Врачи-философы европы домонополистического периода
Немецкий врач Франц Ксаверий Баадер (1765—1841) занимался пс только медициной, но и был специалистом по горному делу. Вместе с тем в его жизни большое место занимала философия. С 1826 по 1838 г. он был профессором философии и богословия Мюнхенского университета. Будучи богословом, по своему мировоззрению Ф. К. Баадер стоял на идеалистических позициях. В своем философском труде «Динамическая философия», изданном в 1809 г., отражал идеалистические идеи Сен-Мартена, Беме, стоявших на позициях признания божественных начал. Он являлся одним из приверженцев христианского социализма. Это течение не имело четкой программы. В своем произведении он изложил теософскую систему в духе реакционного романтизма. Его трудам о мистическом романтизме в Германии был посвящен ряд книг, которые издавались в разные годы, в том числе и в период господства фашизма. В своих трудах Ф. Баадер пытался доказать, что бытие человека, а следовательно, вся история человечества находится в зависимости от бытия бога. Отсюда он делал вывод, что знания зависят от веры. Тем самым он принижал человека и его научную деятельность, лишал его творческих начал.
Ф. Бааден любовь толковал с романтических позиций как проявление чего-то иррационального, «темного», бессознательного.
Петр Берон (1705—1871) родился в г. Котел в Болгарии, но учиться ему пришлось в Бухаресте (Румыния). С 1817 по 1821 г. он постигал .чиания, по из-за преследования за участие в 1821 г. в восстании нротпи турок вынужден был эмигрировать в Австро-Венгрию. Здесь и г. Брассо (Брашов) П. Берон решил освоить педагогику. Иго труды не пропали даром, так как вскоре им был издан букварь на болгарском языке для различного обучения, как указывалось на его заглавном листе. Этому букварю в просвещении болгарского народа суждено было сыграть выдающуюся роль — после освобождения Болгарии от турецкого ига он выдержал 6 изданий. В подлинном смысле это был не букварь, а небольшая энциклопедия, в кото-
I
рой были приведены различные сведения, а также материалы для улучшения педагогического дела в стране.
В 1825—1827 гг. П. Берон учился в Гейдельбергском университете одновременно на медицинском и философском факультетах. Здесь были получены основные знания по этим наукам, однако завершение образования у него проходило в Мюнхене в течение 4 лет (1827—1831). Вскоре после завершения образования 5 июня 1831 г. ему была присуждена степень доктора медицины за подготовленную им диссертацию. Темой его диссертации были исследования в области акушерства и гинекологии. Он предложил новые методы измерения женского таза.
Став хорошим специалистом, П. Берон переехал в Бухарест, кроме того, он работал в Кракове. Длительное время (с 1841 по 1871 г.) работал в Париже. По возвращении в Крайову, он был убит. За свою большую жизнь им написан ряд трудов как в области медицины, так и философии.
П. Берон обладал энциклопедическими знаниями для своего времени и старался эти знании брать из подлинной науки, а не из досужих выдумок отдельных ученых.
Немецкий врач Гуго Моль (1805—1872), окончивший медицинский факультет Тюбингенского университета, посвятил свою научную деятельность ботанике. Увлеченный ею, уже будучи врачом, он даже окончил Мюнхенский университет. И хотя после окончания этого университета его деятельность началась в качестве профессора физиологии в университете в Берне (1832), вскоре (1835) он все-таки перешел в тот университет, где получил медицинское образование и до конца своей жизни преподавал ботанику. Он внес заметный вклад в ботанику, но для философской мысли большое значение имели его труды в области изучения клетки и особенно сделанное им открытие о роли протоплазмы — этого живого вещества, из которого состоит организм. В этом отношении труд Г. Моля «В1е уе§е1аНзс-Ье геИе» (1851) сыграл важную роль в понимании развития живого вещества в природе.
Питер Гаскелл, английский врач, жил в первой половине XIX в. Он был либералом, буржуазным публицистом. Хотел остановить техническую революцию в процесе развития производства и тем самым сгладить классовые противоречия между пролетариатом и буржуазией. К. Маркс так писал о его взглядах: «По Гаскеллу, паровая машина с самого начала сделалась антагонистом «человеческой силы» и дала капиталистам возможность разбивать растущие притязания рабочих, которые угрожали кризисом зарождающейся фабричной системы. Можно было бы написать целую историю таких изобретений с 1830 г., которые были вызваны к жизни исключительно как боевые средства капитала против возмущений рабочих. Прежде всего
мы напомним об автоматической мюль-машине, потому что она открывает новую эпоху автоматической системы»2. * Известно, что до 1824 г. рабочим Англии запрещалось объединяться в какие-либо союзы. И хотя парламент отменил этот запрет, простая агитация за вступление рабочих в союз и за участие в стачках властью имущих рассматривалась как уголовное преступление.
П. Гаскелл в своих работах отмечал, что дальнейше развитие капитализма вело к росту неблагополучия трудящихся. Из-за развития машинного производства часть их теряла работу и лишалась средств к существованию.
Среди многих врачей Западной Европы XIX в., включившихся в революционное движение и внесших определенный вклад не только в его развитие, но и в теоретическое обоснование преобразования человеческого общества, следует назвать немецкого врача Роланда Даниельса (1819—1855). Вступив в Союз коммунистов, организованный впервые в истории человечества К. Марксом и Ф. Энгельсом в Лондоне на базе реорганизованного «Союза справедливых», он вскоре стал одним из его руководителей. Программой этого Союза являлся «Манифест Коммунистической партии», написанный К. Марксом и Ф. Энгельсом в 1848 г.
Р. Даниельс одним из первых сделал попытку применить диалектический материализм в области естествознания. На рубеже первой и второй половин XIX в. продолжалась борьба между материализмом и идеализмом. Его работы в этом отношении имели большое значение для прогресса науки. В его научных трудах постоянным наставником был К. Маркс. Так, в одном из писем к нему (май 1851 г.) К. Маркс разъяснял: «...Коммунистам предстоит показать, что только при коммунистических отношениях уже достигнутые технологические истины могут быть осуществлены на практике»3. К сожалению, в 1852 г. Прусское правительство инспирировало Кельнский процесс коммунистов, и Р. Даниельс как один из руководителей Союза коммунистов был арестован. Как писал К. Маркс в своей статье «К истории Союза коммунистов», доктор Р. Даниельс умер через несколько лет после процесса от туберкулеза, который он нажил в тюрьме4.
Р. Даниельс был другом К. Маркса и Ф. Энгельса и оказывал им финансовую помощь.
Мартин Генрих Ратке (1793—1860) учился в Геттингенском и Берлинском университетах. Получив медицинское образование, он начал специализироваться в области анатомии и эмб-
2 Маркс К., Энгельс Ф.//Соч. — 2-е изд. — Т. 23. — С. 445—446. 8 Там же. — Т. 27. — С. 483. 4 Там же. —Т. 21.-С. 231.
13—129
риологии. В 1829-г. М. Г. Ратке стал профессором Дерптского университета, где работал до 1835 г., после чего переехал в Кенигсбергский университет.
Основной направленностью его научной деятельности были сравнительная анатомия и описательная эмбриология. Изучая развитие эмбрионов различных представителей животного мира (речные раки, акулы, ужи и др.), М. Г. Ратке описал неизвестные до него явления в эмбриологическом развитии: жаберное кровообращение зародышей позвоночных, смену выделительных органов позвоночных, изменение кровообращения при развитии легочного дыхания позвоночных.
В результате своих многочисленных опытов и наблюдений М. Г. Ратке пришел к важному выводу, что зародыши высших позвоночных в своем развитии повторяют стадии развития, присущие низшим животным. Он считал, что филогенез, т. е. процесс исторического развития органического мира, его видов, родов, семейств и др., ярко подтверждается эмбриологией. Данный вывод наносил смертельный удар религии о божественном происхождении всего живого мира и человека и открывал первые страницы эволюционного учения.
Франсуа Венсан Распайль (или Распай) (1794—1878) был не только врачом, но и социалистом-утопистом, французским демократом, естествоиспытателем.
Будучи социалистом-утопистом, он не только провозглашал социалистические идеи, но и принимал активное участие в революционном движении. Ф. В. Распайль был участником двух революций во Франции — в 1830 г. и в 1848 г., сражаясь на баррикадах. Во время революции 1848 г. играл важную роль среди революционеров. Ему было поручено возглавить рабочую депутацию и предъявить буржуазному Временному правительству требование о немедленном объявлении республики во Франции. После революции 1848 г. он участвовал в республиканском движении. За свою активную революционную деятельность, а также за оказание бесплатной медицинской помощи трудящимся Парижа Ф. В. Распайль пользовался большим уважением у последних. Позже начал издавать газету, в которой пропагандировал свои социалистические взгляды, носившие утопический характер. Он хотел в рамках капиталистического общества уничтожить нищету среди трудящихся масс путем предоставления им реального «права на труд» и организации производственных ассоциаций, которые должны поддерживаться как государством, так и общинной властью. Ф. В. Распайль не понимал, что ни одну из этих задач невозможно выполнить в рамках капиталистической формации, так как неизбежным спутником ее является возрастающая безработица, ведущая к нищете.
Им же был организован «Клуб друзей народа», который пользовался большой популярностью среди рабочих.
В августе 1848 г. Ф. В. Распайль принял активное участие в демонстрации. Это была народная демонстрация против Учредительного собрания, проводившего политику, враждебную пролетариату. Демонстрация требовала роспуска Учредительного собрания. Однако это движение было подавлено, а Ф. В. Распайль арестован и в марте 1849 г. осужден на 6 лет тюремного заключения. Но широкая его популярность среди пролетариата вызвала волну протеста против ареста Ф. В. Рас-пайля. Возмущенный пролетариат на арест ответил демонстративным избранием его депутатом в Учредительное собрание, а несколько позже социалистические клубы Парижа выдвинули его кандидатуру в президенты республики. Правительство не посчиталось с протестами пролетариата, и он вынужден был отбывать наказание до 1855 г.
После освобождения из тюрьмы Ф. В. Распайль стал на буржуазно-демократические позиции.
Ф. В. Распайль внес весомый вклад в изучение паразитологии, органической химии, медицины, естествознания.
Роберт Ремак (1815—1865), немецкий врач и биолог, окончив в 1838 г. Берлинский университет, в 1859 г. стал профессором этого же университета. Его научные интересы были связаны с изучением неврогистологии. Он изучал тончайшие срезы нервной ткани периферических нервов, нервных узлов сердца, пищеварительного тракта и другой дислокации. Многие нервные образования, в частности безмякотные нервные волокна и сердечные нервные узлы в пограничной зоне предсердий и желудочков, носят его имя.
Наибольшее значение для понимания проблемы развития живой природы имели его труды в области цитологии, которой он занимался наряду с неврогистологией и эмбриологией. Одним из первых он открыл прямое клеточное деление, биологический процесс, называемый амитозом. Он высказал мнение о том, что все позвоночные животные начинают формироваться ми трех зародышевых листков и каждый из них является началом формировании определенных органов. Это ничего общего не имело с теорией преформизма, сформировавшейся в XVII— XVIII вв., согласно которой в зародыше уже сформирован организм и дальнейшее развитие заключается лишь в увеличении сложившегося организма.
13' |
Немецкий врач Отто Люнинг (1818—1868), помимо врачебной деятельности, занимался публицистикой, а в конце 40-х годов XIX в. был редактором «Новой немецкой газеты». В течение 1848—1850 гг. эта газета ежедневно выходила в Дарм-штадте и Франкфурте-на-Майне, нанося ощутимые удары по идеологии капитализма, разоблачая его хищническую сущность.
О. Люнинг был представителем так называемого истинного социализма, и публикуемые им статьи направлены против капиталистического строя. Немецкий «истинный социализм» являлся одной из разновидностей мелкобуржуазного социализма. Наибольшее распространение он приобрел в Германии в 40-х годах XIX в. Его приверженцами были интеллигенция и ремесленники. О. Люнинг являлся одним из главных представителей этого философского течения.
К. Маркс в своей статье «Редактору газеты «ВеоЬасМег» в Штутгарте» писал: «И. Вейдемейер редактировал в свое время вместе с О. Люнингом «Ыеие |Веи1:зсЬе 2е11и炙 во Франкфурте и был всегда одним из лучших борцов немецкой рабочей партии»5. Говоря так о И. Вейдемейере, К. Маркс рядом с ним ставит и врача-социолога О. Люнинга, много сделавшего по подъему самосознания пролетариата в его классовой борьбе против своих угнетателей — капиталистов.
Вместе с тем О. Люнинг не всегда был последователен. Так, в 1846 г. после опубликования К- Марксом и Ф. Энгельсом в журнале «Вестфальский пароход» статьи «Циркуляр против Крюге»6 он, будучи редактором этого журнала и одним из представителей «истинного социализма», подверг этот циркуляр произвольной обработке тенденциозного характера. Им были сделаны вставки, не согласованные с авторами, в ряде случаев произвольно изменен текст, что искажало некоторые суждения К. Маркса и Ф. Энгельса. Этим самым О. Люнинг пытался сгладить остроту партийной борьбы с помощью сентиментальных выражений, в то время как К. Маркс и Ф. Энгельс стояли на принципиальных позициях.
К. Маркс критиковал О. Люнинга и за неправильное рецензирование его работы «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.». Он искажал взгляды К. Маркса о диктатуре пролетариата и уничтожении классовых различий. К. Маркс отмечал по этому поводу, что О. Люнинг не понимает того, что взялся критиковать. И. К- Маркс вынужден был выступить со специальным разъяснением по этому вопросу, что опубликовано в «Заявлении редактору «Ыеие Е)еи1зспе 2еНи炙7.
Среди чешских ученых начала XIX в. особое место занимает имя Яна Эвангелиста Пуркинье (1787—1869). Окончив духовную семинарию, он поступил на философский факультет Пражского университета, после окончания которого непродолжительное время работал воспитателем в дворянской семье. Однако эта работа его не устраивала, его влекли к себе новые знания, и в 1812 г. Я. Э. Пуркинье поступил на медицинский факультет того же университета. Это был период, когда Карлов универ-
— Т. 16. —С. 22.
6 Маркс К., Энгельс Ф.//Соч. — 2-е изд.
6 Там же. — Т. 4. — С. 1—16.
7 Там же. — Т. 7. — С. 339.
ситет стал одним из центров борьбы за национальное освобождение Чехии. Попав еще в начале XVI в. под иго Габсбургов, страна стала онемечиваться, но эта политика встречала постоянное сопротивление чешского народа. Борьба за свою национальную независимость, за право говорить на своем родном языке, развивать свою литературу и культуру многократно вспыхивала как неугасающее пламя. Важную роль в этой борьбе занимал Пражский университет, где учился Я- Е. Пуркинье. После окончания медицинского факультета он остался работать в этом же университете в качестве ассистента по преподаванию анатомии и физиологии.
Для Чехии эти годы были чрезвычайно тяжелыми. Реставрация Бурбонов привела к тому, что организатор Германского союза Меттерних стал инициатором принятых в 1819 г. Карлс-бадскнх постановлений, наираилешшх на ужесточение репрессий против освободительного к революционного движения. Репрессивные меры отразились и на судьбе университета, в котором была введена строжайшая цензура. Прогрессивные профессора, высказывавшиеся за национальное освобождение, были удалены из университета. Такой же судьбы «удостоились» и демократически настроенные студенты. Всякие организации, общества были распущены и впредь запрещены. В университете, как и во всей стране, начала насаждаться сеть шпионов. Особый контроль был установлен за профессорско-преподавательским составом и студентами из числа чехов и словаков. В этой сложной политической обстановке началась научная и общественная деятельность Я. Э. Пуркинье. В 1819 г. он получил степень доктора медицины. В это же время опубликовал научный труд «К познанию зрения в субъективном аспекте», который получил широкую известность. Даже знаменитый немецкий поэт Гёте лестно отзывался о нем. Будучи патриотом, Я. Э. Пуркинье начал издавать журнал «Крок» на чешском языке. Но доступ к профессорской должности был закрыт из-за его принадлежности к чешской национальности. В Праге, Будапеште, Любляне он получил отказ. Везде исполнялась воля Габсбургов не открывать дорогу чехам и другим угнетенным национальностям. Отчаявшись найти профессорскую должность, он решил заняться врачебной деятельностью, мечтал накопить денег и открыть школу для одаренных чешских детей. В этих школах им предусматривалось начать обучение детей в неразрывной связи с производственной работой, как это делал швейцарский педагог Песталлоци в организованных им школах. Однако и эти намерения оказались неосуществленными прожектами. Лишь в 1822 г. при поддержке своих благожелателей — поэта Гёте и известного ученого Германии Гумбольдта ему было предоставлено место профессора на кафедре физиологии в университете г. Бреславля, который хотя и являлся старинным польским городом Вроцлавом, но в тот период входил в состав Пруссии.
На эту должность Я. Э. Пуркинье пришел вопреки желаниям работающих на факультете, которые избрали на эту должность другого кандидата. В связи с этим он был встречен недружелюбно. Оппозиция к нему нарастала с каждым днем. Им не были довольны за то, что он (впервые) свои лекции сопровождал опытами на животных, а также за то, что читал лекции по-немецки с чешским акцентом. Его во всем ограничивали. Руководство университета отказалось ему выделить микроскоп. Лишь спустя 10 лет Я. Э. Пуркинье удалось организовать научную лабораторию на кафедре, но и это вызвало бурю протестов, что заставило его организовать лабораторию с подопытными животными у себя на квартире. Несмотря на тяжелейшие условия работы, им выполнен ряд фундаментальных работ. Он исследовал важнейшие области офтальмологии. Им сделаны важные открытия. Ему удалось установить и объяснить тот факт, что при уменьшении освещенности изменяется яркость субъективного восприятия цвета. Я. Э. Пуркинье ввел понятие центрального и периферического зрения и многое другое, после чего офтальмология прочно стала на научные рельсы. Большой вклад он внес в изучение клетки и микроструктуры тканей. Им открыто существование нервных клеток и сделано описание структуры нервных волокон. Благодаря его исследованиям открыты особые волокна проводящей системы сердца, выполняющие важную роль в возникновении и проведении процессов возбуждения в сердечной мышце. Теперь эти волокна носят его имя. Он открыл потовые железы. В его лаборатории, можно сказать, зародилась гистология как наука.
Я. Э. Пуркинье внес весомый вклад и в зарождение эмбриологии, так как открыл ядро яйцевой клетки и описал изменение яиц и зародышей на различных стадиях развития. Еще до создания клеточной теории Швана им сделан вывод об общности в структуре растительных и животных клеток, что свидетельствовало о единстве материального мира. Он ввел в биологию понятие «протоплазма», а также ряд других терминов, которые вошли в научный язык. Им разработаны основы дактилоскопии.
Я. Э. Пуркинье был человеком энциклопедических знаний. Владея 13 языками, в том числе и русским, он хорошо знал уровень развития мировой науки. Это позволяло ему свободно читать лекции студентам по антропологии, анатомии, эмбриологии, гистологии, экспериментальной физиологии, прикладной физиологии, физической механике, физиологической химии, физиологической психологии и философии природы, или по натурфилософии.
Я- Э. Пуркинье внес значительный вклад в развитие медицинской науки, которая позволила понять глубинные естественно-биологические процессы, взаимосвязи человека с окружающим миром, что способствовало обогащению философской мысли в домарксистский период. Я. Э. Пуркинье, как и многие
другие естествоиспытатели того времени, стихийно нащупывал и испытывал более правильный метод познания природы. Приобретенные им знания, сделанные им открытия способствовали подрыву старого, метафизического взгляда на природу.
Иоганнес Мюллер (1801 — 1858) родился в семье сапожника в г. Кобленце (Германия), но благодаря своей большой одаренности и трудолюбию ему удалось окончить медицинский факультет Боннского университета и стать крупным ученым-естествоиспытателем. Уже его первая работа «Дыхание зародыша», написанная в студенческие годы, произвела на ученых большое впечатление.
В возрасте 25 лет он уже стал профессором Боннского университета по анатомии и физиологии. В 1833 г. И. Мюллер переехал в Берлин, где принял анатомический театр и до конца своей жизни проработал в Берлинском университете, читая лекции по анатомии человека, сравнительной и патологической анатомии, истории физиологии, эмбриологии.
По своим философским взглядам он был последователем И. Канта. И. Мюллер является основоположником так называемого физиологического идеализма. Он считал, что органы чувств обладают специфической энергией, и поэтому проявление ощущений им объяснялось как восприятие разрядов «специфической энергии», заложенной в рецепторном отделе нервной системы. Этим самым И. Мюллер разорвал реально существующую связь между ощущениями и свойствами объективно существующих предметов.
Придерживаясь взглядов И. Канта, он и восприятие пространства трактовал как способность сетчатки укладывать ощущения в априорные пространственные схемы. Его ошибка заключалась в том, что ощущения не могли использоваться как источник познания внешнего мира, так как органы чувств, по его теории, реагируют не в связи с воздействием на них предметов внешнего мира, а в связи с наличием собственной специфической энергии. Он считал, что ощущения позволяют человеку лишь судить о состоянии органов чувств, а не о предметах внешнего мира и их свойствах. Из его теории следовало, что все качественные явления, присущие предметам и воспринимаемые нашими органами чувств, такие как оттенки цвета, различные звуки, температура окружающей среды и самих предметов, различные запахи, вкус пищи, сотоящей из разных продуктов, обладающих разными вкусовыми свойствами,'— все это есть не что иное, как качество наших чувств. Что касается вещей, то они, по его мнению, в действительности не обладают этими качествами. Исходя из этого, И. Мюллер совместно с Ч. Беллом сформулировали принцип «специфической энергии органов чувств», что и явилось основой для теоретического фундамента «физиологического идеализма».
В. И. Ленин в своей книге «Материализм и эмпириокритицизм» подверг И. Мюллера острейшей критике за его физиологический идеализм, который по своей сути ничем не отличался от субъективно-идеалистических взглядов. В. И. Ленин писал: «В 1866 г. Л. Фейербах обрушился на Иогана Мюллера, знаменитого основателя новейшей физиологии, и причислил его к «физиологическим идеалистам»... Идеализм этого физиолога состоял в том, что, исследуя значение механизма наших органов чувств в их отношении к ощущениям, указывая, например, что ощущение света получается при различного рода воздействии на глаз, он склонен был выводить отсюда отрицание того, что наши ощущения суть образы объективной реальности. Эту тенденцию одной школы естествоиспытателей к «физиологическому идеализму»», т. е. к идеалистическому толкованию известных результатов физиологии, Л. Фейербах схватил чрезвычайно метко. «Связь» физиологии с философским идеализмом, преимущественно кантианского толка, долгое время потом эксплуатировалась реакционной философией»8. В. И. Ленин делает ссылку на Л. Фейербаха, поэтому небезынтересно будет знать, а как же сам Л. Фейербах отзывался о теоретических выводах И. Мюллера. Он не соглашался со взглядами субъективных идеалистов и считал, что «...мое ощущение субъективно, но его основа (Опте!) объективна», что «...без воды... нет ощущения, и прежде всего ощущения потребности в воде...»9. И далее, конкретизируя свою мысль относительно взглядов И. Мюллера, Л. Фейербах так обнажал его ограниченные взгляды: «А что эти ощущения, — писал он, — равно как и их предметы — звук, свет, только субъективны, являются только аффектациями нервов или мозга, — это утверждают и доказывают не только философы, но также и современные физиологические идеалисты. «Совершенно безразлично, — говорит, например, И. Мюллер в своей работе «К сравнительной физиологии зрения», — совершенно безразлично, каким способом раздражения действуют на чувства; и их действие всегда есть энергия самого чувства»10.
Л. Фейербах из этого делал вывод, что такое представление И. Мюллера ведет к ограниченному пониманию мира или, как писал он, — «Я» остается без «Ты»11.
Однако наряду с идеалистической теорией о специфической энергии органов чувств, смыкающейся с субъективным идеализмом, во взглядах И. Мюллера наблюдались моменты и стихийно-материалистического понимания связи человека с внешним миром. Противоречивые взгляды его привели к двусторонней критике. Естествоиспытатели и философы-материалисты,
8 Ленин В. Я.//Полн. собр. соч. —Т. 18. —С.. 322.
9 Фейербах Л.//Избр. филос. произвел. — Т. I. — М., 1955. — С. 572.
10 Там же. — С. 573.
11 Там же. — С. 575.
такие как Пуркинье, Фейербах, Сеченов и другие, отвергали его теорию за отрицание воздействия предметов внешнего мира на органы чувств. В свою очередь представители идеализма в лице Лютца и других критиковали И. Мюллера за причинную связь ощущений с материальным миром.
Одновременно с М. Холлом после длительных исследований И. Мюллером были тщательно изучены рефлекторные движения. Это было открытием элементарных форм нервной деятельности. Рассматривая движение, связанное с функциями организма, он стоял на позициях механической схемы. Механизм рефлексов у него был независим от ощущений. И хотя он стремился к точности и хотел, чтобы «...физиологические эксперименты давали такие же верные и точные результаты, как эксперименты физиков и химиков», тем не менее в своих выводах он допускал большие ошибки. Несмотря на ограниченное представление о рефлекторной схеме, исследования И. Мюллера способствовали формированию фундамента материалистического понимания жизненных функций, которые в последующем были глубоко изучены врачами, твердо стоящими на позициях материализма.
В 1832 г. И. Мюллер был избран иностранным членом-корреспондентом Российской Академии наук за свой большой вклад в развитие естественных наук и медицины.
Теодор Шванн(1810—1882), крупный немецкий ученый, внесший неоценимый вклад в развитие естественных наук, доказав клеточное строение животного организма, в том числе и человека, что имело большое значение и для философии. Эта теория еще раз подтвердила небожественное происхождение человека, что говорило о сложном эволюционном процессе его развития.
Родился в г. Нейсе (Пруссия). Учиться ему пришлось в различных городах Германии — Бонне, Вюрцберге, Берлине. Вначале он изучал философию, а потом медицину. Являлся учеником п.чмсстпого прпча-философа И. Мюллера, у которого 1Ю.1ЖО и течение1 •! лет (1834 1838) был ассистентом. В этот период им был;! создана крупная работа по искусственному пищеварению. При этом была доказана важная роль пепсина и пищеварении. В мтот же период им были изучены такие вопросы, как микроскопическое строение мышечных нитей и эластической ткани, сократимость артерий и поперечнополосатых мускульных волокон, проводимость раздражения в нервах, брожение и гниение, строение энзимов (ферментов). Главным вопросом было клеточное строение организма. Им была установлена важная закономерность, что существует единый принцип строения и развития у растений и животных. У животных все ткани и органы состоят из клеток, так же как вся структура растений. Эта мысль им убедительно доказывалась в его книге «Микроскопические исследования о сходстве в строении,
росте животных и растений». В этой книге был приведен большой материал, полученный им в результате длительных исследований.
Т. Шванн, так же как и Шлейден, считал, что клетки как растительного, так и животного происхождения состоят из живой бесструктурной массы. Это был материалистический взгляд на природу, который во второй половине XIX в. некоторые ученые (Вирхов и др.) пытались объяснить с идеалистических позиций.
Т. Шванн, дав правильное описание структуры клетки, вместе с тем не мог понять процесс ее образования, развития, питания и размножения. Это непонимание привело его к идеалистической позиции, так как все эти процессы, происходящие в клетке, он объяснял «пластической силой», «метаболической силой», т. е. силой, реально не существующей. Кроме того, он наделил клетку большой самостоятельностью и как бы автономией, независимостью от других клеток и органов. Свойства целостного организма им сводились к простой сумме всех клеток, как бы независимых друг от друга, не соподчиненных друг
другу.
В 1838 г. Т. Шванн начал возглавлять кафедру анатомии в Лувене, а через 10 лет (1848) перешел на кафедру физиологии
в Льеж.
Он изучал также роль печени в животном организме, гистологическую структуру нервной ткани, и в честь его исследова-вий бесструктурная оболочка нервных волокон стала носить его имя — шванновская оболочка.
На основании научных наблюдений Т. Шванн пришел к выводу, который звучит как важный закон природы, присущий всему животному и растительному миру: в основе всего живого, его структурной архитектоники лежит клетка. Исходя из этого, он писал: «Можно установить основное положение, что существует общий принцип развития для самых различных элементарных частей организма и что этим принципом развития является клеткообразование... Развитию положения, что для всех органических производных существует общий принцип образования и что таковым является клеткообразование вместе с вытекающими из этого положения выводами, можно дать название клеточной теории»12.
Т. Шванн не только сделал открытие клеточной структуры всего живоро, но и открыл процесс клеткообразования как общий принцип развития всего живого, который им был связан с другим важным принципом — целостностью природы. Он так писал по этому поводу: «Рассматривая органическую природу, животных и растения, в противоположность неорганической
природе как одно целое, мы обнаруживаем все организмы и все отдельные органы их не в виде компактных масс, а состоящими из бесчисленного множества мелких частиц определенной формы»13.
Таким образом, открытие клетки подняло занавес для установления еще двух важных закономерностей. Оно говорило о том, что органы и ткани всего живого не только состоят из структурных частей — клеток различного характера, но и развиваются из них, а мир всех растений и животных представляет единое целое. С тех пор принципы структурности, развития и целостности стали ведущими при изучении живого, вечно развивающегося и изменяющегося мира.
Ф. Энгельс высоко ценил открытие клетки как той единицы, из размножения и дифференциации которой развивается все тело растения и животного. Он писал: «Это открытие не только убедило нас, что развитие и рост всех высших организмов совершается по одному общему закону, но, показав способность клеток к изменению, оно наметило также путь, ведущий к видовым изменениям организмов, изменениям, вследствие которых организмы могут совершать процесс развития, представляющий собой нечто большее, чем развитие только индивидуальное»14.
Говоря о важности клеточной теории с точки зрения изучения проблем развития живой природы, Ф. Энгельс вместе с тем подчеркивал и большую ее значимость для познания уже пройденных ею этапов развития, а также для изучения не только общих закономерностей, но и частных вопросов биологии. Он писал по этому поводу: «Только со времени этого открытия (клеточной теории. — С. Ч.) стало на твердую почву исследование органических, живых продуктов природы — как сравнительная анатомия и физиология, так и эмбриология. Покров тайны, окутывавший процесс возникновения и роста и структуру организмов, был сорван. Непостижимое до того времени чудо предстало в виде процесса, происходящего согласно тождественному по существу для всех многоклеточных организмов закону»15.
Ф. Энгельс положительно оценивал открытие Т. Шванна. В «Диалектике природы» он писал, что в 30-е годы XIX в. эмпирическое естествознание достигло такого подъема и добилось таких результатов, что механическая односторонность в нем, характерная для XVIII в., была преодолена. Оно превратилось из эмпирической науки в теоретическую. В XIX в., по мнению Ф. Энгельса, произошло три великих открытия: первое — было доказательство о превращении энергии, сделанное Р. Манером, Джоулем и Кольдингом, второе — о клеточном строении живот-
I
12 Шванн С. 306—307.
Т. Микроскопические
исследования. — М. — Л., 1939. —
13 Шванн Т. Микроскопические исследования. — М. — Л , 1939 — С 302
14 Маркс К., Энгельс Ф. —//Соч. — 2-е изд. —Т. 21. —С 304
15 Там же. —Т. 20. —С. 512.
ного и растительного мира, сделанное Шванном и Шлейденом, и третье — теория развития жизни, сделанное Ч. Дарвином16.
Конкретно о заслугах Т. Шванна Ф. Энгельс писал так: «Вторым—хотя по времени и более ранним — открытием является открытие Шванном и Шлейденом органической клетки как той единицы, из размножения и дифференциации которой возникают и вырастают все организмы, за исключением низших17. Имея в виду клеточную теорию, Ф. Энгельс подчеркивал, что подобного рода открытия заставляют нас подвергать полному пересмотру все установленные до сих пор в биологии как окончательные истины в последней инстанции и целые груды их отбрасывать раз и навсегда. Действительно, клеточная теория Шванна и Шлейдена сыграла важную роль в понимании единства органического мира. Она позволила сделать значительный скачок в развитии таких наук, как цитология и гистология, и на этой основе — всей биологии.
Карл Густав Карус (1789—1869) — немецкий естествоиспытатель и врач. Он был также одаренным живописцем, писал пейзажи. В 25 лет он уже стал профессором и директором Саксонской медико-хирургической академии в Дрездене. Здесь он проработал до конца своей жизни.
В 1862 г. Карус был избран президентом Леопольдино-Ка-ролинской академии. Академия эта объединяла естествоиспытателей. Основные научные труды Каруса были посвящены сравнительной анатомии нервной системы. Он изучал также вопросы, связанные с развитием мускулатуры. Помимо анатомии человека, его интересовали и вопросы биологии. В частности, он изучал кровообращение у насекомых.
Карус являлся автором ряда учебников — по анатомии, зоологии, физиологии, гинекологии. Эти учебники сыграли важную роль в распространении научных знаний. Как философ он стоял на позициях Ф. Шеллинга (1775—1854), который выступал с позиций философии природы. В философии Каруса, отражающей позднеромантическое направление, нашла свое преломление гетевская идея единства бытия, когда все отражается во всем. Взяв у Гёте его идею об одухотворенности природы, Карус переносит ее в область изучаемых им знаний — на физиологию, гинекологию и краниоскопию. Однако он не ограничивается применением этих принципов на изучаемые им медиц<