Арабоязычный период развития философии и медицины
В начале VII в. в Аравии появилась новая религия — ислам. Причиной ее возникновения стали глубокие изменения в общественной жизни людей. Начался быстрый распад первобытнообщинного строя, стали образовываться государства феодального типа. Ислам явился той идеологией, которая сплачивала отдельные разрозненные арабские племена в более крупные объединения, на базе которых образовывались государства. Некоторым из них благодаря успешным завоеваниям суждено было стать огромными многонациональными конгломератами — халифатами. Это были теократические государства, где арабы стали занимать господствующее и привилегированное положение. Господствующей государственной религией в таких странах становился ислам.
Однако научная мысль в халифатах, достигшая уже в VIII— XIII вв. высокого уровня, возникла не на голом месте. Ученым-арабам хорошо были известны научные достижения древнегреческих ученых во всех областях знаний. Они хорошо знали и древнегреческую философию, а многие были даже ее талантливыми комментаторами. Успешно в это время развивалась и медицина, а многие ученые-медики благодаря широте своих взглядов не только на человеческий организм, но и на тесную связь его с окружающим миром стали известными философами. Это были разнородные по своим взглядам врачи-философы, но почти всех их объединяло философское понимание физики и логики. В области медицины и психологии властителем их дум был Гален.
Многие из них внесли существенный вклад в развитие медицины и философии, и до сих пор благодарное человечество чтит их имена. Достаточно назвать выдающегося медика, ученого, поэта и философа Ибн Сину (Авиценна).
Следует отметить, что, когда говорят об арабской, или мусульманской, философии, то имеют в виду философию, созданную не только непосредственно арабами, но и многими другими народами, входящими в халифаты. Среди них были персы, евреи, таджики, узбеки, азербайджанцы и др. Ибн Сина был, например, таджиком, а не арабом.
Высокую оценку философии этого периода, давал Гегель. Он отмечал, что арабские ученые «...поднялись по ступеням образованности и вскоре преуспели в интеллектуальной культуре гораздо больше, чем западный мир... Арабы воспринимают и
культивируют философию. Нельзя поэтому в истории философии пройти мимо философии арабов»4.
Абу Юсуф Якуб бен Исхак Кинди (800—879), по латинизированной транскрипции Алхиндус, — арабский врач средневековья, одновременно занимавшийся философией, математикой и астрономией. Работал он на территории, ныне входящей в состав Ирака, — в Басре и Багдаде. В его время все деяния и мысли людей и все науки были под властью религии. Прогресс подавлялся религиозными догмами. Кинди, будучи прогрессивным человеком науки, становится борцом за развитие медицины и философии без ограничений, на свободных принципах.
Хорошо ознакомившись с философским направлением александрийской школы, Кинди становится убежденным последователем Аристотеля. Это был первый арабский философ — сторонник аристотелизма и комментатор древнего корифея. Однако, положив в основу своей философии основные принциша Аристотеля, он делает к ним творческие замечания, которые уже в значительной степени отличают его взгляды от духовного учителя. Вместо 10 известных категорий Аристотеля в его философском учении излагается понятие о пяти «прасубстанди-ях». К ним он относил материю, форму, движение, пространство и время. Одним из важнейших вопросов философии всегда был вопрос о познаваемости окружающего мира. В период жизни Кинди господствовало мнение, распространяемое мутавили-тами (представители раннемусульманской теологии, предшественники философов), о непознаваемости бытия с помощью науки. В противовес им Кинди утверждал, что только разум является тем источником, с помощью которого можно не только познать реально существующий мир, но и критически оценить правильность познания. Им была создана своя теория познания, которая состояла из трех ступеней. Все ступени были связаны с изучением явлений с помощью различных наук. На первой ступени он отдавал предпочтение логике и математике. На второй ступени — естественным наукам и на третьей — метафизическим проблемам, т. е. философским обобщениям. Философию Кинди рассматривал как познание вещей в их реальности.
Взгляды А. Ю. Кинди противоречили взглядам исламской схоластики, поэтому он подвергался гонениям. Его преследование сопровождалось одновременным уничтожением его научных трудов, в связи с чем многие из них не дошли до наших дней. Известно, что им было написано около 200 работ.
Абу Бакр Мухаммед бен Закария Рази (864—925) был известным ученым средневековья Востока. Рази был вдумчивым врачом и свой накопленный опыт работы в госпиталях
4 Гегель//Соч. в 14 т. — М., 1929—1958.—С. 99.
Реи и Багдада обобщил в научных трудах. Он изучил труды античных ученых как в области медицины, так и философии и для своего времени стал ученым-энциклопедистом. Ему хорошо были известны материалистические тенденции древнегреческих философов Демокрита, Эмпедокла, Анаксагора. Философия Рази — это желание объединить в единое целое иранский зарванизм с теориями древних греков, стоявших на материалистической позиции. Им написано много работ по медицине. Но, помимо медицины, Рази уделял большое внимание и естественным наукам, а также философии. Наиболее известный его труд «Книга объемлющая» («Аль-Хави»). Этой книге суждено было стать медицинской энциклопедией на арабском языке, так как она впитала в себя труды всех античных ученых, арабских, а также его собственные наблюдения и обобщения. Он первый описал оспу, наводящую на людей страх, а также корь. Труды Рази пользовались широкой известностью у врачей Востока. «Книга объемлющая» стала настолько популярной, что даже спустя 350 лет после его смерти в 1279 г. она была переведена на латинский язык. В 1846 г. под названием «1ЛЬег сопИпепШ» она была издана в Европе.
Диапазон его познаний в естественных науках был достаточно широким. Он занимался вопросами не только физики, но и астрономии, химии (алхимия). В области философии интересы Рази были также весьма широки. Кроме общих вопросов философии, он занимался вопросами этики, теологии, логики. Всего им написано, как предполагают ученые, более 180 работ. Однако до наших дней дошла только 61 работа.
Для его научных исследований характерно критическое отношение к изучаемому материалу. Он не возводил созданные до него выводы в неопровергаемые догмы и стремился экспериментально сам доказать их обоснованность, правдивость или их несостоятельность. В своей знаменитой медицинской книге Рази высказывался за творческий подход к учениям древних медиков, в том числе и таких авторитетов, как Гиппократ и Га-лен. Он указывал, что при всем уважении к этим учителям невозможно слепо им верить, когда опыты и эксперименты говорят о противоположном их рассуждениям.
Свои труды Рази всегда пытался направить в русло практичности. Не случайно за ним укрепилось мнение как о рационалисте. В основу своих философских концепций Рази положил теорию гностицизма, возникшую в I в. и. э. на Ближнем Востоке. Гностицизм ставил своей целью обобщить различные восточные верования. В нем было несколько течений. Рази стоял на позициях учения о 5 вечных началах. К ним относились учения о «творце», «душе», «материи», «времени» и «пространстве». Он считал, что без этих 5 начал не может существовать мироздание. Такой подход к изучению окружающего мира явно отличал его от мусульманской космогонии. И хотя в его рассуждениях имеется непоследовательность, когда материя с
своими атрибутами — пространством и временем — ставится в один ряд с богом, или творцом и «общим духом» в качестве равноценных элементов, в этих суждениях все же присутствует материалистический взгляд на мир. Вот почему за признание хаюла-е-ула, что означает праматерия, он подвергался бешеному гонению.
Рази считал, что философии принадлежит значительное место в изучении взаимоотношения души и тела. Душа, плененная материей от посланного творцом разума, стремится к освобождению. И этот сложный процесс может понять только философия.
Неразрывную связь души и тела Рази обосновывал тем, что муки больного и его душевное состояние отражаются на лице, — это свидетельствует о реальной связи между душой и телом.
Рази считал движение неотъемлемым свойством тел. В связи с этим он выступал против положения Аристотеля и современных ему философов, что источником движения является «первый двигатель», т. е. божья сила.
Большой интерес представляют взгляды Рази на познаваемость мира. Он считал, что чувство вызывает у нас сознание материи. Скопление материальных тел позволяет нам воспринять пространство. Изменения же, происходящие в телах, позволяют воспринимать время, его течение. Наблюдение за живой материей приводит нас к выводу о существовании души. Поскольку человек, как одно из одушевленных существ, обладает разумом, то можно предположить, считает Рази, что имеется еще и наисовершеннейший разум, т. е. творец, бог. Его теория познания строится на изучении природы с помощью органов чувств. Хотя сенсуализм Рази не был последовательным, тем не менее главная его положительная сторона — материалистический подход к изучению.
Рази подтверждал атомное строение материи. Его атомизм был сходен со взглядами Демокрита по этому вопросу. Рази признавал как абсолютное время, так и абсолютное пространство. По его мнению, Вселенная состоит из многих миров. Его этика была направлена против аскетизма. Он считал, что человек должен быть активным в общественной жизни. В качестве примера общественно деятельного человека он приводил Сократа, который большую часть своего времени проводил на площадях, в палестрах.
Рази выступал против всех религий его времени и написал антиклерикальный трактат «Махарик аль-анбийа». Отдельные исследователи считают, что именно на основе его в средние века был создан известный памфлет «О трех обманщиках». Логика Рази была такова: религий много, поэтому они несут в себе ложный источник. С точки зрения же подлинно научного подхода истина по какому-либо вопросу может быть только одна. Отсюда его призывы читать не библии,и кораны, а философские
книги и книги ученых. За эти взгляды Рази нарекли вольнодумцем. За свои антиклерикальные взгляды он испытывал постоянные нападки. Против него, выступал даже его современник — крупный философ и ученый-энциклопедист Фараби.
В странах Востока феодальная экономика существенно отличалась от экономики Запада. В них позже начали проявляться капиталистические отношения. Вместе с тем народы Востока в период раннего феодализма достигли более значительного развития материальной и духовной культуры, чем народы Запада.
На Востоке (Малая Азия, Месопотамия, Сирия) процветало овцеводство. На его базе широко было распространено производство шерсти и ковров. Развито было и земледелие. Здесь собирались неплохие урожаи пшеницы и проса, особенно в долинах рек Нила и Месопотамии. Производилась здесь и знаменитая «дамасская сталь». На Западе всего этого не было. Таким образом, Восток как бы одевал, кормил и вооружал Западную часть Римской империи, пока она существовала. Распад ее в 395 г. явно обнаружил слабость Западной половины. Восстание рабов (Спартак и др.) потрясло империю, и в 475 г. она пала от нападения «варварских» племен Европы, находившихся на уровне первобытнообщинного строя. Восточная же ее часть существовала еще 1000 лет и пала только от ударов турок-сельджуков в XV в. Это различие и объясняет высокий уровень развития культуры на Востоке.
Большой вклад в развитие культуры внесли поэты и писатели Востока. Стали подлинным богатством человечества поэмы «Рамаяна» Тулси Даса, «Шах-Намэ» Фирдоуси, «Витязь в тигровой шкуре» Ш. Руставели, а также произведения азербайджанского поэта Низами и узбекского — Навои.
Быстро развивалось и естествознание. Совершенствовалось ирригационное земледелие. Росли знания в области астрономии, математики, географии и др.
В Китае были изобретены бумага, фарфор, компас, порох, книгопечатание, сделан ряд других открытий, взятых на вооружение всем человечеством. В Индии в эпоху феодализма уже знали секрет термической обработки железа и изготовления из него стали и оружия. Индийскими математиками разработаны правила извлечения квадратных и кубических корней, открыта геометрическая прогрессия и другие математические закономерности. Большой вклад в цивилизацию человечества внесли в средние века и арабы. В арабских странах были изобретены водяные и механические часы, хлопчатая и льняная бумага, предложены способы получения серной и азотной кислот, сделан звездный каталог, дано географическое описание известных стран мира и др.
Наряду с арабскими мыслителями большой вклад в развитие научной и философской мысли внесли ирано-таджикские ученые. Среди них особое место занимает Ибн Сина и др.
В 1973 г. человечество отметило 1000-летие со дня рождения средневекового ученого-энциклопедиста, крупного мыслителя, сочетавшего в себе знания врача, философа, биолога, математика, астронома, географа, теоретика музыки, логика, Асу НасрМухаммаде ИбнУэгал аль-Фараби, который вошел в историю философии под именем аль-Фараби, или Фараби (870—950). За большой вклад в медицину и распространение учения Аристотеля на Ближнем и Среднем Востоке он был прозван «Вторым учителем», так как лаврами «Первого учителя» был наделен Аристотель.
Фараби родился в местности Фараб в районе рек Арысь и Сыр-Дарья в тюркской семье. После учебы в Мавераннахре влекомый дальнейшими познаниями он начинает странствовать. Фараби жил в Багдаде, Каире, Дамаске, Халебе. Здесь он не только занимался в библиотеках и у местных ученых, вел научные исследования, но и работал преподавателем. Он прокомментировал многие труды Аристотеля. Среди этих трудов можно назвать «Категории», «Герменевтику», «Аналитику», «Топику», «Софистику», «Риторику», «Поэтику». Его также интересовала философия Порфирия, к которой он также сделал комментарии. Однако Фараби не только комментировал труды известных философов, но и сам был автором крупных произведений. Наиболее оригинальными его работами были трактаты «Жемчужина премудрости», «Трактат о взглядах жителей добродетельного города». В них он изложил свои философские и социальные идеи. Есть у него ряд работ по истории естествознания. В основе его философских взглядов лежало учение Платона об эманации. Он пытался объяснить истечение различных социальных сред из «Единого».
Представление Фараби о мироздании носило фантастический характер. Вселенная над Землей состоит из девяти сфер-небосводов, заключенных друг в друга и обладающих душами. Им, этим душам, отведено важное назначение. Они заставляют вращаться сферы вокруг Земли. Сами же они получили энергию от первоисточника. В результате соприкосновения сфер и их движения образуются 4 элемента, составляющих основу всего существующего, которые были названы еще древними греками. Речь идет о земле, воде, воздухе и огне. Из комбинации этих элементов образуются различные тела.
Первопричиной бытия Фараби считал бога, однако каждое тело ему представлялось состоящим из первичной материи, имеющей определенную форму. Материю он считал вечной и независимой от бога.
Бытие можно познать лишь на основе изучения его наукой, утверждал он, поэтому им сделана своя классификация наук. В интерпретации Фараби все науки были поделены на теоретические и практические. К теоретическим наукам он относил логику, естественные дисциплины, куда входили медицина и метафизика. К практическим — этику и политику.
Приоритет он отдавал логике и объяснял это тем, что лишь она позволяет отличить истинные знания от ложных. На основе этого логика облекалась в основу разума. Ему импонировало то, что основным принципом логики является закон противоречия, что означало признание им диалектического подхода к изучению явлений природы.
Фараби изучал и проблему познания. Этот сложнейший процесс он делил на две ступени: ощущение и мышление. Каждая из этих ступеней обеспечивает определенную информацию, характеризуя различные стороны изучаемого объекта. С помощью ощущения познаются внешние, непостоянные, изменчивые стороны объекта, которые философом именовались акциденциями. Мышление позволяет понять существо предметов, или объектов изучения, под которым Фараби имел в виду субстанцию. Его учение о душе также непосредственно связано с теорией познания и сенсуализмом, так как душа у него была наделена способностью мыслить и ощущать. В своих взглядах о душе он полемизировал с Платоном, у которого душа предшествует телу и вечно существует. Фараби опровергал эту идеалистическую выдумку Платона и утверждал, что душа появляется и умирает вместе с телом. Исходя из этого, им отвергалась и платоновская теория познания. Расходился он с Платоном и в вопросе процесса познания.
Фараби как прогрессивного мыслителя интересовали вопросы социального устройства общества. В «Трактате о взглядах жителей добродетельного города» он рассматривает ряд вопросов, связанных с совершенствованием общественного устройства. Для него идеальным обществом было такое, в котором не было бы порабощения, а люди жили бы без войн, строили свои отношения на дружбе и взаимопомощи. Монарх такого государства должен быть просвещенным, любящим науки, а все люди доброжелательными. Такое общество им делилось на четко разграниченные слои, взаимозависимые между собой и соподчиненные друг другу. Между ними, полагал он, должна быть полная гармония.
Большой интерес представляют труды Фараби в области естествознания и медицины. Для него человек был венцом развития всей природы. Появление человека он связывал с длительным, беспрерывным и качественно новым развитием природы. Это были уже начальные проблески понятия эволюции природы. Фараби понимал, что человек получает знания извне и помогает ему это делать способность ощущать окружающий мир, обладать памятью и разумом. Фараби хорошо знал анатомию, имел сведения о физиологии, фармакологии. Те, кто хотел принизить его роль в развитии философии, обвиняли Фараби в мистическо-религиозном толковании естествознания и медицины. Однако эти побасенки легко опровергаются тем, что его философские и общественно-политические взгляды были направлены против мусульманской религии и чудовищных положений Корана. В зна-
менитом трактате «О взглядах жителей добродетельного города» религиозные требования смирения и отказа от земных благ о» именует хитростями и кознями. Это звучит так: «Все это хитрости и ловушки... чтобы запугать других и вынудить их оставить все эта блага или некоторые из них, дабы ими овладели другие»5.
Как выдающийся медик и философ Фараби оказал большое влияние на мыслителей средневекового Востока и прежде всего-на Ибн Сипу, Ибн Баджи, Ибн Рушда, Ибн Хальдуна, Низами. Его труды были популярны в Иране, Турции, Закавказье, ряде арабских стран.
Одним из мудрейших людей средневековья на Востоке являлся Абу Али ал Хусейн иби Абдаллах ибн ал-Хасан ибн Ал» Ибн Сина (около 980—1037 гг.). В историю он вошел под латинизированным именем Авиценна. Таджик по национальности, он родился под Бухарой. В 985 г. его родители переехали в Бухару— столицу саманидского государстна, где отец работал чиновником финансового ведомства. Здесь прошла его юность, здесь он овладел знаниями по медицине и стал работать врачом и одновременно заниматься научной деятельностью. В 999 г. государство Саманидон было завоевано тюркскими племенами. Ибн Сине пришлось покинуть родные края из-за преследования его султаном Махмудом и фанатичного мусульманского духовенства. В 1002 г. он переехал в столицу Хорезма Гурганд (Ургенч). Здесь он получил место врача при дворе хорезмшаха. Спустя 10 лет, в 1012 г., Ибн Сина покинул Хорезм и переехал в Иран. Здесь за его высокое врачебное искусство и образованность в Исфахане п Хамадапе удостоили быть придворным врачом и визирем (министром) у правителей.
Ибн Сина был ученым-энциклопедистом. Его интересовали многие области знаний. Он был не только врачом, но и выдающимся естествоиспытателем, математиком, философом, поэтом, мыслителем, представителем восточного аристотелизма. Оставаясь приверженцем ислама, он много сделал по распространению философии и естественнонаучных знаний среди арабов, которые в свою очередь широко распространили их во многие страны Европы. В них было отражено богатое научное наследство античных ученых, прежде всего Аристотеля. Свои работы Ибн Сипа писал преимущественно на арабском языке и частично на фарси. Его научное наследство в разных областях знаний составляет более 420 работ.
Главными научными трудами Ибн Сины являются энциклопедическая работа «Книга исцеления», посвященная философским проблемам и состоящая из 18 частей, и «Канон врачебной науки», состоящий из 5 книг. Эти труды были широко известны
6 Григорян С. Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана VII—XII вв. —М., 1960, —С. 185.
не только на Востоке, но и в Европе. Они полностью или частично переведены почти на все европейские языки. Не угас к ним интерес и в наше время, и они продолжают издаваться в разных странах.
Им написаны «Книга знаний» на языке фарси («Даниш-намэ»), «Книга указаний и наставлений» и др. В учении Ибн Сины отражены прогрессивные идеи. Вместо призывов представителей исламской религии верить в магическую сверхъестественную силу он призывал людей к изучению окружающего их реального мира, многоликой и многообразной природы. Вместо^ описания религиозных догм его устремления были направлены на научные исследования творческих мыслей. Ибн Сина систематизировал имеющиеся знания в разных областях науки. Как естествоиспытатель он стоял на позициях объективного изучения фактов.
Философские взгляды Ибн Сины не были последовательными. В них было много противоречий. Материалистические идеи переплетались с теолого-идеалистическими вымыслами. Его философия была продолжением традиций восточного аристотелизма с примесью онтологических концепций неоплатонизма.
Ибн Сина отрицал сотворение мира во времени, вместе с тем-он полагал, что мир возник путем эманации (истечения) из божества. Он давал свою интерпретацию этому. По его мнению, мир сотворен не по воле бога, а в силу непреложной необходимости. Здесь он как бы старался объединить идеализм, метафизический и диалектический методы мышления в единую концепцию. Такого рода противоречия можно встретить на каждом шагу. С одной стороны, бог абстрактен, не имеет конкретного-выражения. С другой стороны, мир имеет материальную основу, он вечен, но опять-таки, как сам бог. Эта раздвоенность не позволяла ему твердо стать на материалистические позиции. Его-теория о создании Вселенной в конечном счете мало чем отличалась от взглядов неоплатоников. Вместе с тем, продолжая линию, проводимую Фараби (870—950), Ибн Сина в ряде случаев очищает его учение от элементов неоплатонизма и близко подходит к учению Аристотеля. И все же он сбивается в своих рассуждениях на мистицизм, пытаясь сочетать отдельные положения неоплатоников с исламистскими религиозными представлениями. Поэтому в решении основного вопроса философии он был дуалистом. Признавая существование бога, Ибн Сина считал началом бытия две различные субстанции, а не одну: материальную и идеальную.
Ибн Сина наделяет бога абсолютным существованием. Все же остальное существует по милости божьей. Возможно, все, но на это нужна «санкция» бога, все становится действительным только благодаря ему. После этой позиции Ибн Сина вновь хочет вырваться из цепких когтей идеализма. Это приводит его к тому, что природа, истекшая от бога через иерархию эманации, в дальнейшем начинает развиваться за счет самодвижения,
будучи ограниченной во времени и пространстве. Иначе говоря, источник существования субстанции нужно искать в ней самой, так как она отражает сущность природы. Часто он вступал в противоречие с Аристотелем, что для того времени было необычным явлением, так как взгляды этого гиганта мысли античности и после Ибн Сипы (в течение всего средневековья) были непререкаемы. Если Аристотель косной материи противопоставлял деятельную форму, то Ибн Сина считал, что «...мет абстрактной телесной формы без материи». Он был намного ближе к материализму в этом вопросе, чем Аристотель, утверждая, что •«...телесная форма содержится в самой материи, и тело образуется из самой материи»6.
Ибн Сина считал, что все происходящее в мире связано с временем. Все движется, изменяется, время не стоит на одном месте. Движется и оно. По этому поводу он писал: «Время представляется только с движением. Где нет движения, нет и времени». В его взглядах на природу также можно было заметить диалектическое толкование. В отличие от метафизического восприятия окружающего мира, когда он видится как хаотическое нагромождение пещей, Ибн Сина в природных явлениях пидел причинную взаимосвязь, которая подчинена естественной закономерности. Он считал, что бог не может вмешиваться в эти закономерности. Природа развивается по своим законам, никем не диктуемым ей. Никакие астрологические предсказания не •могут помешать осуществлению естественных закономерностей, происходящих в природе.
Взгляды Ибн Сины на работу органов чувств носили наивно материалистический характер. Вместе с тем в определении роли разума он стоял на позициях идеализма, отрывая разум от материальной основы, являющейся его источником. «Разумную душу» он наделял печным бессмертием. Подобно Платону Ибн Сина признавал сущсстиопанне мира идей независимо от мира вещей.
Говоря о значимости наук, Ибн Сина считал, что религия и философия имеют право на самостоятельное существование. При этом философия как наука, по его мнению, имела право на независимость.
Ибн Сина был ученым-энциклопедистом. В области физики он изучал движение тел и проявление инерции, ее свойства. В минералогии его интересовали состав и свойства минералов, причины образования гор, состав метеоритов. Его волновали проблемы биологии. Он изучал происхождение живых существ, жизнь отдельных животных. В естествознании его привлекали проблемы строения и жизни растений, особенно та часть из них, •которые можно применять в медицине в качестве лекарственных средств. Иго интересовали даже такие вопросы: как происходит •перерождение растений в животных.
11 Ибн Сина (Авиценна). Избр. философ, произвел. — М.— 1980. — С. 23.
Большое значение имеет его труд «Какой врачебной науки». В течение пяти веков им пользовались многие студенты-медик» и врачи. Уже в XII в. эта книга была переведена Герардом из Кремоны с арабского на латинский язык. В конце XV в. (1473 г.) она была издана в Милане, после чего многократно-переиздавалась. По неполным данным, труды Ибн Сины издавались более 30 раз. При тесных связях Древней Руси с Востоком нет ничего удивительного в том, что Ибн Сину хорошо знали на Руси. Многотомный труд «Канон врачебной науки» по существу является медицинской энциклопедией, особые разделы посвящены описанию профилактических мероприятий, направленных на предупреждение болезней, диагностических приемов и лечению их. В нем описаны анатомия, физиология, хирургия, фармация, изложены принципы лечения многих болезней.
Заслугой Ибн Сины является то, что он учитывал влияние-внешней среды на здоровье человека. Будучи наблюдательным, как это подобает истинному врачу, он за много веков до открытия возбудителей инфекционных заболеваний гениально предсказал существование невидимых возбудителей, являющихся причиной «лихорадочных», или инфекционных, заболеваний. По его предположению, эти возбудители заболеваний передавались через воду и воздух.
Как истинный ученый, много сделавший для развития медицины, он не мог мириться со средневековыми мистическими предрассудками астрологов, которые проповедовали лженаучные убеждения о влиянии созвездий на судьбы человека, на его состояние здоровья, на течение и исход болезни.
Ибн Сина внес вклад в развитие минералогии, в частности, им была предложена своя классификация минеральных тел, согласно которой все они разделены на 4 группы: 1) камни;. 2) плавкие тела, или металлы; 3) серные вещества (горючие) и 4) соли. Этой классификацией ученые пользовались до середины XVIII в.
Кроме того, Ибн Сину мы знаем как поэта. Его поэзия отразилась на творчестве поэтов последующих поколений. Рубай Ибн Сины (четверостишия), написанные на его родном языке дари, позволяли более откровенно выражать свои мысли и чувства.
Ибн Сина нередко критиковал духовенство, высмеивал рутину, косность, отсталость, догматичность. За это в господствующих кругах и особенно среди реакционного мусульманского духовенства он слыл • вольнодумцем. Мусульманский богослов Газали обвинил его в ереси и атеизме.
Труды Ибн Сины сыграли значительную роль в дальнейшем развитии как передовой философии, так и естественнонаучной мысли. За огромный вклад в философию его назвали «князем философии», а за вклад в развитие медицины — «князем врачей».
Николай Кузанский — теолог и философ, ученый и церковно-
политический деятель, живший в XV в., — отмечая в философии Авиценны его преклонение перед богом, вместе с тем замечает, что «Авиценна же берет символом огонь и разные модусы его бытия, от эфира до нижних ступеней, пока огонь совершенно не омрачится в камине»7. Иначе говоря, в основе всего сущего мыслитель Востока видел все же материю.
Трагически окончилась жизнь Ибн Баджи Абу Бекр Мухаммеда в 1139 г. Араб по национальности, он родился в Сарагосе (Испания), жил в Гренаде (Испания) и ряде городов Марокко (г. Фес и др.). Он был всесторонне образованным человеком. Ибн Баджа занимался врачебной деятельностью, математикой, естествознанием, астрономией, философией. Кроме того, он известен как поэт и музыкант. Ему же пришлось быть и визирем (министром) при альмохадских правителях.
Ибн Баджа известен как комментатор к естественнонаучным трудам Аристотеля. Однако он создал и свои оригинальные труды. В области философии он занимался метафизикой, психологией, логикой и этикой. Сион книги он писал на арабском языке. До нас дошла часть из них в переводах на еврейский язык. Осионными его сочинениями являются: «Руководство одинокого» («Образ жизни уединившегося»), «Прощальное послание», «Послание о соединении разума с человеком», «Книга о душе».
В книге «Образ жизни уединившегося» он выступил против религиозных догм, согласно которым человек, верующий во Всевышнего, может постичь «откровение» и «просветление». Этим религиозно-мистическим вымыслам он противопоставил сюжет, где сто герои с помощью своих научных знаний добивается нисхождения души до нысшпх ступеней познания путем интеллектуального совершенствования. Человек совершенствуется благодаря своему разуму - - такой можно сделать вывод из этой книги. Разделяя позиции восточного ученого-энциклопедиста Фараби, Ибн Баджа считал, что удел философов — созерцать жизнь, которая более выразительна за пределами «невежественных городов». Одновременно он считал, что человек и в обществе, пс достигшем совершенства, может добиться счастья, если он сольется с универсальным активным умом.
В этой книге Ибн Баджа кратко изложил принципы идеального утопического государства, которое, по его мнению, можно создать путем морального и интеллектуального самосовершенствования людей. В воображаемом им государстве нет ни врачей, ни судей. Врачи, как и вся медицина, не нужны были потому, что граждане правильно питались. Они избегали пищи, которая могла бы повредить их здоровью. Болезни же, приобретенные от внешних причин, исцелялись естественным путем.
7 Кузанский Николай//Соч. —М.., 1980. — ;Т. 2. — С. 111.
.Судьи там не нужны в связи с тем, что граждане государства относятся друг к другу с любовью, между ними нет разногласий, раздоров. Ибн Баджа провозгласил социальную утопию, к которой он искал путь через интеллектуальное совершенствование людей.
В других произведениях Ибн Баджа утверждал о вечности мира в духе аристотелизма, это были проблески материализма. В противовес этому в принципе материалистическому мировоззрению, утверждавшему по существу, что мир не создавался богами, а существовал вечно, он впадал в другую крайность, восприняв многие идеи неоплатонизма, в которых проповедовалось, что материя лишь низшее звено в иерархии Вселенной, а главное в ней — эманация «мировой души», над которой возвышается «дух». И господствует над всем этим «первосущность», или «единое». Ибн Баджа в своих произведениях также писал об эманации, пытаясь возвести человеческие души через иерархию «духовных образов» к активному уму.
Несмотря на то что в целом взгляды врача Ибн Баджи были идеалистическими, часть из них была направлена против догм ислама. За это он неоднократно преследовался высшей духовной епархией, обвинялся в ереси. Реакционное духовенство приговорило Ибн Баджу к смертной казни.
В средние века даже робкие шаги в сторону материализма служили причиной для безжалостного уничтожения прогрессивных людей.
Точная дата рождения восточного мудреца Абу Бекр Мухаммед ибн Абу-аль-Малик Ибн Туфайля неизвестна, предположительно— начало XII в., а дата смерти—1185 или 1186 г. В латинизированной транскрипции он вошел в историю под фамилией Абубацер. Он был не только арабским врачом-философом, но и государственным деятелем (визирем). Имея высокую квалификацию, он стал придворным врачом и секретарем правителей Гренады (Испания), а затем Ссуты, Танжера (Марокко). Позже, почти до конца своей жизни — до 1184 г., он был врачом и придворным альмохадского халифа.
До нас дошло лишь одно произведение Ибн Туфайля — философский роман, построенный на идеалистической основе. Этот роман назывался «Роман о Хайе, сыне Якзана» («Живой сын бодрствующего»). Название романа и имена героев Ибн Ту-файль позаимствовал у Ибн Сины. Роман получил широкую популярность. В XVII в. он был переведен на латинский язык. Позже в разных переводах издавался во многих странах Европы. Дважды, в 1920 и в 1978 гг., был издан на русском языке.
Большой интерес представляет введение к роману. В нем он разъясняет своему другу «восточную мудррсть», дает оценку философским трудам своих предшественников, арабских мыслителей. Его симпатии были на стороне «самого мудрого», с его точки зрения, философа средневековья Ибн Баджи.
-129
В своем романе Ибн Туфайль показывает, как ребенок, попавший на остров, удаленный от материков, начинает самостоятельно постигать окружающий мир с помощью лишь своего разума. В романе показано, как саморазвитие «естественного человека», живущего в отрыве от общества, позволяет путем самоуглубления независимо от общественных традиций и без-помощи божественного откровения достигнуть вершин познания. Первые понятия, первые знания героя основаны на чувственных восприятиях. Познав (окружающий мир, он познает общее начало всех пещей. О процессе познания автор пишет: «Множественным рисовалось ему и его собственное существо, ибо он видел разнообразие своих членов, где каждый обособлен был от другого действием и свойством, характерным для него»8. Но при этом он заметил, что существо едино, «что, хотя члены его и множественны, однако они соединены друг с другом неразрывно,, так что их следует рассматривать как нечто единое»9. В конце-концов герой делает вывод, что единым его делает дух «...и именно он есть истинная сущность, все же остальные органы являются как бы орудиями»10. Рассматривая отдельных животных одного и того же вида, герой романа «...обнаружил, что отдельные особи каждого вида похожи друг на друга внешними и внутренними членами, ощущениями