Человек, его природа и сущность
1. Специфика и актуальность философского рассмотрения проблемы человека.
2. Деятельность как способ существования человека.
3. Смысл жизни и проблема смерти в духовном опыте человечества.
Ключевые понятия:
Антропогенез — процесс возникновения и развития человека как общественного существа.
Антропологизм — взгляд на человека как на высшее и совершеннейшее произведение природы.
Антропософия — мистическое учение, обожествляющее человеческую сущность, открываемую якобы только посвященным.
Воображение — обретаемое в обучении и практике мастерство, необходимое для осуществления творческого замысла.
Деятельность — процесс, в ходе которого человек воспроизводит и творчески преобразует как «внешнюю» по отношению к нему, так и собственную природу; способ человеческого бытия.
Интеллект — психические способности, знания и умения, необходимые для решения возникающих проблем.
Интерес — осознанная потребность.
Красота — совершенство и гармоничность эстетических свойств предметов и явлений действительности, в т. ч. социальных явлений и отношений между людьми.
Жизнь — форма существования специфических материальных объектов, называемых организмами (медицина, биология); целостный, нерасчлененный процесс непрерывного творческого становления; противоположность всему застывшему, «ставшему» (А. Бергсон, В. Дильтей, О. Шпенглер и др. представители «философии жизни»); способ существования белковых тел (Ф. Энгельс).
Потребность — надобность, нужда в чем-либо, требующая удовлетворения.
Практика — объективный процесс материального производства, основа жизни людей, форма общественной деятельности.
Смысл — безусловное значение чего-либо; положительная и общезначимая ценность.
Смерть — прекращение жизнедеятельности организма (медицина, биология); более или менее краткий период перехода бессмертной сущности человека (души) из одного (земного, «посюстороннего») вида бытия в другой (потусторонний) вид (религ. философия).
Бессмертие — неподвластность смерти человеческой души (сущностного ядра человеческой личности), духовных (бестелестных) существ — ангелов, демонов и проч. (религия, философия).
Творчество — деятельность, создающая качественно новые материальные и духовные ценности.
Труд — процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой.
Ценность — специфически социальное определение объектов окружающего мира, выявляющее их положительные и отрицательные значения для человека и общества (добро, зло, благо, прекрасное, безобразное).
Цель — предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлено определенное действие.
Человек — существо, генетически связанное с другими формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью, мышлением, сознанием; субъект исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле.
В процессе изучения данной темы в целях образовательно-познавательной деятельности важно уяснить, что для человека нет более интересного объекта познания, чем сам человек. По определению выдающегося мыслителя эпохи Просвещения Д. Дидро, человек является высшей ценностью, единственным создателем всех достижений культуры на земле, разумным центром Вселенной, тем пунктом, от которого все должно исходить и к которому все должно возвращаться. Такая оценка, безусловно, показатель и свидетельство того, что человек явление самое сложное и загадочное. Но бездонность проблемы человека не отпугивает мыслителей как в далеком прошлом, так и в настоящее время.
Человека в современном мире интересуют десятки естественно-гуманитарных наук: биология, антропология, психология, педагогика, философия, социология, политология, этика, эстетика, медицина, история и многие другие науки. О многогранности человека и его деяниях, кажется, справедливее всего сказал в середине XX века, после двух истребительных мировых войн, организованных миром капитала, английский философ и теолог, лауреат Нобелевской премии, страстный борец против третьей мировой войны, подготавливаемой в тот период США Б. Рассел: «человек – это самое умное, самое хитрое и самое мерзкое существо».
Природу человека пытались познать, начиная с античного периода, исходя из противоположности материализма и идеализма, принципиально противостоящими философско-антропологическими установками по двум направлениям:
1) объяснить человека как продукт естественного развития материи от неживой природы до человека;
2) с супранатуралистической позиции, признающей духовное, независимое от материального, начало человеческого существа.
В соответствии с таким подходом, основное значение, и мировоззренческое и методологическое, заключается прежде всего в выявлении сущности человека, которая выражается в свободной творческой деятельной человека, в его способности практически переустроить мир на пути гуманизации общества на основе познания окружающего мира.
С другой стороны, переход к человеку в развитии природы представляет качественный скачок в эволюции антропойдов, где главным фактором, обеспечившим этот переход является трудовая деятельность:
- пользуясь созданными орудиями труда, люди начинают производить необходимые им средства для жизни, приспосабливают природу к своим потребностям;
- люди не обычный продукт природы, они образуют собственную общественную среду, где природа выступает как «очеловеченная», гуманизированная, как объект практики;
- приспосабливая природу к своим интересам, люди объективно вступают в межличностные отношения, закрепляют свой опыт в виде речи, которая обогащается по мере освобождения (эмансипации) человека от мира природы на основе овладения закономерностями развития неживой, биологической и социальной природы. Именно поэтому каждое действие человека носит общественный характер и тем самым он участвует в коллективной жизни и истории человечества.