Как учиться бесконфликтности

Н.И. Козлов

Бесконфликтное общение является не только цивилизованным, но и очень выгодным.

Умению вести себя бесконфликтно стоит учиться. Вас ждут следующие практики и упражнения:

Запишите, выучите и забудьте

Выписываете список самых популярных конфликтогенов - для начала тех, которые вы употребляете чаще всего, например «Нет», «Ничего подобного», «Объясняю…». Распечатываете лист А4 с этими конфликтогенами (или ставите их на рабочий стол компьютера, или в качестве заставки на телефон - главное, чтобы всегда на виду!) - и учите их наизусть. А потом отслеживаете на неделе.

За допущенную конфликтную фразу или оборот себя весело наказываете: например, приседаете 10 раз. Или щелкаете по себе канцелярской резиночкой, предусмотрительно надетой на руку. Или платите кому-то некоторую сумму денег. Дополнительно можно договориться с друзьями, чтобы они тоже отслеживали конфликтогены в вашей речи.

Важно, чтобы штраф следовал тут же за конфликтогеном - не отсроченно. Для начала лучше брать не более 3-х конфликтогенов. Когда научитесь обходиться без них - берите новые. Главное помнить, что конфликтогеном может стать и синтонная на первый взгляд фраза, которая сказана не к месту. Так что внимательней, и за дело! А главное - не халтурить!

Видео

Полезно просматривать с друзьями видеофильмы и анализировать фрагменты на предмет конфликтогенов. Известные фильмы, интересные в этом отношении: «Тот самый Мюнхгаузен», «Чего хотят женщины».

Следите за окружающими

Полезно отслеживать конфликтогены у окружающих. В первую очередь - перебивание, возражения и категоричность.

Отрабатывайте вчувствование

Конфликтогены мало выучить, надо научиться чувствовать, что в данной ситуации для данного человека может оказаться конфликтогеном. Конфликтной может оказаться неподходящая к ситуации эмоция или мимика, конфликтогеном может стать даже самая тактичная фраза, оброненная в неподходящий момент. К конфликту может привести даже внутренний текст.

Синтонно ли звучит фраза: «Вы такой хороший», наложенная на внутренний текст "Все вокруг сволочи!"?)

Чтобы быть точнее и реже ошибаться, отработайте вчуствование и приучите себя в любом общении, прежде чем что-либо сказать или выразить, примерить - как это будет воспринято собеседником, что он при этом почувствует.

Пишите тексты

Пишите письма друзьям и знакомым. Сочиняйте речи для выступлений (на фирме или Клубе Ораторов). Прежде чем поговорить с шефом, например, о сложившейся трудной обстановке в отделе или, напротив, о повышении зарплаты, имеет смысл свой текст вначале прописать. И показать коллегам с просьбой проверить, насколько он понятный и нет ли там ненужных конфликтогенов.

Со временем речь становится все более плавной и послушной, слова-паразиты исчезают сами по себе.

Анти-конфликтные качества личности

К некоторым людям конфликты как будто "липнут", а другие люди с конфликтами встречаются достаточно редко. Предупреждению конфликтов способствует комплекс из таких личностных качеств, как статус, сила, теплота и позитив, умение управлять своими эмоциями, влиять на эмоции партнера, создавать деловую и позитивную атмосферу, выдержка, дипломатичность и другие.

Направление развития

Когда вы научитесь быть бесконфликтным, можно

вернуть себе свободу и спонтанность (помните: некоторая доза конфликтогенов в личных отношениях есть развлечение и показатель доверия) и

осваивать следующие ступени эффективного общения. В частности, разумное поведение в конфликте и лидерское поведение. Там надо будет учиться тому, от чего вы отучались - умению уверенно возражать, настаивать на своем чего бы ни хотели окружающие, требовать внимания к себе, спокойно перебивать, давать оценки, быть категоричным…

Повтор дословно

Н.И. Козлов

Услышать сказанное - не всегда просто.

Повтор дословно (Повтори сказанное) - упражнение Дистанции. Упражнение "повтор дословно" дает качественный контакт, взаимопонимание с людьми увеличивается.

Чтобы качественно повторить сказанное собеседником, необходимо не отвлекаться во время слушания, в том числе на свои возражения; быть способным разобраться в иногда сложной или путаной мысли собеседника.

Для отработки упражнения помогает следующая схемы работы:

Сплошное про себя повторение текста собеседника

Во время повторения про себя начинаю выделять ключевые слова и обороты,

Текст убираю в фон, фокусируюсь на поиске общего смысла.

Расслабиться, отпустить, общий смысл поймать картинкой или сформулировать своими словами.

При работе на Дистанции могут быть следующие формулировки...

Задача – слышать собеседника. Как работаю:

5 раз в неделю по 30 минут в день смотрю любую передачу по ТВ и повторяю (про себя) каждую фразу за людьми с задержкой в 1-2 секунду. Как переводчики с задержкой переводят текст другому собеседнику.

Читаю текст, проговариваю одно предложению и повторяю вслух. 30 минут в день, 2 раза в неделю (понедельник, среда).

Читаю текст по одной строчке и переписываю на бумагу/электронную бумагу (10 предложений), 1 раз в неделю.

ОЗР: могу точно, дословно повторить обращенный ко мне вопрос или просьбу.

Штраф: за невыполненное упражнение отмываю 1 кастрюлю или мою пол в одной комнате (смотрю, что актуальней). Награда: куплю себе вкусненького чего-либо 1 раз в неделю, до чего руки не доходят.

Подсказки от Дистантников

На первом этапе нужно повторять весь текст дословно в режиме синхронного перевода, т.е. с задержкой 2-3 сек. Задача первого этапа – включить автоматический повтор всего, что говорит спикер. Чтобы быстрее освоить этот навык, нужно научиться концентрировать свое внимание.

В этом могут помочь такие приемы:

1. Отслеживание повтора.

На листе бумаги отмечаю время начала упражнения. Через 5-10 минут (когда вспомню или взгляну на бумагу) отмечаю текущее время и качество моего повтора за прошедшие минуты.

Шкала: + повторяю хорошо, ~ повторяю, но отвлекаюсь, – забыла об упражнении.

2. Артикуляция.

Открывать рот и беззвучно проговаривать весь текст. Таким образом в работу включается не только ум, но и тело – концентрация увеличивается.

Описанные приемы помогают быстро включить навык автоматического повтора. У меня автоматический повтор включился за 1,5 недели. До этого я тренировала Повтор дословно без вспомогательных приемов в течение 5 недель – без видимого результата.

В 2-х случаях из трех, как я заметил из последнего мероприятия, когда конкретно повторяешь то, что говорит тебе человек, то он говорит: "Я не это имел ввиду". И собственно говоря, сам берет несколько секунд паузы и уже хоть и с трудом, но все пытается исправить формулировку. Это было даже забавно. Девушка задает вопрос, например, к теме, что мол: "А правильно ли я делаю, что на свидании на первом мне надо показать мужчине свое истинное лицо и показать себя именно такой. какая я есть?". В итоге, упуская все детали и подробности этой темы, ее вопрос звучал так: "А правильно ли я делаю, что оставляю загадку о себе и ставлю задачу на первом свидании не показать саму себя, а цель оставить положительное впечатление о себе у мужчины для того, чтобы он еще раз захотел со мной встретиться?"

Умение слышать

Н.И. Козлов

Пишет моя дистантница Татьяна Розова:

Взяла еще одну подзадачу: когда вижу, что сотрудники друг друга не слышат в диалоге, останавливаю и заставляю одно из них (того, кто принимал запрос) повторить, что хочет от него второй. Результаты?

Почти всегда первой реакцией на мою просьбу повторить, что сказал собеседник, было недоумение. С первой попытки повторить суть сказанного не смог никто. Самые толковые со 2-3 раза повторять начали, при этом правда все равно часто с некоторыми искажениями передавая суть. Те, кто «нарвался» на такой эксперимент несколько раз, начали в разговоре при мне собеседника слушать и задавать уточняющие вопросы прежде чем влезать в спор.

Слышать, слышание - это процесс, в ходе которого человек стремится понять и запомнить услышанное. Это процесс, при котором человек отбирает из всех внешних звуков те, что отвечают его потребностям и интересам. Об умении слышать говорится как о чем-то большем, чаще всего под этим понимается умение воспринимать именно смысл слов собеседника, а не свои разные соображения по поводу сказанного им. Слышать именно то, что сказано, суть сказанного.

Есть мнение, что мы слышим половину сказанного, слушаем половину услышанного и понимаем половину того, что слушали. Чтобы слышать собеседника (или преподавателя, или руководителя), полезно освоить следующие привычки:

Повторяйте (по крайней мере ключевые фразы) дословно про себя, проговаривайте их про себя. Подробнее смотри упражнение Повторяем дословно

Повторите вслух услышанное (слово, фразу, парафраз, резюме), и удостоверьтесь, что поняли собеседника правильно. "Я правильно вас понял, вы говорите что ...."

По мере отработки переходите к повтору услышанного своими словами и резюмированию этого, то есть переходи уже немного к анализу и отношению.

Поймите, почему и зачем собеседник это говорит; согласитесь с чем возможно.

Выразите свою точку зрения (при условии, что она кому-нибудь нужна).

Почему вы задаете вопросы "Почему?"

Н.И. Козлов

Вопросы «Почему?» имеют два основных смысла: смысл «По возможности, прошу мне пояснить» и смысл «Выражаю недовольство и требование».

Типа «Что за глупость?» или «Какого черта и до каких пор это будет продолжаться?»

Первую форму, где вы просите пояснений, можно назвать «Умное Почему», вторую, где в вопросе недовольство, требование или возражение - «Недовольное Почему». Умное Почему делает вас умнее и вызывает к вам уважение (по крайней мере - понимание), Недовольное Почему порождает напряжение и конфликты.

Чтобы не возникало недоразумений, будьте аккуратнее с вопросами «Почему?» По возможности, избегайте короткой формы «Почему?», поясняйте свой вопрос

Возможно, вы не очень поняли собеседника и спрашиваете «Почему?», чтобы лучше понять его видение и мотивы. Но короткое, без пояснений «Почему?» очень похоже на Недовольное Почему, легко может быть понято собеседником как Недовольное Почему, собеседник начинает напрягаться, оправдываться или наезжать на вас. Особенно часто это происходит в переписке, когда собеседник не видит вашего (милого и доброжелательного) выражения лица... Чтобы этого не происходило, избегайте коротких «Почему?», свой вопрос поясняйте более развернуто. Например, «А почему ты решил остановиться на этом решении? Какие ты видишь плюсы. какие минусы? Мне очень важно твое видение».

Если вы чему-то недовольны и не понимаете, почему человек так поступил, попробуйте вместо Недовольных Почему обратиться (еще раз) с просьбой или четкими инструкциями (требованиями). Вы приходите с работы и видите разбросанные вещи, хотя утром вы попросили сына все убрать. Вместо разборок «Почему?» проще и разумнее попросить еще раз и чтобы он начал делать это при вас. А потом, когда все убрано, можете и поговорить о причинах. Хотя, скорее, разговор будет уже не актуальным.

«Почему ты не убрал в своей комнате?» «Почему ты дразнишь сестренку?» «Почему ты снова торчишь перед телевизором?» «Почему ты укусил мальчика?» И общее: «Почему ты меня не слушаешься?» «Почему ты никогда не делаешь то, что я тебе говорю?»

Все эти вопросы - риторические, ответа не подразумевают, и часто дополняются критическими замечаниями типа: «Ты мне все нервы уже истрепал!» и «Это просто невыносимо!».

Вопрос «Ну почему ты это делаешь?» иногда заменяется на «Вот что мне с тобой делать?» Задумайтесь: на оба эти вопросы затруднится ответить и профессиональный психолог. Задумайтесь: в таких ваших вопросах не больше смысла, чем в дурацком поведении вашего ребенка.

Достаточно понятно, что ребенок и не захочет отвечать на подобные вопросы, и не сможет на них ответить, даже если бы и захотел.

В лучшем случае вы услышите, как ответ, бездумное «Потому», или туповатое «Я не знаю», или дерзкое «Потому, что я так хочу», а чаще всего дети игнорируют ваши вопросы. При этом про себя, очень возможно, ребенок ваш вопрос прокомментирует как «Глупая мама», а это совсем не то, что «задумается».

Как правило, эти почему-вопросы являются ошибочным поведением родителей и выражают – нашу беспомощность (с защитой «Ну я же сколько раз ему говорила!») и нашу злость (желание отомстить).

Вместо Недовольных Почему обращайтесь с просьбами или с четкими инструкциями (требованиями). «Почему ты снова торчишь перед телевизором?» замените на: «Выключи телевизор (дождаться, пока будет выполнено). Что у тебя сейчас по плану? Уроки или погулять?»

Если хотите понять смысл действий, спрашивайте не «Почему», а «Для чего, зачем, для какой цели». Вопрос «Почему» нередко обращает к прошлому и включает оправдания. Вопрос «Зачем» более конструктивен и помогает смотреть в будущее. Он приучает людей думать (как минимум, люди сильно задумываются. когда ищут ответы на этот вопрос), анализировать свои действия, стимулирует осознанность.

Наши рекомендации