Известный французский врач Рене Теофиль Гиацинт Лаэн-
нек (1781—1826) был автором философского труда о войне. Он родился в семье офицера. В 14 лет его отдали на обучение в центральную школу общественных трудов, созданную в Париже революционным Конвентом. Это было вскоре после Великой Французской буржуазной революции конца XVIII в. Но первая его работа была посвящена перитонитам (1802). В ней впервые было описано различное течение этого заболевания, приведены точные описания его симптомов. Круг интересующих Р. Т. Г. Лаэннека медицинских проблем был достаточно широк. Он изучает вопрос о связи человека с природой и публикует работу о глистах. Его интересуют защитные средства мозга, в результате чего появляется работа об оболочках мозга. Он изучает печень, результатом чего становится работа о циррозе печени.
Р. Т. Г. Лаэннек был избран председателем анатомического общества, основанного его другом известным хирургом Дюпюи-треном.
Большой интерес представляет диссертация Лаэннека. Им была высказана мысль о том, что Гиппократ — имя собирательное. Его творение Лаэннек расценивал как деятельность целой группы исследователей.
Изобретенный Лаэннеком стетоскоп (1816) и новый метод обследования больных открыли большие возможности в выявлении заболеваний, их уточнении и целенаправленном лечении.
Он же широко стал применять патологоанатомические вскрытия, делать сопоставление с ходом лечения. Используя лупу, Р. Т. Г. Лаэннек описал многие патологические процессы. Его книга о медицинской аускультации, написанная в 1819 г., не утратила своей значимости до наших дней. В ней нашли отражение многие проблемы пульмонологии.
В этой книге подробно рассмотрена также проблема туберкулеза легких. Это было первое наиболее полное описание данного заболевания, в котором излагались не только симптомы болезни, но и анатомические понятия, связанные с его локализацией. Разные формы течения заболевания он объединил единым названием: туберкулез, так как в основе их всегда лежал бугорок как анатомическое образование. Эти мысли были высказаны Лаэннеком задолго до открытия возбудителя туберкулеза и являлись важным источником знания в дальнейшем изучении данной болезни. Рассматривая вопрос о кровохарканье, Р. Т. Г. Лаэннек разъяснял, что оно является не причиной болезни, а ее следствием.
Но он не только дал описание туберкулеза, но и высказал мысль о его излечимости, о возможности заживления каверны. Лаэннек советовал больным сохранять душевное и физическое спокойствие, хорошо питаться и больше находиться на свежем воздухе.
За большие заслуги в медицине его избрали членом Медицинской академии.
Р. Т. Г. Лаэннек стихийно стоял на материалистических позициях. Он показал, что многие болезни зависят не только от состояния организма, но и от влияния на него внешних условий.
Окончив центральную школу общественных трудов, он решил посвятить свою жизнь медицине. После обучения на медицинском факультете Парижского университета он стал военным врачом (1802). Это был период, когда начиналась слава Наполеона, пытавшегося покорить весь мир. Р. Т. Г. Лаэннеку тоже пришлось участвовать в войне с шуанами в качестве военного врача. В этот период им была написана философская работа о войне. В ней приводится мысль о случайности войн, но вместе с тем подчеркивается роль медицины в военных баталиях.
Служебная карьера Р. Т. Г. Лаэннека складывалась весьма успешно. Недолго пробыв в положении хирурга 3-го класса, в 1799 г. он уже стал хирургом 2-го класса, что открывало ему широкую дорогу по службе. В 1801 г. ему удалось переехать в Париж и поступить в школу здоровья. Здесь он не только совершенствовал свои медицинские знания, но и проходил в Шарите практику у Корвизара, который при обследовании больных широко использовал перкуссию.
Франц Иосиф Галль(1758—1828) — австрийский врач, крупный ученый в области анатомии и френологии. Известен как исследователь анатомии мозга. Он автор теории локализации мозговых центров. Тщательно исследуя головной мозг, Ф. И. Галль установил связь мозговых нервов с продолговатым мозгом. Это было новое слово в науке. При этом им было правильно определены ядра I—VIII пар черепных нервов, а также открыт перекрест пирамидных путей. Еще со времен итальянского врача М. Мальпиги (1628—1694) считалось, что кора головного мозга выполняет функции секреторной железы. Галль опроверг этот домысел, утверждая в своих трудах, что кора мозга является средоточием нервных путей, местом образования их, особенно пирамидных. Исследуя головной мозг, Галл пришел к важному открытию, что он состоит из двух структурных частей: серого и белого вещества. За этим выдающимся открытием последовал его вывод и о том, что для каждой структуры мозга характерна своя специфичная функция. Вместе с тем он скептически относился к попыткам определить функцию органа по его структуре. Но, накопив большое количество фактов о физиологических особенностях головного мозга и изменении его функций при патологических процессах, Галль начал изучать структуру мозга.
Научные труды Галля имели большое прогрессивное значение не только для медицины, но и для философского понимания сущности человеческого мышления. Работа «Философско-меди-цинские исследования о природе и искусстве в больном и здо-
ровом состоянии человека», опубликованная в 1791 г., принесла ему достаточно широкую известность. Когда вышла его книга, Ф. И. Галль стал частным образом читать лекции о форме черепа. Вначале он читал их в Вене, но из-за протеста церковников ему запретили выступать с публичными лекциями, и ои выехал в Париж, а затем в Лондон.
В этой работе он изложил свою концепцию локализации множественных центров в головном мозге и их независимости друг от друга. Это было сделано еще до его многочисленных анатомических исследований путем разрезов мозга. Его концепция не смыкалась со взглядами механистов, психофизиков.
Конечно, не все в его трудах соответствовало истине. Правильно оценив роль продолговатого мозга в механизме дыхания и кровообращения (сердечной деятельности), он вместе с тем подкорковым образованиям отвел лишь роль центров склонностей и влечений. Мозговые полушария также были ограничены в своих функциях.
Однако самым большим недостатком в учении Галлля была его лженаучная идеалистическая теория — френология. Согласно этой теории, на основании краниометрических данных (измерение черепа) можно судить о психических способностях человека. Ф. Галль, несомненно, внес большой вклад в изучение мышления. Именно за свои прогрессивные взгляды, не отвечающие взглядам церковников, австрийские власти запретили ему вести пропаганду своего учения. В 1805 г. он покинул родину из-за преследований. Около двух лет ему пришлось скитаться по разным странам и лишь после этого обосноваться в Париже. Ф. И. Галлем создан многотомный труд, посвященный анатомии и физиологии нервной системы. В результате научных исследований им сделаны некоторые открытия в области анатомии и физиологии мозга. Однако его выводы по поводу краниологии и френологии сделаны на произвольных предпосылках. Материалистическая философия отвергла френологию как антинаучную теорию, так как еще никто не мог привести фактический материал, который бы свидетельствовал, что на основании краниометрических данных можно судить о психических способностях человека.
Уильям Куллен (1712—1790) получил медицинское образование в Эдинбургском университете. Хотя начал свою медицинскую деятельность с сельского врача, тем не менее в 43 года он уже стал профессором химии в университете, который окончил. Позже, с 1766 г., когда ему было уже 54 года, он начал читать курс теоретической медицины. Спустя 7 лет У. Куллен начал читать курс физики, что свидетельствует о широком диапазоне его знаний.
Он стоял на позициях солидарной патологии, отрицая гуморальное учение. Опираясь на труды Т. Виллизия и А. Галлера, установивших раздражимость мышц и чувствительность нервов,
а также на труды Ф. Гофмана о «тонусе» и об «атонии», он разработал оригинальную теорию о главенствующей роли нервной системы, от которой зависит здоровье и болезнь человека. Согласно его теории, болезнь зависит от наличия «флюида», или «нервного вещества». При избыточном движении «флюида» в организме отмечается напряжение (спазм). И наоборот — при недостаточном — расслабление (атония) нервной системы.
Таким образом, У. Куллен обосновал «нервный принцип» регуляции всех жизненных процессов. Но этот принцип односторонне и метафизически истолковывался им применительно к лечению больных.
Его учение имело широкое распространение во второй половине XVIII в. не только в Англии, но и в Германии, Франции29.
Джои Броун (1735—1788) пошел и историю своей системой лечения, которая получила наименование «броунизм». Его медицинской практике предшествовало занятие богосло!зием. Став в возрасте около 40 лет доктором медицины (1779), он уже через год опубликовал свой знаменитый труд «Е1етеп4а тесН-стае». Эта работа получила широкую известность не только в Англии, но и в Германии, где она была издана на немецком языке. Позднее она была переведена и на русский язык.
Смысл его теории заключался в отрицании гуморальной патологии. Появление болезни он связывал с изменениями в плотных частях тела. Он считал, что все плотные части тела в отличие от жидких (кровь, слизь) обладают возбудимостью. Возбудимость, полученная в результате раздражения извне или из самого организма, определяется состоянием здоровья. Болезни, по его мнению, зависели от степени раздражения и ответной возбудимости. Повышенная возбудимость, по его мнению, вела к стеническим болезням, пониженная — к астеническим. Если же возбудимость находится на среднем уровне, то такое состояние у него ассоциировалось со здоровьем, или нормальным состоянием организма. Для выражения возбудимости им была создана специальная градуированная шкала, наивысший показатель которой соответствовал 80 градусам. Полученные показатели на шкллс и промежутке между 30-м и 50-м градусом соответствоипли здоровью, а все, что лежало выше или ниже этого диапазона, расценивалось как болезнь. Исходя из своих ошибочных посылок определения болезни, он предложил надуманную систему лечения их. Она сводилась к регулированию степени возбудимости с помощью медицинских препаратов — повышению или понижению30.
«Броунизм» явился в известной мере воспроизведением в новых условиях древнеримской методической школы последователей Асклепиада.
29 Лозинский А. А. К истории некоторых важнейших медицинских систем
18-го и 19-ге веков//СПб., 1905.— С. 84,
30 Броун Д. Система врачебной науки//СПб., 1806, 1807.— Ч. 1—3.
ВРАЧИ-ФИЛОСОФЫ РОССИИ в XV—XVIII ВЕКАХ
Во второй половине XV в. известным ученым стал выходец из России доктор медицины и философии Георгий Дрогобыч (1450—1494), настоящая фамилия которого, по данным исследователя И. Кревецкого, Котермак. С 1478 г. его имя уже упоминается как преподавателя астрономии итальянского университета в г. Болонье. Наряду с астрономией по праздничным дням он преподавал медицину на философском и медицинском факультетах. В 1483 г. Г. Дрогобыч переехал в Северную Италию, г. Феррару, который в те времена был крупным культурным центром. Далее его путь лежал в Братиславу, где в течение двух лет он был вице-канцлером и профессором Истропо-литанской академии. В 1488 г. Г. Дрогобыч уже являлся профессором Ягеллонского университета в Кракове. Здесь он и умер в 1494 г.
В период своей работы в Италии он издал в Риме книгу, которая называлась «Прогностическое суждение текущего 1483 года, магистра Георгия Дрогобыча с Руси, Болонского университета, философии и медицины. Счастливо исполненное». До наших дней дошло только 2 экземпляра этой книги. В книге 10 глав, большинство из которых посвящены астрологии, и лишь в 8-й главе «О состоянии чумы и смертности» затрагиваются медицинские проблемы. В этот период чума беспощадно истребляла людей во многих странах Европы, и не случайно, что автор взялся за научный анализ этого вопроса. Причастность к астрологии отчетливо прослеживается и в этой главе. Так, рассуждая о чуме, он пишет: «Хотя в период вращения мала сеть причин для чумы и смертности, однако в этом году первое затмение луны дает большое подозрение, что в некоторых городах Италии будет чума. Этому тоже помогает хозяин поднимающегося вращения... Луна в противостоянии Сатурну тоже дает подозрение на чуму, и пусть ее бог отвратит. Заболевания, к которым тела людей особенно предрасположены, будут хронические лихорадки и боль левых глаз более, чем правых, у женщин больше, чем у мужчин. И, согласно Альбумаза-ру, Марс как господин года в знаке Тельца обозначает смерть женщин и коров»1. Одна уже эта выдержка свидетельствует о том, что его медицинские взгляды и философское мировоззрение были идеалистическими. В книге автор указал свою принадлежность к русской национальности, отметил, что его родные места г. Львов и г. Дрогобыч относятся к Руси, и подчеркнул, что Москва является столицей великого государства2. Это было сказано тогда, когда только образовалось независимое Русское централизованное государство.
1 ОгоНоЫсг О. ЛиеНсиип рго^позИсит. — Кота, 1483.— 5. 7.
2 Оборин, Н. А. Первопечатная книга первого русского доктора медици-
ны//Сов. здравоохр. — 1959. — С. 35—39.
Среди первых ученых медиков России был Георгий (Франциск) Скорина (1490—1541). Он был белорусским просветителем, первопечатником. Получил широкое образование. Вначале философское в Польше, в Краковском университете, где в 1506 г. он стал бакалавром, а спустя некоторое время магистром. Кроме философского образования, у него было и медицинское, однако точное время получения врачебного образования остается неизвестным, хотя есть предположения, что этот факультет он окончил после философского. В 1512 г. в знаменитом Падуанском упииерситете (Италия) Г. Скорина удостаивается степени доктора философии и медицины.
Его просветительская и издательская деятельность приходится на период, когда белорусы пели борьбу за свое национальное единство, право па свою собственную культуру, против иностранных поработителей. Это не позволило ему издавать книги на территории Белоруссии, и ему приходилось скитаться по городам многих стран. Он печатал на белорусском языке книги в Праге, Вильне (Вильнюсе), Кенигсберге. Цель, которая им ставилась перед собой, — оказать содействие в просвещении простого народа.
По своему мировоззрению Г. Скорина стоял на идеалистических позициях, однако в его высказываниях были и прогрессивные стороны. Будучи врачом и сталкиваясь при лечении больных с многими неизвестными ему явлениями, он призывал к более глубокому познанию природы человека. Залогом этого стремления была его вера в разум человека. Он признавал беспредельность человеческого разума.
В целом деятельность Г. Скорины имела прогрессивное значение, так как он поднимал массы на борьбу с польскими завоевателями и литовскими феодалами. Его произведения были направлены также против католицизма.
Дмитрий Кантемир (1673—1723) был не только государственным деятелем, представителем передовой культуры XVIII в. румынского и молдавского пародов, одним из образованных людей своего времени, писателем, историком, знатоком музыки, восточной культуры, этнографии, фольклора, но и имел медицинское образование и занимался философией. Многие годы своей жизни Д. Кантемиру пришлось жить в Константинополе, где он с усердием изучал медицину врачей древности и Востока. Это он первый ввел в румынский язык многие медицинские термины, взятые у греков и у врачей Римской империи. В его произведениях описаны симптомы отдельных заболеваний, операция по поводу грыжи, приведены сведения, отражающие клиническую картину кровоизлияния в мозг, и др. Д. Кантемир являлся биографом некоторых выдающихся врачей Румынии, в частности Александра Маврокордато.
В 1710—1711 гг. Д. Кантемир был господарем Молдавии и проводил политику, направленную на соединение с Россией.
Позже он эмигрировал в Россию, где, по данным его биографов, хотел поступить в медицинскую школу Российской Академии наук для углубления своих знаний в области медицины.
В России Д. Кантемир продолжал заниматься научной деятельностью, но главной его деятельностью стала работа в качестве советника Петра I. В 1714 г. за вклад в науку он удостаивается чести быть избранным членом Берлинской академии. Широкую популярность ему принесла книга «История возвышения и упадка Оттоманской империи», которая широко распространилась в ряде стран Европы. Она говорила о его высокой образованности. В своем произведении он отразил идею централизованного государства, осуждая тенденции, порожденные феодализмом и ведущие к раздробленности государства. Д. Кантемир дал отрицательную характеристику турецкой экспансии, выразившейся в порабощении многих народов Европы, в том числе и молдавского.
В своих философских взглядах Д. Кантемир не был постоянным. Работы, написанные им до 1700 г., отражали теологический идеализм. Его работа «Диван, или Спор мудреца с миром» (1698) отражала стоицизм и христианскую теологию. Однако в работе «Неописуемый образ священной науки» (1700) влияние теологии уже уменьшается. Здесь наглядно отразилось его критическое отношение к признанным авторитетам философии. Он критикует Платона за его постулат об отрыве идеи, образа от содержания, а также Аристотеля за его теорию о соотношении времени и движения.
Д. Кантемир пробовал свои силы и в изучении логики. В работе «Всеобщая сокращенная логика», написанной на латинском языке, он отразил идеи схоластической логики, но в ней были отражены и некоторые материалистические подходы к объяснению ее законов.
В последующих его работах уже намечаются тенденции перехода к рационализму. Изучая историю развития человеческого общества, он приходит к выводу, что она наполнена периодами прогресса и регресса, которые сменяли друг друга. Периодическая смена монархов и их влияние на развитие мировой истории были им истолкованы с идеалистических позиций. В его понимании, государства, которые он именовал монархиями, не могут быть вечными. Как и все исторические явления, они «... должны появляться и исчезать, изменяться и возрождаться, рождаться и умирать, иметь какой-то конец». Однако, рассматривая проблему смены монархий, он вошел в противоречие со своими взглядами, заявив, что вершиной исторического развития является «Северная монархия», под которой имелась в виду Россия во главе с Петром I. В этом противоречии ничего удивительного не было, так как в основе его учения отсутствовал подлинно научный фундамент.
Хотя Д. Кантемир и настаивал на существовании объективных законов, которые должны быть открыты наукой, тем не ме-
нее он сам же отрицал свои убеждения, утверждая, что неумолимые законы и их действия диктуются божеством. Правда, следует оговориться, что он допускал и возможность активных, независимых, свободных действий человека.
Рассматривая вопрос общественных отношений, Д. Кантемир стоял на патриотических позициях и критиковал боярскую знать Румынии, которая пела протурецкую политику, обвиняя их в том, что они «... плетут для народа венки из шипов и браслеты из оков»3. Он сочумстиспно относился к самому многочисленному классу — крестья метну и отмечал, что жизнь угнетенного крепостного крестьянина уподоблена жизни мученика, находящегося в огненном пламени. Это так им образно изображалось: «Жилище бедпяк;| что огонь, а жизнь его огненному пламени подобна»4. Между тем, —подчеркивал он, — крестьяне, как трудолюбивые пчелы, выполняют тяжелый труд и обеспечивают самым необходимым общество. Бояре же у него в отличие от крестьян алчные, злые, ненасытные звери, беспощадно угнетающие и наносящие неизлечимые раны порабощенному крестьянству. Но им не только констатировались подобного рода суждения, но и формулировались выводы о необходимости сурового наказания эксплуататоров, ибо, как он писал, «... неестественно и недопустимо, чтобы угнетатель спасся и чтобы притеснитель защищаем был»5.
Следует отметить, если в молодости Д. Кантемира больше привлекали вопросы философии, то в зрелом возрасте его все больше интересуют социально-исторические проблемы. Это говорит о том, что Д. Кантемир по своему мировоззрению занимал религиозно-идеалистическую позицию, высказывая иногда мысли, имеющие материалистический характер. К таким мыслям следует отнести его правильное понимание всеобщей связи явлений и предметов в природе и обществе, их взаимообусловленности, детерминизм. В одной из его работ указывается на то, что «.. .любая вещь имеет первоначальную, истинную и естественную причину»6. Материалистические идеи прослеживаются у него в отдельных случаях и в его теории познания. В частности, он придавал большое значение познанию данных, полученных в результате чувственного восприятия и опыта. «Все знания извлекаются из того, чему нас научат чувства»7, — утверждал он. Но им не отвергался и опыт на основе чувственного восприятия, позволяющего изучить вещь, используя аргументацию, основанную на знаниях. Д. Кантемир писал: «Опыт и исследование вещей может быть истиннее, чем любые умст-
8 В Румынии осуществлено многотомное издание трудов Д. Кантемира. Приведенные цитаты приводятся по его VI т. и цитируются по «Историв философии». — М., 1962. —Т. 2. —С. 663.
4 Там же.
5 Там же.
6 История философии. — М., 1962. — Т. 2. — С. 664.
7 Там же.
вования, а свидетельства наблюдения самих вещей сильнее всяких догадок»8.
Важным во взглядах Д. Кантемира было признание возмож-, ности познания реально существующего мира. Свое отношение к этому он изложил так: «Нет человека, который сомневался бы в том, что знание и проникновенный ум раскрывают на основании известных уже принципов все созданное и все, что создается непрерывным потоком природы, согласно своим собственным законам»9.
Д. Кантемир в «Письмах о природе и человеке» (1742) критиковал теорию преформизма, которую он называл «непонятной» и «непостижимой».
В его взглядах прослеживается мысль о свободе. При наличии проблесков в его учении против богословов все же он стоял на позициях божественного создания мира. Д. Кантемир считал, что мир своим созданием обязан «Всесильной руке творца», который из ничего создал все, что человек созерцает. Создав мир, он и управляет им. Вся целесообразность в природе им также объяснялась наличием бога.
В теории познания Кантемир колебался между материалистическим сенсуализмом и идеалистическим реализмом.
Д. Кантемир написал сатирический роман «Иероглифическая история», философско-дидактическое стихотворение «Спор мудреца с небом, или тяжба души с телом», в которых изложил свое понимание проблемы взаимоотношения души и тела.
Высоко чтя заслуги Дмитрия Кантемира за его уважение к русскому народу, Петр I в 1712 г. пожаловал ему богатые дичью леса и пашни, примыкавшие к Царицыну. Князь Д. Кантемир, молдавский господарь, построил здесь «хоромы со всею причудливостью барскою» и продолжал активно заниматься научной деятельностью.
Как врач он признавал учение о ферментах и учение Пара-цельса об археях. Он четко высказывал мысль о влиянии окружающей среды на здоровье человека. Более того, Кантемир утверждал, что внутреннее состояние организма зависит от внешней среды. Он считал, что чувства связаны с разумом. Им дана оценка функциональной деятельности органов чувств, имеющих какие-то отклонения от нормы. Он писал: «...глаз воспаленный или задетый какой-либо случайной болезнью видит вещи в ином цвете, нежели они есть, а если и видит в том же цвете, то все ему представляется мутным и слабым. Это случается с глазами, ослабевшими от старости и беспрерывного чтения, что может произойти и во цвете лет»10. Подобных врачебных рассуждений в его трудах немало, что свидетельствует о большой врачебной практике Д. Кантемира.
8 История философии. — М., 1962.— Т. 2. — С. 664.
9 Там же.
10 Сап1ет1г О. МеЫ1г1са. — ВисигезН, 1928.— Р. 355.
Его деятельность по подготовке русских ученых-врачей продолжали члены его семьи. На стипендию, учрежденную в Страс-\бургском университете княгиней Е. Д. Кантемир-Голицыной, 'получили возможность усовершенствовать свои знания ученые-^рачи России XVIII века: Д. С. Самойлович, эпидемиолог ^.. М. Шумлянский, гистолог М. М. Тереховский.
) Петр Васильевич Постников родился около 1676 г. Дата смерти неизвеетна. Жил в эпоху Петра I, когда Россия начинала быстрыми темпами наращивать развитие производительных сил. В эпоху Петра Великого способные люди независимо от своего происхождения могли получить образование. Такая судьба была и у II. Постникова. Окончив знаменитую Московскую славяно-грско-латиискую академию, П. В. Постников начинает работать в Аптекарском приказе, постигая первые азы медицины. Преподавание в Славяно-греко-латинской академии осуществлялось в духе учения Аристотеля, причем в основу обучения были положены его идеалистические концепции, построенные на метафизическом подходе к изучению явлений, отражающих схоластические начала. Преподаватели академии Ионицкий и Софроний Лихуды были выразителями этой философии. Ими были составлены рукописные учебники по основным разделам философии того времени — по математике, логике, психологии, физике.
В 1704—1796 гг. преподаватель академии Феофилакт Лопа-тинский создал свой рукописный учебник. В нем также рассматривались логика, физика и метафизика. Написан он под влиянием средневековой схоластики, в нем подвергнуто острой критике учение Декарта о материи и движении. И хотя преподавание в академии находилось на уровне идеализма и метафизики, велось с позиций схоластов Западной Европы, тем не менее оно способствовало подготовке образованных людей, крайне необходимых России, знающих не только идеалистическую часть философии Аристотеля, но и концепции многих философов-материалистов, которых критиковали схоласты, тем самым раскрыты их научит1 теории.
Знания, полученные и академии, не устраивали талантливого юношу П. В. Постникова, да и стране в эпоху больших пре-образоиаиип нужны были квалифицированные специалисты. К счастью II. 15. Постникова, царем Петром Великим в 1692 г. издается Указ, согласно которому за государственный счет он отправляется на учебу в «Пантавескую академию» Падуанско-го университета. Здесь он проявил себя способным врачом, философом, ученым, окончив академию за 2,5 года. По окончании университета в 1695 г. ему вручают диплом доктора медицины и философии. Характеризовался он как мудрейший человек, достойный возглавлять кафедру и самостоятельно читать курс философии и медицины, давать советы (консультации) по этим дисциплинам, заниматься научной деятельностью. Однако сам
П. В. Постников не довольствовался этим и посетил ряд стран в целях совершенствования своих знаний. Он был во многих университетах, участвовал в научных занятиях, особое внимание/ обращая на изучение физиологии/В Неаполе П. В. Постников! хотел заняться вивисекциями, чтобы лучше обеспечить те исследования, которые им были задуманы в области физиологии* и медицины, но он был уведомлен, что его зачислили в Посольский приказ, как знающего многие языки. Его стремление «жЦ-вых собак мертвить, а мертвых живить» не поняли в России, посчитали, что это безделье, и ему пришлось заняться государственными обязанностями.
В Москве его лишь на короткий срок зачислили в Аптекарский приказ, где он мог заниматься научно-медицинской деятельностью. Вскоре П. В. Постникову поручили большую дипломатическую работу. Он много разъезжал по странам, очень тяготился своей работой, тосковал по медицине и философии, но вместе с тем дал клятвенные обязательства честно и добросовестно служить государству. К сожалению, обобщенных трудов П. В. Постникова не сохранилось, но, учитывая то, что это был первый доктор медицины и философии в нашей стране, что он блестяще защитил диссертацию и хотел заниматься экспериментальной физиологией, его имя достойно того, чтобы быть в плеяде врачей-философов, внесших свой вклад в развитие естественнонаучных и философских знаний.
По начатому им пути пошли его продолжатели — врач Григорий Волков и др. Заслуга П. В. Постникова заключается в том, что он провел большую организаторскую работу, предшествующую созданию Академии наук.
^РАЧИ-ФИЛОСОФЫ В ЭПОХУ УТВЕРЖДЕНИЯ КАПИТАЛИЗМА
Развитие в недрах феодального общества нового способа производства— капиталистического — внесло заметные изменения. Нарождающийся класс капиталистов начал превращаться в оппозиционную силу но отношению к феодалам. В ряде стран феодальные собственники шли на компромисс с требованиями капиталистов. Политическим выражением этого компромисса было установление абсолютной монархии. К- Маркс отмечал: «.. .абсолютная монархия возникает в переходные периоды, когда старые феодальные сословия приходят в упадок, а из средневекового сословия горожан формируется современный класс буржуазии, и когда ни одна из борющихся сторон не взяла еще верх над другой»1.
Однако постепенное развитие производительных сил, а в некоторых случаях достаточно быстрое, не могло не отразиться на разложении феодального общества. Уже в конце XVI в. происходит буржуазная революция в Нидерландах. В середине XVII в. революция потрясает Англию, и наконец, самая радикальная буржуазная революция совершается в конце XVIII в. во Франции. Еще раньше в Германии, Англии, Франции и других странах прокатилась волна крестьянских восстаний, явившихся предвестниками буржуазных революций.
Буржуазные революции подорвали всевластие религии. Французская же революция проходила не под религиозными знаменами, а под натиском требований буржуазии. Идеологами ее были сформулировать! ладачи, отвечающие капиталистическим идеалам. Религия используется лишь для более надежной эксплуатации угнетенных классов. В науке же и философии ее влияние не столь безраздельно, как это было в годы средневековья. Для передовых ученых и философов, хотя они и выражали идеологию эксплуататорского класса — буржуазии, основными идеями были материалистические. Прогрессивные естествоиспытатели, как правило, выражали материалистическое понимание мира. В это время подверглась критике средневековая схоластика, оторванная от практики. Догматическим суждениям, нередко пустым и умозрительным, прогрессивные ученые противопоставили экспериментальные исследования.
1 Марке К., Энгельс Ф.//Соч. — Т. 4. — «. ЗСб.
10—129 145
Как никогда до этого усилились исследования в области медицины. Вопросы здоровья, физического совершенства становятся в центре внимания многих крупных специалистов. Были открыты новые законы, такие как Закон всемирного тяготения (Ньютон), законы классической механики и др. В этом прогрессе естественных наук и философской мысли активное участие приняли врачи-философы. И если в период развития феодализма центром развития естественных наук, философии и медицины были арабские страны, то в период утверждения капитализма центр тяжести сместился в Европу. Здесь и жили в основном врачи-философы, внося свой вклад в развитие медицины и философии.