Черты характера человека добра
В о п р о с: По какими признакам можно узнать в человеке черты действительного прогресса, должные возвысить его дух в духовной иерархии?
О т в е т: «Дух доказывает своё возвышение, когда все действия его телесной жизни являются осуществлением закона Божьего и когда он пониманием предвосхищает жизнь духовную».
Комментарий. Подлинный человек добра есть тот, кто претворяет закон справедливости, любви и милосердия в его наибольшей чистоте. Если он спрашивает свою совесть о совершённых деяниях, то он спросит себя и о том, не нарушил ли он этот закон; не совершил ли он зла; сделал ли он всё то добро, какое мог; нет ли кого, кто был бы им обижен; наконец, сделал ли он другим всё то, что, как ему хотелось бы, они сделали для него, всё то, что он хотел бы получить от них.
Человек, проникнутый чувством милосердия и любви к ближнему, делает добро ради добра, без надежды на отплату, и приносит свою выгоду в жертву справедливости.
Он добр, человечен и благожелателен к каждому, потому что видит во всех людях братьев, без различия рас и верований.
Если Господь даровал ему власть и богатство, то он смотрит на эти вещи как на вверенные ему на хранение, коими он должен пользоваться во благо; он не кичится ими, ибо ему известно, что Бог, давший их ему, может их у него всякий миг взять назад.
Если общественный порядок поставил людей в зависимость от него, он обращается с ними с добротой и доброжелательностью, ибо они равные его перед Богом; он пользуется своим авторитетом, чтобы повысить их нравственность, а не за тем, чтоб подавлять их своей гордыней.
Он снисходителен к чужим слабостям, потому что знает, что и сам нуждается в снисхождении и помнит слова Христа: «Пусть тот, кто сам без греха, первым бросит в неё камень!»
Он не мстителен: по примеру Иисуса он прощает оскорбления, чтобы помнить лишь о благодеяниях, ибо знает, что ему в той же мере прощено будет, в какой он сам прощал другим.
Наконец, он уважает в себе подобных все права, даваемые законами природы, как ему хотелось бы, чтоб их уважали и по отношению к нему.
НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ
Для того чтобы люди были счастливы на Земле, надо, чтобы она была населена только добрыми духами, как воплощёнными, так и бесплотными, у которых были бы только хорошие стремления. Это время настаёт, и великое переселение совершается в данный миг среди его обитателей; делающие зло ради зла, которых не трогает чувство добра, как недостойные уже возрождённой Земли, будут с неё удалены, иначе они опять внесли бы с собой беспорядок и смущение и служили бы препятствием к прогрессу. Они пойдут искупать своё ожесточение – одни в низшие миры, другие в наиболее отсталые земные расы, куда они понесут приобретённые ими познания и будут там содействовать культурному движению. Они будут замещены лучшими духами, которые воцарят в среде своей мир, справедливость и братство.
Земля, по словам духов, не должна быть преобразована потопом, который уничтожил бы сразу целое поколение. Настоящее поколение исчезнет постепенно, и новое заступит его место помимо каких-либо изменений в естественном порядке вещей.
Итак, с внешней стороны всё пойдёт, как всегда, с одной только существенной разницей, что часть духов, которые воплощались на Земле, больше не будут на ней воплощаться. В новорождённом ребёнке, вместо отставшего и склонного ко злу, будет уже более совершенный дух, с самыми лучшими стремлениями.
Итак, речь идёт менее всего о новом плотском поколении; но о новом поколении духов, и, конечно, в этом смысле сказал Христос: «Истинно говорю вам, не прейдёт род сей, как всё сие будет». Таким образом, все те, которые ожидают сверхъестественных и чудесных преобразований, будут обмануты.
Настоящая эпоха есть эпоха переходная; элементы обоих поколений смешиваются. Находясь на точке промежуточной, мы присутствуем при уходе одного и приходе другого, и каждое из них обозначается в мире тем характером, который свойственен ему одному.
У обоих поколений, сменяющих друг друга, взгляды и намерения совершенно противоположны. По роду моральных наклонностей, особенно по расположениям враждебным и созерцательным, легко различить, к которому из двух поколений принадлежит каждый.
Новое поколение, долженствующее основать эру морального прогресса, отличается вообще ранней рассудительностью, соединённой с прирождённым чувством добра и спиритуалистическими верованиями, что служит несомненным признаком известной степени развития, приобретённого когда-то прежде. Это поколение не будет состоять исключительно из одних самых Высших Духов, но из тех, кои уже прогрессировали и предрасположены усвоить все идеи прогресса, способные содействовать обновительному движению.
Что отличает, напротив, отсталых духов, – это прежде всего возмущение против Бога, непризнавание какого бы то ни было могущества выше человеческого, инстинктивная склонность к низким страстям, к чувству эгоизма, гордыни, зависти, ревности; наконец, привязанность ко всему матерьяльному, чувственность, жадность, скупость.
Земля должна быть очищена от этих пороков удалением тех, которые не хотят исправляться, потому что они несовместимы с братскими началами; и люди, преданные добру, будут всегда от них страдать. Когда Земля будет свободна от них, люди пойдут беспрепятственно к лучшему будущему, которое назначено им ценою их усилий и настойчивости, в ожидании, когда дальнейшее совершенствование откроет им двери в высшие миры.
Под этим переселением духов не следует разуметь, что все отставшие духи будут исключены с Земли и сосланы на низшие планеты. Напротив, многие вернутся на Землю, потому что многие увлечены общественным течением; оболочка была у них хуже, чем внутреннее содержание. Раз избавленное от влияния материи и предрассудков воплощённого мира большинство увидит с иной точки зрения всё, непонятное при жизни, на что мы имеем множество примеров. Им помогают доброжелательные духи, которые интересуются ими, спешат просветить их и показать им ложную дорогу, по которой они шли. Нашими молитвами и увещаниями мы можем сами способствовать их улучшению, потому что между ушедшими из мира и живущими в нём существует постоянная взаимная связь.
Будут ли духами нового поколения новые лучшие духи или прежние, которые очистились, – результат один и тот же; если они приносят лучшие наклонности, это уже есть возрождение. Таким образом, воплощённые духи представляют две категории, смотря по их врождённым склонностям; в одной части духи отставшие, которые уходят, в другой – прогрессировавшие духи, приходящие вновь. Состояние нравственности отдельного общества или целого народа, целой расы находится, таким образом, в зависимости от того, какая из двух категорий преобладает.
Простой пример лучше объяснит, что происходит в подобных случаях. Представим себе полк солдат, состоящий в большей части из людей буйных, недисциплинированных; они будут постоянно вносить беспорядки, и никакая строгость законов о наказании не сумеет их обуздать. Эти люди самые сильные, потому что они самые многочисленные. Они друг друга поддерживают, ободряют и примером своим подстрекают один другого. Немногие хорошие остаются без влияния; их советы игнорируются; их осмеивают, дурно обращаются с ними, они страдают от этих столкновений. Не есть ли это образ настоящего нашего общества?
Предположим, что этих людей переводят из полка один по одному, наконец, по десятку, по сотне и что, по мере удаления, их замещают равным числом хороших солдат, даже теми, которые были уже исключены, но исправились; спустя некоторое время будет всё тот же полк, но преобразованный; порядок заступит место беспорядочности. Так будет и с возрождённым человечеством.
Большие коллективные переселения имеют не одну цель удаления из общества, но и цель преобразовательную, освобождая в массах умы от дурных влияний и давая превосходство новым идеям.
Несмотря на некоторые несовершенства, многие уже созрели для этого преобразования, потому и уходят, чтобы окунуться вновь в более чистом источнике. Если бы они остались в прежней среде и под теми же влияниями, они продолжали бы упорствовать в своих суждениях и взглядах. Одного пребывания в мире духов достаточно, чтобы раскрыть им глаза, потому что там они увидали то, чего не могли понять на Земле. Неверующий, фанатик, абсолютист могут, таким образом, вернуться на Землю с врождёнными идеями веры, терпимости, свободы. По своему возвращению они найдут всё изменившимся и будут испытывать влияние новой среды, где они родятся. Вместо того, чтобы служить оппозицией новым идеям, теперь они сделаются их союзниками.
Итак, возрождение человечества вовсе не требует полного обновления духов; достаточно одной перемены в их нравственных стремлениях. Эта перемена происходит во всех, кто имеет к ней предрасположение, кто не подчиняется гибельным влияниям мира. Тогда те духи, которые снова приходят, – не всегда другие, но часто те же самые, которые только чувствуют и думают иначе.
Когда это обновление изолированно и индивидуально, оно происходит незамеченным и не имеет видимого влияния на людей. Совершенно другое действие получается тогда, когда оно происходит одновременно в больших массах; тогда пропорционально количеству глубоко изменяются идеи целого народа, целой расы.
Это замечается всегда после каких-нибудь больших толчков, уносящих народонаселение. Народные бедствия разрушают только тело, но не трогают души; они усиливают движение духов из мира воплощённого в мир бесплотный и обратно, а следовательно, и прогрессивное движение духов в обоих мирах. Замечено, что во все времена истории все крупные социальные кризисы сопровождались эрой прогресса.
В настоящее время совершается одно из таких движений, долженствующее пересоздать человечество. Множественность причин разрушения есть характерный признак времени; эти причины должны содействовать ускорению развития зародышей; это то же, когда осенние листья падают и уступают место новым, полным жизни, – человечество так же имеет свои сезоны, как каждый индивидуум – свои годы. Мёртвые листья человечества падают, унесённые шквалом для того, чтобы возродиться более жизненными под тем же дыханием жизни, которое не угасает, но только очищается.
Для матерьялиста народные бедствия суть несчастия без всякого смысла, без каких бы то ни было полезных результатов, уничтожающие людей без возврата. Но для того, кто знает, что со смертью уничтожается только оболочка, представляются совершенно иные следствия, не ужасающие его, потому что он понимает их цель и знает также, что умереть всем вместе решительно всё равно, что умереть в одиночку, потому что так или иначе мы должны к этому притти.
Неверующие посмеются над этим и назовут химерой; но что бы они ни говорили, им не избегнуть общего закона: они умрут, как и все. Что тогда станется с ними? Они говорят: ничего! Но они будут жить наперекор себе и рано или поздно будут вынуждены открыть глаза.
БОЯЗНЬ СМЕРТИ
В о п р о с: Боязнь смерти является для многих людей причиной смятения; чем вызвана эта боязнь, ведь они имеют перед собой грядущее?
О т в е т: «Они боятся понапрасну, но что ты хочешь? В молодости их стремятся убедить в том, будто существуют ад и рай, и поскольку более вероятно, что они попадут именно в ад, потому что им говорят, будто то, что есть в природе – смертный грех для души; и тогда, вырастая, если они умны, они не могут согласиться с этим и становятся атеистами или матерьялистами; и таким образом их приводят к вере в то, что за пределами наличествующей жизни больше нет ничего. Что же до тех, которые продолжают верить в то, чему их учили в детстве, то они боятся вечного огня, который должен жечь их, не уничтожая.
Смерть не внушает никакой боязни справедливому, потому что помимо Веры, у него есть уверенность в будущем; Надежда позволяет ему дождаться лучшей жизни, а Любовь (милосердие), закону которой он следовал, даёт ему убеждённость, что в мире, в коий он отправляется, он не встретит ни единого существа, взгляда которого ему пришлось бы страшиться».*
* Цицерон говорит: «Если бы кто из богов милостиво предложил мне снова сделаться младенцем и пищать в колыбели, я бы отказался наотрез: не хотелось бы мне теперь, когда бег почти закончен, всё начинать сначала. Какие есть в этой жизни выгоды или, вернее, каких только нету в ней тягот? Но когда бы тягот и не было – приходят неизбежно и скука, и пресыщение. Я не склонен, наподобие многих, в их числе и учёных, оплакивать свою жизнь, и не сожалею о том, что жил: я прожил так, что не считаю, будто родился понапрасну. А из этой жизни я ухожу, как из гостиницы, не как из собственного дома: природа дала нам здесь пристанище не для жительства, но лишь для временной остановки. Блажен тот день, когда я отправлюсь к прославленному собранию душ, расставшись с этой нечистою толпою!» (Примеч.Й.Р.)
Комментарий. Человек плотский, более привязанный к жизни тела, чем к жизни духа, имеет на земле страдания и наслаждения матерьяльные; его счастье состоит в беглом удовлетворении всех своих желаний. Душа его, постоянно занятая и озабоченная превратностями жизни, пребывает в непрестанной тревоге и муке. Смерть пугает его, потому что он не верит в своё будущее и оставляет на земле все свои привязанности и надежды.
Человек духовный, поднявшийся над искусственными потребностями, создаваемыми страстями, уже и здесь обладает наслаждениями, не ведомыми человеку матерьяльному. Умерение своих желаний сообщает духу его спокойствие и ясность. Он счастлив тем добром, которое делает, для него вовсе нет разочарований, и жизненные неурядицы соскальзывают с его души, не оставляя на ней болезненного отпечатка.
В о п р о с: Не найдут ли некоторые люди немного банальными эти советы о том, как быть счастливым на земле; не усмотрят ли они в них того, что называется «общим местом», «прописными истинами»? И не скажут ли они, что в конечном счёте секрет счастья заключается в том, чтоб уметь переносить своё несчастье?
О т в е т: «Да, найдутся обязательно те, кто скажут это, и их будет много; но именно с ними дело обстоит так же, как с тем больным, которому врач прописал диету: эти люди хотели бы поправиться без лекарств и объедаться попрежнему».