Поминание умерших. похороны.

В о п р о с: Чувствительны ли духи к воспоминаниям тех, кого они любили на земле?

О т в е т: «Гораздо больше, чем вы можете подумать; это воспоминанье увеличивает их счастье, если они счастливы; а если несчастны, то приносит им облегчение».

В о п р о с: День поминания умерших, исполнен ли он для духов торжественности? Готовятся ли они ко встрече с теми, кто приходят молиться над их останками?

О т в е т: «Духи приходят на мысленный зов в этот день, как и во всякий иной».

В о п р о с: Этот день является ли для них днём свидания на месте их погребения?

О т в е т: «В этот день их там оказывается больше обычного, потому что больше и людей, их призывающих; но каждый из них является туда лишь ради своих друзей, а не ради толпы посторонних».

В о п р о с: В каком обличии они являются туда, и какими бы их увидели, если б они смогли сделать себя зримыми?

О т в е т: «Они приходят в том виде, в каком их знали при жизни».

В о п р о с: Духи, о которых забыли и могилы которых никто не навещает, несмотря на это, приходят ли и они туда и испытывают ли они сожаленье от того, что никто из друзей о них не вспомнил?

О т в е т: «Какое значенье могут иметь для них земные дела? Их влечёт к вам лишь сердечная привязанность. И если любви нет, то нет более ничего, что бы у вас могло привязать к себе духа: вся Вселенная – его».

В о п р о с: Приносит ли приход на его могилу более удовлетворения духу, нежели молитва, совершённая у себя дома?

О т в е т: «Приход на могилу – просто способ проявить и показать, что об отсутствующем духе помнят и думают: это – лишь символ. Я говорил вам, что именно молитва освящает акт воспоминанья; место же, где это происходит, имеет мало значенья, если только молитва идёт от сердца».

В о п р о с: Духи людей, которым возводят статуи и памятники, присутствуют ли они на церемониях их открытия и доставляет ли им это удовольствие?

О т в е т: «Многие приходят, если они могут притти, но они менее чувствительны к оказываемой им почести, чем к самой памяти о них».

В о п р о с: Отчего у некоторых людей проявляется желанье быть погребёнными в одном месте, а не в другом? Происходит ли это от того, что они возвращаются туда охотнее после смерти? И вся эта важность, которую они усматривают в столь матерьяльном вопросе, не является ли она признаком неполноценности, несовершенства духа?

О т в е т: «Привязанность духа к какому-то определённому месту, клочку земли – признак нравственной неполноценности. Чем одна пядь земли лучше другой для высокого духа? Разве не знает он, что душа его будет соединена с теми, кого он любит, даже если кости их и окажутся разделёнными?»

В о п р о с: Иногда заботятся о том, чтобы все члены семьи были погребены в одном месте, должно ли рассматривать это как недостойный пустяк?

О т в е т: «Отнюдь; это благочестивый обычай и свидетельство симпатии к тем, кого любили; если это соединенье захоронений и не имеет значенья для духов, то оно полезно для людей: так воспоминания будут сильнее сосредоточены».

В о п р о с: Душа, возвращающаяся в мир духов, чувствительна ли она к почестям, воздаваемым её безжизненной оболочке?

О т в е т: «Когда дух уже достиг определённой степени совершенства, у него нет более земного тщеславия, и он понимает ничтожество всего этого; но знай всё же, что зачастую бывают такие духи, которые в первые мгновения своей матерьяльной смерти испытывают величайшее удовольствие от оказываемых им почестей, либо же досаду по поводу заброшенности своей оболочки, ибо они сохраняют ещё некоторые из ваших предрассудков».

В о п р о с: Присутствует ли дух на собственной погребальной церемонии?

О т в е т: «Очень часто он присутствует там, но порою он не вполне сознаёт, что там происходит, если всё ещё пребывает в смятении».

В о п р о с: Насколько ему приятно видеть тех, кто участвует в траурной церемонии?

О т в е т: «Это зависит от чувства, которое их сюда привело».

В о п р о с: Дух только что умершего, присутствует ли он при оглашении своего завещания, проводимом нотариусом на собрании наследников?

О т в е т: «Почти всегда да. Бог хочет так ради его собственного просвещения и наказания тех, кто виноваты. Именно здесь он сможет судить, чего стоили слёзы наследников и их протесты; теперь для него все их чувства открыты, и разочарованье, которое он испытывает, видя алчность тех, кто оспаривают друг у друга оставшиеся после него вещи, просвещает его об их истинных чувствах; но прийдёт и их черёд».

В о п р о с: Инстинктивное уважение, которое человек во все времена и у всех народов выказывает к мёртвым, есть ли оно наитивное предчувствие грядущей жизни, коим он уже обладает?

О т в е т: «Это его естественное следствие: не будь жизни грядущей, уваженье это было бы беспредметно».

ПРЕДДВЕРИЕ ВОЗВРАЩЕНИЯ

В ТЕЛЕСНУЮ ЖИ3НЬ

В о п р о с: Знают ли духи время своего перевоплощения?

О т в е т: «Они предчувствуют его, как слепой ощущает огонь, когда к нему приближается. Они также знают то, что они должны вновь обзавестись телом, как вы знаете, что однажды вы должны умереть, хотя вам и неизвестно, когда именно это произойдёт».

В о п р о с: Стало быть, перевоплощение является необходимостью духовной жизни, как смерть есть необходимость жизни телесной?

О т в е т: «Совершенно верно, так оно и есть».

В о п р о с: Все ли духи озабочены своим предстоящим перевоплощением?

О т в е т: «Есть среди них такие, которые совсем об этом не думают, которые даже не понимают этого; что определяется степенью их большей или меньшей развитости. Для некоторых неуверенность, в каковой они пребывают по поводу своего будущего, является наказанием».

В о п р о с: Может ли дух приблизить или же отодвинуть миг своего воплощения?

О т в е т: «Он может приблизить его, если устремляет к нему свои желания; он может также отдалить его, если отступает пред испытанием, ибо среди духов есть также трусы и те, что исполнены безразличия, но это не пройдёт ему безнаказанно; он будет страдать от этого, как тот, кто отступает от целебного снадобья, которое одно только и могло бы исцелить его».

В о п р о с: Если бы некий дух чувствовал себя вполне счастливым в этом среднем состоянии среди скитающихся духов и не помышлял бы о том, чтоб подняться выше, то мог бы он до бесконечности продлять это своё положение?

О т в е т: «До бесконечности – нет; продвиженье есть потребность, коию дух испытывает рано или поздно; подняться должны все: это их судьба, их предназначение».

В о п р о с: Заранее ли предопределено соединенье души с тем или иным телом или же выбор этот делается в самое последнее мгновенье?

О т в е т: «Дух всегда назначается заранее. Избирая себе испытанье, коему он хотел бы подвергнуться, дух испрашивает разрешение на воплощенье; но Бог, коий знает и зрит все и вся, знал и зрел заранее, что такая-то душа соединится с таким-то телом».

В о п р о с: Выбирает ли дух тело, в которое он должен войти, или только род жизни, каковой должен служить ему испытанием?

О т в е т: «Он может выбирать также тело, ибо несовершенства этого тела суть для него испытания, помогающие его продвиженью, если он одолевает встречающиеся ему в нём препятствия. Но всё-таки выбор не всегда зависит от него; он может просить».

В о п р о с: Может ли дух в последнее мгновенье отказаться войти в избранное им тело?

О т в е т: «Если бы он отказался, он бы стал страдать из-за этого гораздо сильнее, чем тот, кто не подверг себя никакому испытанию».

В о п р о с: Может ли такое быть, чтобы ребёнок, должный родиться, не нашёл бы духа, который пожелал бы в него воплотиться?

О т в е т: «Бог принял бы меры. Ребёнок, когда он должен родиться жизнеспособным, всегда предназначен к тому, чтоб иметь душу; ничто не было создано без замысла».

В о п р о с: Соединенье духа с таким телом, может ли оно налагаться Богом?

О т в е т: «Оно может налагаться так же, как и различные испытания, особенно когда дух ещё не способен сделать выбора со знанием дела. В качестве искупления дух может быть принуждён к соединенью с телом такого ребёнка, который по своему рождению и положению, какое он займёт в мире, сможет стать для него орудием испытания».

В о п р о с: Если бы случилось, что несколько духов изъявили желание воплотиться в одном и том же теле, которое должно родиться, как бы разрешилась такая трудность?

О т в е т: «Многие могут попросить этого воплощения; в таких случаях сам Бог решает, кто из них более способен исполнить миссию. В любом случае дух назначается до того мига, когда он должен соединиться с телом».

В о п р о с: Миг воплощения, сопровождается ли он смятением, похожим на то, которое имело место при выходе из тела?

О т в е т: «Гораздо большим смятением, и особенно более долгим. При смерти дух освобождается от рабства; при рождении он возвращается в него».

В о п р о с: Миг воплощения, исполнен ли он для духа торжественности? Совершает ли он это действие как дело серьёзное и важное для себя?

О т в е т: «Он походит на путешественника, садящегося на корабль, чтобы плыть в опасное и дальнее плаванье, и не знающего, не найдёт ли он смерть в волнах, с коими встретится».

Комментарий. Путешественник, садящийся на корабль, знает, каким опасностям он подвергается, но он не знает, обязательно ли потерпит он кораблекрушение; так же обстоит дело и с духом: он знает род испытаний, которым подвергнется, но не знает, выдержит он их или нет.

Так же как смерть тела есть своего рода возрождение для духа, так и воплощение есть для духа своего рода смерть или скорее изгнанье и заточение. Он покидает мир духов ради мира физического, как человек покидает мир физический ради мира духовного.

Дух знает, что он вновь воплотится так же, как человек знает, что он умрёт; но как тот, так и другой вполне сознают это лишь в тот последний миг, когда назначенное время пришло. И тогда, в этот верховный миг, смятение овладевает духом, как у человека, переживающего агонию, и смятенье это длится до той поры, пока новое существованье его вполне не установится. Приближенье воплощения – своего рода агония для духа.

В о п р о с: Неуверенность, в каковой дух находится в связи с тем, выдержит ли он испытания, с которыми встретится в жизни, является ли она для него причиною беспокойства перед воплощением?

О т в е т: «Причиною весьма большого беспокойства, поскольку жизненные испытания затормозят или продвинут его в зависимости от того, хорошо или же плохо он их выдержал».

В о п р о с: В миг воплощения сопровождают ли духа его друзья-духи, пришедшие присутствовать при его уходе из мира духовного, как они приходят встретить его, когда он туда возвращается?

О т в е т: «Это зависит от того, в какой области этот дух живёт. Если он из тех областей, где царит любовь, то духи, любящие его, сопровождают его до последнего мгновения, ободряют его и зачастую даже следуют за ним по жизни».

В о п р о с: Духи-друзья, следующие за нами по жизни, не те ли это будут, кого мы порой видим во сне, кто выказывают нам свою любовь и являются нам в лицах, черты которых нам незнакомы?

О т в е т: «Очень часто это они и есть; они приходят вас навестить, как вы навещаете заключённого в тюрьме».

СОЕДИНЕНИЕ ДУШИ И ТЕЛА

В о п р о с: В какой миг душа соединяется с телом?

О т в е т: «Соединенье начинается при зачатии, но оно полно лишь в момент рождения. От мгновенья зачатия дух, предназначенный жить в данном теле, соединён с ним флюидической связью, которая всё более усиливается до того мига, пока дитя не родится на свет; крик, который испускает тогда младенец, есть возвестие того, что он теперь входит в число людей и призван служить Богу».

В о п р о с: Соединенье духа и тела, окончательно ли оно в миг зачатия? Во время этого первого этапа мог бы дух отказаться жить в назначенном ему теле?

О т в е т: «Соединенье окончательно в том смысле, что какой-либо другой дух не смог бы заместить того, который назначен для данного тела; но так как нити, связывающие его с ним, пока ещё очень слабы, то оне легко обрываются и могут порваться по воле духа, отступающего пред избранным им самим испытанием, но тогда ребёнок не будет жить».

В о п р о с: Что происходит с духом, если тело, которое он избрал, умирает до рождения?

О т в е т: «Он выбирает себе другое».

В о п р о с: Какова может быть причина этих преждевременных смертей?

О т в е т: «Причиною этих смертей чаще всего являются несовершенства материи».

В о п р о с: Какую полезность может иметь для духа его воплощение в теле, которое умирает несколько дней спустя после своего рождения?

О т в е т: «В этом случае дух не обладает полным сознанием своего существованья; смерть не имеет почти никакой важности; зачастую, как мы говорили, это просто испытанье для родителей».

В о п р о с: Знает ли дух заранее, что тело, которое он выбрал, не имеет шансов на жизнь?

О т в е т: «Иногда он это знает, но если он выбирает его по этой самой причине, то это значит лишь, что он отступает пред испытаньем».

В о п р о с: Когда по какой-либо причине воплощение духу не удалось, то сразу ли же оно заменяется каким-то другим существованием?

О т в е т: «Не всегда сразу; духу нужно время, чтобы сделать новый выбор, если только неудавшееся воплощение не было намечено таковым заранее».

В о п р о с: Дух, будучи раз соединён с телом ребёнка и когда от него уже нельзя отказаться, сожалеет ли он порою о сделанном им выборе?

О т в е т: «Хочешь ли ты этим сказать, что, как человек, он жалуется на жизнь, которою обладает? Не хотелось ли бы ему жить другой жизнью? Да, если бы он сожалел о сделанном им выборе, но нет, поскольку он не знает, что это он избрал себе такую жизнь. Дух, будучи раз воплощён, не может сожалеть о выборе, который он теперь не сознаёт как сделанный им; но он может найти, что бремя слишком тяжело, и если он сочтёт его превышающим свои силы, то тогда он прибегает к самоубийству».

В о п р о с: В промежутке от зачатия до рождения пользуется ли дух всеми своими способностями?

О т в е т: «Более или менее, в зависимости от периода, поскольку он ещё не воплощён, а только соединён. С мига зачатия тревога начинает овладевать духом, а это предупреждает его о том, что близится мгновенье, когда придётся начать новое существованье; тревога эта всё возрастает до самого рождения; в этом промежутке его состояние приблизительно соответствует состоянию воплощённого духа во время сна тела; по мере того как приближается момент рождения, мысли его стираются, равно как и воспоминанье о прошедшем, которого, вступив в жизнь, он, будучи человеком, более не сознаёт; но это воспоминанье ему мало-помалу возвращается в его состоянии духа».

В о п р о с: В момент рождения сразу ли дух обладает полнотою своих возможностей?

О т в е т: «Нет, оне развиваются постепенно вместе с органами. Для него это новая жизнь, и нужно, чтобы он научился пользоваться своими новыми орудиями; мысли мало-помалу возвращаются к нему, как это происходит у человека, пробуждающегося ото сна и который оказывается в положении, отличном от того, в каком он был накануне».

В о п р о с: Поскольку соединенье духа и тела не полно и устанавливается окончательно лишь после рождения, то можно ли считать, что зародыш имеет душу?

О т в е т: «Дух, который должен одушевить его, существует некоторым образом вне его; зародыш, стало быть, строго говоря, не имеет души, поскольку воплощение ещё только на пути осуществления; но он связан с той душой, которою должен обладать».

В о п р о с: Как следует понимать внутриутробную жизнь?

О т в е т: «Это жизнь прорастающего растения. Ребёнок же живёт жизнью животного. Человек содержит в себе жизнь животного и жизнь растительную, каковые он дополняет с рождения жизнью духовной».

В о п р о с: Есть ли, как на то указывает наука, дети, которые от лона матери не родились жизнеспособными; и с какой целью это имеет место?

О т в е т: «Это часто случается. Бог позволяет это как испытание либо для родителей, либо же для воплощающегося духа».

В о п р о с: Есть ли мертворождённые дети, которые не были предназначены для воплощения духа?

О т в е т: «Да, есть такие, которые никогда не имели духа, который должен был в них воплотиться: для них ничто не должно было произойти. И тогда ребёнок этот является лишь для родителей».*

* Здесь имеются в виду не только мертворождённые дети, но и выкидыши. Это несчастье – тяжёлое испытание для родителей. Именно в этом смысле и сказано, что ребёнок тогда является лишь для них. (Й.Р.)

В о п р о с: Может ли подобное существо достичь конца срока?

О т в е т: «Да, иногда, но и тогда оно не будет жить».

В о п р о с: Всякий ребёнок, переживающий своё рождение, необходимо, стало быть, обладает духом, коий в нём воплощён?

О т в е т: «Чем бы он был без него? Это не было б человеческое существо».

В о п р о с: Каковы для духа последствия аборта?

О т в е т: «Это существование, которое не состоялось и которое из-за этого надо начинать заново».

В о п р о с: Является ли аборт преступлением, независимо от времени зачатия?

О т в е т: «Всегда есть преступление, как только вы преступаете закон Божий. Мать или кто иной всегда совершает преступленье, отнимая у ребёнка жизнь до его рождения, ибо это значит помешать душе вынести испытания, орудием коих должно было служить данное тело».

В о п р о с: Если жизнь матери была бы в опасности из-за рождения ребёнка, было бы преступным пожертвовать ребёнком ради спасения матери?

О т в е т: «Лучше пожертвовать тем существом, которого нет, нежели тем, которое есть».

В о п р о с: Разумно ли ставить знак равенства между зародышем и телом ребёнка, который уже живёт?

О т в е т: «Во всём этом усматривайте волю Божью и дело Его; не будьте легкомысленны с вещами, которые вам должно уважать. Почему не уважать творения, каковые неполны порой по воле Создателя? Это входит в Его замыслы, о которых никому не дано судить».

ВЛИЯНИЕ ОРГАНИЗМА

В о п р о с: Дух, соединяясь с телом, отождествляет ли он себя с материей?

О т в е т: «Материя лишь оболочка духа, как одежда – оболочка тела. Дух, соединяясь с телом, сохраняет свойства своей духовной природы».

В о п р о с: Проявляются ли способности духа после соединенья его с телом во всей их полноте?

О т в е т: «Проявленье способностей зависит от органов, служащих орудиями этого проявления; оне ослабляются грубостью материи».

В о п р о с: В согласии с этим матерьяльная оболочка должна быть препятствием для свободного проявления способностей духа подобно тому, как матовое стекло препятствует свободному прохождению света?

О т в е т: «Да, к тому же весьма матовое».

В о п р о с: Подчинено ли свободное пользование способностями души развитию органов?

О т в е т: «Органы суть орудия проявления способностей души; это проявление находится в прямой зависимости от развитости и степени совершенства этих самых органов подобно тому, как качество работы зависит от качества инструментов, которыми её выполняют».

В о п р о с: Можно ли из этой теории влияния органов вывести связь между развитостью мозговых органов и развитостью нравственных и интеллектуальных качеств?

О т в е т: «Не путайте причину со следствием. Дух всегда имеет способности, коие ему присущи; главное – это то, что не органы дают способности, но способности побуждают развитие органов».

В о п р о с: В согласии с этим разнообразье склонностей у человека объясняется единственно положением, коего достиг дух?

О т в е т: «Сказать, что «единственно», – значит сказать не совсем точно; качества духа, который может быть более или менее развит, – это основа, суть; но следует учитывать и влиянье материи, которая более или менее сковывает проявленье этих способностей».

Комментарий. Воплощаясь, дух привносит некоторую предрасположенность, потребность в том или ином качестве, свойстве; и если допустить для каждой способности по отдельному органу, соотносящемуся с мозгом, то развитие этих органов будет следствием, а не причиной. Если бы способности имели своё начало в органах, то человек был бы попросту машиной, лишённой какой-либо свободы воли и не способной отвечать за свои поступки.

Нужно было бы допустить и то, что самые великие гении – учёные, поэты, художники – гениальны лишь потому, что случай предоставил им специфические органы, из чего уже следует, что без этих органов они бы никак не были гениями и что самый последний глупец мог достичь уровня Ньютона, Вергилия или Рафаэля, если б его снабдить такими же органами, – предположенье ещё более вздорное, если применить его к моральным качествам. Так, в согласии с этой системой, Св.Викентий Павел, если бы природа одарила его тем или иным органом, мог бы быть не святым, но злодеем; и самому величайшему злодею, окажется, недостаёт всего лишь какого-то органа, чтоб стать Св.Викентием Павлом. Предположите же, наоборот, что специфические органы, коль таковые существуют, вторичны, что они развиваются упражнением способности, как мускулы укрепляются движением – и у вас не будет ничего иррационального. Возьмём самое тривиальное сравнение, сильное своей неоспоримостью. По некоторым физиономическим признакам вы без труда узнаете человека, подверженного выпивке; эти ли признаки делают его пьяницей или же его пьянство приводит к появлению этих признаков? Можно сказать, что органы отмечены печатью проявляющихся чрез них способностей.

Наши рекомендации