Тема поэта и поэзии в творчестве
В. МАЯКОВСКОГО
1. «…Какими Голиафами я зачат – такой большой и такой ненужный?»: истоки творчества В. Маяковского.
2. Маяковский и футуризм*.
3. Место поэзии и поэта в жизни: основные задачи для «литературной братии», роль поэта в истории, действенная сила поэзии.
4. Метафоричность как основное художественное средство создания образа поэзии в лирике Маяковского, др. средства.
5. Традиции и новаторство В. Маяковского в трактовке темы поэта и поэзии (сравнительная характеристика стихотворений А.С. Пушкина «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824) и В.Маяковского «Разговор с фининспектором о поэзии» (1926)).
Литература
Маяковский В.В. Братья писатели; Приказ по армии искусств; Поэт рабочий; Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче; Разговор с фининспектором о поэзии; Во весь голос.
Творческая индивидуальность писателя: Феномен мифоположенности. В. Маяковский // Русская литература ХХ века: поиск ориентиров. Часть 1. Мифы и реалии. Книга для учителя/ под ред. А.Б. Удодова. – Воронеж: ВГПУ, 1995. – С. 90 – 115.
Гаспаров М.Л. Ритм и синтаксис: происхождение «лесенки» Маяковского // Проблемы структурной лингвистики, 1979. – М., 1981.
Михайлов Ал. Точка пули в конце. Жизнь Владимира Маяковского. – М., 1993.
РУССКАЯ САТИРА 1920-30-х гг.
(на материале «Рассказов Назара Ильича,
Господина Синебрюхова» М. Зощенко)
Почему в советском государстве официальное отношение к сатирическим жанрам и писателям-сатирикам было двойственным или даже резко негативным?
2. В чем состоял драматизм личной и творческой судьбы М. Зощенко?
3. Особенности художественных ориентиров писателя (что привело его к «Серапионовым братьям»? почему М. Зощенко отказывался от репутации юмориста? Каким образом относится к его творчеству определение «философское»?)
4. Развитие типа «маленький человек» в цикле рассказов о г-не Синебрюхове. Синебрюхов как явление советской действительности.
5. Языковой комизм рассказов М. Зощенко.
Литература
1. Зощенко М. Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова.
2. Ершов Л. Из истории советской сатиры: Зощенко и сатирическая проза 1920 – 40-х годов. – Л.: Наука, 1973 – 155 с.
3. Сарнов Б., Чуковская Е. Случай с Зощенко: Повесть в письмах и документах с прологом и эпилогом: 1946 – 1958 // Юность. – 1988. - № 8.
4. Творчество М. Зощенко в оценке эмигрантской критики // Дружба народов. – 1993. - № 8.
5. Томашевский Ю. Рассказы и повести Михаила Зощенко. – М., 1979.
6. Чудакова М. Поэтика М. Зощенко. – М., 1979.
РУССКАЯ САТИРА 1920-30-х гг.
(на материале драматургии и прозы А. Платонова)
Почему в советском государстве официальное отношение к сатирическим жанрам и писателям-сатирикам было двойственным или даже резко негативным?
2. Проявление критического взгляда на действительность в платоновской прозе второй половины 20-х годов.
3. Развитие сатирического начала в драматургии А. Платонова начала 1930-х годов.
4. Восприятие Платонова-сатирика критикой и общественностью; взаимоотношение писателя с советской властью.
Литература
1. Платонов А. «Усомнившийся Макар», «Город Градов», «Государственный житель», «Че-Че-О», «Впрок»; пьесы «Шарманка», «14 Красных избушек».
2. Иванова Л. А. Творчество А. Платонова в оценке советской критики 20 - 30-х годов // Творчество А. Платонова. Статьи и сообщения. – Воронеж, 1970. – С. 37 – 44.
3. Кройчик Л. Е. Особенности сатиры А. Платонова («Город Градов») // Там же. – С. 117 – 129.
4. Мущенко Е.Г. В художественном мире А. Платонова и Е. Замятина: Лекции для учителя-словесника. – Воронеж, 1994.
5. Рогова Е. Е. Творчество А. Платонова 1930-х годов: духовно-нравственное состояние общества и искания писателя. – Воронеж, ВГПУ, 2006. – С. 45 – 57; 65 – 73.
6. Шубин Л. А. Градовская школа философии // Литературное обозрение, 1989. - № 9. – С. 21 – 26.
РУССКАЯ САТИРА 1920-30-х гг.
(на материале пьес Н. Эрдмана «Мандат» и «Самоубийца»)
Почему в советском государстве официальное отношение к сатирическим жанрам и писателям-сатирикам было двойственным или даже резко негативным?
2. Проблематика и система образов в пьесах Н. Эрдмана «Мандат» и «Самоубийца».
3. Особенности сюжетостроения в драматургии Н. Эрдмана.
4. Языковое своеобразие эрдмановских пьес.
5. Судьба писателя и его произведений.
Литература
1. Эрдман Н. Мандат, Самоубийца.
2. Мейерхольд В. Э. К постановке «Мандата» // Вечерняя Москва, 1925, 6 апреля.
3. Киселев Н. Н. Проблемы советской комедии. – Томск, 1973. – С. 95 – 150.
4. Рогова Е. Е. Творчество А. Платонова 1930-х годов: духовно-нравственное состояние общества и искания писателя. – Воронеж, ВГПУ, 2006. – С. 74 – 82.
5. Свободин А. О Николае Робертовиче Эрдмане. Вступ. Статья // Эрдман Николай. Пьесы. Интермедии, Письма. Документы. Воспоминания современников. – М.: Искусство, 1990. – С. 6 – 18.