Философский смысл проблемы бытия

Философия, как известно, от всякого иного знания отличается главным образом своей всеобщностью в процессе рассуждений, ибо ее интересуют не объекты эмпирического и духовного мира как таковые, а то в них, что не исчезает, а продолжает существовать. Говоря иначе, философская мысль есть мысль о вечном, о том, что есть, что является предельным основанием бытия и что собственно есть бытие? Все ли существующее обладает бытием? Как соотносятся понятия «сущее» и «бытие»?

В этом смысле цель философии — выразить сущность бытия вообще, а через сущность бытия вообще — и сущность бытия отдельных, единичных, конкретных объектов. С этих позиций вечное, неизменное, устойчивое в объекте, то, что делает его самим собой, называют сущностью. А когда мы фиксируем нечто как существующее, то выделяем его из окружающего мира: оно становится сущим. Мир и есть совокупность сущего.

И поскольку сознание человека не существует изолированно от бытия, постольку именно бытие мира является той необходимой предпосылкой, исходя из которой, можно выяснить закономерности развития человека, его желаний и стремлений, его поведения и тех моральных норм, которых он в тех или иных условиях придерживается или отвергает.

Поэтому бытие, являясь центральной философской проблемой, несет с собой мировоззренческую нагрузку. Проблема бытия особенно актуализируется в период кризисов, осложнения социальной ситуации, глобальных и мировоззренческих аспектов. В такой обстановке перед каждым человеком встает вопрос о том, правильно ли он живет, достойно ли его существование истинному предназначению человека, не распыляется ли он на второстепенное, суетное?

Важно иметь в виду, что в наступившем тысячелетии сплелись проблемы бытия универсального характера как общечеловеческие, так и российские и отдельного человека. И речь в данном случае идет о выживании человеческого рода, разрешая общими усилиями противоречия действительного мира, сохраняя каждому человеческую сущность в экстремальных, и «пограничных» ситуациях.

Поэтому усиление особенностей «бытия мира», «бытия в мире», бытия человека, преломленное сквозь призму профессионального бытия имеет особое значение.

Поскольку философия, имея глубокие корни в поиске единого и общего в реальной жизни как отдельного человека, так и всего человечества, она призвана удовлетворить человеческую потребность в поиске многообразия мира, в установлении причин и законов развития мировых явлений, в том числе и самого человека, в установлении того, что есть сущее, что есть первоначало мира!

Раздел в философии, отражающий содержание данной главы, называется онтологией (от лат. ontos – сущее, logos – учение). Она раскрывает взаимосвязь между такими категориями философии, как существование, реальность, бытие, субстанция, мышление, сознание, объективное и субъективное, среди которых особое место занимает учение о бытии или категория бытия.

Совокупность перечисленных категорий не случайна. С их помощью человек получает возможность мыслить о предельных основаниях мира, независимо от того, каковы наши суждения (материалистические или идеалистические).

Причем, исходным пунктом размышления человека о сущем является проблема существования, которое означает «наличие», «данность», «обнаруживаемость». Содержание категории «существование» дано человеку через его опыт и является результатом эмпирического обобщения. С помощью этого понятия любой человек способен мыслить все, с чем он сталкивается, что существует в каком – то смысле.

С другой стороны, содержание данного понятия есть также результат предельного абстрагирования от того, (способ, где и когда (форма) существует некоторое нечто, в ней формируется и фиксируется элементарный факт его наличия в реальности, и ничего более.

Однако категория «существование» как в далеком прошлом, так и в современных условиях приобретает актуальность в связи с углублением познания в микро – и мега – мире, структура которых детерминирует такие виды существования, которые не могут оказаться в поле нашего непосредственного макроскопического опыта.

Поэтому их наличность для человека будет зависеть от теоретического (логического) обоснования, в том числе и определенной трактовки категории существования. Но это не означает, что теоретически доказанное положение о тех или иных видах мироздания не имеют под собой реальной почвы для существования (например, элементарные частицы в микромире или черные дыры в макромире). А субъективный идеалист, если вы на этих позициях, будет утверждать, что это плод его фантазии.

С этой точки зрения, в понимании смысла «существование» в смысле бытия важное значение имеет на каких позициях стоит человек, как он понимает картину мира, в котором он живет. А как известно, в развитии картины мироздания (бытия) сложились следующие: мифологическая, религиозная, естественнонаучная и философская картины мира.

Все это свидетельствует о том, что бытие как философская категория является предельно широкой по своему содержанию и охватывает все виды объективной реальности, обозначает все то, что существует (природа, общество, человек со своим сознанием).

Формы бытия и соответствующие им способы существования детерминированы фундаментальной структурой мира, где можно выделить:

а) материальное бытие (например, солнечная система);

б) идеальное бытие (идея возникновения солнечной системы), которые являются самыми общими родами бытия.

Есть основание вести речь об объективном бытии, отличительными признаками которого выступают существование всего сущего независимо от сознания человека и о субъективном бытии внутри благодаря сознанию человека.

Так, в материальном бытии можно выделить следующие формы:природные (звезды, планеты, горы); природные органические (растительный мир и его многообразие); биологические (животный мир и его классификация); социальные (общественное бытие, индивидуальное бытие); искусственные (технические системы, искусственные материалы). Среди множества идеальных разновидностей бытия можно обнаружить два подмножества: объективно – идеальное (например, законы мышления) и субъективно – идеальное (скажем, мечта о счастье конкретного человека).

Наконец, в наше время благодаря развитию информационных технологий появилось и такое бытие, как виртуальная реальность, которая определенным образом синтезирует в себе свойства других, обладая свойством объективно – идеального бытия, но ее актуальное существование возможно только благодаря компьютерным системам, в которых законы логики играют первостепенную, ибо они, как известно, соответствуют соотношению действительного мира, то есть, история познания соответствует объективной логике познаваемого предмета.

Мало того, виртуальная реальность обладает и свойствами субъективно – идеального бытия, потому что ее параметры могут меняться по воле и в зависимости от уровня профессионализма инженера – программиста и компьютерщика. Но при всем этом, в виртуальной реальности воспроизводятся, а это самое существенное, свойства материального бытия: воздействие виртуального бытия на органы чувств человека практически полностью идентично воздействию материальных объектов. Следовательно, виртуальная реальность не имеет собственной сущности, относительно независящей от других форм бытия. И как бы не упражнялись представители субъективного идеализма о якобы существовании некой новой сущности бытия, виртуальная реальность в действительности является результатом взаимодополняемости и взаимодействия материального и идеального бытия.

Таким образом, бытие есть философская категория, обозначающая реальность, существующая объективно, вне и независимо от сознания человека (материальное бытие, идеальное бытие, социальное бытие). Такое определение бытия близко по своему смыслу с определением понятия материи.

Категория бытия как субстанция сводится к материальности, где происходит выключение из бытия субъектов, т. е. людей, являющихся составляющими понятия бытия. Но в таком подходе есть и ошибочный момент, если иметь в виду, что в современном мире то, что создается деятельностью человека, становится соизмеримым с миром «объективной реальности», когда деятельность общества достигает планетарных масштабов и становится по своему объему и мощи сравнимой с природными процессами, когда происходит осознание растущей зависимости самого мира от человека и его деятельности. А это означает, что объективная реальность как бытие – это и чувственная реальность, и сам человек, вступающий в практическую связь с этим миром, следовательно, бытие человека и мира вступило ныне в фазу деятельности обнаружения своей объективности, так что ни из самой действительности, ни из человеческого отношения к ней в познании и сознании нельзя абсолютным образом устранить его деятельность, преломления и членения (см.: Иванов В. Человеческая деятельность – познание – искусство. Киев, 1977, с. 48). Из этого можно сделать наиважнейший методологический вывод о том, что проблема бытия начинается только тогда, когда появляется целеполагающая форма жизнедеятельности человека.

Категория бытия имеет долгую историко-философскую традицию и первая ее разработка принадлежит досократикам (Пармениду и Гераклиту), попытки признать бытие основой, исходной категорией философского мышления о мире со всех сторон наталкивались на сопротивление. Это было связано, прежде всего с тем, что в последние столетия в философии лидерство захватили теория познания (гносеология) и логика. В философском мышлении это проявилось, в частности, в том, что рассмотрение бытия поощрялось лишь в плане абстрактного или только естественнонаучного изучения категории «материя».

Вместе с тем понятие «материя» и «бытие» не являются тождественными, причем отнюдь не потому, что бытие может быть и духовным. Дело в том, что материя характеризует субстанциальную основу мира и в этом смысле она всецело объективна. Она есть безразлично сущная объективность, в пределах которой взаимодействие всего со всем рождает круговорот движения в том смысле, что в начале и конце любого цикла дана все та же неуничтожимая материя. Но, если при рассмотрении состава сущего происходит ее сведение к «объективной реальности», тогда в бытии остается только вещи и только объекты и человек также представляется вещью среди вещей. Между тем, в составе реально сущего нет ничего важнее, кроме человека, мира и их отношений. Важно при этом подчеркнуть, что раскрытие сущности человека и мира, а также их взаимосвязи осуществляется при помощи определенного философского языка, то есть понятийного аппарата, который в историческом развитии философской мысли постоянно развивался, совершенствовался. Особое значение в этом плане приобретает категория «бытия».

В чем смысл проблемы бытия? Почему она постоянно — с древности и до наших дней — обсуждается в философии? Почему при этом признается, что категория бытия является исходной для систематических философских размышлений? Наша повседневная жизнедеятельность опирается на простые и понятные предпосылки, которые мы обычно принимаем без особых сомнений и рассуждений. Самая первая и универсальная среди них — естественное убеждение человека в том, что мир есть, имеется, существует. Стало быть, рассмотрение бытия невозможно, если мы не будем искать его исходный пункт в элементарных фактах повседневной жизни человека. Это означает, что лицо бытия, в котором мы находимся — это его непосредственная данность, очевидность, его неустранимость, его существование.

Однако фиксация факта существования еще не раскрывает специфики бытия. И не только в силу широко распространенного возражения: раз бытие первоначально определяется через понятие «существование», т. е. наличие чего-либо, то категория «бытие» не нужна, ибо не дает ничего нового по сравнению с категорией «существования». Дело в другом. Философская категория бытия не только включает в себя указание на существование, но фиксирует более сложное содержание.

Разбирая проблему бытия, философия отталкивается от факта существования мира и всего, что в мире существует, но для нее начальным постулатом становится уже не сам факт, а его смысл.

Философское мышление о мире никогда не было простым, безучастным изображением картины внешней действительности: оно всегда содержало в себе определенную позицию взирающего на мир субъекта, выражало то или иное отношение человека к сущему. Если наука в любой ее конкретной форме изучает мир объектов и всякий свой предмет изучения, в том числе и человеческое сознание, превращает в объект, в отвлечении от познающего субъекта, то философия ставит вопрос как раз об отношении субъекта к объекту, сознания к бытию, человека и мира.

Именно поэтому в понятиях «смысл существования» или «смысл жизни» содержатся не просто ценностные моменты, но, если так можно выразиться, философские концепты морали, хотя и сохраняющие нормативный характер, по отношению к мироистолкованию в целом. В известной мере, понятие смысл жизни являет собой аналог собственно философской категории «сущности» человека и его исторического мира. При этом «сущность» человека, каким бы конкретным образом она не понималась, всегда выступала в философии в виде такого измерения человеческого бытия, которое прямо и непосредственно не совпадало с описанием ее эмпирического, фактического существования. По отношению к последнему эта «сущность человека» представляется некоторой высшей возможностью, конечным пределом или перспективой саморазвития человека, иными словами, рисуется какой-то предельно общей задачей, которую человеку предстоит исполнить или реализовать.

Это означает, что в философии человек как предмет, как объект исследования — это не какой-то эмпирически наглядный человек, не какой-то определенный человек, обладающий теми или иными природою данными свойствами, но человек, который еще должен стать человеком, исполниться, быть человеком, или, как очень точно сказал М.К. Мамардашвили — «возможный» человек, то есть человек, который находится в состоянии постоянного заново-рождения.

Отсюда все философские определения, лежащие в основании термина «человек», никогда не разрешимы на какой-либо биоэволюционной, или антропологической основе, поскольку они имеют в виду «возможного» человека, который никогда «не есть», так как бытие — это не то, что «было», не то, что «будет», а то, что есть «сейчас».

Здесь следует учесть одно важное обстоятельство. Считается, что человек является и природным (биологическим), и социальным, культурным существом. Бытие — это как раз то, что рождается культурными средствами. Дело в том, что существуют три основные формы бытия мира — неорганическая природа, органическая природа и социальная, человеческая природа, что касается первых двух форм бытия, то они представляют бытие предметов. Так вот, эти предметы, чтобы бытийствовать, не рождаются культурными средствами, поскольку они существуют объективно, пребывают сами по себе.

Когда же идет речь о бытии человека, то его рождение предполагает не столько природное, сколько культурное, нравственное усилие, ориентированное на становление человека личностью. Почему следует подчеркивать этот личностный момент в бытии человека? Прежде всего, потому, что в философии осмысление ее проблем, в том числе и проблемы бытия, предполагает личностное усилие, наше постоянно возобновляющееся участие в бытии, которое для каждого накопления, для каждого человека возникает заново. Обычно говорят, что философия отличается от науки тем, что она занята вечными неразрешимыми проблемами, которые все время повторяются. Да, философия занимается вечными проблемами, но не теми, которые сегодня не разрешимы, а завтра будут решены. Таких проблем в философии нет, поскольку в философии говорят о вечных проблемах в смысле деятельности, созидания, о попытке жить иным образом, а все эти усилия носят индивидуальный характер. Ведь человек любит, страдает, гневается, борется за справедливость, за честь — вот эти и другие понятия и являются вечными, поскольку нельзя написать теорию любви, чести, справедливости и, прочитав об этом, научиться любить, быть совестливым, честным. В каждую эпоху, в разных цивилизациях человек каждый раз заново должен индивидуально испытать то, что испытали до него люди, ибо речь идет о бытии, оно одно, если мы совершаем действия, поступки, и оно другое, если мы не делаем этого.

Именно поэтому исторически существовали различные трактовки понимания бытия, и к такому ее пониманию как бытие человека философия исторически шла долгим и трудным путем.

Выводы:Во-первых, понятие бытия исторически изменяется как по своему содержанию, так и по средствам ее осмысления.

Во-вторых, бытие как философская категория обозначает отношение «человек и мир».

Наши рекомендации