. 159.
К. Маркс также давал разъяснение, что свободу не следует понимать ограниченно с позиций возможности что-то сделать по своему желанию, независимо от того, как это делается — свободно или под запретом. Он писал, что «... к свободе относится не только то, чем я живу, но также и то, как я живу, не только-тот факт, что я осуществляю свободу, но и тот факт, что я делаю это свободно»6.
Таким образом, основоположники марксизма-ленинизма, отвергая выдуманную свободу воли, боролись за ту свободу, которая позволяла свободно жить и свободно осуществлять наиболее важные и существенные жизненные функции как в личной, так и общественной жизни.
Исследования советских ученых (Б. М. Кедрова, X. С. Коштоянца и др.) свидетельствуют о том, что передовая философская мысль в дореволюционной России была тесно связана с естественнонаучными открытиями, что выражалось в ее плодотворном влиянии на развитие естествознания. Ярким примером этого могут служить И. М. Сеченов и И. П. Павлов.
Убедительные выводы И. М. Сеченова использовали многие философы, в том числе Н. В. Шелгунов (1824—1891), М. А. Антонович (1835—1918). Но были и такие, как К- Д. Кавелин (1818—1885), которые, будучи идеологами помещичье-буржуаз-ного либерализма, врагами революционной демократии, пытались философию отождествлять с психологией, отрывать при этом мысль от мозга и интерпретировать психику как деятельность «души». Иначе говоря, К. Д. Кавелин выступал с идеалистических позиций против материалистических идей И. М. Сеченова.