Философия эпохи Возрождения подготовила переход к философии Нового времени, дала толчок формированию новой социокультурной парадигмы, которая и до сих пор инициирует жизнь Запада.

Мыслители этого периода разработали картину мира, принципиально отличную от средневековой. Она разрушила иерархию космоса и десакрализовала бытие. Человек стал мыслиться также вне иерархии, он был включён в общий природный ряд. Философия Возрождения инициировала и Великие открытия в естествознании, в географии мира. Она подготовила предпосылки опытного естествознания Нового времени, без которого была бы невозможна буржуазная культура.

Однако необходимо учитывать, что становление философских взглядов мыслителей этого периода происходило в специфических условиях и сопровождалось не всегда оправданным разрушением традиционных ценностей. Возвеличивание человека привело к его неоправданному обожествлению.

Практика пяти столетий, следующих за Возрождением, вынуждает нас констатировать, что никакие «внешние» способы и приёмы переделывания человека не могут быть успешными без внутренних усилий. В человеке есть тайна, она не постижима до конца.

Богата и социально-политическая мысль эпохи Возрождения, оставшаяся за скобками. Ориентируясь по программе курса философии, обучаемые могут восполнить этот недостаток. Оправданием нашего «невнимания» к этому срезу проблем служит то, что обучаемые будут знакомиться с социально-политическими взглядами эпохи Возрождения в курсе политологии и истории государства и права.

Таковы некоторые концептуальные положения, выдвигавшиеся философами эпохи Возрождения. Однако решающее влияние этой эпохи на последующую мысль имели не столько сами эти концепции, сколько постепенно пробивавшая себе дорогу идея самостоятельной (автономной) философии, свободной от религиозно-мировоззренческих предпосылок, опирающейся на опыт и естественный разум, обосновывающей знания о природе, естественное право и мораль, естественную религию. Как известно, именно такую идею приняли и протестанты, и многие католики. Только восточная (православная) церковь и поныне продолжает защищать идею христианской философии, идею философствования в вере.

Эпоха Возрождения в этом смысле не только завещала последующим векам убеждение в силе естественного разума, способного обосновать самоценность земной жизни, но и посеяла сомнения в его силе, выявив необходимость для разума исследования своих возможностей и границ.

Литература

Антология мировой философии. М., 1970.

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.

Рассел Б. История Западной философии. М., 1989.

Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Средневековье. Спб, 1994.

Соколов В. В. Средневековая философия 15-17 веков. М., 1984.



Олейников В.С. -заслуженный работник высшей школы РФ, академик МАНЭБ, доктор педагогических наук, доктор юридических наук, кандидат философских наук,

Чукин С.Г. – профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин Военного института ВВ МВД РФ,доктор философских наук, доцент, полковник запаса внутренней службы

ГЛАВА V

Философия Нового времени

1. Эмпиризм в философии Нового времени.

2. Становление и развитие рационализма.

3. Проблема человека и общества в философии европейского Просвещения.

Ключевые понятия

Атрибут —основное, неотъемлемое свойство субстанции бытия.

Гилозоизм —философское учение, рассматривающее мир как живое, одушевленное состояние.

Деизм —попытка компромисса между наукой и религией. Бог создал мир и после этого устранился от участия в его делах.

Модус —второстепенное свойство бытия, присущее ему лишь в некоторых состояниях.

Монада —бестелесная, простая субстанция, являющаяся конститутивным элементом бытия.

Рационализм —философское направление, абсолютизирующее возможности разума и недооценивающее возможности чувственного познания мира.

Сенсуализм —философская концепция, рассматривающая чувства человека в качестве единственного источника знания.

Субстанция —нечто неизменное; то, что существует благодаря самому себе и в самом себе; то, что выступает достаточным основанием реальности мира.

Эмпиризм— философское направление, абсолютизирующее возможности опытного знания и явно недооценивающее возможности теоретического познания.

Если философия средневековья представляла из себя попытку осмыслить феномен религии, дать философское оправдание теоцентризму, то в конце 16-го — начале 17 века философское познание сталкивается с новыми реалиями, которые заставляют его изменить объект своей критической рефлексии. В Западной Европе начинается активное формирование буржуазных отношений, сопровождаемое созданием новых политических институтов, изменениями в образе жизни и стиле мышления.

Успешное освоение природы в рамках капиталистического способа производства было немыслимо без развития наук о природе, а претворение в жизнь новых социально-политических идеалов предполагало иную, по сравнению с теоцентризмом, модель человеческого участия в переустройстве мира. Это, прежде всего, было связано с тем, что в новое время формируется и развивается буржуазный способ производства, буржуазные общественные отношения. Эти отношения в решающей степени обусловили рационалистический характер познания окружающей человека действительности.

Если феодальная знать обосновывала свое право на власть, опираясь на религию, на божественную природу власти (всякая власть от бога), буржуазия выступала от имени третьего сословия и обосновывала свое право на власть, обращаясь к разуму, к рациональным доводам и аргументации. Ее идеологи разрабатывали рационалистическую идеологию, основанную на рациональном мышлении и направленную против религиозной идеологии, основанной на вере.

Теоретической основой буржуазной идеологии выступает философский рационализм, опирающийся на науку. В этот период (16-17 вв.) благодаря открытия Н.Коперника, Г.Галилея, И.Кеплера возникло экспериментальное естествознание. Наибольшего развития получила механика, которая стала основой метафизического метода познания действительности. Так наука из покорной служанки богословия превращается в мощную производительную силу воздействия на природу и ее преобразование. В этих условиях объективно возникает необходимость философского осмысления научных фактов, разработки общей методологии познания.

Все это свидетельство того, что развитие капитализма ведет к развитию науки и техники, к быстрому росту позитивного знания прежде всего в естественных науках. Вследствие этого возникает историческая необходимость его теоретического и мировоззренческого осмысления. Эту задачу как раз и решает рационалистическая философия Нового времени.

Отмечая этот факт, Ф. Энгельс писал: « От Декарта до Гегеля и от Гоббса до Фейербаха философов толкала вперед отнюдь не одна только сила чистого мышления, как они воображали. Напротив. В действительности их толкало вперед главным образом мощное, все более быстрое и бурное развитие естествознания и промышленности. У материалистов это прямо бросалось в глаза. Но и идеалистические системы все более и более наполнялись материалистическим содержанием и пытались пантеистически примирить противоположность духа и материи» (см.: Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф.- соч.- Т.21.

Таким образом, Новое время входило в жизнь и развивалось под лозунгами свободы, равенства, активности индивида. Главным орудием реализации этих лозунгов явилось рациональное знание. Один из классиков философии Нового времени, Ф. Бэкон, выразил это в ставшем знаменитым утверждении: «Знание есть сила, и тот, кто овладеет знанием, тот будет могущественным».

Поскольку монополией на рациональное знание обладала и обладает наука, то философия Нового времени может быть понята только как рефлексия над основаниями научного знания. Именно поэтому опорой рационалистической философии становится наука. Но она не только опора, она, прежде всего образец, идеал для рационалистической философии, Говоря иначе, знание философское должно стать таким же, как знание научное, то есть стать знанием рациональным, знанием всеобщим и необходимым, Отсюда взаимоотношения философии и науки становится важной философской проблемой. Но поскольку наиболее развитыми науками в тот период были механика и математика, то их знания становятся идеалом знания для рационалистической философии, которая пыталась выяснить, насколько оправданы попытки науки стать господствующим мировоззрением и потеснить религию, искусство и саму философию.

Логика такого подхода объясняется следующим образом: знания механики и математики носят всеобщий и необходимый характер, они признаются истинными всеми и везде. Следовательно, математика и механика дают абсолютные и истинные знания. Поэтому, взяв за образец механику и математику, философия должна создать абсолютную, законченную философскую систему для всех времен и народов.

В процессе решения этой задачи образовались два основных направления в философии Нового времени: эмпиризм (сенсуализм) и рационализм. Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф.БЭКОН. Его идеи нашли свое развитие в философских системах Дж. Локка, Д. Беркли, Д. Юма. Основной тезис эмпиризма: в разуме нет ничего такого, чего бы не было в чувствах; чувства и опыт – источники знания, разум – лишь систематизатор чувственных данных.

Опытным знаниям соответствует введенный в тот период Бэконом индуктивный метод, в основе которого лежали наблюдения, анализ, сравнение и эксперимент.

Приверженцами рационализма в философии Нового времени были Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, которые главным источником знания считали мысли и понятия, присущие уму от рождения (врожденные идеи) или в виде задатков, предрасположений ума.

Этим объясняются и специфические черты философии Нового времени:

1) преобладание гносеологической проблематики над онтологической;

2) отчетливо выраженный интерес к методологии научного познания;

3) просветительская направленность;

4) критика религии и теологии.

В рамках философии Нового времени получили преимущественную разработку такие проблемы:

— условия и границы обыденного, научного и философского познания;

– проблема истины в познании;

– чувственное и рациональное познание, их соотношение;

– природа методов научного познания;

– классификация наук;

– соотношение единого и многого в субстанции;

– природа государства и права;

– влияние культуры на развитие человека, культурное и природное в человеке.

Таким образом, в сущностном понимании философия Нового времени – философия классического рационализма, познание рационального бытия и рационалистического познания мира. Поэтому данная эпоха пронизана стремлением человека подчинить своему влиянию окружающий природный и социальный мир посредством рационального господства над ним. С этой точки зрения рационализм рассматривается как основание всей западной культуры, начиная примерно с XVI века. При этом его следует понимать как убеждение в полной подконтрольности действительности человеческому разуму, как способность последнего полностью, без остатка познавать и контролировать мир. Однако попытка переноса методов механики и математики в философию приводила к тому, что она в тот период приобрела метафизический и механистический характер.

Механицизм философии нового времени состоит в том, что все процессы, в том числе биологические и социальные, рассматриваются как процессы чисто механические, что крайне ошибочно. Метафизичность философии Нового времени – в неспособности понять мир как процесс, как такую материю, которая находится в непрерывном историческом развитии.

С другой стороны, философия Нового времени не является тематически и содержательно однородной, она представлена различными национальными школами и персоналиями. Но, несмотря на все различия, сущность философских устремлений у всех одна: доказать, что между фактическим и логическим положением дел существует принципиальное тождество. По вопросу о том, как реализуется это тождество, как отмечали выше, существуют две философские традиции: эмпиризм и рационализм. Полемика между ними была весьма плодотворной для развития философского знания, обретения им нового социального статуса. Эмпиризм представлен, в основном, английским естественнонаучным материализмом, а рационализм был популярен в континентальной Европе, во Франции и Германии.

Наконец, попытка разработки философского метода познания в тот период, проходившая красной нитью через всю философию Нового времени, была естественна и правомерна, поскольку цель философии – получение истинного знания. Однако абсолютизация знаний математики и механики и их методов стала причиной ограниченности это философии в целости и ограниченности материалистической философии в частности. Причем эта ограниченность была исторически неизбежна в силу неразвитости уровня науки того времени.

Наиболее значительными направлениями и школами в философии Нового времени являются:

– Английский естественнонаучный материализм XVII в.

–Французская рационалистическая философия XVII в.

– Философия Просвещения в Англии в XVII-XVIII вв.

– Философия Просвещения во Франции в XVII-XVIII вв.

– Философия Просвещения в Германии и России в XVII-XVIII вв.

Наши рекомендации