Натурфилософия и гуманизм философии Возрождения
В соответствии с рассмотренной периодизацией философские истоки Возрождения следует искать в кружках ранних итальянских гуманистов, впервые открыто заговоривших о центральном месте человека в мироздании. Суть гуманизма не в любви к людям и не в отношении к правам человека. Центральная идея гуманизма, как её понимали гуманисты Возрождения, состоит в том, чтобы с помощью гуманистических занятий актуализировать возможности, заложенные в человеке.
Содержание гуманистических опытов - в попытке возрождения античного философского и художественного наследия. В результате распространения гуманизма, сначала в Италии, затем в Германии и Франции, сформировалось убеждение, что человек является вполне самодостаточным существом и может без посторонней, то есть божественной помощи, развить свои потенциальные возможности. Это была главная идея и цель гуманизма. На практике же это реализовывалось в идее антропоцентризма.
Наиболее видной фигурой раннего итальянского Возрождения был Данте Алигьери (1265-1321 гг.). Он известен широкой публике как автор знаменитой «Божественной комедии», но ему принадлежат и глубокие философские обобщения по поводу сущности и предназначения человека в мире.
В его комедии представлена структура мироздания, ещё средневековая по своей сути, но содержащая предпосылки новой, антропоцентристской картины мира. Хотя он и принимает в качестве непреложной истины догматы христианства, по-своему истолковывает соотношение божественного и человеческого.
В «Божественной комедии» и философских трактатах человек, по Данте, есть результат соединения природного и божественного начал, существо, принадлежащее двум стихиям. Им руководят две цели, два предназначения. Одно состоит в том, чтобы выполнить некое земное предназначение, другое - в следовании заповедям бога. Земное предназначение человека обладает самостоятельностью и самоценностью, и это предельно важно в философии Данте, потому что это уже решающий шаг в сторону разделения земной (светской) и церковной жизни.
Данте, не отвергая учения о творении, используя неоплатонические схемы рассуждений, учит о том, что человек имеет двоякую – смертную и бессмертную – природу, что он есть среднее звено между тленным и нетленным и потому имеет двойное предназначение, «предопределяется к двум конечным целям». Одна из них достигается в здешней земной жизни и заключается в проявлении собственной добродетели, другая достигается лишь посмертно и при содействии божественной воли.
По Данте, предназначение человека не аскетическое подвижничество во имя отречения от мира и ухода от мирских забот, а достижение высшего предела земного совершенства.
Идеи Данте о двойном предназначении человека, о самоценности его земной жизни, о его достоинстве развивал Петрарка (1304-1374). Он был уверен, что философия схоластического типа непригодна для жизненного наставления, что естественный разум реализовался не только у Аристотеля, к тому же превратно истолкованного из-за несовершенства перевода, но и у других античных мыслителей. Их труды нужно искать, тщательно переводить, изучать, однако рассматривать их как абсолютные авторитеты, а как образцы для подражания в процессе поиска жизненных наставлений.
Гуманистическая программа, намеченная Данте и Петрарка, получила развитие и оформление у Салютати (1331-1405) – воспитать нового человека, обладающего свойством, которое он толковал, как способность совершать добродетельные поступки. При этом он был уверен, что такие качества не даны человеку от рождения, она вырабатывается образованием и жизненным опытом, она есть результат упорного труда, работы души, в том числе и процессе изучения гуманитарных дисциплин, куда входят грамматика, которая должна стать наукой о синтезе формы и содержания, о способах выражения мысли; риторика – проводница мудрости и сама мудрость – философия, центром которой является этика, направляющая человека по пути совершенства, По мнению Салютати, хотя земная жизнь и дана людям богом, их собственная задача состоит в том, чтобы построить ее в соответствии с природными законами добра и справедливости.
В последующий период философии эпохи Возрождения основные идеи родоначальников гуманизма получили дальнейшее развитие в творчестве общественных и церковных деятелей: Бруни (1370-1444), Фичино (1433-1499), Пикоделла Мирандола (1463-1494).
Рассматривая идеи гуманизма, нельзя не отметить и творчество другого итальянского поэта Франческо Петрарки. Время, когда он творил, действительно связано с эпохой окончательного оформления средневековой схоластики, поэтому лирика Петрарки в этом смысле явилась вызовом этой системе.
Схоластическая философия того времени опиралась на классические языки, недоступные широким слоям населения и не способные живо и ярко передать всю гамму человеческих чувств и впечатлений. Философия и филологическая культура Петрарки, его борьба против варварского языка схоластических трактатов, стремление отыскать новые памятники античной литературы, аутентично их прочитать. Всё это имело прямое и непосредственное отношение к возрождению традиций античной философии, формированию её образного и сочного языка, созданию на этой основе поэтического языка культуры, свойственного древнегреческому эпосу, театру, литературе и искусству.
Гуманистическая мысль отказывается от теоцентризма средневековой философии. Она перестаёт играть роль «служанки богословия», потому что отвергает рациональное богословие, считая познание бога - не делом людей. Поворот к проблемам человеческого бытия, даже ценой отказа от универсальных онтологических проблем, означает разрыв философии со схоластической традицией.
Таким образом, философия данной эпохи, возникнув как идеология кризиса феодализма и зарождения капитализма, опираясь на многообразные идейные источники, не являлась простым восстановлением античности. Она естественно обладала собственным богатым содержанием, отражала борьбу нового со старым в экономической и социально-политической сферах, борьбу материалистических тенденций с идеализмом, теологическим априоризмом религиозного мировоззрения, которому противопоставлялись гуманистическая этика и социальные утопии.
Круг интересов первого этапа гуманистической философии Возрождения был преимущественно этически ориентированным. Обращённость к внутреннему миру человека как начало антропоцентризма, где требования морали выводились из естественного для человека, как и для всей природы, стремления к самосохранению, наслаждению и избежанию страданий, любовь к другим людям как результат любви к себе, формирование в обществе более высокого этического порядка.
Наиважнейшим предметом обсуждения становится достоинство человека, его роль и место во Вселенной. Намечается критика средневекового аскетизма, признаётся ценность «земных страстей». Наряду с оправданием человеческих потребностей и стремления к наслаждению важное место занимает стремление к земной славе, к бессмертию своего имени и творчества.
Следовательно, гуманизм - это новый характер человеческого знания, источник философии, стиль философии, образ философа и его социальный статус. Гуманисты не были профессиональными философами, они не работали на кафедрах философии богословских школ и университетов. Это были учёные без учёных степеней, политические деятели городских коммун, публицисты, поэты, филологи, педагоги, одним словом - люди новой среды общества. Исходя из этого, они начинают свой переворот в философии и культуре прежде всего с изменения стиля и языка философии.
Для таких мыслителей новой эпохи язык схоластических трактатов вообще не был языком культуры, ибо он не был рассчитан на массовое употребление. Вдобавок, он искажал тексты античных мыслителей.
Одним из основных направлений деятельности гуманистов становится новый перевод античной классики. Это требовало не только филологической, но и общей культуры.
Среди гуманистов в связи с этим шла широкая полемика против культа Аристотеля как единственного источника философии. Они отвергают верность одной традиции и на место Аристотеля пытаются поставить всё богатство возрождаемой ими античной культуры.
Именно благодаря деятельности гуманистов новая европейская философия получила в своё распоряжение забытые античные тексты, многочисленные памятники греческой и римской философской мысли. Труды Цицерона знакомили с этико-политической проблематикой Рима, Аристотель заново комментировался с учётом деятельности Фомы Аквинского, Аверроэса, Дунса Скота. Открытие и перевод «Жизнеописаний философов» Диогена Лаэртского расширили круг известных авторов. Особенно большое значение для реабилитации эпикуреизма имело открытие поэмы Лукреция Кара «О природе вещей». Сочинения Эпиктета и Марка Аврелия знакомили читателей с взглядами античного стоицизма, произведения Секста Эмпирика - с воззрениями скептиков. Впервые становятся доступными в полном объёме труды Платона и неоплатоническая традиция.
Вся эта работа не сводилась к открытию забытых памятников философской литературы. Гуманисты лишили античных авторов вневременного ореола, поставив их в контекст, своей эпохи.
Новая философия находит своё выражение и в новой литературной форме. Отброшены традиционные «суммы» схоластической философии с их строгой формальной структурой, разделами, подразделениями, системой толкования, комментариями, опровержениями. Наиболее важным и распространённым жанром философствования становится диалог, причём не в платоновском виде, а в ином, в котором уже невозможно отождествить позицию автора с позицией одного из персонажей.
Философия гуманизма вполне сознательно связывает себя с новыми социальными слоями. В поэмах, философских сочинениях прославляются городская свобода, цеховая структура, купеческое и ремесленное сословие.
Таким образом, антропоцентризм возрожденческой философии означал не только перенесение внимания с проблем онтологических на этические, но и перестройку всей картины мира, новое понимание проблемы соотношения божественного и природного начал. Внимание философов привлекает земная жизнь человека. Мир - это не юдоль печали и слёз, а область человеческой деятельности. Бог - это всего лишь творческое начало, в уподоблении которому - главная задача человека. Философия призвана раскрыть гармоническое единство природного и божественного в человеке.
Гуманисты не отвергают ни идеи творения, ни бессмертия души. Они вовсе не атеисты. Но понятие «природа человека» - одно из центральных для них. Опираясь на верно понятую «человеческую природу», они говорят о нравственности, достоинстве, благородстве человека. В гуманизме мы находим резкую критику аскетизма, которому противостоит идеал красивого человеческого тела, культ наслаждения. Поэтому гуманистическая традиция обращается к эпикуреизму. Но всё же главное в антропоцентризме - это идея достоинства человека. Не отвергая христианское учение о греховности человека, гуманизм рассматривает место человека в мире не с точки зрения грехопадения и спасения, а как проблему достоинства. Достоинство в признании за человеком способности и возможности возвыситься от варварского, животного состояния до истинно человеческого. А истинно человеческое есть результат заложенных в человеке возможностей к самосовершенствованию. Заложенные богом, они требуют для своей актуализации усилий самого человека, культурной, творческой деятельности. Истинный человек - это цивилизованный человек. Этапы развития, становления человека, по утверждению гуманистов, таковы: природа - культура - божественность, понимаемая как тождественность человека тому, по образу и подобию чего он сотворён.
Идеал гармонически развитой личности лежит в основе гуманистической педагогики. Из гуманистического учения о красоте человека следовала забота о физическом развитии, о гармоническом соотношении в человеке разнообразных способностей и качеств.
Гуманистический идеал обожествлённого человека - это героический идеал. На смену ветхозаветному Адаму приходит Прометей, ставший знамением новой культуры. На первый план в учении о достоинстве человека выдвигается величие его ума и подвига, величие духа. Гуманизм усматривает божественность человека в великих и прекрасных деяниях.
Своё наиболее яркое и последовательное воплощение гуманистическая антропология нашла также в великих художественных созданиях ренессансного искусства. Оправдание мира и человека носят в философии гуманизма преимущественно этический и эстетический характер. Онтологические проблемы затрагиваются весьма косвенно. Свободомыслие гуманистов не идёт, как правило, дальше религиозного индифферентизма и антицерковной полемики. Постановка и решение более фундаментальных вопросов были осуществлены в пантеистических и натурфилософских опытах философов эпохи Возрождения.
Натурфилософия - это философия природы. Целью натурфилософских изысканий является установление смысла природы, поиск истоков целесообразности в ней. Спецификой натурфилософии эпохи Возрождения считают пантеизм - учение, отождествляющее Бога и природу. Как уже говорилось выше, в пантеизме нагляднее всего отразилась половинчатость, переходность философии эпохи Возрождения. Целесообразность требует прежде всего выяснить, что такое пантеизм, посредством разбора философских взглядов основных представителей данного течения философской мысли эпохи Возрождения: Николая Кузанского, Джордано Бруно, Бернардо Телезио, Теофраста Гогенгейма.
Рассмотрение специфики натурфилософии эпохи Возрождения было бы неполным без выяснения взглядов мыслителей, заложивших основы естествознания Нового времени. Ибо, занимаясь естественнонаучными вопросами, они неизбежно отталкивались от базовых философских проблем, в решение которых они и внесли значительный вклад. Мы имеем в виду, прежде всего Леонардо да Винчи, Николая Коперника, Галилео Галилея. Они говорили о структуре научного знания, внесли вклад в разработку теории истины, методологии и логики научного познания, классификацию наук, предвосхитили многие открытия более позднего времени.
Развитие натурфилософии происходило на фоне открытий в естественных науках, изменения роли знания в жизни общества. Великие географические открытия приводят к пересмотру основных положений картины мира. Ренессансное естествознание, послужившее одной из предпосылок классической механики, было неразрывно связано с пересмотром методологических и логических основ тогдашней науки. Наиболее ярко и последовательно эти новые тенденции выразились в творчестве Леонардо да Винчи.
Он известен как один из «титанов» эпохи Возрождения. Из курса общей истории культуры мы знаем, что Леонардо был необычайно одарённым человеком. Он и живописец, и градостроитель, и анатом, и палеонтолог и т.п. Он считается создателем опытного естествознания, без которого не может быть знания природы. Заявляя, что всё наше познание начинается с ощущений, провозглашая основой истинного знания опыт, Леонардо отвергает всякое знание, не опирающееся на авторитет самой природы. Позиция эта означала, по сути, отрицание теологии.
Знание, основывающееся на откровении, на авторитете Священного писания, не может удовлетворять современного человека. Как можно совместить с идеей прямого творения человека и мира открытия в области палеонтологии, сделанные во времена Леонардо? Другим препятствием к истинному знанию мыслитель считает авторитет традиции книжной учёности, пренебрегающей непосредственным наблюдением и опытом. К необходимости разработать методологию опытного естествознания Леонардо пришёл также «опытным» путём. Его считают основателем теории и практики научного эксперимента.
Опыт у Леонардо - средство постижения законов природы. Познание не может ограничиваться ощущением и экспериментом, практикой без цельной научной теории. Известно изречение Леонардо: «Наука - полководец, практика - солдаты…». Задачу науки он видел в выявлении причинных связей на их основе, в познании природы и её законов. Понятия природного закона и необходимости служат у него синонимами самой природы, понимаемой как творческое деятельное начало. Бог - это «верховный художник», а художественное творчество есть единственное средство познать Творца столь удивительных вещей. Природа - это и создатель человеческой души. Душа неразрывно связана с телом, она не может существовать и действовать без него. Она есть творческое, деятельное начало, заключённое в самой природе.
Хотя Леонардо прямо не высказывает себя сторонником гелиоцентрических космологических построений, тем не менее склонен полагать, что не Земля есть центр Вселенной. Его «Похвала Солнцу» прямо предвосхищает наступление века Коперника. Леонардо - это не только учёный, но и философ. Его интересуют источники красоты и целесообразности в мире, он автор прозорливых высказываний о человеке. Но мысль о величии человека оборачивается и сентенциями по поводу его ничтожества. Поэтому необходимость самостоятельных усилий человека для поддержания своего предназначения вполне созвучна у Леонардо с идеями возрожденческого гуманизма.
Рассмотрение натурфилософии Возрождения будет неполным без фигуры Николая Коперника, создавшего гелиоцентрическую картину мира. Создание новой космологии требовало свободного отношения к традиции и богословию. Коперник получил хорошее университетское образование, знал историю философии, ему были знакомы взгляды древних астрономов, придерживавшихся гелиоцентрической гипотезы. Создание новой картины мира потребовало не просто изменения расчётов и усовершенствования средств наблюдения, а совершенно иной теоретической базы. Коперниковская революция не сводилась к простой перестановке предполагаемого центра Земли, замене его на Солнце. Нужно было создать объективную картину движения планет. Земля перестаёт играть центральное место в системе мироздания, а объявляется одним из тел наряду с другими. Это привело к пересмотру традиционного «землецентризма» средневекового сознания.
Разрушение иерархической системы мироздания явилось главнейшим мировоззренческим результатом коперниканства. Подлинный смысл революции Коперника раскрыл в своём творчестве Джордано Бруно, и именно в результате этого возник конфликт между ним и церковью.
Чтобы соблюсти логику рассмотрения, мы несколько умалим принцип историзма и перескочим на столетие, чтобы охарактеризовать философию Джордано Бруно (1548-1600 гг.). Пантеизм Бруно считается самой радикальной философией итальянского Возрождения. Центральной категорией его философии является Единое. Он трактует его в духе натуралистического пантеизма. Единое - это не высшая ступень космической иерархии Бытия, а одновременно и причина бытия, и само бытие, в нём совпадают сущность и существование. Вселенная едина, бесконечна и неподвижна, она не сотворена. В ней, как Едином, всё совпадает: сущность и существование, единство и множество, минимум и максимум. Открытие Коперника послужило для Бруно отправной точкой в разработке новой космологии бесконечной Вселенной. Но для него важным было совместить идеи Коперника с идеями Николая Кузанского.
Мысль о материальном единстве Земли и неба явилась важнейшей предпосылкой нового подхода. Небесные тела лишались привилегированного положения и вводились в систему единых законов механики. В новой космологии нет места для фиксированного центра мира, им не может быть ни Земля, ни Солнце. Во Вселенной всё подвержено развитию, изменению и гибели. Вечна только сама Вселенная. Бесконечность Вселенной - важнейшая идея космологии Бруно. Вне Вселенной нет ничего, ибо она представляет всё сущее, всё бытие. В борьбе за торжество этой идеи Бруно критикует Аристотеля и католическую философию, согласно которым бесконечность - это атрибут Бога.
Сам Бог у него растворяется в природе, совпадает с ней. Это и есть пантеизм, Бог заключён в самих вещах, а не вне их. Он выступает в качестве деятельного начала материи. Тождественные природа и Бог выступают как закон или совокупность законов материального мира. Пантеизм Бруно, таким образом, приобретает материалистический характер.
Очевидно, что подобные утверждения подрывали догматические основы христианской религии и не могли быть оставлены без внимания церковью. Помимо чисто научных и философских работ, Бруно является автором полемических трактатов, в которых критикует практику церкви. В 1592 году он стал узником инквизиционной тюрьмы, а в 1600 году был сожжён на костре на Поле цветов в Риме.
Синтез, охватывающий центральные проблемы философии, конкретных естественных и гуманитарных наук, включающий и программу всеобщих социально-политических преобразований, предпринял Томазо Кампанелла (1568-1639 гг.). В истории он известен как автор утопической работы «Город Солнца». Он критикует не только схоластическое богословие, но и преклонение многих возрожденческих мыслителей перед античным наследием. Он разработал учение «о двух книгах» - своеобразную модификацию средневековой концепции «двух истин». Существует две «божественные» книги, в которых мы черпаем знания: это Природа и Писание. Между ними нет противоречия.
Выдвинутый в «Городе Солнца» идеал общественного устройства, основанного на общей собственности, Кампанелла рассматривал как вполне реалистичную программу. Это сочинение связано со всеми остальными идеями мыслителя. Свои надежды на коренные изменения в общественном устройстве, планы преобразования человечества по устройству справедливого, естественного и разумного строя Кампанелла связывает с ожидаемым коммунистическим переворотом.
Возврат к «первобытному коммунизму» он считает неизбежным результатом естественного круговорота вещей, под которым он понимал господствующую в космосе объективную закономерность.
Главную причину всех бедствий и неустройств он видит в социальном неравенстве, существовании богатства и нищеты. А последнее - результат своекорыстия, индивидуализма. Воплощением этих пороков он считает макиавеллизм. Острие социально-политической критики Кампанеллы направлено против частной собственности. Существенным элементом программы является и всемирное единение. Идея всемирной монархии изложена в книгах «Монархия Мессии» и «О царстве божьем». Возможность этого единства основывается на стремлении народов к ликвидации всего противоестественного в отношениях между людьми, прежде всего - войн и уничтожения целых народов.
Всемирное единение - единственная возможность, по его мнению, избавиться от войн, голода, эпидемий. Многие, особенно после крушения практики социализма, считают Кампанеллу теоретиком казарменного коммунизма. Но более внимательное прочтение его трудов, особенно в контексте событий конца XX столетия, дает повод усомниться в этой категоричной оценке.
Таким образом, можно в порядке заключения отметить, что человек в философии эпохи Возрождения впервые начинает рассматриваться как личность, способная путём самосовершенствования подняться из ничтожного, животного состояния на высоту, которая сродни божественному совершенству.