Общая характеристика русской философии
1. Русская философия- феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада - эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.
Характерными чертами русской философииявляются:
Ü сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;
Ü специфическая форма выражения философских мыслей - художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, «эзопов язык» (что объясняется политической несвободой и жесткой цензурой);
Ü целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;
Ü большая роль проблем морали и нравственности;
Ü конкретность;
Ü широкое распространение в массах, понятность простому народу.
Основные этапы развития русской философии:
1)период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси;
2)философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского государства (Московской Руси и России);
3)философия XVIII в.;
4)философия XIX в.;
5)русская и советская философия XX в.
Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси относится к IX - XIII вв. (соответствует эпохе от возникновения Древнерусского государства - Киевской Руси до времени феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания). Среди наиболее ярких представителей философииуказанного периода выделяются: Иларион Киевский(XIв.), Владимир Мономах (1053-1125), Климент Смолятич(начало XII века - после 1164 г.), Филипп Пустынник (XIв.).
Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси)как в истории, так и в философии приходится на XIII - XVII вв.Среди видных философов данного периода:Сергий Радонежский (1314 - 1392), , Максимилиан Грек (1475 - 1556), Андрей Курбский (1528 - 1583), Нил Сорский (1433 - 1508), Юрий Крижанич (около 1617-1683).
Русская философия XVIII в. включает два основных этапа: философию эпохи петровских реформ и материалистическую философию середины и второй половины XVIII в.
К философии эпохи петровских реформотносится творчество Феофана Прокоповича (1681 - 1736), В.Н. Татищева (1686-1750), А.Д. Кантемира (1708 - 1744). Основной направленностьюих философии были вопросы устройства императорской власти, ее божественности и нерушимости; войны и мира, познания, нравственных ценностей и др.
Основными представителями материалистического направлениябыли М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев. М.В. Ломоносов(1711 - 1765) в философии был сторонником механистического материализма. Им была заложена материалистическая традиция в русской философии. На последовательно материалистических позициях стоял А.Н. Радищев(1749 - 1802). Помимо обоснования материалистических начал бытия большое внимание Радищев уделил социально-политической философии. Ее кредо - борьба против самодержавия, за народовластие, правовую идуховную свободу.
Основные направления русской философии XIX в.
• декабристская философия;
• философия западников и славянофилов;
• консервативная религиозная и монархическая философия;
• философия писателей Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого;
• революционно-демократическая философия;
• либеральная философия.
1. Декабристская философиябыла представлена творчеством П.И. Пестеля, Н.М. Муравьева, И.Д. Якушкина, М.С. Лунина, В.К. Кюхельбекера и других.
Основная направленность философии декабристов - социально-политическая.Ее опорными идеями были: приоритет естественного права; личная свобода человека; ограничение самодержавия законом либо замена его республикой.
2. Проблемами истории, выбора исторического пути для России занимались представители философских направленийзападников и славянофилов.
Видными представителями западников являлись П.Я. Чаадаев, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский. Западники хорошо усвоили философские традиции современной им западной философии (материализм, эмпиризм) и пытались привести их в русскую философию.По мнению западников, «уникального» исторического пути у России нет.
Оппонентами западников являлись славянофилы.Их лидерами были А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.Н. Островский, братья К.С. и И.С. Аксаковы. Согласно славянофилам, основу исторического бытия России составляют православие и общинный образ жизни, а русский народ принципиально отличается по своему образу жизни от народов Запада (святость, соборность, набожность, коллективизм, взаимовыручка против бездуховности, индивидуализма, конкуренции Запада). По их мнению, любые реформы, попытки насадить на русскую почву западные традиции рано или поздно оканчивались для России трагически.
3. В противовес философии декабристов и другим направлениям философии, не согласующимся с официальной идеологией, возникла так называемая ортодоксально-монархическая философия.Ее цели - отстоять существующий общественно-политический и нравственный порядок, нейтрализовать оппозиционную философию. Ее главным лозунгом в середине XIX в. было: «Православие, самодержавие, народность».Важную роль в ортодоксально-монархической философии играло религиозное направление.Его видными представителями были Н.Ф. Федоров(1829 - 1903) и К.Н. Леонтьев(1831 - 1891).Спасение для России - отказ от капитализма, изоляция от Западной Европы и превращение ее в замкнутый православно-христианский центр (по образу Византии).
4. Представителями философского религиозного направления также были великие русские писатели - Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой, оставившие, кроме литературного, большое философское наследие. Ф.М. Достоевский(1821 - 1881) будущее России видел не в капитализме и не в социализме, а в опоре на русскую «национальную почву» - обычаи, традиции. Ключевую роль как в судьбе государства, так и в судьбе отдельного человека, должна сыграть религия. Именно на религии держится человеческая духовность, она есть «панцирь», оберегающий человека от грехов.
Л.Н. Толстой(1828 - 1910), создал особую религиозно-философскую доктрину - толстовство. Суть толстовствав следующем: религия должна стать простой и доступной для народа; необходимо отказаться от насилия как способа решения каких-либо проблем; государство - аппарат насилия, поэтому не имеет права на существование; в основе поведения человека должно быть непротивление злу.
5. Представители революционно-демократического направления русской философии XIX в. отвергали существующий общественно-политический и экономический строй, но будущее государственного устройства России видели совершенно по-разному:
• Н.Г. Чернышевский; видел выход из создавшегося кризиса раннего капитализма в «возвращении к земле» (к идее аграрности России), личной свободе и общинном укладе жизни.
• Народники (Н.К. Михайловский, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев) ратовали за непосредственный переход к социализму, минуя капитализм. Для этого подходят любые средства, даже терроризм.
• Анархисты (П.А. Кропоткин, М.А. Бакунин) вообще не видели смысла в сохранении государства и считали государство (механизм подавления) источником всех бед.
• Марксисты (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин) видели будущее России в соответствии с учением К. Маркса и Ф. Энгельса социалистическим, с преобладающей государственной собственностью.
6. Завершает философскую традицию XIX в. либеральное направление.
Наиболее ярким его представителем являлся B.C. Соловьев(1853 - 1900).
Основными идеямиего философии были:
• идея гармонии всех сторон бытия (материальной, духовной и др.);
• идея нравственности (низший уровень нравственности - право, высший - любовь);
• идея Бога как выражения добра; идея Софии - всеобщей Божественной мудрости;
• русская идея, состоящая, по Соловьеву, из трех идей: «Святой Руси» (Москва - Третий Рим), «Великой Руси» (реформы Петра I) и «Свободной Руси» (дух декабристов и Пушкина).
Основные направления русской философии конца XIX - ХХ вв.
Ü философия «золотого века» (религиозная философия, космизм);
Ü естественнонаучная философия;
Ü советская философия;
Ü философия русского зарубежья.
У современной русской философии две основополагающие черты:
•влияние советской традиции (например, материализм, формационный подход к истории);
• обновление, объединение ее различных направлений (советской, зарубежной и др.), освобождение от догм, приближение к мировой философии.
1. «Золотым веком» духовной жизни России называется период 90-х годов XIX в. - 10-х годов ХХ в. На это время пришелся новый расцвет русской литературы, искусства, философии.
Видными представителями религиозного направлениятого периода были C.H. Булгаков (1871 - 1944), П.А. Флоренский (1882 - дата смерти спорна - 1937 или 1943, погиб на Соловках в заключении), С.Л. Франк (1877- 1950) и другие.
Космизм - направление в философии, которое рассматривало космос, окружающий мир (природу), человека как единое взаимосвязанное целое. Наиболее выдающимися представителями данного направления были Н.В. Бугаев (1837 - 1902), В.И. Вернадский(1863 - 1945), К.Э. Циолковский (1857 - 1935), А.Л. Чижевский(1897 - 1964).
2. Естественнонаучная философия представлена в творчестве ученых-естествоиспытателей И.М. Сеченова, Д.И. Менделеева, М.М. Ковалевского, К.А. Тимирязева и др..
Основными направлениями естественнонаучной философиибыли:
• материалистическое;
• социально-политическое.
3. Начиная с 20-х гг. ХХ в. и вплоть до начала 90-х гг. ХХ в. легальная русская философия (как и философия других народов СССР) развивалась, главным образом, как советская философия. В целом советская философия имела ярко выраженный материалистический характер и развивалась в жестких рамках марксистской философии, что делало ее несколько догматической.
Большое влияние на советскую философию оказало философское творчество В.И. Ленина (1870-1924),который развил марксистское учение с целью приспособить его к условиям России.
Наиболее яркий след, по мнению автора, в советской философии оставили:
• А.А. Богданов (1873- 1928) - теория систем - «тектология»;
• А.Ф. Лосев (1893- 1988) - проблемы человека, истории;
• A.M. Деборин (1881-1963) - творческое понимание материализма;
• Л. Н. Гумилев (1912 - 1992)- вопросы истории, этногенеза;
• М. К. Мамардашвили (1930 -1990) - проблемы человека, морали, нравственности;
• В.Ф. Асмус (1894 - 1975) - широкий круг исследований;
• Ю.М. Лотман (1922- 1993), философия общества, истории.
4. Далеко не все философы нашли возможность для продолжения своей жизни и философских изысканий в СССР после установления советской власти. По этой причине в эмиграции, возникло особое направление, получившее название «философия русского зарубежья».
П. С. Мережковский(1864 - 1941) разрабатывал проблемы взаимоотношений человека и Бога. Идеалы человека и общества Мережковского - христианин, гармоничная и добродетельная личность, живущая с такими же другими личностями в религиозном безгосударственном объединении.
Философия Л.И. Шестова(1866 - 1938) была близка к экзистенциализму, и ее главной темой был человек, его жизнь, поступки и права. Человек и человеческая жизнь уникальны, жизнь человека независима от внешних обстоятельств, человек имеет право активно добиваться реализации своих прав и интересов, «герой» же имеет право открыто противопоставлять себя обществу.
Философия Н.А. Бердяева(1874-1948) носит многоаспектный характер, однако в ней преобладает экзистенциональная и религиозная направленность. Основные положения его философии:
· свобода, «соборность» (единство духа и воли) составляют основу существования человека;
· свобода человека подвергается угрозе извне со стороны общества и государства; задача человека - сохранить свою самобытность;
· ключевую роль в жизни человека играет также религия;
· человек должен стремиться к Богу, но не должен пытаться заменить Бога самим собой;.
· Историческая миссия России - построить «Царство Божие» (то есть общество, основанное на взаимной любви и милосердии) на Земле.
Философия Бердяева обосновывает «конец света» вбудущем. Она также оказала большое влияние на развитие европейского экзистенционализма, учения о человеке и его жизни.
Питирим Сорокин(1889 - 1968) - русский философ, живший и работавший в США, сделал главной темой своей философии проблемы человека и общества. Им были подробно разработаны актуальные для западного мира теории стратификации и социальной мобильности.
Стратификация - разделение общества на многочисленные социальные группы (по уровню дохода, профессии, национальности, влиянию) - страты. Важнейшим условием демократии и устойчивости общества является социальная мобильность населения - возможность перехода из одной страты в другую. История, по Сорокину, - процесс смены ценностей. Согласно мнению философа большую угрозу для человечества в современный период стали представлять рост бездуховности и неограниченное развитие науки и техники.
КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ:
На раннем этапе (IX-XVII вв.) русская философия развивается в русле христианского богословия. К XVIII в. русская философия становится частью мировой мысли и разделяет основные идеи европейской мысли Нового времени. Русская религиозная философия XIX в. отражает специфику и национальное своеобразие русского философствования. Особенностями религиозной философии является попытка целостного понимания мира, высокая роль морали и художественного творчества. Целью философии западничества было принятие Россией европейских ценностей и ее включение в цивилизованный мир.
Начало XX в. стало временем религиозно-философского ренессанса, возродившего интерес общества к проблемам религии, нравственности, национального самосознания. Значительное влияние на философию и науку XX в. оказал космизм, рассматривавший природу и человека как единое целое. В первой половине XX в. марксизм получил статус государственной идеологии, что значительно ограничило философское творчество в России. Ряд идей философов, отстоявших свою свободу творчества, составил «золотой фонд» отечественной философии XX в.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
1. Перечислите основные специфические черты русской философии. Прокомментируйте их.
2. Что является главным предметом спора западников и славянофилов?
3. Какова религиозно - философская сущность толстовства?
4. Что такое космизм? В чем вы усматриваете значение идей космизма для XX - XXI вв.?
5. Каковы главные черты советской философии?
6. Сформулируйте идеи крупнейших русских философов XX в.
Раздел II. Философское осмысление природы и человека, сознания и познания
В результате изучения раздела «Философское осмысление природы и человека, сознания и познания» обучающийся должен уметь:
-ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, сознания и познания как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
-пользоваться методами и приемами, с помощью которых человек познает окружающий мир.
В результате изучения раздела «Философское осмысление природы и человека, сознания и познания» обучающийся должен знать:
- основные категории и понятия философии;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основные проблемы онтологии и гносеологии (эпистемологии);
- утверждения современной философии и науки о природе и структуре сознания.
Тема 2.1. Основные категории и понятия философии. Основы философского учения о бытии.
Краткое содержание:Категории как фундаментальные понятия. Основные философские категории: сущность, явление, единичное, общее, часть, целое, порядок, причина, случайность, необходимость, действительность, возможность.
Определение и структура бытия. Объективная реальность. Субъективная реальность. Небытие (ничто). Формы существования бытия.
Категории как фундаментальные понятия
Знания даны человеку в виде понятий - мыслей, отражающих в обобщенной форме предметы, явления, связи действительности. Вы уже знакомы со многими понятиями философии - «мировоззрение», «антропоцентризм», «диалектика», «эмпиризм» и т.д. Фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные отношения и связи в той или иной науке, называются категориями. Например, к категориям языкознания относятся понятия «глагол», «подлежащее» и т.п., а к категориям информатики - понятия «алгоритм», «файл» и т.д.
Основные философские категории
Философские категорииявляются наиболее общими и охватывают не отдельные стороны мира (как в языкознании или в информатике), а весь мир в целом.
Впервые учение о категориях было изложено Аристотелем, который выделил десять основных категорий, при помощи которых можно описывать мир и его составляющие. В дальнейшем их изменил, дополнил и разделил на классы И. Кант, а диалектику отношений между категориями в их развитии и изменении показал Г. Гегель. В современной философии наиболее часто используются следующие категории: сущность и явление, единичное и общее, целое и часть, порядок и хаос, причина и следствие, случайность и необходимость, действительность и возможность. Значения многих из этих категорий самоочевидны; отдельные из них требуют пояснений.
Сущность- главное в предмете, то, что определяет его.
Явление- внешнее проявление характеристик предмета. Явления, воспринимаемые нами, не всегда отражают истинную сущность вещей, часто представляя собой лишь видимость: таковы, например, вращение Солнца вокруг Земли или оптические искажения формы предметов на границах разных сред. Таким образом, познание мира есть движение от явлений к сущности вещей, от поверхности к глубине.
Единичное- категория, выражающая уникальность, неповторимость предмета.
Общее- категория, выражающая нечто единое в ряде предметов.
Часть- составной компонент чего-либо. Целое- нечто единое.
«Целое, состоящее из частей» по-гречески именуется системой. Системы обычно делятся на суммативные (где целое равно сумме частей, например группа незнакомых людей на остановке общественного транспорта), несуммативные (где целое больше, чем его части, например организованный коллектив студентов, составляющих вместе нечто большее, чем просто сумма людей). Иногда особо выделяют органические системы, где часть не может существовать без целого (например, сердце как часть человеческого организма).
Порядок- строгое, организованное расположение чего-либо. Хаос - отсутствие налаженности, беспорядок. Переход от порядка к хаосу, увеличение беспорядка называют энтропией, а обратный переход - организацией (или самоорганизацией, если система упорядочивается самостоятельно).
Причина - явление, которое вызывает к жизни другое явление. Следствие - результат действия причины.
Причину следует отличать от повода. Повод не порождает следствия. Например, поводом для Первой мировой войны было убийство эрцгерцога Фердинанда, но истинной причиной войны стало стремление стран-участниц к более выгодному для себя переделу мира. Вера в то, что все имеет свои причины, называется детерминизмом, отрицание всеобщей причинности - индетерминизмом.
Случайность- то, что может как произойти, так и не произойти.
Необходимость - то, что обязательно должно произойти, причем, строго определенным образом. Сторонники теории, согласно которой в мире все предопределено изначально, называются фаталистами.
Действительность - все реально существующее. Возможность - то, что может возникнуть при определенных условиях. Мера возможности именуется вероятностью. Чем больше степень вероятности, тем больше шансов, что возможность станет действительностью.
В целом категории философии позволяют описать общие закономерности развития бытия.
Определение и структура бытия
Вопрос о бытии является отправной точкой, основой всех вопросов, с которыми человек сталкивается при попытке осмыслить мир. Отголоски этих представлений дошли до нас в многочисленных мифах и сказаниях. Поэтому и в философии основополагающим является раздел, изучающий бытие - онтология.
Первым философом, кто выделил бытие как категорию, был Парменид, он выдвинул идею о неизменной сущности истинного бытия. В дальнейшем в истории существовало множество различных подходов к пониманию бытия, которые можно свести к трем основным: материалистической, объективно-идеалистической, субъективно-идеалистической.
В материалистической концепции под бытием понимается объективная реальность, способная воздействовать на наши органы чувств; движущаяся материя. В объективно - идеалистической концепции бытие - это существующая независимо ни от кого идея. В субъективно-идеалистической концепции бытие связано с чувствами и представлениями субъекта. Быть или существовать - значит быть воспринимаемым.
Рассмотрим структуру бытия. Все существующее образует реальность. Поскольку вещи, процессы, явления бывают разного рода, то различают два вида реальности: объективную и субъективную.
Объективная реальность - действительность, существующая вне человеческого сознания и независимо от него. Субъективная реальность противоположна объективной и обозначает наш внутренний мир.
Философские учения по-разному отвечали на вопросы о бытии. Но в одном были едины: «бытие» и «существование» - одно и то же. Бытие- это всеобщая, универсальная и единственная в своем роде способность существовать, которой обладает любая реальность.
Бытие есть все то, что есть - это и материальные вещи, это и все процессы (физические, химические, геологические, биологические, социальные, психические, духовные), их свойства, связи и отношения. Например, плоды самой буйной фантазии, сказки, мифы - это разновидность духовной реальности, часть бытия. Противопоставлением бытия является небытие (ничто). Небытие (ничто) - это отрицание бытия, то, что нельзя даже помыслить и тем более представить - тогда оно уже будет существовать!
Формы существования бытия
Итак, небытие не существует. А что же существует? Как правило, выделяются следующие формы существования бытия: человек (исходная точка отсчета, в существовании себя трудно сомневаться), живая и неживая природа. Они образуют воображаемую пирамиду, в основании которой находится неживая природа, над ней надстраивается живая природа, а еще выше человек, как единство живой и неживой природы.
Каждая из форм бытия обладает своими особенностями.
Бытие вещей и процессов неживой природы - это весь естественный и искусственный мир, а также все состояния и явления природы (звезды, планеты, земля, вода, воздух, здания, машины, эхо, радуга, отражение в зеркале и т.д.). Это вся первая (естественная) и вторая (искусственная, т.е. созданная человеком) природа, лишенная жизни.
Бытие живой природы включает в себя два уровня:
I.Первый из них представлен живыми неодухотворенными телами, т.е всем тем, что имеет способность к размножению и осуществляет обмен веществ и энергии с окружающей средой, но не обладает сознанием (весь растительный и животный мир)
II.Второй - это бытие человека и его сознания, где в свою очередь можно выделить:
· индивидуальное бытие, т.е. бытие конкретных людей;
· общественное бытие;
· духовное бытие (идеальный мир, сознание).
Бытие не статично, постоянно происходит разрушение данного вида бытия и превращение его в иную форму. Именно здесь мы говорим о «бессмертии» идей, вещей, событий, исторических личностей или близких нам людей, имея в виду, что они не превратились в ничто, а обрели новое существование, иное бытие - как память, запечатленная в носителях информации любым способом.
КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ:
Категории - это фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные отношения и связи в той или иной науке. Философские категории охватывают не отдельные стороны мира (как в других науках), а весь мир в целом. В современной философии наиболее часто используются следующие категории: сущность и явление, единичное и общее, целое и часть, порядок и хаос, причина и следствие, случайность и необходимость, действительность и возможность.
Бытие есть предельно общее понятие о реальности, придающее картине мира целостность и стабильность. Проблема бытия лежит у истоков любой философской традиции и определяет ее основные черты. Исторически сложились три основные трактовки бытия: материалистическая, объективно-идеалистическая и субъективно-идеалистическая. Выделяют два вида реальности: объективную и субъективную. Выделяются следующие формы существования бытия: человек, живая и неживая природа.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
1. Дайте определение философской категории.
2. Назовите основные категории философии. Дайте их краткие характеристики.
3. Какие существуют трактовки бытия? Какой из них придерживаетесь Вы и почему?
4. Назовите и охарактеризуйте основные формы существования бытия.
Тема 2.2. Материя.
Краткое содержание: Материя как субстанция. Материя с точки зрения материализма. Основные свойства материи: субстанциальность, структурность, системность, способность к самоорганизации, неуничтожимость и несотворимость, движение, пространство, время и отражение. Виды, сферы и уровни материи. Идеалистические трактовки материи.
Материя как субстанция
В истории философии для обозначения предельной первоосновы мира - постоянной, относительно устойчивой, существующей независимо от чего бы то ни было и не нуждающейся для своего существования ни в чем, кроме самой себя, используется категория «субстанция» (от лат. substantia - то, что лежит в основе). Такими субстанциями в философии по большей части выступали: материя, Бог, сознание, идея, эфир и т.д.
Впервые понятие материя встречается у Платона. Материя в его понимании - некий лишенный качеств субстрат(материал), из которого образуются тела различной величины и очертаний. По мере развития науки и философии понятие материи становится все более абстрактным. Оно призвано охватить бесконечное многообразие всего реально существующего и несводимого к сознанию.
Материя(от лат. materia - вещь, вещество) в философии понимается как вещественное начало мира в отличие от начала духовного (сознания). Это - категория, объединяющая все многообразие предметов, систем окружающего нас мира, существующих во времени и пространстве, находящихся в вечном движении и развитии.
Материя с точки зрения материализма
В работе «Материализм и эмпириокритицизм»В.И. Ленин определяет материю так: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».
Когда говорится о том, что материя дана нам в ощущениях, то имеется в виду не только прямое восприятие предметов, но и косвенное. Мы не можем видеть, осязать, например, отдельные атомы. Но мы ощущаем действие тел, состоящих из атомов.
Материя вечна и бесконечна, несотворима и неуничтожима, неисчерпаема и находится в постоянном движении, способна к самоорганизации и отражению. Она, как утверждал Б.Спиноза, является причиной самой себя.
Основные свойства материи:
Субстанциальность материи означает то, что она является первоосновой мироздания.
Структурность материи - внутренняя расчлененность реального мира. В науке выделяют два видаматерии: вещество и поле, которые тесно взаимосвязаны и переходят друг в друга. Вещество прерывно, т.е. внутренне расчленено и обладает массой покоя Поле (например, гравитационное или электромагнитное поле), напротив, внутренне непрерывно: оно связывает частицы материи и отвечает за их взаимодействие.
УРОВНИ МАТЕРИИ | ||
Неживая природа | Живая природа | Общество |
Элементарные частицы | Доклеточные формы | Индивид |
Атомы | Одноклеточные организмы | Семья |
Молекулы | Многоклеточные организмы | Группа |
Микромир | Виды | Этнические общности |
Планеты и их системы | Популяции | Государства |
Галактики и их системы | Биоценозы | Союзы государств |
Макромир | Биосфера в целом | Человечество в целом |
Выделяются также уровни материи, которые различаются по сферам - неживая природа, живая природа и общество. Если наличие жизни научно подтверждено пока только на нашей планете, то представления о природе неживой постоянно углубляются и расширяются. Границ микромира и макромира не видно. И нет оснований предполагать, что они вообще есть!
Системность - упорядоченность и взаимосвязь всех элементов. Материя не может существовать вне определенной организации, она всегда проявляет себя в виде материальных систем. Совокупность всех внутренних связей именуется структурой: любая система с необходимостью структурирована. Система и элемент - понятия соотносительные. Сама система может быть элементом большей системы, Так, социальная группа (например, семья) есть система, состоящая из элементов - индивидов и одновременно она является элементом более крупной системы - общества в целом. Все обозначенные выше уровни материи - от неживой природы до общества - могут рассматриваться как особые материальные системы.
Способность к самоорганизации - неотъемлемое свойство материальных систем. Как показал бельгийский ученый Илья Романович Пригожин (1917-2003), один из основателей синергетики (науки о самоорганизации), «открытые неравновесные системы» (системы, свободно обменивающиеся с внешней средой) проявляют свойства самоорганизации, т.е. возникновения «порядка из хаоса». Выводы синергетики решают проблему, поставленную классической физикой. Согласно законам термодинамики, любая система стремится к хаосу и тепловой смерти, однако в реальности материальные системы развиваются и стремятся к упорядоченности своих элементов. Следовательно, самоорганизация - важное и неотъемлемое свойство материи как системы.
Неуничтожимость и несотворимость реализуется в способности к взаимопревращению различных видов материи друг в друга. Отдельные виды материи могут исчезнуть, но при этом в определенном количественном соотношении появляются другие ее виды. И этот процесс бесконечен.
Движение- это изменение, любой переход из одного состояния в другое. Способ существования сущего. Быть - значит быть в движении, изменении. Существует несколько форм движения: механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное и т.д.
Пространство- это форма бытия материи, характеризующая протяженность материальных объектов, порядок их расположения, расстояние между ними. Все тела имеют протяженность - длину, ширину, высоту и расположены относительно друг друга и составляют части той или иной системы.
Время - форма существования материи, характеризующая длительность материальных процессов, последовательность их смены друг с другом. Все тела существуют и движутся во времени.
Отражение - способность материальных систем воспроизводить в своих свойствах особенности взаимодействующих с ними систем. Так взаимодействующая система, воздействуя на другие, изменяет их, как бы оставляет определенный «след» и запечатлевает себя в результате этого воздействия.
Такова точка зрения материализма. В отличие от материалистов, идеалисты не считают материю объективной реальностью. Существование материи ставится ими под сомнение, а окружающие нас вещи объявляются существующими только в восприятии и мышлении. Для субъективных идеалистов материя - это «комплекс ощущений». Для объективных идеалистов - это порождение духа, «инобытие» идеи.
КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ:
Материя - философская категория, противопоставленная сознанию и охватывающая объективную реальность. Материя структурна и выступает в многообразии различных видов, сфер и уровней. Основными свойствами материи считаются субстанциальность, структурность, системность, способность к самоорганизации, неуничтожимость и несотворимость, движение, пространство, время и отражение.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
1. Что такое материя с точки зрения материализма и идеализма?
2. Назовите сферы, уровни и виды материального мира.
3. Кратко охарактеризуйте основные свойства материи.
Тема 2.3. Духовный мир (сознание).
Краткое содержание: Философские интерпретации проблемы сознания. Свойства и формы сознания. Структура сознания. Бессознательное: фрейдизм и неофрейдизм. Объективация сознания. Здравый смысл - рассудок - разум – мышление. Мышление и язык. Может ли машина мыслить?
Философские интерпретации проблемы сознания
Сознание - один из самых неоднозначных объектов для научного изучения. Оно не воспринимается чувствами, т.е. невидимо, неосязаемо, не имеет массы и формы, не располагается в пространстве и т.д. Тем не менее сознание существует, оно обладает особым, психическим (или духовным) бытием.
Сознаниеестьфилософская категория, обозначающая разнообразные формы и проявления духовной реальности в жизни человека.
В философии сознание, как правило, объясняется с двух разных позиций - материалистической и идеалистической. Менее распространены такие точки зрения, как дуализм (сознание и материя - два равноправных начала мира) и гилозоизм (вся материя одушевлена, т.е. способна к ощущению и мышлению).
В материалистической традиции сознание - это свойство высокоорганизованной биологической матер