Осмысленная речь, эмоции и чувства
Е.Кузьмина
Осмысленная речь может (а нередко и должна) быть эмоциональной. Четкий тезис, расцвеченный эмоциями, сияет ярче, звучит сильнее и запоминается лучше. Но эмоциональность эмоциональности рознь... Сила темперамента и эмоциональная выразительность жестов, лица и интонаций (правая эмоциональность) делает осмысленную речь сильнее, а желание "поделиться", выплеснуть чувства, впечатлительность и импульсивное реагирование (левая эмоциональность) лишает речь осмысленности. В этом смысле уход в чувства и осмысленная речь - несовместимы: чаще всего, когда поднимаются чувства, кончается осмысленность. С этим не нужно спорить, это лучше всего просто проверить.
Интересно?
Насколько осмысленна наша речь?
Чтобы ответить на этот вопрос, вам понадобится диктофон и внимательность. Собственно задание - отслушивать разговоры и разбирать их, оценивая определенность темы и наличие тезиса. Если человек скачет с темы на тему, а тезиса не слышно - речь не осмысленна.
В первую очередь начинайте слушать, как говорят другие - просто потому, что вы пока учитесь, а слушать других проще, чем слушать себя. При этом ваша главная задача - научится следить за собой, за осмысленностью собственной речи.
Разговоры желательно слушать бытовые (не ТВ и новости) или рабочие. В какой области вам нужен навык - там навык и оттачивайте. Диктофон в помощь. Если живую разговорную речь отслеживать трудно, идите по уровням сложности:
Самое простое – разбирать письменную речь. В интернете множество людей пишут свои блоги, разбираться в их потоке сознания - прекрасная практика.
Немного сложнее вникать в речь кинофильмов и телепередач. Задача облегчается прослушиванием записей, которые можно останавливать и возвращать на начало, чтобы уточнять свои выводы.
Следить за собой и собеседниками в живом общении – самое трудное, но одновременно самое интересное и важное. Продумайте заранее, как будете фиксировать результаты своих наблюдений: лучше всего всё записывать.
Многим для записи результатов помогает такая таблица:
5/15/27 значит, что в этот день человек анализировал три разговора: первый разговор занял 5 минут, второй 15, третий - 27 минут.
2/1/9 означает, что в первом разговоре были подняты две темы, во втором - одна, а в третьем целых девять.
Наверное, далее вы уже сами разберетесь, что такое 0/3/5: в первом разговоре тезисы отсутствовали, во втором их было 3, в третьем разговоре - 5.
Ну, а фиксация уходов в чувства (в первом разговоре 4 раза, во втором 7, в третьем 12 раз) позволяет лучше понимать, насколько смена тем в разговорах была оправдана - либо происходила спонтанно, сбивая разумное обсуждение на другую тему.
Когда вы хорошо потренируетесь с этой табличкой, у вас появятся новые отличные привычки.
Вчувствование
Н.И.Козлов
Вчувствование - умение непосредственно, телесно чувствовать состояние другого человека.
С вчувствования начинается любой процесс общения у эффективного руководителя, внимательного родителя, грамотного психолога и других качественных коммуникаторов. Вчувствованием обычно хорошо владеют хорошие врачи, гадалки, профессиональные переговорщики, следователи.
Что дает вчувствование?
Вчувствование почти мгновенно устанавливает контакт с человеком, создает комфортный внутренний фон в общении: ощущение понимания партнера, взаимное ощущение контакта и повышение интереса к собеседнику. Оно помогает более точно понимать смысл и подтекст сказанных слов, обеспечивает вам получение ценнейшей информации о внутреннем состоянии собеседника, его чувствах и желаниях. Вы на уровне тела, без включения головы, как бы перевоплощаясь в партнера, чувствуете как будет развиваться ситуация, у вас появляется возможность буквально предугадывать действия и слова ваших партнеров. Кроме того, вчувствование развивает децентрацию, создает ощущение "мы свои", снимает моменты раздражения и другие протестные реакции против человека, традиционные, когда мы человека «не понимаем!», нередко запускает прямое влияние на людей. Возможно, что именно вчувствование во многих случаях является реальным механизмом интуиции.
Вчувствованию можно научиться, вчувствование можно развивать. Развитие вчувствования у большинства людей происходит естественно, когда люди вокруг привлекают внимание, нравятся и когда есть желание и привычка их копировать: копировать выражение их лица, делать такие же глаза, повторять движения корпуса и рук.
Понимание
Понимание — универсальная операция мышления, представляющая собой оценку объекта (текста, поведения, явления природы) на основе некоторого образца, стандарта, нормы, принципа и т.п. Понимание предполагает усвоение нового содержания и включение его в систему устоявшихся идей и представлений.
Понимание и интерпретация
Понимание находит самый прямой, очевидный смысл - в отличии от интерпретации, которая ищет не очевидный, возможно более глубокий или интересный, но непрямой смысл. Понимание - это наивная интерпретация. Интерпретация - это изощренное понимание.
Понимание текста
Текст можно понимать на разных уровнях. Три основных уровня понимания - возможность презентации (знать - не знаю, а рассказать - расскажу), уровень рабочего понимания (понимаю все основное, но в общих чертах) и глубокое понимание (понимаю в мельчайших деталях). См.→
Понимание в общении
Понимание в общении - понимание того, что говорится, почему и зачем говорится, на фоне замечания того, как это говорится. См.→
Понимание поведения
Понимание поведения - понимание того, что делается, почему и зачем делается, на фоне замечания того, как это делается. Любое действие также может быть понято разнообразно. Понимание поведения позволяет предугадывать поступки людей. Понимание причин и мотивов чужого поведения может менять к нему отношение, но не обязательно и в разной мере.
Понимание собственных чувств
Если вы заглянули себе в душу и чувствуете в себе чувство - значит, это правда, у вас - чувство. Чувства не врут. Однако здесь нужна осторожность - вы не всегда можете быть уверены, какое конкретно у вас чувство. То, что иногда переживается человеком как определенное чувство, может им и не быть, может быть чем-то другим. В этом конкретном пункте - чувства, бывает, врут.
Как развивать понимание
Понимание в общении - понимание того, что говорится, почему и зачем говорится, на фоне замечания того, как это говорится.
Понимание смысла сказанного
Понимание смысла речи- это всегда сведение чего одного к другому, обычно чего-то неясного или сложного к более понятному. Длинную фразу можно интерпретировать коротко: «Он оправдывается». Но также и короткую, выразительную паузу можно интерпретировать долго и многообразно: «делает акцент на самом важном», либо «он издевается над нами» или «просто не знает что сказать, вот и отвлекает». В любом случае, понимание - это сведение.
То более простое и понятное, к чему сводится понимание, может иметь форму смысловой картинки ("то, о чем ты говоришь, похоже на… Я могу это нарисовать"), форму текста ("Я тебя понял. Ты хочешь сказать, что…") или форму чувства (я тебя почувствовал).
Чтобы удостовериться, правильно ли вы поняли партнера, полезно рассказать ему, как вы его поняли.
Понимание человека - это умение и привычка поставить себя на место другого человека, войти в его ситуацию. Те люди, которые лучше понимают окружающих, меньше их обвиняют и реже на них обижаются.
Понимание - нахождение (определение) смысла сказанного или сделанного: что было сказано (сделано), почему и для чего.
Любой текст имеет свой подтекст и много смыслов. Выделять главные смыслы, понимать текст даже глубже, чем понимал его автор во время написания, можно научиться.
Слова, сказанные разными людьми в разном контексте, могут значить совсем разное. «Вы прекрасно выглядите…» - это комплимент или подхалимаж? «В этой ситуации я буду вынужден пересмотреть наши отношения и сменить поставщика» - это нормальное информирование о своей ситуации или наглый шантаж?